Реализация норм законодательства о доступности медицинской помощи

43

В Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граж­дан в Российской Федерации" от 21.11.2011 №323-ФЗ (далее - Основы) доступность медицинской помощи возведена в ранг принципа охраны здоровья.

Стоит отметить, что часть мер, обеспечивающих выполнение этого принципа и перечисленных в ст. 10 Основ, были закрепле­ны в нормативно-правовых актах и ранее.

Это, в частности:

• организация оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, работы или обучения;

• наличие необходимого количества медицинских работни­ков, имеющих квалификацию требуемого уровня;

• возможность выбора медицинской организации и врача в соответствии с Основами;

• предоставление медицинской организацией гарантирован­ного объема медицинской помощи в соответствии с про­граммой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

• возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицин­ским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Кроме того, в Основах содержится ряд положений, установленных в законода­тельстве впервые:

• применение порядков оказания меди­цинской помощи и стандартов меди­цинской помощи;

• установление в соответствии с зако­нодательством РФ требований к раз­мещению медицинских организаций государственной системы здравоох­ранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохра­нения исходя из потребностей насе­ления;

• транспортная доступность медицин­ских организаций для всех групп насе­ления, в т. ч. инвалидов и других групп населения с ограниченными возмож­ностями передвижения.

Безусловно, эти новеллы - основа для реализации принципа доступности меди­цинской помощи и для создания системы управления качеством медицинской по­мощи. Так, применение порядков оказа­ния медицинской помощи должно обе­спечить этапность ее оказания, наличие соответствующих структурных подразде­лений в учреждениях здравоохранения, а также гарантировать доступность меди­цинской помощи на всех этапах ее оказа­ния. Использование стандартов должно обеспечить выполнение необходимого объема медицинской помощи.

"Установление требований к размеще­нию медицинских организаций государ­ственной системы здравоохранения и му­ниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребно­стей населения"- одно из полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку го­сударственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здраво­охранения (ст. 14 Основ).

"Создание в пределах компетенции, определенной законодательством РФ, ус­ловий для развития медицинской помо­щи и обеспечения ее доступности для граждан" - полномочие органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (ст. 16 Основ).

'Требования к территориальным про­граммам государственных гарантий бес­платного оказания гражданам медицин­ской помощи в части... критериев доступности медицинской помощи "устанавливаются в рамках Программы госу­дарственных гарантий бесплатного ока­зания гражданам медицинской помощи (далее - Программа госгарантий) (ст. 80 Основ).

В рамках территориальной програм­мы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают:

• целевые значения критериев доступ­ности медицинской помощи в соот­ветствии с критериями, установлен­ными Программой госгарантий;

• порядок и условия предоставления медицинской помощи, в т. ч. сроки ожидания медицинской помощи, ока­зываемой в плановом порядке (ст. 81 Основ).

В Программе государственных гаран­тий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 г.1 содер­жится раздел VI "Критерии доступности и качества медицинской помощи". В нем установлено, что территориальной про­граммой госгарантий устанавливаются целевые значения критериев доступно­сти и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей:

• удовлетворенность населения меди­цинской помощью;

• число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установлен­ным впервые в жизни диагнозом;

• число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;

• смертность населения;

• смертность населения в трудоспособ­ном возрасте;

• смертность населения от сердечно­-сосудистых заболеваний;

• смертность населения от онкологиче­ских заболеваний;

• смертность населения от внешних причин;

• смертность населения в результате дорожно-транспортных происше­ствий;

• смертность населения от туберкулеза;

• материнская смертность;

• младенческая смертность;

• охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью вы­явления туберкулеза;

• охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью вы­явления онкологических заболеваний;

• доступность медицинской помощи на основе оценки реализации норма­тивов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Програм­мой, а также установленных террито­риальной программой сроков ожида­ния гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плано­вом порядке;

• эффективность использования ресур­сов здравоохранения (кадровых, ма­териально-технических, финансовых и других), в т. ч. обеспеченность населе­ния врачами, средним медицинским персоналом, а также больничными койками.

Таким образом, в Программе госга­рантий содержится требование устано­вить целевые значения критериев до­ступности и качества медицинской помощи для населения в целом по пока­зателям заболеваемости и смертности с учетом:

• оценки реализации нормативов объ­ема медицинской помощи;

• сроков ожидания гражданами меди­цинской помощи;

• обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом;

• обеспеченности больничными койками. Вместе с тем доступность оценивается

в нормативах объема медицинской помо­щи, который должен быть обеспечен для населения субъекта РФ. Территориаль­ные программы госгарантий формируют­ся на основании нормативов объема ме­дицинской помощи, заложенных в Программу госгарантий, утверждаемую Правительством РФ.

