Чем грозит полный перевод ВМП в ОМС?

1284
Чем грозит полный перевод ВМП в ОМС?

Какими негативными последствиями грозит полный перевод ВМП в ОМС? И что будет с финансированием высокотехнологичной медпомощи.  Рассказывает Ольга Обухова, канд. полит. наук, зав. отд. экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ЦНИИОИЗ, в интервью журналу «Здравоохранение»


Президент РФ в Послании Федеральному Собранию определил направления развития здравоохранения и обязательного медицинского страхования — что это за направления?

Это два главных направления: первое — завершение перехода на страховые принципы оплаты медицинской помощи и второе — совершенствование финансирования высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), которая оказывается в федеральных медорганизациях.

Какие пути для совершенствования финансирования ВМП были предложены?

Наиболее дорогостоящие виды ВМП не включены в программу ОМС и оказываются в ведущих федеральных медицинских центрах и клиниках. Для того чтобы финансирование таких центров проходило без сбоев, Президент предложил создать в системе обязательного медицинского страхования специальную федеральную часть.

Если говорить о финансовой части, то сегодня вопрос о непосредственном финансировании всех видов ВМП из средств системы ОМС практически решен.

Так, Минздравом совместно с ФОМС подготовлен законопроект о внесении изменений в два закона — в № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» и в Бюджетный кодекс.

Основная задача поправок — обеспечить доступность ВМП и стабильность финансирования федеральных медицинских организаций.

Изменения касаются механизма финансирования ВМП второго раздела Программы государственных гарантий. Их суть — исключение этапа передачи средств из Федерального фонда ОМС в федеральный бюджет. С 2017 г., если поправки будут утверждены Правительством РФ, средства из ФОМС напрямую будут идти в федеральные медицинские организации.

Порядок установления госзадания остается прежним.

По мнению Минздрава, госзадание в том виде, в каком оно на сегодняшний день существует, — эффективный инструмент, который дает возможность контролировать объем и качество медицинской помощи.

Финансирование учреждений за оказанные услуги осуществляется раз в квартал, что позволяет медицинским организациям делать крупные закупки и планировать обеспечение оказания ВМП с наименьшими финансовыми рисками.

Также меняется механизм получения средств субъектами РФ на софинансирование ВМП: средства ФОМС будут поступать напрямую в территориальные фонды ОМС и далее в виде межбюджетных трансфертов будут переданы в бюджет субъекта.

Получение средств клиниками субъектов не меняется.

Какие основные акценты следует расставить при обсуждении вопроса о переводе ВМП на страховые принципы?

Здесь кроется основное противоречие между задачей расширения доступности высокотехнологичной помощи для населения и сохранением потенциала федеральных клиник.

Доступность ВМП — это прежде всего расширение числа медицинских организаций, которые могут оказывать этот вид медицинской помощи. При этом федеральные клиники лишаются своей монополии, что ставит их в один ряд со всеми медицинскими организациями, участвующими в борьбе за объемы медицинской помощи на общих конкурентных условиях в системе ОМС.

Одним выстрелом, как известно, нелегко убить двух зайцев, поэтому одной из задач в решении проблемы является четкое понимание направления интереса государства - поддержка развития инновационной деятельности, которая является основной компетенцией федеральных клиник, или повышение доступности высокозатратных методов для населения.

При решении вопроса о включении дополнительных видов медицинской помощи в базовую программу ОМС важными являются характеристики этих видов с точки зрения затратности - раз, и возможности тиражирования — два.

Среда ОМС — это прежде всего конкуренция между медицинскими организациями, не ограниченная их уровнем (федеральный — субъектовый).

ВМП — это не только финансы, но и организационный механизм (квотирование), отрабатывавшийся годами. Данный высокозатратный вид медицинской помощи, равно как и ресурсоемкие статьи расходов медицинских организаций (например, строительство, реконструкция, закупка дорогостоящего оборудования), несущие эпизодический характер, не обладает необходимыми страховыми характеристиками и должен возмещаться в рамках целевого бюджетного финансирования.

Страховые принципы применяются только при оплате ВМП, включенной в базовую программу ОМС. Как это влияет на доступность и качество «бюджетного раздела» ВМП?

Страховые принципы оплаты — это прежде всего обеспечение равной доступности любого застрахованного гражданина к высокотехнологичной медицинской помощи, а во-вторых, оплата оказанной медицинской помощи за законченный случай с учетом выполнения объемов и качества оказания медицинской помощи.

Страховые принципы для медорганизации — повышенные финансовые риски.

Проблема «бюджетного раздела» ВМП в следующем: такая медицинская помощь оказывается за счет субсидии в рамках госзадания, и клинические и экономические результаты не учитываются при ее оплате. Причина ясна — страховые принципы применяются только при оплате ВМП, включенной в базовую программу ОМС.

Доступность медицинской помощи может быть увязана с числом медицинских организаций, которые могут оказать данный вид медицинской помощи, а также с транспортной доступностью этих организаций для пациентов.

Система ОМС согласно законодательству в части базовой программы обеспечивает равный доступ медицинских организаций любой формы собственности для оказания ВМП, при наличии соответствующей лицензии и включения ее в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в рамках территориальной программы ОМС.

Второй раздел ВМП — «бюджетный» — остается в привилегированном положении, т. к. оказывать перечисленные виды ВМП могут либо федеральные клиники, либо субъектовые, утвержденные уполномоченными органами власти и на условиях софинансирования из средств бюджета субъекта.

Контролирует качество и доступность «бюджетного» раздела ВМП Минздрав. Эта работа проводится на основе данных, полученных из информационной аналитической системы мониторинга реализации госзадания по оказанию ВМП.

Первый этап перевода ряда видов ВМП в систему ОМС предполагал снятие с них статуса «высокотехнологичной» и перевода в статус «специализированной» медицинской помощи. Сейчас такой практики нет — ВМП не переводят в специализированную — почему? И зачем такая практика была нужна на начальном этапе?

Действительно, первый этап, начиная с 2013 г., предполагал включение ряда видов ВМП в систему ОМС путем снятия с них статуса «высокотехнологичной» и перевода в статус «специализированной» медицинской помощи. Это касалось видов кардиологической, травматологической медпомощи и т. д.

Поводом для перевода из высокотехнологичной в специализированную медицинскую помощь послужила «широкая растиражированность» данных методов, т. е. возможность их оказания силами медицинских организаций не только федерального, но и регионального уровня. Это и есть один из основных критериев, позволяющих снять с медицинской помощи статус высокотехнологичности.

Другой вопрос — почему высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в базовую программу ОМС, не переходит в разряд специализированной сегодня.

Если ответить формально, то для перевода метода лечения в разряд специализированной помощи необходим ряд условий: должен быть утвержден документ, описывающий технологию выполнения метода (м. б. технологическая карта, стандарт медицинской помощи или подобный документ), а также порядок оказания данного вида ВМП с соответствующим кадровым и материально-техническим обеспечением, созданы необходимые условия, позволяющие тиражировать метод на уровне учреждений субъектового уровня.

На сегодняшний день большинство методов ВМП, в т. ч. и погруженных в базовую программу ОМС, таким «методическим» оснащением не обладает. Это приводит к невозможности оценки качества, объема оказанной медицинской помощи.

А фактически, причина, на мой взгляд, кроется в том, что медицинское сообщество не готово признать факт, что значительная часть методов ВМП реальными характеристиками «высокотехнологичности» не обладает, и уже давно является специализированной медицинской помощью.

Потребовало ли дополнительных финансовых вливаний из федерального бюджета включение высокотехнологичной медицинской помощи в систему ОМС?

Сегодня обязанности по финансированию всей высокотехнологичной медицинской помощи возложены на систему ОМС (ранее на эти цели средства выделялись из федерального бюджета).

С 2014 г. в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи впервые произошло включение наиболее растиражированных и наименее затратных методов ВМП (459 методов) в базовую программу ОМС с сохранением статуса высокотехнологичной медицинской помощи. Это стало очередным дополнительным расходным обязательством системы ОМС. Ни на данном этапе, ни на предыдущем, ни в последующем федеральный бюджет не передал соответствующие средства в систему ОМС.

Первоначально система ОМС частично нивелировала эти дополнительные расходы за счет того, что в систему ОМС передавались наименее затратные методы ВМП, тарифы на которые были ниже, чем усредненные финансовые нормативы по обеспечению ВМП за счет федерального бюджета.

Но начиная с 2015 г., эти методы ВМП включаются в приложение к программе госгарантий с закрепленными нормативами финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в разрезе 30 групп ВМП (Раздел I. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования). Поэтому «финансовое обременение» системы ОМС становится очень значимым.

В 2015 г. планировалось «погрузить» оставшиеся методы ВМП систему в ОМС. Но этого не произошло — и средства ОМС, запланированные на оставшиеся методы ВМП, были переданы в федеральный бюджет. И затем эти средства из федерального бюджета были направлены на финансирование ВМП в федеральных клиниках. Зачем нужна такая схема — деньги в бюджет идут из фонда ОМС?

Да, верно, в 2015—2016 гг. применена схема, при которой средства на ВМП из «бюджетного» раздела, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступали в федеральные медицинские организации в виде субсидии на государственное задание, утверждаемое Минздравом России.

Такой подход обусловлен, во-первых, необходимостью соблюдения норм законодательства в части финансирования государственного задания, а во-вторых, позволил создать для федеральных клиник так называемую экономическую подушку безопасности, при которой финансирование не зависит от качества и объемов оказанной медицинской помощи.

Какова ситуация с финансированием ВМП в 2016 г.?

На оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда межбюджетные трансферты в размере 96,7 млрд руб. Из них:

  • 90,7 млрд руб. — для федеральных медорганизаций;
  • 6 млрд руб. — на софинансирование субъектов РФ.

Нужно отметить, что в 2016 г. на цели ВМП из ОМС изымается гораздо больше средств, чем в 2015 г. И это при том, что число видов ВМП, остающихся на бюджетном финансировании, сокращается.

Причина в том, что в целях поэтапного расширения перечня видов ВМП в рамках базовой программы ОМС в 2016 г. за счет субвенции осуществляется финансовое обеспечение дополнительно 53 методов ВМП. Проще говоря, в 2016 г. еще 53 метода ВМП вошли непосредственно в ОМС.

Правда, объемы ВМП предполагается несколько увеличить. Запланированные дополнительные бюджетные ассигнования на оказание ВМП направлены на то, чтобы обеспечить решение поставленной Президентом задачи — достижение целевого показателя роста ее объемов в 2017 г. по сравнению с 2013 г. в 1,5 раза.

Какими негативными последствиями грозит полный перевод ВМП в ОМС?

Полный перевод ВМП в базовую программу ОМС, действительно, может иметь негативные последствия. Среди них наиболее вероятная угроза — если в Программе госгарантий перестанут прописывать норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в части ВМП.

Как известно, распределение субвенций из ФОМС по субъектам РФ (территориальным фондам ОМС) осуществляется пропорционально численности населения с учетом коэффициента дифференциации, который учитывает территориальные различия.

А сложившееся расположение федеральных клиник, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (и самих объемов ВМП), далеко не соответствует распределению населения — основная их часть сконцентрирована в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупнейших городах страны.

Соответственно за счет средств субвенции на ВМП, рассчитанной от среднего норматива объема ВМП, погруженного в единый подушевой норматив, указанные субъекты не смогли бы обеспечить как сложившийся уровень финансирования своего здравоохранения (в рамках ОМС), так и финансирование огромного дополнительного объема ВМП. Тарифы в рамках ОМС «подкосят» учреждения, оказывающие ВМП.

На сегодняшний день раздел ВМП в базовой программе ОМС, равно как и вся медицинская помощь, оказываемая в рамках базовой программы, имеет ограничения по возможности приобретения основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Такое положение дел не соответствует условиям оказания ВМП, которые в большей мере характеризуются высокозатратностью, в том числе в части необходимости закупки дорогостоящего оборудования. Одноразовые дорогостоящие (более 500 тыс. руб. за единицу) изделия медназначения, применяемые в ряде методов ВМП, в структуре тарифа составляют порядка 90%.

Другой риск кроется в финансовых возможностях системы ОМС покрывать быстро растущие потребности населения в ВМП. Не секрет, что формирование тарифов в системе ОМС осуществляется не от фактических расходов, а от наличия средств в системе. В этих условиях перспективы ВМП печальны.

При погружении всей ВМП в базовую систему ОМС, на общие принципы формирования тарифов, многие федеральные клиники не станут включаться в территориальные программы ОМС, соответственно при их возможной монополии в сегменте услуг ВМП вполне могут оказывать ВМП, включенную в базовую программу ОМС, только за плату (население будет вынуждено платить за то, чтобы попасть в федеральную клинику).

Если ВМП станет частью «чистого» ОМС, то субъекты (силами комиссии по разработке территориальной программы ОМС) будут теснить федералов, отбирать у них долю ВМП для своих ЛПУ. Федеральные высокооснащенные клиники начнут простаивать.

Читать интервью полностью в журнале «Здравоохранение» >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×