Первые итоги работы службы скорой медицинской помощи в системе ОМС

4

В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение скорой медицинской помощи в 2013–2014 гг. осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов ОМС.

На протяжении 2012 г. служба готовилась к работе в новых экономических условиях. в сентябре 2012 г. Минздравом России и ФОМС были подготовлены методические рекомендации «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития». Однако указанный документ носит скорее рамочный характер, принятие ключевых решений возложено на региональные власти.

На научно-практической конференции «Служба скорой медицинской помощи в системе ОМС: вопросы, риски, пути решения», которая прошла в Москве 28.06.2012, заместитель Министра здравоохранения А.В. Юрин отметил, что у властей субъектов Российской Федерации есть все возможности для того, чтобы проработать основные параметры изменения схемы финансирования.

В регионах необходимо активно заниматься этим вопросом, используя опыт коллег из тех территорий, где служба скорой медицинской помощи (далее – СМП) уже включена в систему ОМС. Для начала такой работы не требуется нормативных документов со стороны федерального центра. При переходе службы СМП в систему ОМС необходимо учесть следующее: • изменяется характер отношений между субъектами здравоохранения (отношения из преимущественно административных все более превращаются в экономические);

• осуществляется переход от финансирования учреждений и подразделений, оказывающих СМП, к финансированию оказания СМП как вида;

• изменяется принцип финансовых расчетов: это уже не финансирование расходов, а покупка плательщиком медицинских услуг по оказанию СМП;

• изменяется роль государства по отношению к СМП: оно начинает выступать уже не как гарант всеобщей бесплатности СМП, а как один из покупателей этого вида медицинских услуг для определенной части населения.

Форма отраслевой статистической отчетности № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи»1 не позволяет в полной мере оценить объемы потребления этого вида медицинской помощи, стоимость медицинской услуги с необходимой степенью детализации.

Эта форма не содержит многих необходимых показателей, для получения которых приходится прибегать к специальному сбору статистической информации из первичных учетных документов («Карта вызова скорой медицинской помощи» – форма № 110/у; «Дневник работы станции» – форма № 115/у2 ). К началу 2013 г. учреждения СМП в Челябинской области не были обеспечены ни современными финансово-статистическими информационными системами для внутриучрежденческого учета и взаимодействия между участниками системы ОМС, ни компьютерной техникой.

Не была определена потребность в дополнительных штатных единицах для составления реестров. Установленное в декабре 2012 г. программное обеспечение по формированию реестров обслуженных лиц для предоставления в ТФОМС не соответствова ло имеющейся информационной базе станций СМП и до настоящего времени является несовершенным и ресур соемким. В области не был проведен анализ объемов оказания СМП жителям других стран и прочим категориям граждан, которых невозможно идентифицировать на догоспитальном этапе. Не были учтены вызовы, которые не связаны непосредственно с оказанием медицинской помощи (ложные, безрезультатные, дежурства СМП на пожарах, при подозрении на обнаружение взрывных устройств, участие в учениях с различными службами и ведомствами).

Кроме того, не было предусмотрено бюджетное финансирование оказания СМП больным при психических расстройствах и расстройствах поведения, в т. ч. связанных с употреблением психоактивных веществ, при ВИЧинфекции, туберкулезе и пр.

Подушевой норматив финансового обеспечения СМП Челябинской области в 2013 г. был рассчитан исключительно на основе объема бюджетного финансирования этих учреждений в 2012 г. 

Все предыдущие годы бюджетное финансирование СМП в Челябинской области осуществлялось с огромным дефицитом. Так, за 2010 г. расходы бюджета на станцию СМП г. Челябинска составили 288 943,9 тыс. руб.; в 2011 г. – 339 785,9 тыс. руб., в 2012 г. – 354 237, 6 тыс. руб. Для сравнения можно привести показатели по г. Екатеринбургу, разница с которым в населении составляет около 300 тыс. чел., а расходы на станцию скорой медицинской помощи приближаются к 1 млрд руб.

Станция СМП г. Челябинска ранее получала финансирование из бюджета не только в рамках сметного финансирования, но и по городской целевой программе, разработанной специалистами учреждения (далее – программа). Мероприятия программы были направлены на укрепление материально-технической базы (приобретение медицинского оборудования, средств связи), снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (обеспечение бригад современными тромболитическими препаратами), улучшение условий труда медицинских работников (впервые в 2007 г. все сотрудники СМП были обеспечены спецодеждой).

К сожалению, с 2009 г. по городской целевой программе по реализации Нацио нального проекта «Здоровье» нашему учреждению стали выделяться денежные средства только по одному разделу – приобретение тромболитических препаратов. Покупка медицинской аппаратуры, спецодежды, которые требуют ежегодной плановой замены, уже не предусматривалась.

В бюджетных сметах учреждений СМП на 2010–2012 гг. расходы на заработную плату с начислениями составляли до 80– 90%; расходы на коммунальные платежи, услуги связи и услуги по содержанию имущества – около 4%; на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения – 5%. В 2013 г. необходимы разработка и утверждение новой городской долгосрочной целевой программы по дальнейшему развитию (модернизации) СМП, которая должна включать в себя решение накопившихся проблем.

В соответствии с тарифным соглашением подушевой норматив финансирования для прикрепленного населения МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Челябинска, бригады которого выполняют 1 тыс. и более вызовов в сутки, составляет 25,9 ежемесячно при стоимости вызова, определенной для межтерриториальных расчетов, 1650 руб. Годовая сумма финансирования распределена между шестью страховыми медицинскими организациями (далее – СМО) помесячно пропорционально количеству застрахованных. При передаче реестра выполненных вызовов в ТФОМС из реестра ежемесячно исключаются все случаи, которые не подлежат оплате в рамках территориальной программы государственных гарантий за счет средств ОМС. Только за январь и февраль 2013 г. таких случаев было почти 16 тыс. Оплата производится в полном объеме по ранее распределенным объемам, но муниципальный заказ по ОМС не может быть выполнен.

Муниципальный заказ на 2013 г. по бюджету составил чуть более 23 тыс. вызовов; финансирование в размере 1 908 500  руб. предусмотрено «на оказание помощи неидентифицированным гражданам», т. е. оплата такого действительно «бюджетного» вызова составляет около 80 руб., что не покрывает реальные затраты СМП. Для сравнения в г. Екатеринбурге на 2013 г. из бюджета выделено 117 млн руб., так как предварительно был проведен подробный анализ всех рисков по переходу скорой медицинской помощи на оплату из средств ОМС. Кроме того, подушевое финансирование оказания скорой медицинской помощи в Екатеринбурге в год в 2,4 раза превышает финансирование в Челябинске.

Требования по оказанию скорой медицинской помощи в Российской Федерации в соответствии с существующей нормативной базой (стандарты и порядки) одинаковые, а вот возможности реализовать их даже в двух промышленных городах с миллионным населением одного федерального округа, находящихся друг от друга на расстоянии 200 км, далеко не равны.

За счет средств ОМС нельзя приобретать ни медицинское оборудование стоимостью более 100 тыс. руб. за единицу, ни производственный и хозяйственный инвентарь; нельзя оплачивать предварительные и периодические медицинские осмотры работников (персонал скорой помощи работает во вредных условиях), поэтому финансирование СМП на эти цели должно быть обязательно предусмотрено из бюджета. Кроме того, вызывает опасение проведение экспертизы качества оказания скорой медицинской помощи: на момент написания статьи порядок оказания скорой медицинской помощи не принят.

Действующий Порядок оказания скорой медицинской помощи1 уже не отвечает требованиям современной науки. Лекарственные средства, указанные в стандартах медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях, зачастую не входят в состав медицинской укладки для выездной бригады СМП, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 11.07.2010 № 445.

Необходимо внести изменения в учетную форму № 110/у «Карта вызова скорой медицинской помощи»2 , так как она не предусматривает граф для внесения номера страхового полиса, даты, месяца и года рождения, которые обязательны для составления реестра обслуженных лиц. 

Новые условия работы СМП вызывают недовольство медицинского персонала в связи с увеличением объема «бумажной» работы. Применение штрафных санкций со стороны СМО в условиях многолетнего хронического недофинансирования службы СМП может привести к снижению заработной платы, к увольнениям сотрудников и сокращению количества выездных бригад, а следовательно – к ухудшению оперативности оказания экстренной медицинской помощи.

Государство выступает не как га- рант всеобщей бесплатности смп, а как один из покупателей этого вида медицинских услуг для определенной части населения.

Для стабилизации ситуации в службе скорой медицинской помощи Российской Федерации целесообразно применять программно-целевой подход при тесном сотрудничестве региональных органов управления здравоохранением, территориальных ФОМС и специалистов службы СМП.

Скорая медицинская помощь (СМП) как важнейшая составная часть первичной медико-санитарной помощи населению, находящаяся на линии непосредственного соприкосновения с потребителем медицинских услуг, представляет собой часть того наиболее значительного и непреходящего, что осталось нам в наследство от советской системы здравоохранения. Уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения. В последнее время существенно выросло значение СМП как одного из факторов национальной безопасности страны.

Рост количества и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом международного терроризма выдвигают дополнительные, неотложные задачи по совершенствованию организации СМП в России.

По субъективному восприятию риска и психоэмоциональному воздействию участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приравнивается к участию в боевых действиях. Это объясняют особенностями профессио- нальной деятельности медицинских работников скорой медицинской помощи, входящих в службу медицины катастроф: сложностью оценки обстановки в связи с отсутствием или противоречивостью информации о причинах, тяжести нарушений и количестве пострадавших, требующих медицинской помощи; отсутствием периода адаптации к предстоящей деятельности; высокими нагрузками в начальный период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; необходимостью быстро принимать решения и сохранять спокойствие в трудных ситуациях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×