Руководители медицинских организаций в контексте профессиональной управленческой компетентности

12

Без внедрения современных технологий управления невозможно повысить эффективность функционирования отрасли и обеспечить качество медицинской помощи. Одна из актуальных проблем модернизации российского здравоохранения - недостаточный уровень управленческих и экономических знаний в среде руководителей медицинских организаций. Это обусловливает актуализацию политики формирования кадрового резерва отраслевых управленцев.

Сегодня как никогда требуется разработка эффективной кадровой политики для заблаговременного формирования резерва управленческих кадров здравоохранения, готовых решать сложные отраслевые задачи модернизации в условиях неопределенности глобального финансового рынка.

О важности подготовки квалифицированных кадров хорошо сказано в статье В. Маршева "О кадровом обеспечении модернизации страны" опубликованной в журнале "Эксперт":

"Встает вопрос о средствах, обеспечивающих достижение намеченных целей становления, роста и развития продуктовых стратегий, а на их основе - достижение национальных стратегических целей. Среди всех средств, к которым традиционно относятся финансы, научные знания, природные ресурсы, производственная база и т. д., ключевым является человеческий капитал как на уровне страны и регионов, так и на уровне хозяйствующих субъектов.

В социологических опросах, проведенных в России в 2008 г., в ответ на вопрос, дефицит каких ресурсов сдерживает развитие экономики, большинство российских предпринимателей назвало не деньги, не сырье и даже не технологии, а дефицит квалифицированных кадров, прежде всего компетентных экономистов и управленцев.

Иными словами, в стране создалась парадоксальная ситуация, когда количественное предложение специалистов социально-экономических дисциплин явно превышает спрос на них, что приводит к выводу о необходимости сокращать прием в вузы по этим специальностям, и одновременно спрос на компетентных менеджеров и специалистов экономических и правовых специальностей превышает предложение таковых".

Дефицит квалифицированных кадров ощущается и в сфере здравоохранения.

Отрасль нуждается не только в компетентных менеджерах, но и в экономистах и юристах, владеющих спецификой финансовых потоков и свободно ориентирующихся в совокупной нормативно-правовой базе деятельности современной медицинской организации.

Необходимо совершенствовать систему подготовки руководящих кадров здравоохранения с учетом специфики социально-экономических факторов, определяющих как функционирование отрасли в целом, так и эффективность деятельности отдельной медицинской организации.

Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации, утвержденная приказом Минздрава России от 03.07.2002 № 210, обязывала постоянно совершенствовать процесс обучения, методические подходы, наполнение учебных программ по основным дисциплинам; гибко реагировать на меняющиеся потребности здравоохранения; ориентироваться на подготовку специалистов по новым направлениям. Однако согласно приказу Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1214 приказ Минздрава России от 03.07.2002 № 210 утратил силу. И сегодня организация последипломной подготовки управленческих кадров для здравоохранения в медицинских вузах регламентируется следующими приказами Минздравсоцразвития России: от 09.12.2008 № 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников" от 23.04.2009 № 21 Он "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации"; от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" и другими законодательными и нормативно-правовыми актами.

Это профессиональное развитие подразумевает не клиническую специализацию, а совсем иной вид деятельности, по сути - другую профессию - "отраслевой менеджмент". Планировать такое направление своего профессионального развития в медицине специалисту следует как можно раньше, но с учетом своих возможностей и лидерских способностей.

По мнению руководителей здравоохранения, наибольший вклад в достижение необходимого уровня подготовки специалиста вносит целевое усовершенствование после нескольких лет практической работы, а не вузовская подготовка и последипломное образование.

Интересные данные были получены нами при сравнении экспертных оценок двух групп руководителей, которые провели ранжирование приоритетов в организации подготовки отраслевых управленческих кадров. По их мнению, системность, непрерывность и знание зарубежного опыта эффективного управления в сочетании с профилактической направленностью организации здравоохранения обеспечат надлежащую подготовку специалиста в области экономики и управления здравоохранением (табл. 1).

Нами были изучены методологические подходы к последипломному образованию ведущих медицинских школ с целью определения оптимальных форм и методов преподавания. В первую очередь это относилось к унифицированной программе последипломного обучения руководителей органов и учреждений здравоохранения в системе послевузовского образования РМАПО и программе экономического образования врача на последипломном этапе его подготовки факультета управления и экономики здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Были проанализированы методические подходы и учебные планы этих вузов. При этом были выявлены тенденции современного управленческого и экономического образования в области здравоохранения в непрофильных (немедицинских) вузах и определены "критические точки" технологий образовательного процесса. Используя методологию системного подхода, мы сочли весьма своевременным и целесообразным обосновать концептуальные основы системной подготовки управленческих кадров здравоохранения и их профессионального развития.

В процессе нашего исследования проводилась экспертная оценка путей совершенствования подготовки управленческих кадров для современной медицинской организации. В качестве экспертов были привлечены квалифицированные руководители частных стоматологических клиник. Выбор экспертов определялся их активной жизненной позицией. Самое главное их отличие в том, что они, являясь эффективными собственниками, реально заинтересованы в результатах своего труда и в достижении намеченной цели. Они ориентированы на успех, верят в себя и в безошибочность своих решений. Моральные принципы не позволяют думать только о своем благополучии: забота о команде единомышленников, коллег - путь к общему успеху.

Экспертная оценка проводилась по специально разработанной программе путем анкетирования участников V Всероссийского совещания частных стоматологов (г. Псков, 2005). На совещании обсуждались новые подходы к повышению качества и культуры оказания стоматологической помощи, в том числе лидирующая роль руководства в обеспечении менеджмента качества.

Результаты анкетирования показали, что только 27, 0% опрошенных дали положительный ответ на вопрос о "наличии на их территории специальной отраслевой системы подготовки резерва

экономических и управленческих кадров".

Немногим более половины (52, 4%) указали на "существование по месту работы программы повышения квалификации действующих экономических и управленческих кадров". При этом основная масса респондентов (94, 7%) указала на "необходимость наличия у врачей- администраторов навыков экономической деятельности" для обеспечения финансовой устойчивости стоматологической клиники и обеспечения качества стоматологической помощи.

Единодушно (100%) было высказано мнение о необходимости системы подготовки резерва экономических и управленческих кадров в здравоохранении с целью формирования необходимого уровня квалификации и профессиональной компетенции отраслевого руководителя для обеспечения и повышения качества медицинских услуг.

До последнего времени образовательные ресурсы ведущих кафедр общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов использовались не в полной мере, но именно они должны стать основой научно-практических образовательных центров подготовки отраслевых руководителей во всех регионах РФ. В силу своего опыта и длительности исторического развития профильные кафедры должны стать оплотом эволюционных, а не революционных преобразований в здравоохранении, обеспечивая при этом высокий темп модернизационных процессов в отрасли.

Профессорско-преподавательский состав данных кафедр представлен содружеством высококвалифицированных штатных педагогов и совместителей - руководителей здравоохранения различного уровня, которые четко представляют всю широту и глубину проблем управления современной медицинской организацией. При этом следует обратить особое внимание на смену поколений преподавателей, вести тщательный отбор и интенсивное развитие молодых преподавательских кадров, имеющих не только профессиональную медицинскую и/или управленческую, но и педагогическую подготовку, владеющих современными образовательными технологиями. Это позволит сформировать компетенции будущего эффективного руководителя здравоохранения.

Приобретенные знания, навыки и умения специалиста, которые увеличивают его возможности осуществлять профессиональную деятельность, имеющую определенную экономическую ценность, определяют "человеческий капитал" любой организации, который условно можно разделить на две категории - универсальный и специфический.

"Классическое" управленческое и экономическое образование нацелено на подготовку универсального специалиста, способного работать в типовых ситуациях, вести бухгалтерскую документацию, знакомого с общеэкономической терминологией и процедурами, а также имеющего общие навыки работы в сфере сбыта и маркетинга.

Сложившиеся социально-экономические условия и рынок труда диктуют необходимость формирования в большей степени специфического интеллектуального "человеческого капитала".

К нему можно отнести специалиста, достоинства которого - навыки и умение работать в условиях отраслевой специфики и конкретной организации, что особенно актуально для учреждений здравоохранения независимо от форм собственности.

Для такого специалиста характерны знание технологии лечебно-диагностического процесса и особенностей медицинского оборудования; умение анализировать медицинскую информацию; владение профессиональной медицинской терминологией; специальные навыки решения управленческих и экономических задач здравоохранения, включая систему менеджмента качества медицинских услуг, логистику лекарственного обеспечения, участие в общественных связях внутри и за пределами медицинского сообщества.

Трудовые отношения в медицинской организации имеют весьма сложный характер, а определяющие их контакты столь разнообразны и противоречивы, что в результате продвижения по управленческой иерархии превосходные врачи-практики зачастую, к сожалению, переходят в разряд посредственных главных врачей.

В современной медицинской организации складываются "параллельные" служебные лестницы – административно-экономическая и медико-производственная. Альтернативный выбор кандидатуры на пост руководителя ЛПУ возможен, если смежные уровни двух категорий внутриучрежденческой иерархии будут заняты решением однотипных задач и подчинены общей цели - постоянному улучшению качества медицинской помощи.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения") (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541 н) в требованиях к квалификации главного врача медицинской организации помимо высшего и послевузовского (дополнительного) профессионального образования указано на необходимость наличия у него сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшего профессионального (экономического, юридического) образования и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении.

Должности заместителей главного врача и соответственно требования к их квалификации в Едином квалификационном справочнике отдельно не прописаны (за исключением заместителя главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи). Указано только, что наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет - например, "заместитель главного врача по медицинской части" "заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом" и др.

Мы предлагаем для заместителей главных врачей, имеющих только сертификат специалиста по клинической специальности, дополнительно пройти тематическое усовершенствование по организации и управлению здравоохранением в условиях модернизации отрасли.

В ходе проведения практического занятия по теме "Основы менеджмента" при работе с "Решеткой менеджера (Блейка-Моутона)" как правило, мало кто из руководителей достигает координат "заветного квадрата" эффективного руководителя. Прохождение тематического усовершенствования одновременно повышает самооценку заместителя главного врача, приводит к усилению мотивации в обучении и дальнейшему планированию своего профессионального развития как управленца.

За период 2007-2011 гг. на циклах первичной переподготовки по специальности 040120 "Организация здравоохранения и общественное здоровье" проводившихся на нашей кафедре, общее число слушателей составило 265 чел. На момент обучения должность главного врача занимали 103 курсанта, зам. главного врача - 97, должность руководителя

органа управления здравоохранением - 11. Было 10 курсантов - сотрудников организационно-методических отделов; еще 44 курсанта - заведующие отделениями и другие специалисты, включенные по приказу главного врача в управленческий резерв своей организации.

Комплексная оценка готовности к обучению в формате общих требований стандартов третьего поколения на цикле первичной переподготовки по специальности 040120 "Организация здравоохранения и общественное здоровье" проводилась нами на предцикловой аттестации курсантов по следующим направлениям:

• общественное здоровье и здравоохранение;

• компетентность;

• системный подход.

Полученные в результате тестирования данные по направлению "Общественное здоровье и здравоохранение" выявили вполне определенную закономерность.

Это свидетельствуете высокой востребованности данного комплекса знаний в повседневной управленческой практике.

Базовый уровень "компетентности" и "системный подход" оценивались по представленной курсантами расшифровке наиболее часто встречающихся в повседневной работе эффективного управленца аббревиатур и терминов.

При анализе полученных результатов было установлено, что 89% опрошенных представили развернутые определения таких понятий, как "корпоративная культура" и "корпоративное управление" при

этом легко приводили примеры из области развития корпоративной культуры и весьма затруднялись в отношении корпоративного управления.

Следует отметить, что половина слушателей (48%) не смогли дать четкие разграничения в определениях таким понятиям, как "управление" и "менеджмент" а 20% курсантов считают, что эти понятия являются синонимами. Более чем у 80% опрошенных отмечается хороший уровень знаний таких определений, как "деонтология" и "коммуникация" что свидетельствует о высоком уровне образования и профессиональной медицинской культуры.

Речь идет о клиницистах высочайшей квалификации, врачах-специалистах, достигших определенного уровня развития в своем профессиональном становлении. Как правило, это люди, которые не прошли профессиональной подготовки в области управленческих технологий. В современном обществе внедрение экономических императивов в деятельность всех организаций обязывает руководство использовать наряду с практическим опытом современные технологии управленческой деятельности и эффективные экономические модели. В связи с этим наряду с профессиональным развитием специалиста желательно обеспечить его специальной подготовкой в области отраслевого управления, и конкретно - в области системы менеджмента качества.

Развитие российского здравоохранения невозможно без подготовки квалифицированного резерва управленческих кадров. При подготовке специалиста система современного управленческого образования в здравоохранении должна выполнять следующие функции: оказывать помощь в изучении материала; обучить более эффективному усвоению знаний и навыков; мотивировать к учебе и к регулярному пополнению знаний для будущей профессиональной деятельности.

Инструментами должны стать гибкость учебных планов по специальности и непрерывное обучение в течение трудовой деятельности с учетом конкретных отраслевых задач, углубленной специализации и будущего места работы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×