Контрактная система в сфере госзакупок: процедура определения поставщиков

23

В январе 2014 г. вступит в силу Закон о контрактной системе. Осталось не так много времени, но в сфере государственного и муниципального заказа продолжают появляться нормативные акты в соответствии с Планом мероприятий по реализации Закона о контрактной системе (далее — План), утвержденным Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.

Из 37 запланированных на 2013 г. актов Правительства РФ подготовлены как проекты и проходят общественное обсуждение семь документов (на момент подготовки материала). Это, в частности, проект порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, проекты документов о порядке ведения реестра контрактов и реестра недобросовестных поставщиков, а также большой документ о нормировании в сфере товаров, работ, услуг, который очень важен для контрактной системы. Четыре пункта плана (опять же, на момент написания статьи) в виде трех новых постановлений Правительства РФ уже выполнены.

Первым из постановлений Правительства РФ — от 26.08.2013 № 728 — определены три федеральных органа исполнительной власти в сфере контрактной системы: ФАС России, Рособоронзаказ и Минэкономразвития России. На Минэкономразвития России возложены функции регулирования контрактной системы. Ранее этот орган был наделен полномочиями по определению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере размещения заказа, так что по сути его функции не изменились. ФАС России и Рособоронзаказ уполномочены осуществлять контроль в контрактной системе. Эти два ведомства также сохраняют свои функции, которые они выполняли в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов).

Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 727 на Минэкономразвития России возложены полномочия по выработке функциональных требований к Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС). Напоминаем, что ЕИС должна прийти на смену Общероссийскому официальному сайту (далее — ООС) www.zakupki.gov.ru. Система будет более функциональной и содержать больше информации, кроме того, предполагается автоматизация контрольных функций по определению поставщиков, выполнению контрактов, мониторинга и аудита закупок.

Наконец, третьим документом — постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 — определены размеры начальной цены контракта. При превышении установленных величин участники закупки обязаны предоставлять заказчику дополнительные сведения о своих выгодоприобретателях либо о соисполнителях, субподрядчиках (если договор заключается на сумму более чем 10% цены контракта). Для федеральных нужд таким порогом является сумма в 1 млрд руб., а для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд — 100 млн руб. Более подробно этот механизм был рассмотрен в предыдущей статье.

До сих пор остается тайной содержание «аукционного» перечня. На момент подготовки статьи перечень не был утвержден и не публиковался в качестве проекта для общественного

обсуждения. Согласно источникам ФАС России этот перечень подготовлен, и в нем сохранился пункт об определении поставщика на строительно-монтажные работы путем электронного аукциона. На наш взгляд, подобный подход не в полной мере соответствует духу и нормам Закона о контрактной системе.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона включение товаров, работ, услуг в указанный перечень возможно при одновременном выполнении двух условий:

— существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

— критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Строительно-монтажные работы относятся к нетиповым работам и всегда требуют от участников закупки определенной квалификации, которую затруднительно измерить только с помощью денежной оценки и количественных показателей. Также надо учесть, что основная критика положений Закона о размещении заказов в части электронных аукционов исходила в первую очередь от сообщества строителей.

План реализуется и федеральными органами исполнительной власти. Три проекта документов из шести, предусмотренных на текущий год, уже подготовлены и обсуждаются. Это проект приказа Минэкономразвития России о порядке общественного обсуждения закупок с ценой контракта больше 1 млрд руб. и проект типового положения (регламента) о контрактной службе, а также совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства об особенностях размещения на ООС планов-графиков закупок на 2014 — 2015 гг.

Больше всего вопросов вызывает проект положения (регламента) о контрактной службе, который состоит из нескольких страниц, но почти не содержит конкретных практических норм, способных облегчить заказчикам процесс формирования этого крайне важного звена в контрактной системе.

События в сфере государственных и муниципальных закупок

В продолжение темы подготовки нормативных актов нельзя не отметить шокирующее заявление главы ФАС России Игоря Артемьева, сделанное в начале сентября. В интервью агентству «Прайм» Артемьев заявил, что «закон принят таким образом, что по ряду вопросов ведомствам не удалось договориться, поэтому необходимо принятие порядка 50 нормативных актов Правительства». Документы, по его словам, пока не готовы, принятие правительственных актов требует длительного согласования. Артемьев считает, что вступление закона в силу следует отложить на год.

Складывается впечатление, что ФАС России всеми возможными способами желает продлить действие Закона о размещении заказов. Ведомству будто бы на руку невысокая активность в принятии подзаконных нормативных актов в сфере контрактной системы. По нашему мнению, заявление главы ФАС России дестабилизирует и без того напряженную обстановку, сложившуюся в сфере госзаказа в связи с переходом заказчиков на новые правила закупок.

Тем временем Минэкономразвития России на своем сайте поместило план деятельности на 2013 — 2018 гг. По плану министерством предусмотрено отдельное направление работы по формированию контрактной системы, в том числе по созданию нормативно-правовой базы.

Твердость намерений подготовить документы в срок подтверждается словами замминистра Евгения Елина (брифинг, посвященный обсуждению актуальных вопросов в сфере государственного заказа и формирования контрактной системы, 3 сентября 2013 г.). В частности, замминистра заявил о намерении ведомства в ближайшие два месяца подготовить и внести в Правительство РФ ряд концептуально важных проектов нормативных документов, которые позволят запустить контрактную систему в обозначенные сроки3.

5 сентября на совещании по вопросам работы Экспертного совета при Правительстве РФ в части совершенствования общественного контроля государственных расходов Дмитрий Медведев выразил надежду, что вступление в силу Закона о контрактной системе позволит минимизировать проблему коррупции при госрасходах. Участники совещания поддержали идею выработки критериев эффективности закупочной деятельности и рейтингования министерств4.

В целях предотвращения коррупции и усиления контроля в сфере закупок Минкомсвязи России объявило конкурс на создание независимого регистратора для фиксации всех действий на электронных торгах.

Необходимо отметить, что электронные аукционы существуют достаточно давно (начали действовать для федеральных заказчиков с 2010 г.) и на протяжении всего этого времени обсуждался вопрос о создании независимого регистратора для предотвращения мошеннических схем на электронных торговых площадках. Такую систему, наконец, планируется развернуть к маю 2014 г.

По словам заместителя главы Минкомсвязи России Михаила Евраева

(ранее руководителя управления контроля государственного заказа ФАС России), за 2012 г. в ФАС России поступило около 2, 5 тыс. жалоб на мошеннические действия электронных торговых площадок, из них 30% были признаны обоснованными.

Вторым важным событием является введение в эксплуатацию портала «Народный фронт за Россию»5, призванного бороться с расточительством и коррупцией в сфере госзакупок.

Таким образом, уже сейчас реализуются положения Закона о контрактной системе в части общественного контроля.

Определение поставщиков

Закон о контрактной системе выделяет конкурентные способы определения поставщиков и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

К конкурентным способам определения поставщиков относятся:

— открытый конкурс (как подраздел, закрытый конкурс);

— конкурс с ограниченным участием (закрытый конкурс с ограниченным участием);

— двухэтапный конкурс (закрытый двухэтапный конкурс);

— аукцион в электронной форме (закрытый аукцион);

— запрос котировок;

— запрос предложений.

Остановимся лишь на основных нововведениях и интересных, на наш взгляд, положениях этой части Закона о контрактной системе, посвященной процедурам определения поставщиков.

Проведение конкурсов

В контрактной системе заказчик всегда производит закупку в форме открытого конкурса, но есть исключения, когда он обязан или может осуществлять закупку в иной форме. Например, заказчик обязан проводить электронный аукцион, если данный вид товара (работы, услуги) поименован в «аукционном перечне», утвержденном Правительством РФ. Кроме того, заказчик имеет право проводить закупку проектно-изыскательских работ в форме двухэтапного конкурса, поскольку это право установлено законом.

Изменения коснулись и сроков проведения конкурса. Если сейчас заказчики размещают извещение за тридцать дней до даты вскрытия конвертов, то в контрактной системе извещение размещается не менее чем за двадцать дней, а при внесении изменений заказчики будут вынуждены продлить срок приема заявок не менее чем на десять рабочих дней. Сокращение сроков вызвано тем, что конкурс станет основной процедурой определения поставщиков и должен быть менее продолжительным, чем сейчас. Требования к содержанию извещения установлены ч. 3 ст. 49, а к содержанию конкурсной документации — ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.

