Формирование реабилитационной среды в условиях многопрофильного детского медицинского учреждения

12

Создание детского центра медико-социальной реабилитации «бонум» (далее – центр) в Екатеринбурге было вызвано потребностью в специализированной помощи детям и подросткам с врожденной челюстно-лицевой патологией. Сегодня пациенты центра – дети и подростки с проблемами слуха и зрения, с патологией, вызванной заболеваниями опорно-двигательного аппарата, функциональными расстройствами нервной системы и т. д. Учреждение объединяет 10 областных центров для детей с разными формами врожденных или приобретенных нарушений здоровья.

С момента становления Центр был ориентирован на формирование системы «раннего вмешательства», которая нацелена на снижение (минимизацию) инвалидности детей, рождающихся с тяжелыми пороками, на преодоление социальной дезадаптации детей-инвалидов. В процессе работы Центра становилось очевидным, что специальные медицинские технологии могут быть эффективными только при наличии соответствующих технологий социальной реабилитации и абилитации, а также современной реабилитационной среды. Формирование реабилитационной среды, ориентированной на социальную интеграцию детей с тяжелыми пороками развития, в многопрофильном учреждении здравоохранения имеет несколько преимуществ.

Так, дети раннего возраста с тяжелыми пороками развития находятся под постоянным врачебным наблюдением. Обращаясь к специалистам Центра, родители ребенка с патологией развития рассчитывают получить не только квалифицированную врачебную помощь, но и «ощутить внимание и заботу к ребенку и семье» (61% ответов), «получить знания и навыки для занятий с ребенком дома» (62% ответов)

Реабилитационная среда представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов и включает в себя:

• пространственную среду, характеризующуюся современным дизайном, необходимым техническим, материальным обеспечением;

• профессиональную среду квалифицированных специалистов;

• реабилитационные программы и реабилитационные технологии;

• систему ценностей и отношений, интегрирующих все основные направления реабилитационного процесса, нацеленного на восстановление ребенка, имеющего врожденную или приобретенную патологию развития, на обретение им соответствующего его возрасту социального статуса.

Технология реабилитации основана на раннем выявлении отклонений в  развитии ребенка, оказании ему и  семье своевременной комплексной помощи, что является залогом успешного восстановления утраченных или сниженных функций и  профилактики детской инвалидности. 

Эта технология может быть представлена как совокупность нескольких взаимосвязанных этапов деятельности специалистов. Цели первого этапа – выявление и учет детей с тяжелыми пороками развития. Это предполагает необходимость своевременного выявления детей раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения, семей, в которых эти дети воспитываются или еще только ожидаются. Решение этой задачи возможно только при условии системного информационного взаимодействия между детскими медицинскими организациями региона, родильными домами и медико-генетическим центром.

Обязательный компонент первого этапа – направление ребенка на первичный прием и оформление с родителями договора о согласии на взаимодействие со специалистами. Цель второго этапа – непосредственная реализация реабилитационных программ в отношении конкретного ребенка и его семьи. Для этого специалисты осуществляют точную междисциплинарную оценку развития ребенка, формулируют основные задачи реабилитации семьи и абилитации ребенка. Родители не воспринимаются как объект воздействия специалистов – они активно включаются в реабилитационный процесс, имея собственные задачи работы с ребенком. Основная задача этого этапа реабилитационного процесса – подготовка ребенка для перехода в образовательные и реабилитационные программы других учреждений, ориентированных на детей старше трех лет. На это направлены программы психолого-педагогического, социального развития и комплексы медико-реабилитационных мероприятий, позволяющие сформировать у ребенка необходимую базу знаний, умений, качеств для адаптации в других условиях. На третьем этапе реабилитационного процесса специалисты организуют переход ребенка в программы дошкольных образовательных или социально-реабилитационных учреждений. Для этого социальный работник определяет перечень учреждений, возможности которых наилучшим образом соответствуют потребностям ребенка и семьи, организует встречи родителей со специалистами этих учреждений, оказывает помощь родителям в сборе необходимых документов.

В период адаптации ребенка к новым условиям специалисты оказывают консультативную помощь родителям и ребенку, при необходимости выступают посредниками между семьей и сотрудниками учреждений. 

Четвертый этап деятельности предполагает организацию контроля и оценки результата реабилитационного процесса. Для этого проводится специальный медико-психолого-социальный консилиум. В ходе консилиума рассматриваются индивидуальные результаты ребенка, анализируется технология оказания помощи в соответствии с регламентирующими документами (регламент оказания услуги, перечень услуг), проводится собеседование с родителями о возможностях дальнейшей реабилитации ребенка в учреждениях социального обслуживания или образования. В рамках этого этапа проводятся также комплексные оценочные мероприятия, ориентированные на определение степени удовлетворенности клиентов деятельностью специалистов и качеством предоставляемых социально-реабилитационных услуг.

Формирование реабилитационной среды ориентировано на оптимальную социальную интеграцию детей с особыми потребностями в  общество, т. е. на включение ребенка в обычную образовательную среду (дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования), разнообразные социальные связи (ученические, партнерские, эмоционально-дружеские). Ребенок должен научиться исполнять привычные для любого ребенка роли. 

Медицинская организация, в которой внедряются технологии реабилитационной среды, должна быть оснащена современным оборудованием. Она должна выступать не столько как лечебное учреждение, а как место, где детям интересно находиться. В этом случае окружающее детей пространство выступает свое образным реабилитационным фактором, оказывающим существенное влияние на возможности восстановительного лечения детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

Так в отделениях Центра созданы рекреационные зоны с удобной мебелью, в них расположены зоологические уголки, аквариумы, «зеленые» площадки с комнатными растениями и занимательными скульптурами. Дизайн рекреационных зон, их эстетика, ориентированная на детское восприятие, не только привлекают внимание детей, но и развивают воображение детей, расширяют и существенно обогащают имеющийся жизненный опыт. Разработка и внедрение новых реабилитационных технологий и программ позволят медицинской организации не только увеличить поток пациентов, но и повысить качество реабилитационной помощи и удовлетворенность пациентов предоставляемыми услугами. В 2012 г. в нашем реабилитационном центре было внедрено 42 новых технологии, из них 40% – с использованием нового оборудования.

В частности, среди лечебно-реабилитационных технологий: кохлеарная имплантация с последующей слухоречевой реабилитацией детей, внедрение сурдопедагогических методик тестирования настроек речевых процессоров, аппаратно-программная кинезиотерапия с пассивной, пассивноактивной и активной тренировкой мышц верхних и нижних конечностей и туловища с БОС, с функциональной электростимуляцией (тренажер Мотомед), психокоррекционные тренинги у детей, имеющих искаженный тип развития (ранний детский аутизм). Также в 2012 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 15.08.2012 № 914-п был открыт Областной центр реабилитации детей с последствиями черепно-мозговой травмы, ретинопатией недоношенных, нарушениями слуха, черепно-мозговой травмой.

Введена в действие социокультурная реабилитационная площадка, смонтирован и введен в эксплуатацию блок двигательной реабилитации и катамнеза, в КДП № 2 начал работать кабинет ЭЭГ-мониторинга сна. Среди мероприятий, направленных на привлечение и закрепление кадров, можно назвать, в первую очередь, возможность для специалистов выполнять свою работу на современном оборудовании.

Для профессионального роста сотрудников рекомендуется разработать систему премирования, благодаря которой поощряется инициатива работника, связанная с научно-исследовательской работой, участием в конкурсах. Еще одним эффективным механизмом может стать составление индивидуальных планов развития с возможностью профессионального и карьерного роста. В НПЦ «Бонум» осуществляется постоянный поиск новых форм развития персонала – конкурс научных проектов, совет по инновационной деятельности медицинских работников среднего звена, конференция – конкурс медицинских сестер и др. Не менее важно создать благоприятные условия труда, внедрять меры социальной поддержки персонала.

Для формирования реабилитационной среды в НПЦ «Бонум» предполагается дальнейшее развитие:

• системы раннего вмешательства на основе применения превентивных технологий, совершенствования процесса диспансеризации и системы оценки качества его результатов;

• высоких медицинских технологий ( например, ЛОР, сурдология);

• информационной поддержки комплексной реабилитации (в т. ч. интеграция электронной карты пациента и специализированных баз данных, модернизация программного обеспечения контакт-центра, лаборатории комплексной безопасности). Реализация этих направлений потребует разработки новых организационных форм и технологий.

В ближайших планах нашего Центра – создание Экспертного совета по мониторингу и оценке результатов реализации реабилитационных мероприятий; формирование Научно-практической лаборатории прогнозирования и экспертизы реализации реабилитационного потенциала детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями; Совета по инновационной деятельности медицинских работников среднего звена и проведение конкурса «Лучший по профессии» среди медицинских сестер. В качестве инструментов достижения обозначенных целей ожидается внедрение примерно 40 новых медицинских технологий, развитие дистанционных средств и форм работы с медицинскими учреждениями области, пациентами и их семьями; внедрение компонента Единой медицинской информационной системы и др.

В заключение хотелось бы отметить, что подход к реабилитационному процессу, разработанный в НПЦ «Бонум», соответствует мировым тенденциям этого направления медицинской деятельности. В качестве примера мы рассматриваем один из коррекционных центров г. Хиросимы (Япония). Его инфраструктура адаптирована для детей с тяжелыми пороками развития. При проектировании и строительстве учитывались детская психология и особенности восприятия окружающего мира маленьким ребенком (рассчитаны высота и ширина ступенек, по которым поднимаются и опускаются дети; удобные лифты для тех, кто не может передвигаться самостоятельно; душевые и туалетные комнаты оснащены кнопками экстренного вызова воспитателей в случае необходимости; подсветка под полочками для сменной обуви, чтобы дети могли лучше ориентироваться при переобувании; отделка стен и полов материалами, помогающими детям безопасно перемещаться на территории учреждения; специально сконструированное освещение в бассейне, солярий, игровые площадки и учебные комнаты и т. п.).

В основе организации реабилитационных программ – междисциплинарный подход, предполагающий привлечение к работе с ребенком команды специалистов разных профилей; сотрудничество с родителями, родственниками ребенка; взаимодействие с общественными объединениями; индивидуальную реабилитационную работу с ребенком; организацию занятий в малых группах детей со схожими проблемами развития; применение в процессе реабилитации игровых методов; использование креативных технологий, особенно музыкальных; раннюю профориентацию детей подросткового возраста, имеющих нарушения в развитии.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы

Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль