Недействительность результатов проверки контролирующих органов: спасение в деталях

31

Из пункта 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Медицинская организация является объектом государственного контроля и надзора большого числа государственных и/или муниципальных органов, к которым относятся, в частности:

— Роспотребнадзор: плановые и внеплановые проверки санитарно-эпидемиологического состояния медицинской организации, соблюдения прав потребителей;

— Росздравнадзор и (или) региональное Министерство здравоохранения: проверки соблюдения лицензионных требований, контроль качества медицинской помощи;

— Роскомнадзор: проверки защищенности персональных данных. Информационные системы в медицинских организациях относятся к системам, обрабатывающим специальные категории персональных данных, поскольку в них обрабатываются персональные данные о состоянии здоровья граждан (постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных");

— Роструд в лице территориальных органов — государственных инспекций труда: проверки исполнения трудового законодательства и иных норм трудового права, в том числе в области охраны труда (безопасные условия труда);

— Фонд социального страхования (ФСС РФ) и Пенсионный фонд РФ: совместные проверки отчислений взносов и выплат пособий;

— Государственная противопожарная служба МЧС России: проверки соблюдения правил пожарной безопасности;

— органы социальной защиты (управления при региональных министерствах социальной защиты): защита прав инвалидов, совместно с прокуратурой проверка наличия соответствующих условий для инвалидов (кнопок вызова, пандусов, дверных проемов и других условий доступа в медицинскую организацию). Пунктом 8 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" на органы соцзащиты возложены контрольные функции в этой сфере. Как правило, они приходят с проверкой по поручению органов прокуратуры на обследование и составление актов проверки и протоколов правонарушений по ст. 9.13 КоАП РФ;

— Российская государственная пробирная палата Минфина России:

проверки учета серебра и золота в стоматологии;

— Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России): контроль учета и расходования наркотических препаратов и препаратов, содержащих прекурсоры наркотиков (перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 №681);

— Росприроднадзор: проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе обращение с отходами;

— Госавтоинспекция: плановые проверки соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Как правило, инспектируются государственные и муниципальные организации, имеющие парк автомобилей и водителей в штате;

— МЧС России: надзор и контроль в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

— Росстандарт: поверки медицинских приборов, проверки наличия договоров на обслуживание медицинской техники.

Помимо перечисленных служб следует назвать также прокуратуру и полицию. Первая имеет право провести проверку по любому поводу и без предупреждения, самостоятельно либо с привлечением специалистов других надзорных органов. Что касается полиции, как таковые проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий полицией были запрещены в 2009 г.

Однако существует Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об oneративно-розыскной деятельности", в соответствии с которым полицейские при наличии оснований полагать, что на предприятии совершено, совершается либо готовится к совершению преступление, имеют право провести гласные или негласные оперативно-розыскные мероприятия (опросы сотрудников, осмотры помещений, прослушивание переговоров).

Наконец, если речь идет о частной клинике с организационно-правовой формой "закрытое акционерное общество" (ЗАО), такую клинику может проверить Федеральная служба по финансовым рынкам. ЗАО обязаны ежегодно сдавать отчеты, на основании которых проводятся камеральные проверки правильности ведения реестров акционеров.

Весьма вероятно, что этот список неполон, с каждым годом в сводном плане проверок появляются все новые поводы для контроля и органы, готовые прийти с инспекцией. Но даже этого перечня достаточно, чтобы понять, насколько тяжело медицинской организации жить в согласии с государством, соблюдать все требования законодательства и в то же время выполнять свои прямые функции: лечить людей и (или) получать прибыль, если это коммерческая клиника.

Рассмотрим, с какими проблемами сталкиваются медицинские организации во время проверок.

Прежде всего, это неопределенность предмета проверок. У каждого из перечисленных органов свой весьма широкий предмет проверок. Вместе с тем на информационных стендах надзорных органов не размещен перечень того, что должен проверить инспектор на предприятии. Таким образом, если следовать логике законодателя, в каждой медицинской организации должны быть специалисты по пожарной безопасности, по охране труда, по наркотическим веществам, по учету драгоценных металлов, по защите персональных данных, по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и, конечно, юрист с большим опытом сопровождения различных проверок.

