Экстренная и неотложная медицинская помощь: о разграничении понятий и механизме реализации законодательных норм

40

В Федеральном законе от 21.11.2013 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 323-ФЗ) вводится классификация медицинской помощи по формам ее оказания: экстренная, неотложная и плановая. эти же формы указаны и в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. Новеллой законодательного регулирования является введение классификации медицинской помощи по условиям оказания. До этого подобная классификация медицинской помощи использовалась в подзаконных нормативно-правовых актах.

В статье 32 Закона № 323-ФЗ даны следующие определения форм медицинской помощи:

Экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

Неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В той же статье Закона № 323-ФЗ перечислены условия, в которых может оказываться медицинская помощь:

• вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

• амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в т. ч. на дому при вызове медицинского работника;

• в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

• стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

В соответствующих статьях Закона № 323-ФЗ прописаны определенные формы и условия оказания каждого вида медицинской помощи: первичной медикосанитарной помощи (далее – ПМСП), специализированной, скорой, паллиативной. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие неотложную медицинскую помощь. Про плановую и экстренную форму оказания первичной медикосанитарной помощи в Законе № 323-ФЗ не упомянуто.

Скорая, в т. ч. скорая специализированная медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. С целью однозначности толкования и создания механизма реализации норм закона требуется разъяснить и детально урегулировать в подзаконных нормативно-правовых актах следующие вопросы.

1.ПМСП может оказываться в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента, т. е. в случаях, когда традиционно вызывают врача на дом. Но почему неотложно?

Требуется разработать критерии неотложности состояний и  неотложности медицинской помощи, а также разработать алгоритмы действия медицинских работников и  медицинских организаций при неотложных состояниях.

Такие алгоритмы действий должны исключать возможность причинения вреда жизни и здоровью гражданина неоказанием медицинской помощи. Таким образом, отдельного регулирования требует деятельность медицинских организаций по оказанию первичной медикосанитарной помощи в неотложной форме.

2. Скорая медицинская помощь оказывается вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Единственное, что однозначно понятно, – скорая медицинская помощь оказывается вне медицинской организации. Служба скорой медицинской помощи была создана именно с целью оказания медицинской помощи заболевшим и пострадавшим вне медицинской организации.

Необходимо разработать критерии (показания, перечень ситуаций и т. п.) и, соответственно, алгоритмы действий медицинских работников и  медицинских организаций в  случаях, когда скорая медицинская помощь оказывается в амбулаторных и стационарных условиях.  Скорая медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной формах – законодательно возникают понятия «скорая экстренная» и «скорая неотложная» медицинская помощь. В соответствии с Законом № 323-ФЗ существует еще и первичная медико-санитарная помощь в неотложной форме. В чем разница между скорой медицинской помощью в неотложной форме и первичной медико-санитарной помощью в неотложной форме?

Видимо, разница в медицинской организации, которая оказывает такую помощь (первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме оказывают поликлиники, а скорую медицинскую помощь в неотложной форме – служба скорой помощи), а не в содержании этой помощи. Нет разницы в состоянии больного (внезапные острые заболевания, состояния, обострение хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни), нет разницы в содержании медицинской помощи.

Такую помощь может оказать как поликлиника, так и бригада скорой медицинской помощи. Казалось бы, это хорошо для больного, – пациенту все равно, кто окажет помощь, лишь бы это было сделано своевременно, в нужном объеме и качественно. К сожалению, опыт последних лет (с введением понятия «неотложная медицинская помощь» в Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи) показывает, что ситуации, когда бригада скорой помощи не приезжает на вызов, а диспетчер направляет больного, вызвавшего скорую помощь, в поликлинику для оказания ему неотложной медицинской помощи, часто заканчиваются причинением вреда жизни и здоровью человека неоказанием или несвоевременным оказанием медицинской помощи. И, соответственно, судебными исками против причинителя вреда – медицинской организации.

С одной стороны, экономически затратно, когда скорая помощь подменяет обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и  по транспортировке больных. С  другой стороны, нечеткое разделение функциональных обязанностей между скорой и неотложной помощью может повлечь последствия как для больного, так и для медицинских организаций.

На практике ситуация может оказаться противоположной – когда поликлиническая служба подменяет обязанности скорой по оказанию помощи при угрожающих жизни состояниях. При этом ни диспетчер станции скорой медицинской помощи, ни регистратор поликлиники по телефону не могут определить угрозу для жизни пациента. В условиях, когда в рамках оказания амбулаторно-поликлинической помощи (даже в форме неотложной) невозможно устранить угрозу жизни, врач неотложной службы поликлиники будет вынужден самостоятельно госпитализировать пациента либо вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Однако время может быть потеряно, и могут наступить последствия несвоевременного оказания медицинской помощи (для медицинской организации – в виде юридических последствий неоказания медицинской помощи).

Для ликвидации вышеуказанной юридической и организационной неоднозначности необходимо в подзаконных нормативно-правовых актах Минздрава России определить четкие, юридически и организационно однозначные критерии экстренной медицинской помощи с жесткой регламентацией функций по оказанию такой помощи. Также требуется разработать и принять подзаконные нормативно-правовые акты с четкими алгоритмами действий медицинских работников и медицинских организаций (как амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, так и медицинских организаций скорой помощи) при неотложных состояниях.

Данные юридические и организационные критерии должны быть определены, для того чтобы исключить возможность причинения вреда жизни и здоровью гражданина неоказанием медицинской помощи. Таким образом, деятельность медицинских организаций по оказанию первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, по оказанию скорой медицинской помощи в неотложной и (отдельно) в экстренной форме требует отдельного регулирования. Важно Акцент при разработке данных регуляторных документов должен быть сделан не только на экономическую эффективность деятельности службы скорой медицинской помощи, но и на недопустимость неоказания медицинской помощи пациенту 

3. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. К обязанностям медицинских организаций (всех, включая медицинские организации частной системы здравоохранения) в соответствии с п. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ относится обязанность обеспечивать гражданам оказание «экстренной медицинской помощи», но не неотложной медицинской помощи.

Главный критерий экстренной медицинской помощи  – наличие угрожающих жизни состояний. 

Угрожающие жизни состояния перечислены в приказе Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее – приказ № 194н). Все вышеперечисленные состояния не могут быть компенсированы организмом самостоятельно и, как правило, заканчиваются смертью. Именно при этих состояниях медицинские организации в соответствии с п. 1 ст. 79 Закона №323-ФЗ обязаны оказывать медицинскую помощь (независимо от того, являются ли нуждающиеся в такой помощи гражданами РФ или нет, застрахованы ли они в системе ОМС или нет).

Обязанности медицинских организаций не распространяются на оказание неотложной медицинской помощи («без явных признаков угрозы жизни пациента»). Подразумевается, что неотложная медицинская помощь должна быть оказана в амбулаторных условиях или скорой помощью в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – ПГГ), т. е. медицинскими организациями, участвующими в реализации данной программы, а при переходе на одноканальное финансирование в системе ОМС – только для застрахованных в ОМС лиц.

Так, например, медицинские организации частной системы здравоохранения, не участвующие в реализации ПГГ, могут оказывать неотложную медицинскую помощь на платной основе. То же касается лиц, не являющихся гражданами РФ и не застрахованных в ОМС, – медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения могут оказывать такую медицинскую помощь данным лицам на платной основе. А как быть, например, в такой ситуации?

На платный прием к гинекологу приходит женщина (не гражданка РФ, не застрахована в ОМС), у которой выявляют внематочную беременность. Данное состояние не относится к состояниям с «явными признаками угрозы жизни», непосредственно не угрожает жизни пациентки, но неоказание медицинской помощи такой пациентке (хирургической в условиях стационара) обязательно приведет к угрожающему жизни состоянию, указанному в приказе № 194н. Таким образом, медицинская организация фактически не может не оказать медицинскую помощь не только экстренную – при явных признаках угрозы жизни, но и медицинскую помощь при состояниях без явных признаков угрозы жизни, если ее неоказание может привести к угрожающему жизни состоянию.

Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в  соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, является преступлением.

При этом неважно, в какой системе здравоохранения работает медицинский работник, не оказавший медицинскую помощь, в чьи полномочия входит финансирование данной системы здравоохранения и гражданам какого государства не оказана медицинская помощь. Так и остается неясным вопрос: кто оплатит медицинской организации медицинскую помощь, не относящуюся к экстренной (нет явных признаков угрозы жизни), если ее неоказание может привести к угрозе жизни не застрахованным в ОМС лицам, не являющимся гражданами РФ? Или изначально предполагается, что расходы на оказание такой медицинской помощи будут возмещены только медицинской организации, работающей в рамках ПГГ и оказавшей медицинскую помощь застрахованному в ОМС лицу?

Теперь рассмотрим, как реализуются нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, проанализировав подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие оказание экстренной медицинской помощи в РФ. В соответствии с Порядком оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками станций скорой медицинской помощи, отделений экстренной медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений, отделений скорой медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений. Непонятно, что это за отделения экстренной медицинской помощи и отделения скорой медицинской помощи в поликлиниках («на догоспитальном этапе»)?

Напомним, что в Программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010, 2011 и 2012 гг. было предусмотрено следующее: «В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения может создаваться служба неотложной медицинской помощи». При этом об экстренной и скорой медицинской помощи ничего не сказано.

В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и  на плановый период 2014 и 2015 гг. выделен отдельный норматив  – для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2013 г. он составляет 0,36 посещения на одного застрахованного. Но речь идет исключительно о первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в  неотложной форме, а не о скорой медицинской помощи. 

В приложениях к приказу Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 № 179 «Порядок оказания скорой медицинской помощи» прописаны организация деятельности отделения экстренной медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения, рекомендуемые штатные нормативы стационарного отделения скорой медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения, а также Стандарт оснащения стационарного отделения скорой медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения. Однако в приказе не используется понятие «неотложная медицинская помощь».

Таким образом, в подзаконном нормативно-правовом акте «Порядок оказания скорой медицинской помощи», утвержденном Минздравсоцразвития России, вновь нет ясности, что такое «экстренная медицинская помощь» и «неотложная медицинская помощь», и нет четких алгоритмов действий по оказанию этих форм медицинской помощи. Обратимся еще к одному документу. В сентябре 2012 г. в субъекты РФ «для использования» было направлено совместное письмо Минздрава России и Федерального фонда ОМС1 , содержащее «Методические рекомендации “Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития”». Рекомендации подготовлены ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе», ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» (далее – Письмо (Методические рекомендации)). Данное Письмо (Методические рекомендации) было направлено в регионы в связи с осуществлением обеспечения с 01.01.2013 скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за счет средств обязательного медицинского страхования.

В данном Письме (Методических рекомендациях) определено понятие срочного медицинского вмешательства: «срочным является медицинское вмешательство, требующее соблюдения определенных требований к срокам начала его проведения, исчисляемых с момента обращения пациента, нуждающегося в медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в медицинскую организацию». Таким образом, для срочного медицинского вмешательства должны быть определены сроки его осуществления, – в отличие от планового медицинского вмешательства, отсрочка которого возможна на неопределенный срок. В Письме (Методических рекомендациях) сформулированы основные черты, принципиально отличающие скорую медицинскую помощь (СМП) от других видов помощи: безотлагательный характер ее предоставления в случаях оказания экстренной медицинской помощи и отсроченный – при неотложных состояниях (неотложная медицинская помощь).

Но если предоставление медицинской помощи можно отсрочить, то это уже плановая медицинская помощь, в противном случае требуется разработать временные критерии, разграничивающие неотложную и плановую медицинскую помощь (указать сроки оказания в часах, сутках). Далее в Письме (Методических рекомендациях) говорится о том, что явные признаки угрозы жизни – выраженные проявления заболевания (состояния), которые могут привести к смерти пациента. Данная формулировка не соответствует определению, данному в приказе Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». В соответствии с данным приказом угрожающее состояние – вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью. По сути, может быть, это и одно и то же, но формирование нормативно-правового регулирования требует точности и однозначности понятий.

Дополнение «требующих срочного медицинского вмешательства» вносило бы конкретику в данные определения и отличало бы эти формы медицинской помощи от плановой, если бы содержало сроки оказания такой помощи. В Письме (Методических рекомендациях) временные сроки указаны лишь для мест расположения и территории обслуживания медицинских организаций скорой медицинской помощи (МО СМП) и ее подразделений – они устанавливаются с учетом 20-минутной транспортной доступности. Но данные требования касаются медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь как в экстренной, так и в неотложной форме. В пункте 7 Правил организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра врачей общей практики (семейной медицины)) четко регламентированы временные рамки оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме: неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 ч после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.

Таким образом, в данном документе определены совершенно другие сроки оказания неотложной медицинской помощи. В соответствии с Письмом (Методическими рекомендациями) «экстренность» или «неотложность» медицинской помощи определяет фельдшер по приему вызовов по телефону: выездные бригады СМП направляются на вызов фельдшером (медсестрой) по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП МО СМП с учетом профиля бригады, повода и срочности вызова и форм оказания СМП (экстренной и неотложной). Передача вызова СМП по экстренным показаниям выездным бригадам СМП фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче их выездной бригаде осуществляется безотлагательно, на вызов направляется ближайшая свободная бригада СМП. Направление бригады СМП по неотложным показаниям осуществляется по мере освобождения бригад СМП при отсутствии вызовов по экстренным показаниям, т. е. реально неотложная медицинская помощь оказывается в более поздние сроки.

Неопределенность в  правовом регулировании важнейшего вопроса оказания медицинской помощи населению может привести к неоказанию медицинской помощи в  конкретные сроки, а это, в  свою очередь,  – к причинению вреда жизни и здоровью пациента неоказанием медицинской помощи. 

Проблемы приобрели еще более острое звучание в связи с переводом финансирования скорой медицинской помощи в систему ОМС. Медицинские организации скорой медицинской помощи традиционно имели одноканальное финансирование – из средств бюджетов (до 2012 г. – муниципальных, с 2012 г. – бюджетов субъектов РФ). В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 г.2 и в предыдущие годы был определен норматив финансовых затрат на единицу объема скорой медицинской помощи – на один вызов (в 2012 г. – на один вызов скорой, в т. ч. специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи – 1710,1 руб. из средств бюджета субъекта РФ).

бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.1 выделен отдельный норматив финансовых затрат на единицу объема скорой медицинской помощи – на один вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования – 1435,6 руб. Подразумевается, что система ОМС оплачивает только вызовы скорой медицинской помощи застрахованным лицам. Однако значительный объем СМП оказывается незастрахованным лицам и вообще не гражданам РФ. Поскольку в оказании экстренной медицинской помощи отказать нельзя, оплата ее незастрахованным лицам должна производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ. Важно Таким образом, здравоохранение страны переходит на одноканальное финансирование, а для СМП сохраняется двухканальное Неважно, сколько и каких каналов финансирования существует для скорой медицинской помощи.

Важно, чтобы из-за ограничений в финансировании (и из-за юридической неоднозначности) не возникало проблем неоказания медицинской помощи медицинскими работниками и медицинскими организациями и чтобы это не приводило к причинению вреда жизни и здоровью пациента неоказанием этой помощи. В Письме (Методических рекомендациях) формулируются вопросы, требующие решения в связи с переходом скорой медицинской помощи (далее – СМП) в ОМС.

Прежде всего, это вопросы финансирования:

• определение способа оплаты скорой медицинской помощи (за единицу объема медицинской помощи – один выезд СМП, на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации, за пролеченного больного в соответствии со стандартами);

• определение плановых заданий и оплата сверхнормативного объема оказания СМП;

• оплата медицинской помощи, оказанной больным (пострадавшим), не идентифицированным на этапе скорой медицинской помощи, а также имеющим проблемы с определением страховой принадлежности; оплата СМП иностранным гражданам;

• оплата услуг СМП, не связанных непосредственно с оказанием медицинской помощи: ложные вызовы, безрезультатные выезды, участие СМП в обеспечении культурно-массовых и спортивных мероприятий; транспортировка консультантов, доставка крови и ее компонентов и т. д.;

• обеспечение СМП современными финансово-статистическими информационными системами, обеспечивающими внутриучрежденческий учет и взаимодействие с участниками ОМС (ТФОМС, СМО) и др. В Письме (Методических рекомендациях) приведены принципы выбора способов оплаты СМП, которые должны решить поставленные выше вопросы. Они таковы:

• тарифы СМП должны соответствовать текущим и перспективным расходам на оказание медицинской помощи, т. е. не только включать возмещение текущих затрат, но и обеспечивать развитие деятельности;

• подход к оплате вызовов СМП должен быть дифференцированным в соответствии с профилем бригады и объемом оказанной помощи;

• тарифы должны стимулировать персонал СМП к качественному оказанию медицинских услуг на высоком профессиональном уровне, в соответствии со стандартами и Порядком оказания СМП, к рациональному использованию имеющихся сил и средств;

• способ не должен мотивировать персонал к оказанию излишней или недостаточной по объему медицинской помощи. Критериями могут выступать состав бригады, квалификационная подготовка персонала, тип автомобиля СМП, материально-техническое оснащение бригады, объем и сложность оказанной помощи. В связи с этим в Письме (Методических рекомендациях) предложено установить:

• раздельные тарифы на оказание экстренной и неотложной СМП;

• дифференцированные тарифы на оказание СМП специализированными, общепрофильными (врачебными и фельдшерскими), педиатрическими, транспортными бригадами (при условии соблюдения профильности использования бригад);

• дополнительные тарифы (к основному) на выполнение мероприятий особой сложности – реанимационного пособия, анестезиологического пособия, тромболитической терапии и др.

Также в Письме (Методических рекомендациях) указано, что перспективной является оплата медицинской помощи по медико-экономическим стандартам (МЭС), а также что установление плановых заданий для медицинских организаций, работающих в оперативном режиме и в условиях ЧС в соответствии с принципом безотказности оказания экстренной медицинской помощи (СМП), является вопросом неоднозначным. Вышеуказанные предложения сегодня выглядят идеалистичными. Практика такова, что:

1. Тарифы в системе ОМС не покрывают затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи. Идея того, что тарифы СМП должны соответствовать текущим и перспективным расходам на оказание медицинской помощи, т. е. не только включать возмещение текущих затрат, но и обеспечивать развитие деятельности, мягко говоря, не соответствует реалиям.

2. В системе ОМС устанавливаются плановые объемы медицинской помощи (в т. ч. будут установлены для МО СМП). За пределами согласованных объемов медицинская помощь в системе ОМС не оплачивается (или оплачивается с большим трудом).

3. Законодательно введена обязанность медицинской организации исполнять стандарты медицинской помощи и порядки оказания медицинской помощи. Понятия медико-экономического стандарта в федеральном законодательстве нет, поскольку идеология обязательности единых, утвержденных на федеральном уровне стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи (а не разнообразных региональных МЭС) закреплена в Законе № 323-ФЗ с целью создания единообразия оказания медицинской помощи на всей территории страны.

Проблемами являются, во-первых, отсутствие в полном объеме разработанных и утвержденных стандартов медицинской помощи, во-вторых, недостаточность финансовых средств на оплату медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи в полном объеме по всем нозологиям.

Медицинские организации обязаны исполнять стандарты медицинской помощи (уже принятые), но медицинская помощь в  полном объеме стандарта медицинской помощи не оплачивается. 

Дополнительные (к основному) тарифы на выполнение мероприятий особой сложности – реанимационного, анестезиологического пособий, тромболитической терапии – были бы очень хороши, но, скорее всего, установят раздельные тарифы на оказание экстренной и неотложной скорой медицинской помощи, причем на оказание неотложной их снизят. В ряде регионов уже пытаются оплачивать вызовы скорой медицинской помощи, не связанные с угрожающими жизни состояниями, по нормативам финансовых затрат на оказание амбулаторной помощи (на одно посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования – 340,9 руб. в Программе госгарантий на 2013 г.). Это значительно ниже оплаты вызова при оказании СМП.

Таким образом, при разделении в законодательстве медицинской помощи по формам на «экстренную» и «неотложную» возникает юридическая неоднозначность, что способствуют неоднозначности организационных мероприятий. Нет четкого механизма реализации законодательных норм. Повышаются риски наступления юридической ответственности для медицинских организаций за неоказание медицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×