Оценка эффективности затрат на здравоохранение: опыт Вологодской области

26

Один из наиболее наглядных, но сложных для практическо­го применения методов экономического анализа расходов на здравоохранение - сопоставление фактических затрат и до­стигнутых результатов. Проблема заключается в том, что пока­затели, характеризующие уровень здоровья населения - сохра­нение и воспроизводство здоровья жителей, обладают большой инерционностью, поэтому положительный эффект фи­нансовых вложений в здравоохранение проявляется лишь с те­чением длительного времени.

В качестве альтернативы авторы предлагают методику, осно­ванную на анализе финансовых и демографических показателей в разрезе основных классов заболеваний и муниципальных районов. При этом используется показатель "потерянные годы потенциальной жизни" (далее - ПГПЖ).

Суть рассматриваемого методологического подхода, апроби­рованного в Вологодской области, заключается в сопоставле­нии совокупных затрат на финансирование здравоохранения (бюджета и внебюджетных государствен­ных фондов) с демографическими поте­рями от преждевременной смерти.

Авторами была изучена эффектив­ность затрат на региональное здравоох­ранение на основании статистической ин­формации за 2003-2008 гг. В зависимости от конкретных задач показатели демогра­фического благополучия муниципальных образований (оцениваемые в ПГПЖ) и за­трат на здравоохранение (оцениваемых по консолидированным общественным расходам в расчете на одного жителя) дифференцировались по структурному, территориальному и прочим признакам.

Следует отметить, что к используемо­му методу более применим термин "за­траты - потери" чем "затраты - эффектив­ность" так как последний подразумевает количественную оценку прироста резуль­тата деятельности.

Кроме того, на преждевременную смертность оказывает влияние целый ряд факторов (условия труда, развитость транспортной инфраструктуры и пр.), по­этому мы говорим об оценке эффектив­ности не системы оказания медицинской помощи, а региональной здравоохрани­тельной политики (в реализации которой принимают участие различные ведом­ства и институты гражданского общества).

Соотношение показателей затрат на здравоохранение и демографических потерь представлено в виде типологиче­ской матрицы (табл. 1, см. с. 22).

Оценка затрат и демографических потерь в разрезе муниципальных образований

Муниципальные образования разне­сены по группам "затраты - потери"; для каждого района и городского округа при­ведены значения индекса "стоимость - эффективность" (в руб. на 1 тыс. чел.-лет).

Стрелками указано направление увеличе­ния значений индекса в группе (т. е. сни­жения эффективности).

Сравнение результатов за шестилетний период (2003-2008 гг.) дало возможность выявить районы со стабильными показа­телями затрат и демографических потерь.

Отметим, что количество таких муници­пальных образований (они названы инди­кативными) в каждой группе невелико.

Статус индикативных районов в каж­дом году исследуемого периода времени дало возможность оценить постоянство рассматриваемых показателей (табл. 3). Выявление причин "позиционной не­устойчивости" некоторых муниципальных образований по показателям эффектив­ности здравоохранения потребовало дальнейшего изучения социально-эконо­мической ситуации в каждом из них.

В то же время достаточно устойчивые характеристики затрат в здравоохранении и преждевременной смертности населе­ния в ряде районов позволяют предполо­жить, что предложенный метод анализа социально-экономической ситуации и эффективности здравоохранения может претендовать на научную объективность и достоверность.

Для выявления регионов области, для которых отмечались наибольшие откло­нения от средних по области показателей затрат и демографических потерь, нами использованы аналитическая таблица  и диаграмма рассеяния.

Результаты анализа позволили выде­лить следующие проблемы распределе­ния и эффективного расходования финан­совых средств в системе здравоохранения Вологодской области.

1. Для ряда муниципальных образо­ваний характерны высокие показатели затрат на здравоохранение в сочетании со значительными демографическими потерями, связанными с преждевремен­ной смертью. Например, такое сочета­ние имеет место в Междуреченском районе.

Несмотря на то, что Междуреченский район является одним из самых малона­селенных в области, в нем функциониру­ют центральная районная и участковые больницы, все основные медицинские службы, а расходы на душу населения оказываются выше средних по области. Бюджетные расходы на обеспечение ра­боты стационаров (в относительном вы­ражении) превысили аналогичный пока­затель г. Череповца почти в два раза.

В то же время в районе высокие показатели преждевременной смертности, по­этому ситуация должна трактоваться как неблагоприятная.

2. Великоустюгский район и г. Чере­повец вошли в группу муниципальных образований с высокими затратами и низкими демографическими потерями.

Наблюдаемые здесь высокие относи­тельные затраты на здравоохранение от­ражают большой коечный фонд и высо­кий уровень технической оснащенности ЛПУ дорогостоящим медицинским обору­дованием. Это свидетельствует о необхо­димости более широко применять мало­затратные стационарозамещающие технологии и реструктуризировать ле­чебно-профилактическую сеть.

3. Никольский, Вытегорский и Грязовецкий районы имеют высокие потери от преждевременной смерти на фоне низких подушевых затрат на здравоохранение.

Уровень финансирования медицин­ских учреждений в этих районах должен быть повышен. Кроме того, должна быть расширена практика оказания медицин­ской помощи населению на базе межрай­онных центров (например Тотемской ЦРБ). Перечисленные муниципальные об­разования требуют особого внимания при принятии управленческих решений, поскольку помимо проблем с недофинан­сированием в них наблюдаются неблаго­приятные демографические тенденции.

4. Муниципальные образования, де­монстрирующие близкий к среднеобластному значению уровень расходов на здравоохранение и незначительные по­казатели преждевременной смертности населения (ниже среднеообластного зна­чения), были оценены как относительно благополучные.

Оценка затрат и демографических потерь в разрезе заболеваний

Описанный алгоритм был применен и для анализа затрат и демографических потерь в разрезе основных групп заболе­ваний. Это позволило выявить болезни, обусловливающие наибольшие демогра­фические и финансовые потери в регио­не (травмы, отравления и другие послед­ствия воздействия внешних причин; болезни органов кровообращения; бо­лезни органов пищеварения), а также заболевания, затраты на профилактику и лечение которых были недостаточны (новообразования).

Иерархический порядок причин смер­ти оказался близким для большинства муниципалитетов региона, но вклад того или иного заболевания в общий объем демографических потерь в разных райо­нах существенно различался. Это говорит о необходимости активизации профилак­тической работы и совершенствования оказания экстренной и неотложной ме­дицинской помощи.

Анализ "затраты - потери" в который были включены данные за 2003-2008 гг., позволяет выявить наиболее проблем­ные группы заболеваний, для которых ха­рактерны устойчивые показатели затрат и вызываемых ими потерь от преж­девременной смерти.

Одна из важнейших особенностей предложенной методологии в том, что результаты анализа могут интерпретиро­ваться с позиций межотраслевого подхо­да к здравоохранительной политике. Например, данные о высокой смертности от производственных травм или дорож­но-транспортных происшествий в кон­кретном муниципальном образовании служат обоснованием для принятия мер по созданию безопасных условий производственного процесса или по ремонту дорог. Если делается вывод о недостаточ­ном финансовом обеспечении объекта анализа, то дополнительные ресурсы бу­дут направляться не только в систему здравоохранения, но и в другие систе­мы - в зависимости от того, какие меро­приятия дадут максимальный эффект по предупреждению или снижению пре­ждевременной смертности.

Результаты экономического анализа могут найти применение на всех основ­ных этапах проведения региональной здравоохранительной политики:

• при ее формировании (как основа для определения приоритетов финанси­рования здравоохранения);

• в процессе ее принятия (как доказа­тельство объективности выдвигаемых финансовых требований);

• при реализации (для разработки кон­кретных мероприятий);

• при оценке достижений (для реализа­ции механизма "обратной связи"

Основные итоги внедрения нового механизма в управление здравоохране­нием Вологодской области - организация мониторинга процессов планирования и реализации плановых инициатив в регио­нальном здравоохранении, оценка ре­зультатов на основе информации, полу­ченной за много лет.

Мониторинг результатов экономиче­ского анализа, включая информацию о за­тратах и демографических потерях по от­дельным муниципальным образованиям, о причинах смерти и часто регистрирую­щихся заболеваниях, позволяет с высокой достоверностью и обоснованностью оце­нивать эффективность затрат на здраво­охранение в муниципальных образовани­ях региона. Особое внимание при этом уделяется тем районам, в которых в тече­ние определенного периода выявляются негативные тенденции.

Использование показателей эконо­мической эффективности здравоохране­ния в повседневной практике управле­ния открывает широкие возможности для внедрения качественно нового под­хода при реализации региональной по­литики охраны здоровья населения и оценке ее результатов. Этот подход ори­ентирован на реальные результаты по­литики в сфере здравоохранения - на состояние здоровья жителей региона. Однако данная методика не является универсальным и абсолютно безошибоч­ным способом оценки эффективности финансовой политики в региональном здравоохранении.

Во-первых, при проведении исследова­ний в регионе не учитываются различия половозрастной структуры населения рай­онов. Во-вторых, оказываются неучтенны­ми затраты на предотвращение и лечение заболеваний, которые не характеризуются высокой смертностью населения, но значи­тельно ограничивают возможности челове­ка в его профессиональной деятельности. В-третьих, при проведении мероприятий, разработанных в результате проведенного анализа, необходимо проводить контроль над изменением ситуации.

Особенно сложно вычислить, какая доля расходов использовалась для пре­дотвращения смертности по муници­пальному образованию (или в рамках класса заболеваний) в определенный пе­риод времени. Как уже указывалось, ре­зультаты предпринятых в здравоохране­нии инициатив обладают свойством проявляться лишь через определенный, часто довольно длительный промежуток времени и только при условии реализа­ции всех запланированных действий.

При этом при финансовом анализе затра­ты соотносятся с показателями социаль­ной эффективности того года, в течение которого они были непосредственно произведены.

Наконец, в-четвертых, среди факто­ров, влияющих на смертность, эффектив­ность работы системы здравоохранения занимает далеко не первое место.

Рекомендованная авторами методика имеет преимущества в части оценки эф­фективности бюджетных затрат. Тем не менее остается ряд нерешенных вопро­сов, а практическая реализация сделан­ных выводов может представлять опре­деленную сложность.

В целом применение методики на уровне регионального здравоохранения можно считать вполне оправданным и эф­фективным в силу его универсальности, научности и репрезентативности резуль­татов. Особенно это касается исследова­ния эффективности затрат по классам за­болеваний, поскольку в этом случае показатели затрат и потерь демонстриру­ют большую стабильность. При анализе затрат и потерь по муниципальным райо­нам области стабильность названных по­казателей проявляется в гораздо мень­шей степени, поэтому полученные данные, могут быть не вполне достоверными.

Серьезным препятствием использова­ния методики в региональном управле­нии остается консерватизм администра­тивных структур. На практике разработка бюджетов муниципальных образований происходит в основном на основе анали­за динамики фактических среднегодовых расходов (за три года) и прогнозного ис­полнения доходной части бюджета. Обычно процедура "защиты" бюджетов муниципальных образований не предпо­лагает проведения анализа данных о структуре смертности, заболеваемости, потерь от преждевременной смерти.

Наконец, использование данной мето­дики отдельным ЛПУ также сопряжено с трудностями: главные врачи действуют в рамках хронического финансового дефи­цита, не влияют на формирование тари­фов. Кроме того, роль ЛПУ в сокращении смертности в регионе ограничивается со­хранением жизни тех пациентов, которым медицинская помощь оказывается в дан­ном учреждении.

Тем не менее концепция оценки эф­фективности политики в сфере здраво­охранения на основе финансовых и соци­альных показателей представляется авторам не только перспективной, но и единственно возможной.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль