Особенности закупки пищевых продуктов для ЛПУ

56

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) Правительство РФ устанавливает перечень товаров, работ и услуг, заказы на поставки которых размещаются только путем проведения аукциона (далее - аукционный перечень). В аукционном переч­не, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, в числе таких товаров указаны продукты питания и напитки (код по ОКДП2 - 1500000).

Таким образом, закупки пищевых продуктов для нужд лечеб­но-профилактических учреждений возможны:

• путем проведения открытого аукцио­на в электронной форме;

• путем запроса котировок;

• при цене контракта до 100 тыс. руб. в квартал - у единственного постав­щика (в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Пытаясь найти решение в этой ситуа­ции, многие руководители ЛПУ руковод­ствуются следующей логикой. Обеспече­ние пищевыми продуктами включает в себя не просто их предоставление, но и хранение и доставку с соблюдением ряда нормативных требований (наличие санитарного паспорта на специально оборудованные транспортные средства и личных медицинских книжек у соответ­ствующего персонала, обеспечение тем­пературного режима и т. д.), а также по­грузочно-разгрузочные работы. Поэтому закупка продуктов может обозначаться как "комплексное обеспечение продукта­ми питания" "оказание комплекса услуг по организации питания в лечебных уч­реждениях" "услуги столовых по приго­товлению блюд диетического питания для пациентов, находящихся на стацио­нарном лечении в муниципальном уч­реждении здравоохранения" и т. д.

Поскольку в аукционном перечне та­кие услуги не указаны, главные врачи считают, что возможно проведение конкурса.

Для того чтобы правильно ответить на вопрос о правомерности проведения конкурса, необходимо определить код

услуги по ОКДП и соотнести его с аукци­онным перечнем.

Так, например, "услуги столовых" (код ОКДП 5520107) в аукционный перечень не включены, а "услуги по приготовлению пищи заведениями общественного пита­ния" (код 5520200) - включены. Позиция контролирующих органов в данном слу­чае следующая: «в случае, если предме­том размещения заказа являются не толь­ко услуги, соответствующие коду "услуги столовых" (код ОКДП 5520107), но и иные услуги, включенные в аукционный пере­чень, например соответствующие кодам ОКДП 5520200, 1500000, то размещение такого заказа должно осуществляться ис­ключительно путем проведения открыто­го аукциона в электронной форме»1.

Судебные решения по этому вопросу могут быть различными. Приведем при­мер: "...предметом конкурса являются не услуги определенного вида предприятия общественного питания, выбор которого осуществляется посредством проведения конкурса, а непосредственно услуга по организации питания, и поэтому данный вид услуги не подпадает ни под один из кодов ОКВЭД 5520101-5520109, 5520302, 5520303, 5520304, 5520306, 5520308, 5520309...

Муниципальный заказчик предостав­ляет исполнителю помещение столовой, помещение пищеблока и оборудование для приготовления пищи, а значит, пред­метом муниципального заказа является не услуга предприятия общественного питания, а комплексная услуга по органи­зации питания. Кроме того, в соответ­ствии с техническим заданием конкурс­ной документации в состав предмета также входит поставка продуктов пита­ния..., что соответствует коду 1500000 (пищевые продукты и напитки) по ОКВЭД,

который также включен в Перечень услуг, по которым размещение заказов на по­ставки (выполнение, оказание) осущест­вляется только путем проведения аукциона"2.

Аналогичная позиция нашла свое под­тверждение и в письме ФАС России от 24.06.2011 № АЦ/24167.

Учитывая важность обеспечения пита­нием пациентов ЛПУ, которое не должно зависеть от добросовестности поставщи­ка, законодатель предусмотрел норму о том, что в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о рас­торжении контракта на поставку продо­вольствия заказчик вправе разместить заказ на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок3.

Это означает возможность осуще­ствить закупку без ограничений по цене контракта, а также сократить сроки пода­чи заявок (4 рабочих дня). Запрос котиро­вок возможен также в случае, когда кон­трольным органом аннулированы торги на поставку продовольствия4.

Напомним также, что пищевые про­дукты и напитки вошли в "Перечень това­ров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение за­казов на которые осуществляется у субъ­ектов малого предпринимательства"

(утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642).

Формирование технического задания

Правильное формирование техниче­ского задания - один из наиболее важных этапов работы, от которого зависит резуль­тат. На этом этапе принимается решение о "разбивке" предмета закупки на лоты или об объединении различных товаров (ра­бот, услуг) в один лот, об установлении требований к продукции; оговариваются от­дельные условия контракта (например, место и сроки поставки, упаковка продук­ции, требования по приемке и др.).

Необходимо учитывать не только тре­бования законодательства о размещении заказов, но и требования антимонополь­ного законодательства и законодатель­ства о техническом регулировании.

Поскольку пищевые продукты закупа­ются путем проведения запросов котиро­вок и открытых аукционов в электронной форме, техническое задание, включенное в закупочную документацию, как прави­ло, включается и в проект контракта, за­ключаемый с победителем по результа­там размещения заказа. Изменение проекта контракта возможно лишь в ча­сти качественных и технических характе­ристик продукции (в случае их конкрети­зации участником в своей заявке). Так, если заказчиком в техническом задании установлено требование по содержанию массовой доли жира в йогурте питьевом не менее 2, 5%, то, соответственно, участ­ник может указать 4%, и это будет внесе­но в контракт.

Часто заказчики считают, что в один лот можно включить только одноимен­ные товары, т. е. те продукты, которые со­гласно Номенклатуре товаров, работ, ус­луг для нужд заказчиков1 отнесены к одной группе. Например, молочные продукты включены в группу 22, хлебобу­лочные изделия - в группу 23, овощи - в группу 24, фрукты - в группу 25 и т. д.

То, что продукты включены в одну группу по одноименности, совершенно не означает, что их можно включать толь­ко в один лот. При формировании лота необходимо обращать внимание на дру­гой фактор: ограничивает ли это конку­ренцию между участниками размещения заказа или нет. Например, если в лот объ­единены овощи, мясо и молоко, это озна­чает ограничение для тех участников раз­мещения заказа, которые могут поставить только мясо.

Во многих регионах заказчиков обя­зывают не только делить закупку продук­тов питания по группам (мясо, молочные продукты, крупы и т. д.), но и проводить отдельную закупку по каждому наимено­ванию продукта (например, отдельно ке­фир, молоко, сметана). Эти рекомендации основаны на требованиях ч. 3 ст. 17 Феде­рального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции": "запрещается ограничение конкуренции между участ­никами торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (то­варов, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товара­ми, работами, услугами, поставки, выпол­нение, оказание которых являются пред­метом торгов запроса котировок".

В результате этого в аукционе может участвовать большее количество потен­циальных поставщиков, которые специа­лизируются на поставках какой-либо од­ной группы продуктов.

Эта практика подтверждается решени­ями контролирующих органов: "Объеди­нение в один лот различных по функцио­нальным характеристикам продуктов питания влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять уча­стие в торгах. Так, например, Магнитогор­ский молочный комбинат готов поставить весь ассортимент молочной продукции, но это только одна группа товаров из 11 установленных в документации об аукционе. Закупка различных видов про­дукции в рамках одного лота не позволя­ет товаропроизводителям (молокозаво­дам, комбинатам хлебопродуктов, мясокомбинатам, хлебокомбинатам, сель­хозпроизводителям и т. д.), а также орга­низациям, специализирующимся на по­ставках определенных видов продуктов питания (фруктов, мяса, рыбы, кондитер­ских изделий и т. д.), участвовать в аукци­оне, что может привести к ограничению конкуренции, так как исключается воз­можность поставки отдельных видов то­варов, указанных в приложении к инфор­мационной карте аукциона".

Отличительная особенность закупки пищевых продуктов для ЛПУ - потреб­ность в мелких партиях товара при усло­вии ежедневной поставки. В этом случае в размещении заказа участвуют не только производители, но и посредники - раз­личные дистрибьюторские сети. Цена за­купки у посредника несколько увеличи­вается, но они готовы соблюдать любой график поставок, удобный заказчику, а также предоставить большой ассорти­

мент продуктов. Это выгодно для заказ­чика, однако нужно помнить о том, что закупка в одном контракте большого чис­ла продуктов питания из разных групп может быть расценена контролирующи­ми органами как ограничение конкуренции.

Установление требования к качественным, техническим и иным характеристикам пищевых продуктов

Основным нормативным документом в области качества продуктов питания явля­ется Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ"0 качестве и безопасности пи­щевых продуктов" (далее - Закон № 29-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Закона № 29- ФЗ пищевые продукты подлежат под­тверждению соответствия требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании2. Поста­новлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утвержден "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответ­ствии". В перечень включены, в частно­сти, пищевые продукты.

Заметим, что в настоящее время осу­ществляется переход с государственных и отраслевых стандартов, а также стан­дартов предприятий, на технические ре­гламенты и национальные стандарты. На­пример, Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ устанавливает "Технический регла­мент на молоко и молочную продукцию" в котором содержатся требования, правила и описания в отношении качества молоч­ной продукции (пищевая ценность, исполь­зование пищевых добавок, показатели окислительной порчи, химической и радиологической безопасности и др.).

Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ устанавливает "Технический ре­гламент на соковую продукцию из фрук­тов и овощей" (кроме того, с 01.07.2013 вступит в силу технический регламент Та­моженного союза "Технический регла­мент на соковую продукцию из фруктов и овощей" ТР ТС 023/2011).

Тем не менее некоторые заказчики устанавливают в техническом задании требование о соответствии продукции различным ГОСТам. Если в общем случае соответствие товара ГОСТу не является обязательным, но заказчик установил та­кое требование, оно становится обяза­тельным к применению в конкретных правоотношениях - при исполнении контракта.

Приведем пример оформления харак­теристик закупаемого товара в техниче­ском задании (табл. 1).

Если заказчик указывает только наи­менование товара и ссылку на ГОСТ (а в силу отсутствия специальных познаний так поступают многие заказчики), то не всегда ясно, каким характеристикам должны соответствовать пищевые про­дукты (например, в ГОСТ Р 51783-2001 лук подразделяется на два класса - пер­вый и второй, при этом каждый класс имеет разные характеристики).

Если заказчик не установил характе­ристики товара, то и участник в своей за­явке в этом случае не обязан давать ка­кие-либо предложения - он может просто согласиться на поставку (это каса­ется проведения открытого аукциона в электронной форме). Что именно по­ставляется - станет ясно только при ис­полнении контракта.

Особое внимание в техническом зада­нии должно уделяться требованиям:

• к упаковке товара (которая должна обе­спечивать сохранение качества и без-

опасности пищевых продуктов при их хранении, перевозках и реализации1);

• к сроку годности товара, который должен определяться на дату постав­ки (например, составлять не менее 80% установленного срока годности). Кроме того, следует учесть, что конку­ренция поставщиков не может быть огра­ничена, в противном случае контролиру­ющие органы принимают решение о нарушении закона: "указание на точную фасовку товара в аукционной документа­ции (масло сливочное по 200 г/уп.; моло­ка сгущенного с сахаром в жестяные бан­ки по 380 г) без обоснования потребности заказчика именно в указан­ной фасовке товара с учетом специфики его деятельности влечет ограничение ко­личества потенциальных участников раз­мещения заказа и нарушает ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ".

При правильной аргументации воз­можны положительные решения ФАС России: «Заказчиком в извещении о про­ведении запроса котировок установлено требование, в соответствии с которым на 100 мл готовой молочной смеси стан­дартного разведения необходимо содер­жание: белков 1, 7 г, жиров 3, 3 г. Комиссия считает правомерным вывод о необходи­мости приобретения заказчиком товаров с определенными показателями, учиты­вая потребности новорожденных детей, находящихся на лечении в МУЗ "Детская городская клиническая больница № 5" г. Иваново».

Обоснование начальной (максимальной) иены контракта на продукты питания

Заказчики используют различные ме­тоды определения начальной (макси­мальной) цены контракта:

• метод запроса коммерческих предло­жений;

• использование данных из реестра контрактов;

• статистические показатели.

Нередко эти методы комбинируют

Цены на пищевые продукты зависят от сезона (например, летом и осенью они ниже, чем зимой), от урожайности (кото­рая зависит от погодных условий), от ме­ста нахождения заказчика (цены выше там, где овощи и фрукты не выращивают) и от многих других факторов. Расчет стои­мости пищевых продуктов, а также их за­купка на длительный период (например, на год) - довольно сложные задачи. Ино­гда заказчики вынуждены искусственно дробить заказы и размещать их раз в квартал или чаще.

Нужно знать, что органы региональной исполнительной власти, уполномоченные на проведение политики в области цено­образования, проводят мониторинг цен и оперативно публикуют эти данные на своих сайтах. Например, в Краснодарском крае для определения начальной (макси­мальной) цены контракта заказчики ис­пользуют данные мониторинга среднекра­евых розничных цен на социально значимые продукты питания, установлен­ных Региональной энергетической комис­сией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×