Международно-правовое регулирование обращения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

360

С разницей в несколько лет Организацией Объединенных Наций (ООН), созданной для обеспечения безопасности и развития конструктивного сотрудничества между государствами, были приняты три конвенции:

— Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г., далее — Конвенция о наркотических средствах);

— Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.);

— Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г., далее — Конвенция о борьбе с незаконным оборотом).

Конвенции регулируют комплекс вопросов в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в частности, определяют, какие наркотические средства и психотропные вещества должны производиться, продаваться и использоваться и как воспрепятствовать преступным действиям, связанным с их нелегальным оборотом. Российская Федерация является участницей названных договоров.

Целью конвенций является ограничение или полная ликвидация предложений наркотических средств и психотропных веществ для нелегального употребления.

Наркотические средства и психотропные вещества рассматриваются как опасные вещества, разрешенные лишь для строго регламентированного применения в медицине и в научных исследованиях. Они не должны попасть в посторонние руки. Объект защиты конвенций — здоровье каждого отдельного человека, населения и общества в целом.

Единая конвенция о наркотических средствах

Конвенция о наркотических средствах была заключена в Нью-Йорке 30 марта 1961 г. В дальнейшем протоколом 1972 г. в нее были внесены поправки, которые действуют до настоящего времени.

В преамбуле конвенции сказано, что «наркомания является серьезным злом для отдельных лиц и чревата социальной и экономической опасностью для человечества». Использование наркотических средств ограничивается медицинскими и научными целями, предусматривается постоянное международное сотрудничество и контроль соблюдения норм.

Основной целью документа было создание системы административного регулирования легального применения наркотиков, разработка мер против их незаконного использования. Практическая польза Конвенции о наркотических средствах заключается в ее глоссарии (ст. 1) . В частности, в конвенции дано определение:

— наркотического средства — это любое из веществ, включенных в Списки I и II, — естественных или синтетических;

— незаконного оборота — это «культивирование или любое действие по сбыту наркотиков в нарушение постановлений настоящей Конвенции» и др.

В ст. 2 конвенции описаны наркотические средства, подлежащие контролю. В странах — участницах конвенции принадлежность вещества к наркотикам устанавливается на основе законодательно закрепленных списков, аналогичных спискам конвенции.

Страны обязуются применять все возможные меры надзора за веществами, которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотических средств и не подпадают под действие конвенции. Каждое государство имеет право добавить к разряду наркотиков другие вещества по специально разработанному протоколу (ст. 3).

Страны, присоединившиеся к Конвенции о наркотических средствах, должны ограничиваться только медицинскими и научными целями в сфере производства, изготовления, вывоза, ввоза, распределения, торговли, применения, хранения наркотических средств (ст. 4).

Правовые основы государственной политики нашей страны в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с конвенцией установлены Федеральным законом от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № З-ФЗ) в ст. 14, 29, 30, 31, 33-36.

Конвенцией о наркотических средствах определены международные органы контроля — Комиссия по наркотическим средствам Экономического и социального совета и Международный комитет по контролю над наркотиками. Функции этих органов установлены в ст. 5, 8 — 20 конвенции.

Конвенция содержит правила исчисления легальной потребности в наркотиках и регламент административного контроля (ст. 19 конвенции; ст. 1, 53 Закона № З-ФЗ).

Изготовление, торговля, распределение наркотических средств должны осуществляться по лицензиям (ст. 29, 30 конвенции; ст. 4, 8, 17, 23 Закона № З-ФЗ).

Запрещается хранение наркотических средств без соответствующего разрешения (ст. 33). В российском законодательстве эти вопросы регламентированы в ст. 20 Закона № З-ФЗ.

Конвенция рекомендует странам с учетом их конституционных, правовых и административных систем принимать внутригосударственные меры для координации превентивных и репрессивных мероприятий в целях пресечения незаконного оборота наркотиков. Для этой цели может быть назначен ответственный орган (ст. 33, 35 — 37 конвенции; ст. 6 Закона № З-ФЗ).

Международные организации, контролирующие незаконный оборот наркотиков, представлены Комиссией по наркотическим средствам (вспомогательный орган ООН), Управлением ООН по наркотикам и преступности

(UNODC), Международным комитетом по контролю над наркотиками (МККН), Управлением по борьбе с наркотиками (административный орган США).

Все наркотики, вещества и материалы, которые используются или предназначены для совершения преступления, должны быть изъяты (ст. 36, 37 конвенции; ст. 47 Закона № З-ФЗ).

Само по себе употребление наркотических средств не включено в список наказуемых действий, но в соответствии с положением конвенции ничто не препятствует сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются конвенцией (ст. 39). Например, в России больным наркоманией оказывается наркологическая помощь (ст. 54 — 57 Закона № З-ФЗ).

Присоединившаяся сторона может выйти из конвенции в соответствии со ст. 46.1. Все противоречия разрешаются Международным судом ООН2 (ст. 48).

Конвенция о психотропных веществах

Конвенция принята в связи с распространением в середине 1960-х гг. в западноевропейских странах новых наркотиков: психостимуляторов и галлюциногенов.

Ведущую роль в ее принятии сыграла Швеция. В 1965 г. в структуре Министерства здравоохранения этой страны была создана экспертная группа по вопросам наркомании, затем Комитет по наркотическим веществам. Информация, собранная комитетом, стала основой для принятия антинаркотического законодательства. На международном уровне Швеция в рамках Комиссии по наркотическим веществам ООН принимала активное участие в принятии международных законодательных актов по психотропным веществам.

Значительный научный вклад в разработку вопроса внес шведский врач Нильс Бейерут3, на протяжении многих лет занимавшийся эпидемиологией, антинаркотической политикой, проблемами наркозависимости.

Конвенцией дано определение психотропному веществу: это любое вещество, природное или синтетическое, любой природный материал, включенный в списки I, II, III, IV (ст. 1). В списки вносятся те вещества, которые, по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обладают способностью:

— вызывать состояние зависимости;

— оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации, нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия, настроения;

— приводить к аналогичному злоупотреблению и аналогичным вредным последствиям, что и вещество, уже включенное в списки I, II, III, IV.

Кроме того, условием включения в списки является наличие достаточных свидетельств того, что имеет место злоупотребление данным веществом или существует вероятности такого злоупотребления, которое представляет или может представить собой проблему для здоровья населения и социальную проблему, дающих основание для применения к этому веществу мер международного контроля (ст. 2).

В конвенции приводятся списки I, II, III, IV и устанавливаются меры контроля.

Так, Список I составляют галлюциногены (ЛСД, ДМТ, псилоцибин и мескалин и др.), психотропные вещества с очень опасными свойствами, сомнительным терапевтическим эффектом или не имеющие его. Для веществ этого Списка применяются наиболее строгие меры контроля, предусмотрен полный запрет их использования, за исключением научных целей. Предусмотрено лицензирование под контролем правительств и получение заблаговременного разрешения на экспорт и импорт.

В Список II входят стимулирующие вещества (амфетамин, секобарбитал и др.) с крайне ограниченным терапевтическим значением, определенные наркотические анальгетики, которые в медицине в терапевтических целях не используются. Эти вещества вызывают сильную зависимость, для них применяются те же меры контроля, что и для Списка I.

Список III содержит барбитураты (амобарбитал, циклобарбитал, пентобарбитал), вещества с седативным, противосудорожным и наркотическим действием. Это вещества, целесообразные в терапевтическом отношении, которые являются предметом злоупотребления. Меры контроля — как для списков I и II, разрешения на импорт и экспорт не требуется.

Наконец, Список IV — снотворные (метаквалон, альпразолам, кло- назепам, диазепам, фенобарбитал), транквилизирующие и анальгезирующие вещества, которые широко используются терапевтами и могут быть предметом злоупотребления наркоманами. Для этих препаратов предусмотрен менее строгий контроль, на них распространяются требования, касающиеся выдачи рецептов в соответствии с медицинской практикой (так же, как и для списков II, III).

Конвенция о психотропных веществах рекомендует запретить использование веществ без соответствующих разрешений. В частности, страны — участницы должны запретить использование веществ, включенных в Список I, «за исключением использования в научных и в очень ограниченных медицинских целях» (ст. 7). В отношении средств, занесенных в списки II, III и IV, введено правило, согласно которому они выдаются только по рецепту врача (ст. 9). Желательно, чтобы страны не разрешали употребления средств, внесенных в списки II, III и IV, без соответствующих разрешений.

Правила в отношении задержания и конфискации запрещенных веществ аналогичны правилам Конвенции по наркотическим средствам.

Однако государство может принимать более строгие меры контроля, если решит, что такие меры необходимы для охраны здоровья и благополучия населения.

Конвенция о борьбе с незаконным оборотом

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ дополняет два предыдущих документа. В ее цели и задачи входит развитие международного сотрудничества для решения проблем незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ (ст. 2).

Конвенция провозглашает, что каждая страна должна объявить преступлениями действия, совершаемые с умыслом и идущие вразрез с Конвенцией о наркотических средствах или Конвенцией о психотропных веществах. К таким действиям относится производство, изготовление, добыча, продажа, поставка на любых условиях, передача, пересылка по почте, транспортировка, импорт, экспорт любого наркотика или психотропного средства, хранение и приобретение наркотика или психотропного средства для преступных целей, организация, руководство и финансирование вышеуказанных преступлений (ст. 3).

Всякое пресечение преступлений должно осуществляться в соответствии с законодательством соответствующей страны.

Подлежат конфискации прибыль, имущество, прибыли от преступлений против конвенции, а также наркотики и психотропные средства вместе с материалами и оборудованием (ст. 5). Каждая из стран — участниц должна выявлять, выслеживать, задерживать прибыль, имущество и пресекать иные действия, связанные с преступлениями против конвенции; подозреваемые в совершении преступлений лица также задерживаются (ст. 6).

Стороны должны оказывать друг другу взаимную правовую помощь в

отношении сбора доказательств, проведения обыска, задержания, выслеживания прибыли и проч. (ст. 7).

При этом каждая страна, согласно ст. 9, разрабатывает соответствующие программы подготовки правоохранительных органов, в т. ч. таможенных.

Конвенцией установлены и иные важные нормы, в частности о мерах по искоренению незаконного культивирования наркотикосодержащих растений и по ликвидации незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества.

Страны по своему усмотрению «в целях уменьшения страданий людей и ликвидации финансовых стимулов для незаконного оборота... принимают надлежащие меры, направленные на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества».

Страна может принять более жесткие меры для профилактики или борьбы с нелегальной торговлей наркотических средств и психотропных веществ (ст. 24). Присоединившееся государство может выйти из конвенции, ввести ограничения при вступлении конвенции в силу (ст. 30).

Отечественное законодательство

Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» принят 10.12.997 Государственной Думой РФ и одобрен 24.12.997 Советом Федерации. Последние изменения в него внесены 23.07.2013.

Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Основные положения Закона установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами РФ, в том числе Конвенциями о наркотических средствах, о психотропных веществах, о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В статье 3 Закона определено: «Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора».

Заключение

Рассмотренные в статье конвенции следует считать основой законодательства в сфере оборота наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. Конвенции вводят мировой административный контроль оборота опасных для здоровья, вызывающих зависимость средств, веществ, препаратов.

Документы имеют важное политическое значение для сдерживания стремления отдельных стран полностью снять контроль и разрешить наркотики как средства с опьяняющими свойствами для личного пользования. Кроме того, они поддерживают систему сбора данных и обмена опытом в каждой стране и во всем мире.

В соответствии с конвенциями ООН использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров допускается исключительно в медицинских и научных целях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×