В соответствии с Программой на 2012 г. такие нормативы составляют в среднем:

• для скорой, в т. ч. специализирован­ной (санитарно-авиационной), меди­цинской помощи - 0, 318 вызова;

• для амбулаторной, в т. ч. неотложной, медицинской помощи предоставляе­мой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских

организациях или их соответствую­щих структурных подразделениях, - 9, 7 посещения (в т. ч. в рамках базовой программы ОМС - 8, 962 посещения);

• для амбулаторной медицинской по­мощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0, 59 пациенто-дня (в т. ч. в рамках базовой программы ОМС - 0, 49 пациенто-дня); для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больнич­ных учреждениях и других медицин­ских организациях или их соответ­ствующих структурных подразделениях, - 2, 78 койко-дня (в т. ч. в рамках базовой программы ОМС - 1, 894 койко-дня). Территориальные программы госга­рантий должны содер­жать объемы медицин­ской помощи не ниже нормативов, установленных федераль­ной Программой госгарантий. При фор­мировании территориальной программы учитывают особенности возрастно-поло­вого состава, уровня и структуры заболе­ваемости населения субъекта РФ, клима­тические и географические особенности региона, транспортную доступность ме­дицинских организаций. Подразумевает­ся, что в зависимости от потребности в медицинской помощи в определенном регионе объемы медицинской помощи могут корректироваться.

Общий принцип, закрепленный в фе­деральной Программе госгарантий, таков: доступность медицинской помощи опре­деляется как отношение количества паци­ентов, получивших помощь, и количества нуждавшихся в ней. Объем медицинской помощи, запланированный в соответ­ствии с установленными нормативами, должен максимально удовлетворить по­требности населения субъекта РФ.

В то же время очевидно, что показате­ли, перечисленные в Программе госга­рантий, характеризуют доступность медицинской помощи для населения в целом, но не для конкретного граждани­на (в нужное время, в нужном месте, в нужном объеме). Не учитываются такие критерии, как своевременность оказания медицинской помощи (соотношение между временем оказания медицинской помощи и временем возникновения по­требности в ней) и достаточность меди­цинской помощи (минимальный набор медицинских услуг, который достаточен для эффективного лечения).

Для конкретного пациента важны не показатели заболеваемости и смертности в субъекте РФ или усредненные нормати­вы объема медицинской помощи, а ответ на вопросы: где, когда и в каком объеме ему будет оказана медицинская помощь при возникновении такой необходимости.

Важно также иметь в виду, что нужный объем помощи может быть оказан либо в муниципальном образовании, где прожи­вает пациент, либо в "своем" или сосед­нем субъекте РФ, либо в федеральных медицинских учреждениях. При этом, на­пример, в московских клиниках это мо­жет быть сделано на бесплатной основе, но через несколько месяцев (что может быть поздно), или завтра, но на платной основе (что может быть недоступно).

Необходимо четко определить в зако­нодательстве такие критерии доступно­сти, которые были бы важны и понятны для пациента и являлись бы обязательны­ми для выполнения при организации ме­дицинской помощи населению муници­пальных образований в субъектах РФ. Несмотря на важность общих показате­лей, используемых для целей планирова­ния медицинской помощи, нужны кон­кретные целевые значения пространственных, временных и объем­ных критериев доступности медицинской помощи.

Например, требования ст. 10 Основ об "установлении требований к размеще­нию медицинских организаций государ­ственной системы здравоохранения и му­ниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры..." мож­но выполнить, если иметь временные и пространственные критерии. В то же вре­мя хотелось бы понять, что это за требо­вания, где они должны быть сформулиро­ваны, кто должен их выполнять и какая ответственность предусматривается при их невыполнении?

В свете нового разделения полномо­чий в сфере охраны здо­ровья граждан согласно ст. 17 Основ к полномо­чиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соот­ветствии с территориальной программой государственных гарантий. Однако дан­ная норма не проясняет ситуацию: неяс­но, например, что такое "условия для ока­зания медицинской помощи".

На взгляд автора, исходя из положений ст. 10 Основ и подзаконных нормативно­ правовых актов должен быть разработан механизм реализации норм, касающихся доступности медицинской помощи, с уче­том временных, пространственных и объ­емных критериев доступности.

Средние по РФ временные и про­странственные критерии должны содер­жаться в федеральной Программе госга­рантий, объемные - в федеральных стандартах медицинской помощи. Кон­кретные целевые для субъекта РФ крите­рии (временные, пространственные и объемные) должны быть частью террито­риальной программы госгарантий. При­мер матрицы для разработки временных, пространственных и объемных критери­ев доступности по видам и условиям ока­зания медицинской помощи представлен в таблице.

При разработке региональных кри­териев доступности медицинской помо­щи следует учитывать не только воз­растно-половой состав, уровень и структуру заболеваемости населения в субъекте РФ, но и территориальные и климатические особенности, тради­ции и т. п. При этом необходимо исхо­дить из принципа равных прав граждан на всей территории РФ.

Наличие конкретных критериев до­ступности медицинской помощи позво­лит объективно оценить достаточность специалистов, оборудования и медицин­ских организаций (где, каких именно и сколько) и сформировать оптимальные "маршруты движения пациентов" при оказании им соответствующих видов ме­дицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×