Управление расходами бюджетных и автономных учреждений здравоохранения

6

В результате изменений полномочий органов власти различ­ного уровня (федеральной, региональной, органов местного са­моуправления) сегодня не установлены единые для всей стра­ны механизмы возмещения расходов лечебно-профилактических учреждений при оказании первич­ной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Более того, упразднена традиционная обязанность собственников по возмещению расходов на содержание иму­щества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям здравоохранения.

В действующих в 2012 г. тарифах ОМС не учтены статьи за­трат на капитальный ремонт и содержание зданий, на приобре­тение и амортизацию особо ценного имущества, поэтому в ЛПУ возникают проблемы управления такими расходами.

В целях повышения эффективности деятельности все учреждения здравоох­ранения преобразованы в казенные, бюджетные и автономные. Казенным уч­реждениям оставлены традиционные сметные механизмы планирования и ис­пользования финансовых средств. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено составление плана фи­нансово-хозяйственной деятельности.

После завершения переходного перио­да в 2012 г. государственные средства бу­дут поступать в учреждения здравоохра­нения в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) зада­ния и оплаты медицинских услуг в рамках ОМС. При этом будут уста на вливаться объ­емные и финансовые нормативы по видам помощи и условиям ее предоставления.

В то же время для большинства уч­реждений замена ранее существовавше­го распределительного механизма фи­нансирования (по статьям расходов) не обеспечена наличием персонифициро­ванного учета оказанных медицинских услуг и расходов по источникам финансирования, видам помощи, конкретным заболеваниям.

Новая трактовка государственной ус­луги в здравоохранении предполагает соответствие всех видов медицинской помощи единым федеральным стандар­там. Качество услуг, оказанных по госу­дарственному заданию, оценивают на основе выполнения таких стандартов.

В то же время пока не определены спо­соб оплаты таких услуг, механизмы их учета для экономического планирова­ния, механизмы возмещения фактиче­ских расходов бюджетных и автономных ЛПУ, работающих в системе ОМС и ока­зывающих основной объем первичной медико-санитарной, специализирован­ной и скорой медицинской помощи.

Для управления расходами бюджет­ных и автономных учреждений здравоох­ранения в условиях смены организацион­но-экономической модели функцио­нирования появилась необходимость выделить:

• возмещаемые нормативные расходы, финансируемые в виде бюджетных субсидий и за счет средств ОМС;

• фактические расходы, необходимые для обеспечения деятельности при имеющейся организации лечебно-ди­агностического процесса;

• невозмещаемые расходы - так назы­ваемые сверхнормативные затраты, не определенные по источникам фи­нансирования.

Размеры доходов ЛПУ, получаемых при оказании платных медицинских ус­луг, зависят от особенностей государ­ственного регулирования и рыночного позиционирования производителей ме­дицинских услуг в субъектах Российской Федерации, а также от полноты исполь­зования экономических методов управ­ления. Необходимо методическое обес­печение экономических расчетов проектов в сфере здравоохранения с уче­том оценок "затраты - результаты" "затра­ты - полезность" "затраты - выгоды".

Сегодня в организациях здравоохра­нения должны обеспечиваться экономи­ческие результаты работы и реализовы­ваться стратегии возмещения как нормативных, так и фактических расхо­дов (за счет средств бюджетов, ОМС и по­ступлений от деятельности, приносящей доход). Наряду с традиционными оценка­ми медицинской и социальной результа­тивности деятельности ЛПУ должна при­меняться оценка экономической эффективности их деятельности.

Для внедрения в практику метода оплаты услуг по "законченному случаю" в соответствии с федеральными стандарта­ми, основанными на клинико-статистиче­ских группах болезней, требуется прове­сти расчеты стоимости стандартов для наиболее распространенных заболева­ний. Для определения нормативной себе­стоимости медицинской услуги и пропор­ционального возмещения расходов из каждого источника наиболее подходит модульный принцип формирования пол­ного тарифа стоимости стандарта (на ос­нове включения в расчеты полной стои­мости простых услуг).

При формировании медико-экономи­ческих стандартов необходимо учитывать следующие основные принципы:

• сбалансированности финансовых средств, поступающих в ЛПУ, и норма­тивных затрат, утвержденных терри­ториальными программами государ­ственных гарантий (по видам помощи и целевым источникам);

• соответствия объемов оказанной ме­дицинской помощи нормативным объемам, утвержденным территори­альной программой государственных гарантий;

• соответствия единиц планирования объемных показателей государствен­ных заданий (объемов медицинской помощи по ОМС) и оплаты медицин­ской помощи;

• возмещения расходов ЛПУ на оказа­ние медицинской помощи в соответ­ствии с утвержденными медико-эко­номическими стандартами;

• солидарной ответственности системы ОМС и собственника учреждения здравоохранения за обеспечение производственного процесса и вы­полнение обязательств по содержа­нию имущества (в том числе в части тарифа ОМС, используемой на приоб­ретение медицинского оборудова­ния);

• эффективности использования в ЛПУ финансовых средств при разви­тии ресурсосберегающих техноло­гий и экономии при выполнении не­профильных (немедицинских) функций.

Принятое в медико-экономических стандартах деление расходов опирается на отраслевые методические рекомен­дации: прямые расходы (непосредствен­но связанные с оказанием услуг) и кос­венные (не связанные напрямую с оказанием услуги, "общеучрежденче­ские", распределяющиеся пропорционально).

До 2012 г. учет прямых и косвенных расходов бюджетных учреждений осу­ществлялся по кодам экономической классификации, статьям и подстатьям расходов, утвержденным Классификаци­ей операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В составе нормативных прямых расхо­дов (непосредственно связанных с оказа­нием государственной услуги) учитыва­ются следующие группы затрат:

• затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персона­ла, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

• затраты на приобретение материаль­ных запасов, потребляемых в процес­се оказания государственной услуги;

• иные затраты, непосредственно свя­занные с оказанием государственной услуги.

В составе нормативных косвенных рас­ходов (общеучрежденческих) выделяются затраты:

• на коммунальные услуги (за исключе­нием отнесенных к нормативным за­тратам на содержание имущества);

• на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учрежде­нием на праве оперативного управле­ния;

• на содержание особо ценного движи­мого имущества;

• на услуги связи;

• на транспортные услуги;

• на оплату труда и начисления на опла­ту труда работников, не принимающих непосредственного участия в оказа­нии государственной услуги (админи­стративно-управленческого, вспомо­гательного и прочего персонала);

• на общехозяйственные нужды. Возможны варианты агрегированного

распределения общеучрежденческих расходов - пропорционально:

• объемным показателям деятельности структурных подразделений;

• оплате труда медицинского персонала;

• площади структурных подразделений;

• прямым расходам.

Таким образом, при расчете себестои­мости медицинской услуги следует раз­личать фактические косвенные расходы (которые рассчитывают на основании сложившихся затрат на обеспечение дея­тельности учреждения за прошедший ка­лендарный год) и нормативные косвен­ные расходы (связанные с обяза­тельствами бюджетов разных уровней возмещать в составе субсидий расходы на содержание имущества, а также аренд­ные, коммунальные, транспортные расхо­ды, налоги, затраты на ремонт).

Как известно, бюджетному и автоном­ному учреждению предоставляется право самостоятельно распоряжаться движи­мым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления (за ис­ключением особо ценного движимого имущества, перечень наименований кото­рого уста на вливает учредитель). При этом необходимо определить источник возме­щения косвенных расходов, связанных с содержанием и обслуживанием имуще­ства двух видов: 1) недвижимого и особо ценного движимого и 2) иного движимого.

Выбирая способ расчета единицы сто­имости медицинской услуги (оказывае­мой за счет бюджета, ОМС или платно), необходимо учитывать разную природу возмещаемых косвенных затрат по стои­мости и группам оборудования, находя­щегося в оперативном управлении и в са­мостоятельном распоряжении.

Раздельно учитывается амортизация медицинского и немедицинского обору­дования каждой группы (прямые расходы на амортизацию медицинского особо ценного движимого имущества; прямые расходы на амортизацию медицинского иного движимого имущества; косвенные расходы на амортизацию немедицинско­го особо ценного движимого имущества, косвенные расходы на амортизацию не­медицинского иного движимого имущества).

Так, нормативные затраты на комму­нальные услуги определяют обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммуналь­ных услуг, с учетом требования обеспечить энергоэффективность и энергосбережение (или исходя из фактических объемов по­требления коммунальных услуг за прош­лые годы с учетом изменений в составе ис­пользуемого при оказании государственных услуг особо ценного дви­жимого и недвижимого имущества).

Это затраты:

• на холодное водоснабжение и водоот­ведение;

• горячее водоснабжение;

• теплоснабжение;

• электроснабжение.

В составе нормативных затрат на ком­мунальные услуги учитываются затраты на потребление электроэнергии (в размере 90% общего объема затрат на оплату ука­занного вида коммунальных платежей) и на потребление тепловой энергии (в раз­мере 50% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей).

Управление затратами на выполнение услуг (работ) в бюджетных и автономных учреждениях включает выделение:

• фактических расходов (прямых и кос­венных) на оказание услуги;

• нормативных прямых расходов каж­дого источника финансирования;

• нормативных общеучрежденческих расходов и способов отнесения их к источникам финансирования.

С учетом существования федеральных порядков оказания медицинской помощи и стандартов ее оказания возможно соот­ветствующим образом организовать ле­чебно-диагностический процесс. Так, пе­речень единиц оборудования, находящегося на балансе бюджетных и автономных учреждений, должен будет соответствовать стандартам оснащения, приведенным в порядках; штатные рас­писания - рекомендованным штатным нормативам, а здания, сооружения, ма­шины и оборудование необходимо будет указать в разрезе видов медицинской помощи.

Возможно, что содержание "нетабель­ного" оборудования не будет обеспечи­ваться за счет средств бюджета и ОМС, а приобретение такого оборудования бу­дет рассматриваться как "нецелевое" ис­пользование финансовых средств.

Требования по расходованию матери­альных ресурсов (например, лекарствен­ных препаратов) также изложены в феде­ральных стандартах медицинской помощи, где указаны кратность назначе­ний, курсовые дозы, длительность лече­ния и т. д.

От организации управленческого

учета в бюджетных и автономных учреждениях здравоохранения зави­сит эффективность управления расхода­ми ЛПУ. На современном этапе стоят сле­дующие задачи:

1. Измерять экономическую эф­фективность производителей медицин­ских услуг с учетом единых принципов государственного нормирования расхо­дов, которые должны быть научно обо­снованы и учитывать отечественный и зарубежный опыт.

2. Рассматривать федеральные стандарты медицинской помощи как возможную основу для расчета объемов возмещения фактических расходов бюд­жетных и автономных учреждений здра­воохранения за счет бюджетных источ­ников и средств ОМС.

3. Осуществлять мониторинг рас­ходов бюджетных и автономных учреж­дений здравоохранения, их потребно­стей в государственных субсидиях, средствах ОМС, а также мониторинг до­ходов от платных услуг, инвестиционных возможностей государственно-частного партнерства. Это позволит планировать объемы целевого финансирования по видам медицинской помощи, включен­ным в программы государственных гарантий.

4. При подготовке территориаль­ных программ ОМС должны применяться единые алгоритмы расчета нормативных расходов по "полному тарифу" медико­-экономического стандарта на закончен­ный случай лечения с учетом фактически понесенных затрат.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль