Планирование государственного (муниципального задания) в здравоохранении (окончание)

13

Организационно-экономический механизм программного бюджетирования

Для перехода на программно-целевое бюджетное планирование государственного (муниципального) учреждения здравоохранения (далее - ГМУЗ) можно использовать как аналитический, так и системный подход. Аналитический подход предполагает, что перечень программ оказания медицинской помощи, их содержание и объемы финансирования формируются исходя из сложившейся структуры и утвержденных показателей бюджета ГМУЗ. Системный подход подразумевает формирование перечня программ бюджетирования исходя из стратегических целей и задач, стоящих перед ГМУЗ на долгосрочную перспективу.

При выборе подхода нужно учитывать, что для того, чтобы бюджет стал действенным инструментом в повышении эффективности расходов ГМУЗ, он должен быть сформирован с учетом взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования. Именно поэтому предпочтительным представляется системный подход.

Глобальный бюджет - это финансовый план (программа) работы учреждения на определенный период времени (календарный год). В работе над глобальным бюджетом принимают участие руководители всех уровней; работа организуется "снизу-вверх" (на основании параметров, задаваемых вышестоящим руководителем).

В стратегическом плане определяются прогнозные показатели на двух-трехлетний период; устанавливаются целевые значения различных измеряемых показателей, нормативы финансовых затрат для структурных подразделений учреждения по видам деятельности.

В рамках бюджетного планирования определяют размер целевых ассигнований на финансирование государственных программ по оказанию в ГМУЗ медицинской помощи. Бюджетное планирование на предстоящий финансовый год строится на основании данных предыдущих периодов.

Глобальный бюджет формируется из бюджетных планов так называемых центров финансовой ответственности (ЦФО) - структурных подразделений ГМУЗ (в соответствии с финансовой структурой учреждения). ЦФО готовят свои бюджетные планы исходя из установленных целевых значений ключевых показателей видов деятельности и нормативов финансовых затрат.

В основе планирования глобального бюджета учреждения лежит система сбалансированных показателей. Смысл построения такой системы - в обеспечении взаимосвязи стратегических планов и конкретных задач, которые нужно решить различным подразделениям и службам ГМУЗ (медицинским, экономическим, хозяйственным) для достижения этих целей. В систему включают ключевые показатели, отражающие как поставленные цели, так и полученный результат работы (например, число пролеченных больны^ число случаев с положительными и неудовлетворительными результатами лечения и т. д.).

Сбалансированность системы нужна для того, чтобы ключевые показатели учитывались в тех пропорциях, в каких они влияют на конечный результат.

Выделяют четыре основные группы показателей:

• традиционные финансовые показатели;

• показатели, характеризующие отношения с потребителями услуг (пациентами), плательщиками за услуги (пациенты, страховые медицинские организации), конкурентами (другими ЛПУ);

• показатели, характеризующие внутренние процессы учреждения (оказание медицинских услуг, текущее снабжение и т. д.);

• показатели, отражающие потенциал учреждения (кадры, организационные и информационные технологии и т. д.). Поскольку показатели деятельностицентров финансовой ответственности (структурных подразделений) учитываются в общей системе управленческого учета учреждения, они должны быть связаны с системой сбалансированных показателей.

Разработка глобального бюджета рассматривается с точки зрения интеграции имеющихся ресурсов и планируемых результатов.

На структуру глобального бюджета ГМУЗ оказывают влияние:

• уровень бюджетирования;

• назначение бюджета;

• бюджетный период;

• планируемые величины;

• методика бюджетирования (формирования и исполнения бюджета применительно к ГМЗ).

Стратегическое и бюджетное планирование объемов госзадания лежит в основе системы контроля исполнения и корректировки бюджетов структурных подразделений. Это позволяет сопоставить результаты деятельности подразделений с запланированными целями и оперативно отслеживать отклонения от целевых значений по ключевым показателям.

Экономический смысл глобального бюджета состоит в согласовании экономических интересов финансирующей стороны (государства) и исполнителя государственной (муниципальной) услуги (ГМУЗ).

Процесс такого согласования состоит из следующих основных этапов:

• разработка предварительных планов по оказанию медицинской помощи;

• переговоры между распорядителем бюджетных средств и исполнителем услуг; согласование условий заключаемых договоров на оказание медицинских услуг;

• заключение договоров на оказание определенных объемов медицинских услуг по согласованным ценам;

• мониторинг результатов и оценка выполнения договорных обязательств.

Организационно-экономический механизм программного бюджетирования и проспективной оплаты по законченному случаю оказания медицинской помощи определяется практикой договорных отношений (по расчетам и согласованию объемов финансирования определенных видов услуг, по порядку ценообразования, по установлению обязательств в части оплаты услуг и тарифного регулирования применительно к госзаданию).

Создание прозрачной и понятной системы финансирования по видам медицинской помощи позволяет определить степень ответственности структурных подразделений ГМУЗ за выполнение натуральных и стоимостных показателей количества, качества оказанных медицинских услуг, а также решить, насколько необходима консолидация показателей по учреждению в целом.

Для повышения эффективности управления государственными ресурсами и ориентации деятельности ГМУЗ на результат рекомендуется провести мониторинг исполнения бюджета по критериям количества и качества оказанных медицинских услуг, создать информационную систему ЛПУ.

Авторами были систематизированы инструменты программно-целевого бюджетирования и предложена схема организации бюджетного процесса.

Предложенные авторами рекомендации по управлению бюджетными расходами и ресурсами ГМУЗ направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи, а также на минимизацию финансовых рисков всех участников экономических отношений при реализации госзадания. Эти рекомендации могут использоваться в практической деятельности ГМУЗ для комплексного решения проблемы формирования, финансового обеспечения и исполнения госзадания на оказание медицинской помощи по широкому спектру клинических специальностей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×