Участники закупки подают свои заявки в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия конвертов, а заказчиком прямо запрещено повреждать такие конверты. Электронная форма заявки допускается только в том случае, если

такая форма подачи заявки предусмотрена конкурсной документацией. Участники также должны декларировать в своей заявке непроведение ликвидации, неприостановление деятельности организации, отсутствие недоимки по налогам и сборам.

В части обеспечения заявок допускается две формы — денежные средства и банковская гарантия. Закон предписывает в составе заявки прикладывать платежное поручение или его копию, заверенную банком (ранее допускалась простая копия), либо включенную в специальный реестр банковскую гарантию. Также предусмотрено, что заявка должна быть пронумерована и прошита, но отсутствие нумерации не является основанием для ее отклонения. Отсутствие сведений об участнике на конверте с заявкой также не будет основанием для нерассмотрения.

Процедура вскрытия конвертов во многом соответствует положениям Закона о размещении заказов, но имеет ряд особенностей. Заказчик обязан обеспечить возможность присутствия на процедуре вскрытия конвертов всех участников закупки, которые подали заявки. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам предоставлена возможность в режиме реального времени получать полную информацию о процедуре.

Что означает эта норма, покажет время и практика. Что подразумевал законодатель под словосочетанием «полную информацию о процедуре»? Быть может, трансляцию по сети Интернет? Или достаточно будет просто публиковать текстовую информацию? Но будет ли обязанность заказчика считаться выполненной, если он предоставит всем участникам возможность получать информацию через Интернет, но при этом не обеспечит доступ в помещение, где происходит вскрытие конвертов? Отметим, что в ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе сказано, что процедура вскрытия должна быть публичной.

Процедура рассмотрения и оценки теперь едина, на нее отведено не более двадцати дней с даты вскрытия конвертов. Законом предусмотрена возможность продления этого срока для отдельных видов закупок (в области науки, культуры, искусства), причем такое решение принимается уже во время рассмотрения и оценки заявок.

Заключение контракта регламентировано более детально. Закон устанавливает сроки для подписания контракта — не ранее десяти и не позднее двадцати дней. Отдельно отмечена обязанность участника подписать контракт в течение пятнадцати дней с даты получения проекта (без подписи) от заказчика. В случае если участником эта обязанность не будет выполнена в срок, он признается уклонившимся от заключения кон

тракта со всеми негативными последствиями.6

В этом случае заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убв1тков, причиненнв1х таким отклонением участника, но только в части, не покрытой обеспечением заявки.

Закон о контрактной системе в отличие от Закона о размещении заказов не предусматривает возможности для заказчика подать исковое заявление о понуждении участника закупки к заключению контракта. А вот участник закупки в контрактной системе может принудить заказчика к заключению контракта через суд, если заказчик будет уклоняться от такого заключения.

Статьей 54 Закона о контрактной системе регламентировано также право заказчика заключить контракт с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер.

Неприятным сюрпризом для заказчиков станут нормы, регламентирующие последствия признания конкурса несостоявшимся. В соответствии с ч. 1 ст. 55, а также п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе согласовательный порядок заключения контракта с единственным поставщиком устанавливается в следующих случаях:

— подана только одна заявка, и она признана соответствующей требованиям документации;

— по результатам рассмотрения только одна заявка признана соответствующей требованиям документации.

В этом важное отличие новых норм. Сегодня в этих двух случаях можно просто заключать контракты с таким участниками, а с 1 января надо будет направлять все документы на согласование в контролирующий орган (ФАС России).

Заказчики обязаны проводить повторную процедуру конкурса, если:

— не подано ни одной заявки;

— комиссия отклонила все поданные заявки.

В рамках Закона о размещении заказов возможно согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

Срок публикации повторного конкурса должен составлять не менее десяти дней до даты вскрытия конвертов, все условия должны сохраниться кроме срока исполнения контракта — он должен быть продлен на необходимый срок для проведения повторного конкурса. Цена контракта может быть увеличена не более чем на 10%.

Статьями 56 и 57 Закона о контрактной системе определены особенности

проведения конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса — новых процедур для отечественной системы государственных и муниципальных закупок.

Особенности конкурса с ограниченным участием

Конкурс с ограниченным участием применяется в случаях, установленных ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе, для товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, технологичного или специализированного характера могут быть реализованы лишь поставщиками, имеющими необходимый уровень квалификации. Здесь же указывается на работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и т. п.