Помимо количества проверяющих органов еще одним усложняющим положение медорганизаций фактором можно считать периодичность проверок. Согласно п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон № 294-ФЗ) в сфере здравоохранения проверки могут проводиться два и более раз в три года. Четких правил на этот случай нет. Таким образом, периодичность проверок остается на усмотрение руководителя контролирующего органа.

В этой ситуации соблюсти все требования различных отраслей законодательства практически невозможно. А значит, медицинской организации придется искать иные механизмы защиты своих прав и интересов в отношениях с государственными структурами.

Одним из эффективных способов избежать административной ответственности даже при установленном факте нарушения закона является признание результатов проверки недействительными вследствие грубых нарушений процедуры ее проведения.

Перечислим случаи, когда результаты проведенной проверки могут быть признаны недействительными.

1. Отсутствие оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки.

Основания для проведения плановой проверки предусмотрены в ст. 9 Закона № 294-ФЗ. О проведении плановых проверок организация должна быть предупреждена за три рабочих дня (то есть не в пятницу!), о проведении внеплановой проверки — за 24 часа. Эти требования, а также исключения из правил предусмотрены в ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ.

Судебные решения по данному основанию: постановления ФАС Уральского округа от 09.06.2011 № Ф09-3259/11-С1; ФАС Западно-Сибирского округа от 22.04.2010 по делу № А46-20922/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 по делу № А29-1421/2010; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 по делу № А56- 45178/20121.

2. Отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, нарушение порядка согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

Основания для проведения внеплановой проверки, а также случаи, когда проверка в обязательном порядке должна быть согласована с органами прокуратуры, предусмотрены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

3. Нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Почти все частные медицинские организации являются субъектами малого предпринимательства и микропредприятиями. Критерии для отнесения организации к субъекту малого бизнеса содержатся в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Согласно ст. 13 Закона № 294-ФЗ общий срок плановых выездных проверок в отношении малых предприятий не может превышать 50 часов, в отношении микропредприятий — 15 часов.

Судебная практика: решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.01.2012 № А60-44362/2011.

4. Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно ст. 9 Закона № 294-ФЗ при проведении плановой проверки за три рабочих дня (при внеплановой проверке — перед ее началом) в медицинскую организацию на имя руководителя должна быть выслана копия соответствующего распоряжения (приказа). Содержание распоряжения должно соответствовать закону: в нем должны быть указаны данные проверяющих должностных лиц, наименование предприятия, сроки проведения проверки, четко описан предмет проверки, перечислены документы, которые необходимо представить для контроля.

Судебная практика: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу № А71-7252/2012.

5. Истребование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверок.

Согласно ст. 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица проверяющих органов обязаны соблюдать сроки проведения проверки, а также не выходить за рамки предмета проверки, определенного в распоряжении. Недопустимо изначальное необоснованное превышение сроков проверки в годовом плане, так же как и продление их при отсутствии законных оснований. Например, если кто-то из состава проверяющих уходит на больничный, проверка должна быть приостановлена, а потом возобновлена. Если же она продлена на время больничного, это нарушение.

Судебная практика: решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.06.2010 по делу № А37- 683/2010.

6. Непредставление акта проверки непосредственно после ее проведения.

Согласно ст. 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки должен быть составлен непосредственно после окончания проверки в двух экземплярах, один из которых передается руководителю под роспись.

Судебная практика: постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2012 № Ф03-5362/2012, решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.06.2010 по делу № А37- 683/2010.

7. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок.

Плановая проверка должна быть включена в годовой план, который размещается в сети Интернет на сайтах региональных прокуратур. Более точную информацию можно найти на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Защита интересов организации

Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями процедуры, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом требований закона. Они должны быть отменены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению заинтересованного лица.

На практике существует три пути, по которым можно пойти, отстаивая интересы организации:

Путь 1. Медицинская организация после получения акта проверки, проведенной с грубыми нарушениями закона, может подать в вышестоящий надзорный орган заявление о признании результатов проверки недействительными. Такое заявление подается в вышестоящую надзорную организацию и составляется в произвольной форме.

Путь 2. Заявление о признании результатов проверки недействительными может быть подано в арбитражный суд субъекта Федерации в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), то есть сам акт может быть оспорен как незаконный. Однако судебная практика здесь неоднозначна, в частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 29.06.2012 № Ф09- 4090/12 было указано на то, что дела об оспаривании актов проверки неподведомственны арбитражным судам, так как акт представляет собой лишь констатацию факта и не содержит для заявителя каких-либо обязанностей.

Такой же вывод сделан Восьмым арбитражным апелляционным судом в решении по делу от 10.12.2012 № А46- 22637/2012, где суд в целом отмечает, что законодательством не предусмотрена процедура признания проверки недействительной. Однако не все так безнадежно.

Путь 3. Единственно результативный на сегодняшний день путь — это признание результатов проверки недействительными в судебном заседании по делу об административном правонарушении (то есть когда уже вынесено предписание и составлен протокол об административном правонарушении, вынесено решение о привлечении к административной ответственности — и вы идете в суд его оспаривать). В этом случае вы действуете в рамках предусмотренной АПК РФ процедуры, заявляя уже в самом процессе, что представленный акт проверки является недопустимым доказательством, полученным с нарушением требований Закона № 294-ФЗ.

Практические советы

1. Для того чтобы оспаривать проверку по процедурным признакам, нужно досконально знать процедуру, желательно для этих целей ознакомиться еще и с административным регламентом по проверкам соответствующего надзорного органа.

2. Если пришедший с ревизией чиновник начал проверку с нарушения процедуры (не уведомил, не предъявил распоряжения и т. д.), не нужно сразу указывать ему на это. В процессе проверки фиксируйте для себя все нарушения.

3. Оптимальным вариантом фиксации нарушений является аудио-/видео- запись проверки либо протоколирование процесса проведения проверки. То есть можно поручить секретарю (медицинскому регистратору, администратору) ходить за вами во время проверки и записывать все действия проверяющих, заданные вопросы и ваши ответы. В конце проверки протокол следует подписать руководителю, его секретарю и кому-нибудь из свидетелей проверки. На вопросы проверяющих, зачем это нужно, можно сослаться на неудачный опыт проверок с другими контролирующими органами либо на распоряжение высшего руководства.

Плюс такого протоколирования в том, что, во-первых, в процессе самой проверки вам не придется следить за ошибками проверяющего и вы сможете сосредоточиться на его вопросах. Просматривая протокол позже,

можно будет проанализировать и свое поведение, и действия ревизора. Во-вторых, протокол может сыграть роль доказательства в суде, если акт проверки будет содержать недостоверную информацию. Наконец, это дисциплинирует проверяющих. Понимая, что фактически говорят "под запись", они не станут задавать вопросы либо испрашивать документы, не имеющие отношения к предмету проверки.

Проанализировав протокол проверки и выявив грубые нарушения со стороны проверяющего, можно составить заявление в прокуратуру с требованием о привлечении к административной ответственности по ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях конкретного чиновника. Но прежде чем обращаться в прокуратуру, стоит ознакомить с этим заявлением проверяющего, чтобы он смог обдумать результаты проверки. Действовать нужно предельно корректно, фактически это переговоры с представителем власти: да, медицинская организация допустила нарушения закона, но и представитель государства не во всем прав и не соблюдал закон. Никому из чиновников не хочется попасть на заметку прокуратуры, давать объяснения, отчитываться перед руководством, лишиться премии и получить взыскание или административный штраф. Поэтому переговоры вполне могут дать положительный результат. Например, в виде снижения размера штрафа. Обратите внимание, вы жалуетесь не на систему, не на государственный орган, а на конкретного человека — и именно это может возыметь эффект.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль