Как ЛПУ закупить охранные услуги

51

Руководители лечебно-профилактических учреждений как объектов с массовым посещением людей, с особым режимом пропуска, наличием дорогостоящего оборудования, медицинских препаратов, в том числе нарко- и спиртосодержащих, должны уделять особое внимание вопросам безопасности и соблюдения порядка.

Основные задачи охраны в ЛПУ – предупреждение и пресечение любых противоправных посягательств на охраняемом объекте, преступлений и административных правонарушений; защита от насильственных действий, направленных на причинение морального, материального, физического и иного ущерба заказчику, персоналу, посетителям и пациентам; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов.

.

Правовое регулирование закупок

Законодательному регулированию подлежат закупки, осуществляемые в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, организациями с участием государства и муниципальных образований. Такое регулирование различается в зависимости от статуса и организационно-правовой формы этих субъектов.

Если лечебное учреждение создано в форме бюджетного (например, государственное бюджетное учреждение здравоохранения “Городская поликлиника № 18 Департамента здравоохранения города Москвы”) или казенного учреждения (например, государственное казенное учреждение здравоохранения “Станция скорой медицинской помощи”), то такие заказчики применяют нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ).

Если лечебное учреждение имеет статус автономного учреждения (а в настоящее время продолжается перевод многих бюджетных учреждений в автономные, например, государственное автономное учреждение здравоохранения “Краевая стоматологическая поликлиника № 2”) или унитарного предприятия (например, ГУП “Медицинский Центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы”), то при закупке товаров, работ, услуг оно опирается на требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ).

Заказчик применяет положения Закона № 94-ФЗ

1. Выбор способа размещения заказа. Такой выбор – один из основных вопросов, от решения которого зависит правильность дальнейшего размещения заказа на охранные услуги.

По отдельным специальным случаям, а именно – при оказании услуг по государственной охране и охране органами полиции, в Законе № 94-ФЗ допускается возможность заключения контракта с единственным исполнителем в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 без проведения торгов либо запроса котировок.

В перечне объектов, подлежащих государственной охране (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587), лечебные учреждения отсутствуют. В перечень объектов, подлежащих обязательной охране органами полиции на основании п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее – Закон № 3-ФЗ) (распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р), включены, в частности:

• склады (комнаты) хранения наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, токсичных веществ и химических препаратов, в состав которых входят сильнодействующие, ядовитые и токсичные вещества, государственных органов и организаций;

• комплекс зданий и прилегающая территория федерального государственного учреждения “Центральная клиническая больница с поликлиникой”;

• комплекс зданий и прилегающая территория федерального государственного учреждения “Клиническая больница № 1”.

Таким образом, указанные выше учреждения обязаны заключать договор на охрану только с органами полиции. В этом случае они руководствуются, как уже было сказано выше, п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Эта норма устанавливает право заказчика разместить заказ без проведения торгов или запроса котировок, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ. Выполнением возложенных на полицию п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона № 3-ФЗ обязанностей занимаются подразделения полиции вневедомственной охраны, которые являются структурными подразделениями органов внутренних дел.

Частая ошибка при размещении заказов на оказание услуг охраны органами полиции (в отношении объектов, указанных в  распоряжении Правительства РФ от 02.11.2009 №  1629-р)  – заключение контракта с Федеральным государственным унитарным предприятием “Охрана”.

Данное предприятие входит в единую централизованную систему Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации” (п. 14–17), находится в ведомственном подчинении МВД России, но не входит в органы полиции.

В иных случаях, прямо не установленных в распоряжении Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р, размещение заказа на охранные услуги может осуществляться любым из предусмотренных Законом № 94-ФЗ способов: конкурс, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, заключение договора (контракта) с единственным исполнителем по п. 14 или п. 14.1. ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Этот вывод можно сделать на основании того, что код 7492060 “Услуги охранников”1 , к которому относится большинство охранных услуг, размещаемых заказчиками, отсутствует в Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (далее – “аукционный перечень”).

На практике наиболее часто при закупке услуг по охране заказчики используют такие способы размещения заказа, как запрос котировок и открытый аукцион в электронной форме. Запрос котировок является исключительным способом закупки. Его применение не всегда оправданно. Если сумма заказа превышает 500 тыс. руб., то проводятся торги.

2. Особенности технического задания. Система организации охраны и потребности заказчика в таких услугах зависят в первую очередь от функциональных задач лечебного учреждения и его размеров. В техническом задании на закупку охранных услуг необходимо отразить:

• количество постов;

• количество охранников на этих постах;

• места расположения постов;

• режим охраны на постах (дневной, ночной, круглосуточный);

• особые обязанности охранника на каждом посту.

Кроме этого, устанавливая требования к услугам, следует продумать вопросы:

• разработки и утверждения инструкций охранников, положения о порядке осуществления охранных мероприятий, инструкции об организации внутриобъектового и пропускного режимов (так, например, приказом МВД России от 22.08.2011 № 960 утверждены типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны);

• проведения предварительного обследования объекта охраны на предмет укрепленности, освещенности, наличия связи; предоставления заказчику информации о выявленных недостатках с целью их устранения;

• организации пропуска персонала и посетителей в учреждение, порядок въезда/выезда автотранспорта и провоза/проноса материальных ценностей; порядок передачи информации (носителей информации); порядок вскрытия и закрытия рабочих кабинетов, складов, хранилищ, закрытых территорий и зон ограниченного доступа; порядок пропуска (допуска) служб экстренного вызова;

• охраны важных помещений и объектов учреждения (например, помещений, в которых находятся медикаменты либо касса);

• патрулирования территории учреждения, организации контрольно-пропускного пункта, сопровождения ценных грузов, использования вооружения;

• установки системы видеонаблюдения; механических систем, препятствующих проникновению на охраняемые объекты и территории; металлодетектора;

• контроля за выполнением обязанностей охранниками;

• применения мер активной защиты учреждения в случае возникновения опасности.

Помимо стандартных условий, содержащихся в любом техническом задании (объем услуг, включая конкретный перечень оказываемых услуг; сроки и место оказания услуг; требования к качеству, безопасности и иные характеристики), при размещении заказа на охранные услуги заказчики указывают и такие специфические условия, как, например, применение специальных средств и вооружения.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и  здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и  телефонной связи. 

В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники и др. (см. перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587). Особое внимание следует обратить на формирование предмета заказа, не ограничивая круг участников размещения заказа. Так, если охраняемые объекты находятся в одном городе, субъекте Российской Федерации и есть определенное количество организаций-исполнителей, готовых оказать услуги на всех объектах, то в данном случае говорить об ограничении конкуренции среди участников нельзя. Если объекты (например, филиалы) разбросаны на территории всей России, то правильнее будет разбить заказ на отдельные лоты по территориальному признаку.

Так же следует поступить, если, например, необходимо закупить услуги по “обычной” физической охране и услуги по обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации. Содержание указанных услуг различается значительно. На осуществление каждого из этих видов охраны требуются различные лицензии. В большинстве случаев такие услуги оказывают разные организации, что говорит о нецелесообразности и невозможности объединить их в одну закупку.

В отдельных регионах Российской Федерации разработаны и утверждены требования к охране объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета. Так, например, в городе Москве действует постановление Правительства Москвы от 16.10.2007 № 911ПП “Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы”. В этом постановлении определены порядок организации охраны объектов города Москвы; методика определения количества постов и сотрудников охраны, достаточного для охраны объекта города Москвы; перечень документов, которые должны находиться на объекте у сотрудников охраны; методика расчета стоимости поста охраны на месяц и др.

3. Требования к участникам размещения заказа.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон №  2487-1) к охранным услугам относятся:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, в хозяйственном ведении, в оперативном или доверительном управлении (за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона № 2487-1);

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (за исключением объектов, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 названного закона);

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перечисленные выше охранные услуги согласно ст. 11 Закона № 2487-1, а также п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” могут оказывать только юридические лица со специальной правоспособностью, а именно – имеющие лицензию на данный вид деятельности.

При размещении заказа на охранные услуги необходимо установить требование к участникам о наличии лицензии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ, указав конкретный вид (виды) охранных услуг, которые должен оказывать исполнитель.

Напомним, что подобное требование устанавливается заказчиком только при проведении торгов. При процедуре запроса котировок к участникам не могут быть предъявлены указанные требования, и тем более – участники не должны предоставлять копию лицензии в составе котировочной заявки. Все это говорит о нецелесообразности проведения запроса котировок на охранные услуги.

Охранная лицензия выдается органами внутренних дел в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 “О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности”.

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 2487-1 к юридическим лицам, оказывающим (намеренным оказывать) охранные услуги, предъявляются определенные требования. Так, например, размер уставного капитала частной охранной организации не может быть менее 100 тыс. руб. Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций. Правда, наличие подобных требований не означает, что их можно установить в документации к участникам размещения заказа. Необходимо исходить из того, что если организация имеет лицензию на охрану, то она удовлетворяет установленным законодательством требованиям.

4. Обоснование начальной (максимальной) цены договора.

В силу ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ в извещение о проведении запроса котировок, в документацию по торгам необходимо включить обоснование начальной (максимальной) цены контракта, т. е. источники информации и расчеты такой цены.

Наиболее распространенные методы определения начальной цены – изучение рынка охранных услуг путем запрашивания коммерческих предложений от охранных организаций, а также использование данных из реестра контрактов, который ведется в соответствии со ст. 18 Закона № 94-ФЗ. Реестр контрактов, как правило, используется в качестве дополнительного источника информации о ценах.

Начальная цена рассчитывается в  зависимости от условий об объеме услуг, установленных заказчиком в  документации.

Так, если указаны количество постов и охранников на одном посту, режим работы поста (например, круглосуточно), количество дней (месяцев) оказания охранных услуг, то в качестве основы для расчета цены заказчики используют стоимость 1 ч работы одного охранника.

Например: Срок оказания услуг – 183 дня;

Количество постов – 9;

Количество охранников на одном посту – 1;

Режим работы – 24 ч;

Среднерыночная стоимость единицы услуги (чел./ч) исходя из предложений трех охранных организаций – 73,3 руб.

Исходя из этих данных начальная (максимальная) цена договора:

73,3 × 24 × 9 × 183 = 2 897 402,4 руб.

В других случаях цена может рассчитываться на основе стоимости оказания услуг в месяц. Такой расчет не освобождает заказчика от установления характеристик охранных услуг, порядка и срока их оказания.

Если заказчик применяет положения Закона № 223-ФЗ

Если ЛПУ действует в форме автономного учреждения или унитарного предприятия, то при осуществлении закупок продукции следует руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ. Не являются исключением и охранные услуги. При этом если лечебное учреждение создано муниципальным образованием, то, по общему правилу, Закон № 223-ФЗ применяется только с 2014 г. (ст. 8). Указанным законом установлена обязанность заказчиков разработать, утвердить и разместить на общероссийском официальном сайте (а это тот же официальный сайт, что и для заказчиков, работающих по Закону № 94-ФЗ, положение о закупке.

Данное положение – это локальный нормативный правовой акт, в котором должны содержаться следующие сведения:

• порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения; • порядок заключения и исполнения договоров;

• иные связанные с обеспечением закупки положения.

Отличительные особенности закупок по Закону № 223-ФЗ:

• возможность заказчика выбрать любой способ закупки на свое усмотрение из числа тех, которые допускаются в его положении о закупке (торги, запрос котировок, запрос предложений, оферт и пр.). Услуги охраны не включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616, в связи с чем отсутствует обязанность проводить закупку только в электронной форме;

• возможность установить квалификационные требования к участникам закупки – наличие квалифицированных охранников, опыта работы охранной организации, безупречной деловой репутации и т. п., – которые запрещено применять в госзакупках;

• возможность при проведении конкурса либо иного способа закупки, при котором выбор победителя будет осуществляться не только по цене, но и по иным критериям, оценивать заявки с использованием также квалификационных показателей, но в отличие от Закона № 94-ФЗ с повышенной значимостью (например, 45%) (так, согласно ст. 28 Закона № 94-ФЗ значимость критерия “качество услуг и квалификация участника конкурса” не должна превышать 20%);

• возможность изменить условия договора как при его заключении, так и при исполнении (если это допускается положением о закупке). Например, такая необходимость может возникнуть в случае уменьшения количества постов охраны либо продления сроков оказания услуг и соответственно – изменения цены договора на период, когда заказчик проводит новую процедуру закупки. Заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, как и бюджетные и казенные учреждения, обязаны:

• размещать информацию о закупке (извещение, документацию, изменения, вносимые в эти документы, протоколы) на официальном сайте (требования к содержанию извещения и документации установлены в Законе № 223-ФЗ). Исключения составляют только случаи, когда стоимость договора с охранной организацией не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб.);

• соблюдать принцип неограничения конкуренции между участниками (например, достаточно часто на практике заказчики устанавливают требования к возрасту либо гражданству охранников. Это недопустимо, так как ограничивает круг участников.

В соответствии со ст. 11.1 Закона № 2487-1 любой охранник должен пройти соответствующую профессиональную подготовку и сдать квалификационный экзамен, после чего ему выдается удостоверение частного охранника. Его деятельность в охранной организации регулируется трудовым законодательством, следовательно, подтверждением возможности работать охранником является удостоверение, а дополнительные требования к охранникам будут расцениваться как незаконные).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×