Нас более всего интересует первая категория, обозначенная законодателем достаточно широко и не имеющая конкретизации в подзаконных нормативных актах или разъясняющих документах, хотя законом и предусмотрена регламентация этой категории Правительством РФ.

В конкурсе с ограниченным участием к участникам закупок предъявляются дополнительные требования, которые предусмотрены ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Это именно требования, а не критерии оценки заявок. Соответственно заявка участника закупки должна содержать документы или их копии, подтверждающие соответствие этим дополнительным требованиям.

При проведении конкурса этого вида добавляется еще одна стадия — предквалификационный отбор, который заказчик должен произвести в течение десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов и опубликовать соответствующий протокол (о результатах отбора) в ЕИС.

В соответствии со ст. 58 Закона о контрактной системе заказчик на этой стадии имеет право привлекать экспертов и экспертные организации. По результатам отбора заказчик принимает решение о допуске (соответствии) участника закупки или о его недопуске (несоответствии) к конкурсу. Обжаловать результаты предквалификационного отбора можно в течение десяти дней с даты размещения протокола в ЕИС.

Стадия рассмотрения и оценки сокращается до десяти дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Если по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки будет соответствовать условиям конкурсной документации, то заказчик может согласовать заключение контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона. Если ни один заказчик не признан соответствующим, проводится повторная процедура по правилам ст. 55.

Особенности двухэтапного конкурса

Этот вид конкурса отличается тем, что проходит в две стадии. Победителем признается участник, который принял участие в обоих этапах и пред-

дожил лучшие условия исполнения контракта на втором этапе.

Заказчик имеет право проводить данную процедуру только при соблюдении одновременно двух условий:

1. Конкурс проводится для научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы и искусства, исполнения (как результат интеллектуальной деятельности).

2. Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Таким образом, двухэтапный конкурс подходит для сложных закупок, поскольку заказчик может получить от участников закупки предложения по формированию технического задания и условий.

На первом этапе заявки участников подаются в отношении технической части (объекта закупки) без предложения цены. При этом обеспечения заявок на этом этапе не требуется. Заказчик может производить и предквалификационный отбор по правилам ст. 56 Закона о контрактной системе.

После получения заявок комиссия проводит обсуждение со всеми подавшими их участниками. При этом все участники имеют право присутствовать на обсуждении условий каждой заявки. Срок проведения первого этапа не может превышать двадцати дней с момента вскрытия конвертов. По результатам первого этапа составляется протокол (содержание протокола соответствует нормам ч. 8 ст. 57) и публикуется в ЕИС.

Результатом первого этапа может быть также уточнение условий закупки в части любых требований к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки, при этом возможно дополнение этих характеристик новыми. Кроме того, заказчик может уточнить любой критерий, который указан в конкурсной документации. Дополнение новыми критериями также возможно, но только если оно требуется в результате изменения качественных и иных характеристик объекта закупки.

От заказчика требуется отметить в конкурсной документации, размещенной в ЕИС, все изменения и уточнения и направить приглашения участникам закупки. В таких приглашениях всем участникам первого этапа предлагается подать окончательные заявки с указанием цены исполнения контракта. На втором этапе обеспечение заявок в соответствии со ст. 44 Закона о контрактной системе обязательно.

Участник закупки имеет право отказаться от участия во втором этапе, по всей видимости, если его не устроят уточненные или измененные условия закупки.

Последствия признания конкурса несостоявшимся те же, что и для предыдущего вида конкурса. Если не подано ни одной заявки или все заявки отклонены, то заказчик проводит повторный конкурс. Если подана только одна заявка, которая признана соответствующей условиям, или комиссия отклонила все заявки, за исключением одной, то заказчик вправе согласовать заключение контракта с единственным поставщиком по правилам п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Аукцион в электронной форме

Система проведения электронного аукциона по новому закону аналогична той, что описана в гл. 3.1 Закона о размещении заказов. Знакомая всем процедура лишь дополнена деталями и уточнена.

Например, привычные электронные торговые площадки теперь называются просто электронными площадками, и планируется специальный отбор этих «новых» площадок для проведения аукционов. Правительство РФ должно установить порядок такого отбора, а Минэкономразвития России разработает правила их функционирования.

Кроме перечисленных выше условий включения товаров, работ, услуг в аукционный перечень, утверждаемый Правительством РФ, закон предусматривает возможность осуществления закупок этим способом в любых других случаях. Это допущение, на наш взгляд, может создать почву для лоббирования процедуры контролирующими и проверяющими органами, и любая неточность в определении предмета закупки может послужить поводом для закупки его путем электронного аукциона.

Такие примеры уже есть, когда согласно аукционному перечню можно двояко рассматривать возможность закупки проектных работ (архитектурно-строительное проектирование) или закупки медицинского оборудования. Часть кодов попадает под аукцион, а часть — нет.

Сама процедура аукциона пока проводится через официальный сайт (в переходный период), в будущем планируется проводить ее через ЕИС. Изменения коснулись сроков публикации документации об аукционе, начальная цена которого составляет более 3 млн руб. В этом случае срок подачи заявок должен составлять не менее пятнадцати дней, что на пять дней короче действующего срока. На наш взгляд, это положительный момент, так как продукция, закупаемая на аукционе, согласно нормам закона должна быть типовой, не требующей долгого изучения ее технических характеристик.

Есть приятные нововведения в части сроков внесения изменений в заявки и продления их подачи. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений за два дня до окончания подачи заявок, а опубликовать эти изменения в течение следующего дня после принятия решения, то есть фактически за один день до окончания срока подачи заявок. Также заказчик, если он вносит какие-либо изменения, должен продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы до даты окончания подачи оставалось не менее семи дней. Для коротких аукционов (3 млн руб. и менее) это фактически новый равный срок, а для «больших» аукционов (более 3 млн руб.) — половина срока.

Частью 5 ст. 63 и ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию извещения и документации об аукционе.

Заказчик в соответствии с новым законом должен отвечать на запрос о разъяснении положений документации, если он поступил не позднее трех дней до даты окончания срока подачи заявок. Сегодня этот срок составляет пять дней.

Вызывает сомнение принципиальный момент, установленный подп. «б» п. 1 ч. 3 и подп. «а» и «б» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

По нормам Закона о размещении заказов, участники должны в заявках на участие в электронном аукционе согласиться с условиями, которые установил заказчик в отношении товара, или предложить свои условия, выраженные конкретными показателями и соответствующие требованиям заказчика, и дать указание на товарный знак (при его наличии).

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе участники также могут согласиться с условиями заказчика или предложить свои «конкретные показатели, которые соответствуют требованиям заказчика, указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара».

Во-первых, расширился перечень информации, которую участники должны предоставить в своих заявках. Во-вторых, исчезли слова «при его наличии», т. е. свершилось то, чего так долго ждали многие. Известно, что недобросовестные поставщики заполняли первую часть заявки некорректно и не в полном объеме, убирали слова «не более» или «не менее», не указывали товарный знак, модель и т. п. Заказчик же формально не мог их даже отклонить, хотя по сути заявки содержали несуществующий в природе товар с точки зрения его характеристик.

Если норма сохранится неизменной и будет применяться в ее буквальном толковании, она без преувеличения станет спасением от

недобросовестных поставщиков. С другой стороны, это лазейка для заказчика, чтобы отклонять неугодные заявки. Кроме того, остается нерешенным вопрос с тем товаром, который действительно не имеет зарегистрированного товарного знака.

Рассмотрение вторых частей заявок также во многом сходно с нынешней процедурой, но изменены его сроки — не более трех рабочих дней с даты размещения протокола аукциона.

Основная суть процедуры заключения контракта сохранена, но ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе содержит важное уточнение — заказчик направляет контракт для заключения через ЕИС, а не через площадку, как это происходит сейчас. Стоит отметить также изменение срока для подписания контракта заказчиком: теперь он будет составлять три рабочих дня, а не календарных.

Как и для конкурсов, для аукционов установлены последствия признания их несостоявшимися:

1. Если подана только одна заявка, и обе ее части соответствуют требованиям документации, или комиссией из всех заявок признана соответствующей только одна, то контракт заключается с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом (ФАС России) по правилам п. 25 ч. 1 ст. 93.

2. Если в течение десяти минут после начала электронного аукциона (торга) ни один из его участников не

подал предложение о цене контракта, то после рассмотрения вторых частей заявок заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом. Контракт заключается с участником, заявка которого поступила ранее других или была единственной и соответствующей условиям документации.

3. Если не подано ни одной заявки или все заявки по результатам рассмотрения первых частей отклонены, то заказчик осуществляет закупку путем запроса предложений или иным способом, но в соответствии с Законом о контрактной системе.

Запрос котировок

Остановимся на основных изменениях, которые коснулись данного способа государственных и муниципальных закупок. В первую очередь необходимо отметить, что порядок определения возможности проведения запроса котировок изменился. Теперь запрос будет проводиться с ценой контракта до 500 тыс. руб., при этом совокупный объем закупок этим способом не должен превышать 10% объема от всех закупок заказчика в год и не должен быть более чем 100 млн руб. Таким образом, заказчик может исчерпать возможность проводить запрос котировок еще в первом квартале.

Заявки теперь будут подаваться в запечатанных конвертах, предусмотрена процедура их вскрытия. Пока заказчик получает заявки и может видеть условия, предлагаемые участниками, до окончания срока подачи заявок.

Статьей 76 Закона о контрактной системе установлены особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. В ч. 1 этой статьи перечислены случаи, когда можно проводить запрос котировок независимо от цены контракта на закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, помощи, лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения:

— судом вынесено решение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта поставщиком;

— контрольным органом выдано предписание об отмене результатов конкурса или аукциона и принято решение о возможности осуществления закупки данного товара путем проведения запроса котировок (решение принимается контролирующим органом);

— ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заказчиком.

Уточнено, что такой запрос котировок проводится только на объем, необходимый для нормального обеспечения граждан до проведения конкурса или электронного аукциона.

Радует нововведение, предусматривающее для заказчика возможность заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом, если подана только одна заявка и она соответствует условиям извещения о запросе котировок или если по результатам рассмотрения заявок только одна из них признана соответствующей.

Однако если не будет подано ни одной заявки, заказчику придется продлить срок подачи заявок на четыре рабочих дня и направить минимум трем потенциальным участникам предложение принять участие в запросе котировок.

В случае если после продления срока подана только одна заявка, заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по правилам п. 25 ч. 1 ст. 93. Если же заявок снова не будет, заказчик опять проводит процедуру определения поставщика путем запроса котировок. Подразумевается, что условия при новой закупке могут быть изменены.

Статьями 80 — 82 Закона о контрактной системе установлены процедуры проведения предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Запрос предложений

Этот способ также ранее не использовался в государственных и муниципальных закупках (по Закону о размещении заказов). Победителем в запросе предложений признается участник, который наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика. Часть 2 ст. 83 устанавливает случаи, когда проводится запрос предложений.

Извещение размещается за пять дней до даты проведения запроса предложений. Наряду с этим заказчик вправе направить приглашения потенциальным участникам закупки. Если он принимает такое решение, то обязан направить приглашения участникам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты.

Если заказчик расторгает контракт (ч. 9 ст. 95), не выполненный в полном объеме, он имеет право проводить запрос предложений. В этом случае заказчик обязан за пять рабочих дней до даты окончания приема заявок направить приглашения только тем, кто участвовал в процедуре определения поставщиков и чьи заявки не были отклонены.

Часть 4 ст. 83 устанавливает содержание извещения о проведении запроса предложений. Заказчику запрещается вносить изменения в извещение и отменять запрос предложений. Частью 6 определено содержание документации. Заказчик может установить требования к форме и составу заявки; предложить инструкцию по заполнению заявки. Критерии

и их величины заказчик может определять сам, а может использовать те же, что и в конкурсе.

Е1роцедура вскрытия конвертов с заявками происходит публично. Заказчик обязан обеспечить возможность присутствия всех участников при вскрытии конвертов и объявлении лучшей заявки. Е1осле этого оглашаются условия лучшей заявки, причем участник, который подал эту заявку, не называется. Е1осле оглашения лучшей заявки, запрос предложений прекращается и всем участникам предлагается сделать окончательные предложения не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.

В случае если подана только одна заявка и она признана соответствующей документации о проведении запроса предложений, заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом. Если не подано ни одной заявки, то заказчик вынужден проводить повторную процедуру определения поставщиков.

Заключение

В следующей статье мы планируем завершить рассмотрение положений Закона о контрактной системе и приступить к изучению других аспектов проведения госзакупок.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль