Планирование государственного (муниципального) задания в здравоохранении

22

Основные цели, декларированные при принятии Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - закон 83-ФЗ), - повысить эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создать условия и стимулы для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети1.

При этом особенно актуальным становится поиск таких методов финансирования ГМУЗ, которые были бы ориентированы на конечный результат, обеспечивали взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, определяли плановые результаты бюджетных расходов и позволяли контролировать их достижение. Вместе с тем федеральными нормативными правовыми актами определен порядок формирования госзадания только в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений.

При переходе на новые принципы финансового планирования ГМУЗ должны быть решены такие задачи:

• повышение эффективности бюджетных расходов;

• обеспечение связи объемов финансирования с достигнутыми результатами;

• создание "прозрачной" системы распределения бюджета.

Финансовое планирование (или бюджетирование) рассматривается как управленческая технология, используемая для определения стратегических целей и задач, составления бюджетных планов и обоснования принимаемых решений.

Методологические основы перехода к финансированию ГМУЗ на основе госзадания

Для перехода к финансовому обеспечению ГМУЗ на основе субсидий (в том числе субсидий на оказание государственных и муниципальных услуг) необходимо разработать методологию формирования, финансового обеспечения и контроля исполнения госзадания.

Общая схема планирования бюджетных ассигнований на выполнение госзадания приведена на рис. 1.

В бюджетном процессе ГМУЗ предусматривается ряд новых процедур [13, 15]:

♦ установление параметров государственных (муниципальных) услуг (перечня, состава, объема, системы сбалансированных показателей качества);

♦ определение структуры стоимости государственной (муниципальной) услуги (видов затрат, предельных цен и тарифов);

♦ расчет стоимости государственной (муниципальной) услуги (многовариантный расчет и сравнение стоимости услуги при различных сценарных условиях);

♦ определение методики планирования бюджетных субсидий на выполнение госзадания (расчет объема бюджетирования расчетно-аналитическим и нормативным методами на очередной год и на плановый период);

♦ формирование механизмов мониторинга выполнения госзадания;

♦ анализ экономической эффективности использования бюджетных средств.

Много вопросов вызывает перечень услуг (работ) - федеральным законодательством не установлены требования к его формированию. Неоднозначен вопрос детализации наименований услуг: по одному мнению, она должна быть

минимальной (обеспечивающей некоторую свободу учреждения при выполнении госзадания), а по другому мнению - максимальной (обеспечивающей абсолютную прозрачность отношений между учредителем, лечебно-профилактическим учреждением и потребителями услуг).

Ряд экспертов считает целесообразным определить государственную (муниципальную) услугу в сфере здравоохранения как деятельность по предоставлению медицинской помощи, финансируемую за счет бюджета и ориентированную на законченный случай лечения по профилю заболевания.

Законченный случай оказания медицинской помощи рассматривается как единица измерения ее объема и финансирования в соответствии с внутриучрежденческим стандартом, нормативом, установленным учредителем, и достигнутым результатом лечения.

При определении стандартных (нормативных) затрат и стоимости законченного случая оказания медицинской помощи целесообразно применять подход, основанный на клинической и затратной однородности клинико-статистических групп заболеваний (КСГ). КСГ - это укрупненные единицы объема помощи, учитывающие нозологическую форму, исход лечения и использование ресурсов. КСГ определяются:

♦ по значению: выраженной в стоимостной форме укрупненной единицей объема медицинской помощи (по видам и перечню нозологических форм), сгруппированной по клинической и затратной однородности;

♦ по использованию: в целях составления дифференцированных шкал возмещения расходов с учетом коэффициентов удорожания (в зависимости от сложности применяемых технологий и возникающих затрат);

♦ по способу действий: планированием государственных целевых программ и оплатой законченного случая медицинской помощи (ориентированной на конечный результат) на проспективной основе в соответствии с объемом планового задания и процедурами тарифного регулирования при отклонениях.

Один из вариантов предварительной (проспективной) оплаты медицинской помощи в рамках госзадания - выполнение глобального бюджета.

При формировании среднепрофильных и/или дифференцированных цен на законченный случай оказания медицинской помощи необходимо:

• учитывать все виды затрат и поступлений;

• обеспечивать окупаемость затрат и контроль за ними;

• обеспечивать эффективность затрат (в отношении достигаемых результатов).

Система управления затратами должна быть достаточно гибкой и надежной.

Для определения структуры стоимости государственной (муниципальной) услуги и расчета стоимости единицы услуги, относимой на КСГ, следует использовать данные о структуре постоянных и переменных расходов, имеющиеся в медицинской информационной системе ГМУЗ. Предельную цену законченного случая лечения рассчитывают на нормативный объем медицинской помощи, предоставляемой в ГМУЗ.

Для выбора наиболее адекватного метода ценообразования и эффективного управления ресурсами учреждения целесообразно провести сравнительную оценку тарифа на законченный случай лечения по профилю заболевания и дифференцированных тарифов КСГ [16].

При построении системы КСГ выполняются стандартные процедуры типизации больных, тарификации медицинских услуг, отбора и ранжирования групп болезней (табл. 1).

КСГ используются как система технологических и расходных нормативов для составления дифференцированных шкал возмещения расходов (в пересчете на законченный случай лечения). Кроме того, эта система - основа формирования глобального бюджета ГМУЗ при программно-целевом бюджетном планировании.

С применением метода квартильного анализа становится возможно оценить прогнозируемые расходы (на законченный случай) в рамках финансового обеспечения в соответствии с рисками, связанными с уровнем возмещения затрат на оказание видов помощи, включенных в программы бюджетирования. Различия в стоимости программ бюджетирования определяются разными уровнями технологий стационарной помощи, применяемых в соответствии с нормативом КСГ.

К классификационным признакам программ бюджетирования ГМУЗ следует отнести:

• метод возмещения расходов (нормативный);

• способ оплаты (проспективный, не зависящий от числа пролеченных больных);

• уровень агрегирования единицы объема помощи, подлежащей оплате (КСГ, законченный случай лечения).

Для разработки системы программного бюджетирования необходимо обосновать цели, способы их достижения и методики расчета бюджетных ассигнований на выполнение госзадания.

Цели программного бюджетирования определяются необходимостью:

* ресурсосбережения и сдерживания затрат;

» соответствия планам финансирования и обеспечения предсказуемости расходов;

» эффективного использования ресурсов при обеспечении должного качества медицинской помощи.

К способам достижения целей можно отнести:

► нормативный способ (стандартизация затрат, оценка ресурсопотребления, установление финансовых нормативов и оптимизация финансовых расчетов по одному законченному случаю);

► расчетно-аналитический способ (прогнозирование объема помощи и финансовых затрат на среднесрочную перспективу);

» бюджетирование, ориентированное на результат (планирование и оплата медицинской помощи в связи с результатами);

► организационное моделирование (характеристики, процессы, анализ);

► экономический анализ (анализ "затраты - эффективность");

► управление с использованием широкого спектра методов (контроль расходов, расчет тарифов, планирование объемов помощи и использования ресурсов).

Бюджеты ГМУЗ могут быть сформированы на основе расчетно-аналитического и на основе нормативного метода.

Для применения расчетно-аналитического метода требуется разработать модель прогнозирования объемов медицинской помощи и финансовых затрат (на законченный случай оказания помощи), экстраполируя натуральные и стоимостные показатели (число пролеченных больных и стоимость одного случая лечения соответственно) [16]. При этом рекомендуется использовать уравнение линейной регрессии, позволяющее найти количественное выражение взаимосвязей между показателями (число пролеченных больных) и факторами, их определяющими (ставки оплаты за каждый законченный случай по дифференцированным тарифам КСГ).

Согласно методике планирования бюджетных субсидий в процессе формирования и исполнения бюджета, ориентированного на результаты деятельности ГМУЗ и предусматривающего допустимые отклонения в объемах работ, требуется решить определенные задачи.

Для выбора оптимального способа бюджетирования, согласования тарифов и затрат рекомендуется провести сравнительную оценку эффективности и экономической целесообразности программ бюджетирования (с применением анализа "затраты/эффективность" или стоимостного анализа; критерии - экономия ресурсов, получение преимуществ по количеству и результатам законченных случаев, снижение финансового риска при выполнении госзадания).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль