Организация психологической помощи при кататравме и тяжелой хирургической патологии в педиатрическом стационаре

9

Медицинские организации непсихиатрического профиля в соответствии с существующими нормативно-правовыми ак­тами могут включать в свое штатное расписание специали­стов - клинических психологов. Их преимущество в том, что для взаимодействия клинического психолога с пациентом не требуется предварительного разрешения родственников. Тем самым обеспечивается максимально ранний контакт с по­ступившим на лечение ребенком, что позволяет своевремен­но выявить существующие психологические проблемы. При необходимости ребенку назначается консультация врача-психиатра. Первостепенное значение предается тем психологическим отклонениям, которые вызваны не­посредственно травмой, приведшей к госпитализации.

Исход лечения пострадавшего ребен­ка, возвращение ему предшествующего качества жизни - комплексная задача, где само медицинское лечение в остром пе­риоде - только одна из составных частей оказания помощи.

Продолжительность индивидуальной работы клинического психолога НИИ НДХиТ с ребенком обычно составляет от полутора до четырех часов. В ней услов­но можно выделить следующие этапы:

1. Контакт (5-20 мин). Специалист создает доверительную атмосферу, чтобы впоследствии начать работать с негатив­ными воспоминаниями.

2. Диагностика (20-60 мин). В ходе общения ребенок выражает травму че­рез рассказ, метафоры, свободный рису­нок - что дает ключи к пониманию состо­яния ребенка и особенностей реакции на травму. Обращается внимание на детали, которые могут быть особенно болезнен­ны для ребенка и иметь символическое значение.

3. Анализ (20-60 мин). Результаты, полученные в ходе диагностики, интер­претируются, анализируются с целью соз­дания терапевтической модели. Исходя их модели подбирается терапевтическая техника, метод коррекции.

4. Коррекция (20-60 мин). Непосред­ственная работа с состоянием травмы

с использованием указанных техник.

5. Экологическая проверка (10-30 мин). Проверка эффективности использо­ванного метода, диагностика изменения состояния ребенка, анализ результатов коррекции, уточнение пожеланий или просьб к психологу. При необходимости производиться консультирование роди­телей и врачей. Принимается решение о дальнейшей работе.

Сходные рекомендации приводят спе­циалисты ФГБУ НИПНИ им. В.М. Бехтере­ва. По их расчетам полное первичное психодиагностическое обследование больного, оформление результатов и вне­сение заключения в историю болезни в среднем занимают 2, 5-3 ч, которые мож­но распределить на два-три дня. Повтор­ное обследование занимает обычно 1, 5-2 ч.

Анализ результатов обследования больных, проводимый с 2001 г., показал, что бо­лее чем у половины де­тей наблюдаются или интенсивная стрес­совая реакция на травмирующее событие (48%), или нестабильность эмоциональ­но-волевой сферы (29%). Они проявля­лись угрюмостью, слезливостью, посто­янным страхом, у подростков с элементами агрессии. Треть из этих детей была лишена постоянного ухода со сто­роны близких.

Только 14% детей имели стабильную эмоционально-волевую сферу, быстро и успешно преодолевали стресс, к ним воз­вращалось спокойное состояние, норма­лизовался сон, быстро проявлялись инте­рес к окружающим, желание и уверенность в выздоровлении. Все эти дети были из полноценных семей с забо­той и уходом за ними со стороны взрос­лых. Их родители также прошли курс пси­хологической реабилитации и поддержки.

В марте-июле 2012 г. в НИИ НДХиТ бы­ла проведена оценка эффективности ранней (неотложной) больным (3-16 лет) с тяжелой хирургической патологией и травмой в результате кататравмы, нахо­дящимся на стационарном лечении.

Врачи-хирурги, которые вели детей, включенных в исследование, описывали общее угнетенное состояние детей. У всех наблюдались тяжелые психоэмоциональ­ные нагрузки, обусловленные острой хи­рургической патологией и тяжелой трав­мой. Они проявлялись бессонницей, страхами, страшными снами, депрессив­ным состоянием, постоянной навязчивой памятью о происшествии, сниженным эмоциональным фоном, болезненными ощущениями на фоне хирургической нор­мы, плаксивостью при упоминании трав­матического события, ажитацией, даже мыслями о суициде.

Так, методом клинической беседы (ли­бо другим методом, адекватным состоя­нию и возрасту ребенка) у пациентов с кататравмой были выявлены (в том или ином сочетании):

• симптомы повторного пережива­ния: возникновение состояния стрес­са при выяснении деталей происше­ствия, чувство вины, страх смерти, негативные, навязчивые воспоминания о событии либо негативные сны, связанные с событием;

• симптомы избегания памяти трав­мирующего события: избегание мыслей и чувств, связанных с событи­ем, невозможность вспомнить детали события (амнезия), отсутствие ориен­тации на будущее;

• симптомы повышенной возбуди­мости: повышенная тревожность, раздражительность, легкий стресс на пребывание в стационаре, стресс на медицинские процедуры, страх физи­ческого отдаления близкого человека (потребность физического присут­ствия близкого человека, эмоцио­нального тепла со стороны значимых людей), состояние ажитации. Примерно у половины пациентов с кататравмой был выявлен негативный психо­логический анамнез (развод родителей, симптомы девиантного поведения, неод­нократное попадание в стационар). В ра­нее проведенных исследованиях1 было от­мечено, что у большей части детей, поступающих в стационар с легкой степе­нью черепно-мозговой травмы, снижен по­рог компенсации нарушений центральной нервной системы, что приводит к замедле­нию регресса неврологической симптома­тики, развитию выраженных проявлений травматической болезни головного мозга.

При выборе метода психокоррекци­онного вмешательства исходили из предположения о психической вменяемости пациента. Лучше всего себя зарекомендвали методы, направленные на формиро­вание позитивных ожиданий и снятия стрессовых состояний на пути к выздо­ровлению. Один из самых ярких приме­ров такого подхода иллюстрирует Дал­ласский центр онкологических исследований и консультаций в штате Техас, США. В течение четырех лет специ­алисты этого центра занимались обуче­нием неизлечимых больных различным методам саморегуляции. В результате из 159 человек, использовавших приобре­тенные навыки, выжили 63 пациента. Причем, у 22, 2% их них через четыре года после начала занятий опухоли не визуализировались.

Во время проведения исследования были апробированы и показали надеж­ность методика структурированного клинического диагностического интер­вью и клиническая диагностическая шкала.

Предлагаемые методики позволяют выбрать метод экстренной психологиче­ской коррекции, определить тактику дальнейшего оказания психологической помощи.

Кроме того, разработаны анкеты для родителей детей, перенесших травму,

и детей (старше 10 лет), перенесших травму:

1. Вопросы анкеты для родителей де­тей, перенесших травму:

• Соответствует ли поведение ребенка привычному (до травмы)?

• Хорошо ли спит ребенок?

• Наблюдаются ли изменения характера?

• Может ли ребенок спокойно воспри­нимать рассказ о травме или сам

о ней рассказать?

• Появились ли резкие эмоциональные реакции на естественные раздражите­ли (люди, обстановка)?

2. Вопросы анкеты для детей (от 10 до 16 лет), перенесших травму:

• Соответствует ли твое самоощущение привычному (до травмы)?

• Снятся ли тебе страшные сны?

• Не появились ли мрачные чувства (одиночества, навязчивых мыслей,

раздражительности, боязливости, плохого настроения, отсутствие аппе­тита)?

• Вызывает ли рассказ о травмирующем событии болезненные ощущения, схо­жие с травматическими?

• Появились ли резкие эмоциональные реакции при общении (напряжение, замкнутость, избегание контактов), смене обстановки?

Подобное анкетирование может быть проведено даже амбулаторно, в том чис­ле если выявлена травма, по поводу кото­рой не было своевременного обращения за медицинской помощью.

Уже при двух положительных ответах ребенка (родителя) на вопросы анкеты не­обходимо направить пациента на психо­логическое обследование с целью более тщательной диагностики и оказания необ­ходимой психокоррекционной помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль