Организация финансирования ЛПУ, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы

18

В ходе реформы здравоохранения выделяют несколько "си­стемных" задач: обеспечение сбалансированности Программы го­сударственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной ме­дицинской помощи (далее - программы госгарантий), переход на одноканальное финансирование и полный тариф обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), расширение финансо­во-хозяйственной самостоятельности учреждений, интеграция обязательного и добровольного медицинского страхования, совершенствование ценообразования на лекарственные препараты.

Основной инструмент для повышения эффективности исполь­зования ресурсов - программно-целевое планирование и финан­сирование. Таким образом, внедрение в практику здравоохране­ния программно-целевых принципов организации деятельности ЛПУ определило направление реформирования отраслевого бюджетного процесса - формирование программных бюджетов.

Москва стала одним из первых субъектов Российской Федерации, перешедших на формирование программного бюджета на 2012 г.

Программа "Столичное здравоохранение"

Департаментом здравоохранения г. Москвы (далее - Департамент здравоох­ранения) была разработана и утверждена государственная программа "Столичное здравоохранение на 2012-2016 гг." Она включает в себя восемь подпрограмм, шесть из которых отражены в Территори­альной программе госгарантий на 2012 г.

Раздел по ресурсному обеспечению программы "Столичное здравоохране­ние" был сформирован с учетом Указа­ний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных при­казами Минфина России от 28.12.2010 № 190н и от 21.12.2011 № 180Н1 (таблица, см. с. 18).

Основные направления развития про­граммы обозначены подпрограммами,

а мероприятия программы детализируют данные направления.

Использовалась семизначная кодифи­кация целевой статьи расходов:

• первые два символа - код программы в бюджете города;

• третий - буква, обозначающая под­программу;

• четвертый и пятый - порядковый но­мер мероприятия;

• шестой и седьмой - направления рас­ходов (например, 82 - приобретение оборудования, 84 - текущий ремонт и т. д.).

Раздел и подраздел указывались в со­ответствии с бюджетной классификацией, действовавшей в 2011 г., а виды расхо­дов - согласно приказу Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Такая структура раздела позволила связать между собой отдельные меро­приятия с объемными и финансовыми показателями деятельности.

Вполне возможно, что принятый ва­риант представления данных может быть

скорректирован и доработан, но стоит при­нять во внимание, что первый программ­ный бюджет субъекта РФ формировался в 2011 г. без исчерпывающей нормативной правовой и методологической базы.

Задачи и мероприятия

Для того чтобы добиться снижения го­сударственных расходов и обеспечить при этом высокое качество медицинско­го обслуживания, был сформулирован ряд задач:

• привести структуру сети учреждений здравоохранения и их мощности в со­ответствие с потребностями населе­ния в медицинской помощи;

• перейти к более эффективной органи­зации медицинской помощи;

• ликвидировать диспропорции в струк­туре и численности медицинских кад­ров, повысить их квалификацию;

• совершенствовать технологии оказа­ния медицинской помощи;

• повысить доступность медицинской помощи;

• улучшить результаты лечения;

• повысить эффективность использования ресурсов системы здравоохранения;

• создать единое информационное про­странство в системе здравоохранения г. Москвы.

Были начаты мероприятия по децент­рализации управленческих функций и по формированию окружных систем здраво­охранения на принципах самодостаточ­ности и соподчиненности ЛПУ.

В начале 2011 г. 781 подведомствен­ное ЛПУ имело статус юридического ли­ца, а на 01.07.2012 их стало 773 (в т. ч. 134 больницы, 515 поликлиник и диспан­серов, 21 родильный дом и женская кон­сультация, 35 санаториев).

Этот процесс не завершен: до конца 2012 г. планируется ввести 371 поликли­нику для взрослых в состав 47 амбула­торно-поликлинических объединений, а 159 детских поликлиник - в состав 40 амбулаторно-поликлинических объ­единений для детей.

Ожидаемый экономический эффект от проводимых мероприятий составляет около 730 млн руб.

Для повышения эффективности ис­пользования финансовых ресурсов в практику была внедрена Единая инфор­мационно-аналитическая система (да­лее - ЕИАС), которая позволила увязать казначейское исполнение бюджета с объ­емными и финансовыми показателями деятельности. Система содержит инфор­мацию по каждому подведомственному ЛПУ по трем блокам: правовому, органи­зационному и финансовому.

В единой базе данных были сформиро­ваны государственное задание, планы фи­нансово-хозяйственной деятельности уч­реждений, соглашения на открытие финансирования, весь перечень необходи­мых бухгалтерских и отчетных форм, необ­ходимых для финансирования подведом­ственных учреждений.

Конечно, как любой новый программ­ный продукт, ЕИАС потребовала коррек­тировок на этапе внедрения, но в целом можно сделать вывод о повышении эф­фективности управления ресурсным обе­спечением отрасли.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ1 определил суть правоотноше­ний, возникающих при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Объем государственного задания стано­вится переменной величиной и зависит не от "исторически сложившихся" объемов сметного финансирования, а от результа­тов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг и некоторых иных факторов (по решению учредителя).

На базе двух многопрофильных лечеб­но-профилактических учреждений был реали­зован пилотный проект, в рамках которого осуществлялся авто­матизированный расчет нормативных за­трат на оказание услуг в соответствии

с утвержденным ведомственным переч­нем услуг (работ). Результаты этой работы легли в основу программного продукта, позволяющего обеспечить взаимосвязь между этапами планирования, финанси­рования и казначейского исполнения бюджета.

Проблемы и пути их решения

Как уже отмечалось, в системе депар­тамента здравоохранения функциониру­ют 773 учреждения, из которых 157 - ка­зенные и 616 - бюджетные; в системе ОМС работают 523 ЛПУ. Разнотипность уч­реждений, различные источники и формы их финансирования создали определен­ные трудности при формировании про­граммно-целевого бюджета отрасли.

Так, казенные учреждения осущест­вляют свою деятельность в рамках смет­ного бюджетного финансирования.

Бюджетные учреждения, работающие в рамках ОМС, получают государственное задание в рамках территориальной про­граммы госгарантий. Их финансовое обе­спечение осуществляется по двум кана­лам: за счет средств ОМС и за счет целевых субсидий на выполнение работ по обеспечению условий для оказания медицинской помощи государственным учреждениям здравоохранения в рамках территориальной программы ОМС (код расходов - 612).

Бюджетные учреждения, не работаю­щие в рамках ОМС, получают государствен­ное задание на оказание государственных услуг. Их финансовое обеспечение осу­ществляется за счет бюджетных субсидий на выполнение государственного задания (код расходов - 611) и бюджетных субси­дий на иные цели (код расходов - 612).

Во исполнение постановления Прави­тельства Москвы от 07.12.2010 № 1050-ПП1 Департаментом здравоохранения г. Мо­сквы была проведена следующая работа:

• проанализирована структура подве­домственной сети учреждений, опре­делен тип каждого ЛПУ;

• сформированы перечни недвижимого

и особо ценного движимого имущества;

• сформирован ведомственный пере­чень государственных услуг, работ. При формировании ведомственного перечня государственных услуг (работ) за основу был взят федеральный базовый перечень государственных услуг2.

Были утверждены:

• наименование государственной услу­ги, работы: в рамках оказываемых ви­дов медицинской помощи;

• категории потребителей государ­ственной услуги, работы;

• показатели, характеризующие каче­ство государственной услуги, работы;

• наименования государственных уч­реждений (групп учреждений), оказы­вающих государственную услугу, ра­боту.

На основании Методических рекомен­даций по формированию государствен­ного задания для государственного уч­реждения г. Москвы и Методических рекомендаций по расчету нормативов финансового обеспечения оказания (вы­полнения) государственными учреждени­ями г. Москвы государственных услуг (ра­бот) и расчетно-нормативных расходов на содержание имущества государствен­ных учреждений г. Москвы3 Департамен­том здравоохранения были утверждены нормативные правовые акты, определяю­щие порядок формирования и расчет нормативов затрат на оказание услуг.

Для специалистов финансово-эконо­мических служб подведомственных ЛПУ были проведены обучающие семинары, в рамках которых разъяснялся порядок внесения информации в соответствую­щие разделы порталов Департамента здравоохранения и Департамента финан­сов г. Москвы.

При расчетах нормативных затрат за основу были приняты фактические пока­затели учреждений за 2010 г. и планируе­мые на 2011 г. На первом этапе работы использовался метод "прямого счета".

При составлении перечня "укрупнен­ных" услуг для каждого ЛПУ в первую очередь учитывались показатели штат­ной и фактической численности меди­цинского персонала (задействованного при оказании услуги) и объем оказывае­мых услуг.

В результате были сформированы услуги:

• для учреждений родовспоможения: акушерство и гинекология (стацио­нар), акушерство и гинекология (амбу­латорно);

• для онкологических больниц и дис­пансеров: онкология (стационар), ра­диология (стационар), онкология (дневной стационар), онкология (ам­булаторно);

• для городских поликлиник: терапия (амбулаторно).

• для поликлиник восстановительного лечения: восстановительная медици­на и реабилитация (амбулаторно). Аналогичный подход был применен

для многопрофильных стационаров.

Для расчета нормативов финансового обеспечения единицы государственной услуги был применен метод "об­ратного счета" (исходя из прогнозных по­казателей объемов бюджетного финанси­рования отрасли1). При методе обратного счета норматив затрат формируется исхо­дя из сметы расходов учреждения за про­шлый (текущий или планируемый) год пу­тем деления суммы расходов на количество услуг в соответствующем пе­риоде (в сумму текущих расходов не включаются "разовые" расходы - напри­мер, связанные с реализацией иных це­левых программ).

При формировании показателей объ­емов услуг за основу были приняты пла­новые (в рамках плановой мощности) и фактические показатели деятельности ЛПУ за предыдущий год и прогнозные по­казатели на текущий год. По результатам анализа полученных данных был опреде­лен минимальный норматив затрат на каждую услугу, а затем - корректирую­щий коэффициент по каждой услуге для каждого ЛПУ (в рамках утвержденного бюджета на 2011 г.).

Все данные были обработаны с помо­щью программного комплекса "Парус" и интегрированы в единую базу данных программного комплекса, разработанно­го компанией "Бюджетные и финансовые технологии".

Был издан приказ Департамента здра­воохранения, которым закреплялся пере­чень ведомственных государственных ус­луг, нормативы финансового обеспечения единицы государственной услуги, а также расчетно-нормативные расходы на содержание единицы площа­ди имущества государственных учрежде­ний Департамента здравоохранения г. Москвы и корректирующие коэффици­енты по расходам на содержание едини­цы имущества для каждого ЛПУ.

В заключение отметим, что, несмот­ря на многообразие и сложность задач, которые пришлось решать одновре­менно (реализация региональной про­граммы модернизации здравоохране­ния; изменение правового положения государственных учреждений, подго­товка к переходу на одноканальное фи­нансирование, реструктуризация от­расли), программно-целевой метод планирования отрасли позволил до­биться более эффективного финансового обеспечения учреждений, подведом­ственных Департаменту здравоохране­ния г. Москвы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль