О государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности и критериях доступности и качества медицинской помощи

25

В последнее время качеству оказания медицинской помощи и методам его оценки уделяется большое внимание. Это связано с ростом обращений пациентов с различного рода жалобами на оказываемую им медицинскую помощь. Все больше случаев некачественного оказания медицинской помощи становятся поводом для судебных разбирательств. Очевидно, что для оценки качества оказания медицинской помощи необходимо руководствоваться определенными критериями, имеющими фиксированные значения и/или показатели. Такими критериями, в частности, являются критерии доступности и качества медицинской помощи, установленные программами государственных гарантий.

Понятие «качество медицинской помощи» было впервые закреплено в законодательстве недавно. В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Критерии доступности и качества медицинской помощи, установленные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.1 (далее – Программа госгарантий), перечислены в разделе VII.

В соответствии с Программой госгарантий целевые значения критериев доступности и  качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка их уровня и динамики, устанавливаются территориальной программой ОМС. 

Критерии доступности и качества медицинской помощи связаны с рядом таких факторов, как численность населения на определенной территории, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, географические особенности субъекта Российской Федерации и т. п. Целевые значения критериев могут носить вариативный характер для разных субъектов РФ, поскольку они должны устанавливаться с учетом перечисленных выше особенностей в соответствии с Правилами обязательного медицинского страховани.

Территориальную программу ОМС готовит комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Комиссия формируется и осуществляет свою деятельность согласно Положению о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования3 . Согласно п. 6 Положения при разработке территориальной программы комиссией учитываются:

• стандарты медицинской помощи;

• особенности половозрастного состава застрахованных лиц;

• уровень и структура заболеваемости населения субъекта РФ (по данным медицинской статистики);

• климатические, географические особенности субъекта РФ;

• транспортная доступность медицинских организаций;

• сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.

При формировании целевых значений критериев качества и доступности медицинской помощи комиссии следует учитывать все перечисленные выше моменты.

Безусловно, целевые значения критериев качества и  доступности медицинской помощи в различных субъектах РФ будут отличаться друг от друга. Они не должны быть едиными для всех медицинских организаций страны, а должны устанавливаться с учетом региональной специфики. 

Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, могут использоваться при установлении ТФОМС целевых значений доступности и качества медицинской помощи для выплат стимулирующего характера из средств нормированного страхового запаса медицинским организациям.

Один из практических вопросов, связанных с применением критериев качества и доступности медицинской помощи, – возможность их применения для оценки деятельности конкретной медицинской организации в сфере ОМС. Согласно ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 29.10.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее – Закон № 326-ФЗ) в территориальной программе обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы ОМС для территории субъекта РФ определяются способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, и структура тарифа на ее оплату. Территориальная программа содержит реестр медицинских организаций, участвующих в ее реализации; в ней определяются условия оказания медицинской помощи в этих организациях, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

Таким образом, установленные территориальной программой целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи распространяются на все медицинские организации, включенные в соответствующий реестр. Конкретные штрафные санкции за несоблюдение установленных критериев качества оказания медицинской помощи для каждой медицинской организации устанавливаются в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию между медицинской организацией и страховой медицинской организацией.

Достижение целевых показателей критериев доступности и качества медицинской помощи – один из объектов государственного контроля качества и  безопасности медицинской деятельности. 

Каким образом будут соотноситься критерии доступности и качества медицинской помощи, установленные в программе госгарантий, и критерии, применяемые при государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности? Контроль доступности и качества медицинской помощи, являясь непосредственной частью государственного контроля, представляет собой многоуровневую систему и осуществляется рядом определенных субъектов. В соответствии с п. 3 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности государственный контроль осуществляется путем осуществления лицензирования медицинской деятельности, а также путем проведения проверок соблюдения:

• прав граждан в сфере охраны здоровья – органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность;

• порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи организациями, осуществляющими медицинскую деятельность;

• порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований организациями, осуществляющими медицинскую деятельность;

• безопасных условий труда, а также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) организациями, осуществляющими медицинскую деятельность;

• ограничений, применяемых к медицинским работникам, руководителям медицинских организаций, фармацевтическим работникам и руководителям аптечных организаций при осуществлении профессиональной деятельности.

Проводятся также проверки организации и осуществления внутреннего и ведомственного контроля качества оказания медицинской помощи. Субъектом государственного контроля качества медицинской помощи является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Росздравнадзор осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (далее – Положение).

Согласно п. 5.1.3 Положения Росздравнадзор обладает полномочиями по осуществлению государственного контроля качества и  безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок  Специалисты Росздравнадзора проверяют:

• соблюдение медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

• организацию и осуществление ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Другой субъект контроля качества и доступности медицинской помощи – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который устанавливает порядок осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам.

Согласно разделу II Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию субъектами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являются:

• территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

• страховые медицинские организации;

• медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (в рамках внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи). Еще одним субъектом контроля качества оказания медицинской помощи следует считать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в контексте контроля за предоставлением потребителю платных медицинских услуг (в соответствии с п. 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Ввиду перехода с 2013 г. службы скорой медицинской помощи на финансирование из средств системы ОМС большую актуальность приобретают критерии качества и доступности оказания скорой медицинской помощи. Эти критерии установлены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.3 . Так, согласно разделу VII Программы критериями качества оказания скорой медицинской помощи являются:

• количество вызовов скорой медицинской помощи в расчете на одного жителя;

• число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь;

• доля лиц, которым скорая медицинская помощь оказана в течение 20 мин после вызова, в общем числе лиц, которым оказана скорая медицинская помощь. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка их уровня и динамики, устанавливаются территориальными программами ОМС. Так, например, согласно московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. показателем деятельности медицинских организаций по оказанию скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи является доля пациентов, которым скорая помощь оказана в течение 15 мин после вызова, – 77%.

Особо отметим рекомендуемый Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), а также уплаты медицинской организацией штрафа, в том числе за неоказание, несвоевременное оказание медицинской помощи либо оказание помощи ненадлежащего качества (для случаев оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации). Этот Перечень приведен в письме ФОМС от 24.12.2012 № 9939/30-и. В нем фактически устанавливаются основания для признания факта оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, что также может расцениваться как определенный критерий качества оказания скорой медицинской помощи. Еще одним критерием качества медицинской помощи, установленным Программой и заслуживающим пристального внимания, является удовлетворенность населения медицинской помощью (выражается в процентах от общего числа опрошенных).

Показатель удовлетворенности населения медицинской помощью рассчитывается на основании результатов социологического опроса. 

Приказом ФОМС от 29.05.2009 № 118 утверждены Методические рекомендации организации проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования (далее – Методические рекомендации). Согласно рекомендациям опрос осуществляют:

• сотрудники страховых медицинских организаций (СМО) (штатные/внештатные), направленные для целевого опроса (анкетирования), или постоянно действующие представители СМО;

• специалисты ТФОМС (штатные/внештатные), направленные для целевого опроса (анкетирования);

• совместно специалисты СМО и ТФОМС (п. 4 Методических рекомендаций).

• Опрос может проводиться:

• в медицинских организациях (МО);

• СМО (представительствах СМО);

• определенной СМО по месту работы застрахованных;

• по месту жительства участников опроса.

В медицинских организациях анкетирование (опрос) респондентов рекомендуется осуществлять по фактам их пребывания или посещения данной медицинской организации (п. 3 Методических рекомендаций). Опрос может проводиться в виде анкетирования (опроса) с использованием открытых вопросов, определяемых инициаторами проведения опроса, и предполагает ответы респондентов в свободной форме.

В настоящее время недовольство пациентов оказываемой им медицинской помощью неуклонно растет. Это выражается в значительном увеличении жалоб, адресованных в различные инстанции. При этом возникает опасность того, что большое количество случаев оказания медицинской помощи будет признано случаями оказания помощи ненадлежащего качества.

Недовольство пациентов может быть связано не столько непосредственно с оказанием медицинской помощи, сколько с моментами организации ее оказания (очереди в  медицинских организациях, расположение медицинской организации далеко от места жительства пациента, правила внутреннего распорядка медицинской организации и т. п.)  Очевидно, что целевые значения данного критерия должны быть установлены с учетом особенностей организации здравоохранения в каждом конкретном регионе.

В заключение отметим, что при оценке качества медицинской помощи по достижению установленных целевых значений критериев ее качества и доступности требуется учитывать непосредственные возможно сти медицинских организаций при оказании медицинской помощи, такие как кадровая укомплектованность, наличие необходимого оборудования и медикаментов, соответствующие коммунальнохозяйственные условия, должный уровень квалификации специалистов. Следует разработать поправочные коэффициенты, учитывающие все перечисленные выше особенности обеспечения деятельности медицинских организаций. Применение коэффициентов позволит объективно оценить качество оказания медицинской помощи в отдельных медицинских организациях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль