Порядок направления пациентов и финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи

19

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции" (далее - Закон № 323-ФЗ), Минздрав России утверждает перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), который включает в себя непосредственно вид ВМП, коды МКБ-10, модели пациента, виды и методы лече­ния2. К ВМП может быть отнесена только та помощь, которая оказана с применением видов и методов лечения, перечис­ленных в Перечне, пациенту, который соответствует модели и клиническому диагнозу по коду МКБ-10, указанным в Перечне.

В случае несоответствия Перечню хотя бы одной составляющей, медицинская помощь не может считаться высокотехнологичной.

Наличие единого Перечня часто ста­новится причиной заблуждений относи­тельно полномочий органов власти в организации оказания ВМП. Напомним, что согласно Закону № 323-ФЗ организа­ция оказания гражданам РФ ВМП феде­ральными медицинскими организация­ми отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, а ме­дицинскими организациями субъекта РФ - к полномочиям органов государ­ственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Финансовое обеспечение ВМП до 01.01.2015 осуществляется за счет бюджет­ных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким обра­зом, получение гражданами бесплатной ВМП возможно только в медицинских ор­ганизациях, оказывающих ВМП за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

Порядок финансового обеспечения оказания ВМП за счет бюджетных ассиг­нований, предусмотренных в федераль­ном бюджете уполномоченному феде­ральному органу исполнительной власти, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, Правилами финансового обеспечения за счет бюд­жетных ассигнований федерального бюджета оказания ВМП гражданам РФ в 2012 г. установлено, что ВМП за счет средств федерального бюджета оказыва­ют в государственных бюджетных учреж­дениях, подведомственных Минздравсоцразвития России, Федеральному медико-биологическому агентству (да­лее - ФМБА), Российской академии меди­цинских наук (далее - РАМН).

Перечень ведомств, обеспечивающих оказание ВМП за счет средств федераль­ного бюджета, определен Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ "О феде­ральном бюджете на 2012 г. и на плано­вый период 2013 и 2014 гг.". Особенно­стью исполнения бюджета в 2012 г., является перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздравсоцразвития России на финансовое обеспечение оказания ВМП, ФМБА и РАМН на финансовое обеспечение соот­ветствующих мероприятий.

Порядок финансового обеспечения ока­зания ВМП за счет регионального бюджета (республиканского, краевого, областного, окружного) является полномочием органов государственной власти субъектов РФ.

В ряде субъектов РФ средства регио­нального бюджета направляются на фи­нансовое обеспечение оказания ВМП в негосударственных учреждениях или в государственных учреждениях, неподве­домственных органу управления субъек­та РФ в сфере здравоохранения.

Финансирование ВМП из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ не препятствует оказанию ВМП в медицин­ских организациях за счет иных источни­ков (например, средств добровольного ме­дицинского страхования или платных услуг). Напомним, что финансовое обеспе­чение специализированной медицинской помощи, за исключением медицинской по­мощи, не включенной в базовую програм­му обязательного медицинского страхова­ния, в т. ч. ВМП5, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного меди­цинского страхования (далее - ОМС), осу­ществляется за счет средств ОМС.

Право на оказание любой медицин­ской помощи, в т. ч. высокотехнологич­ной, определяется наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности.

При этом организация ВМП в учреж­дениях, находящихся в ведении субъекта РФ, является полномочием субъектов РФ, соответственно и расходные обязатель­ства возникают у субъектов РФ. В то же время в целях софинансирования рас­ходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов госу­дарственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, бюд­жетам субъектов РФ предоставляются межбюджетные трансферты из федераль­ного бюджета6. В 2012 г. в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ас­сигнования в размере 5 млрд руб. для предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств субъек­тов РФ, возникающих при оказании ВМП.

Например, в Республиках Татарстан и Бурятия.

Пункт 7 ст. 100 Закона №323-Ф3.

Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование рас­ходных обязательств субъектов РФ, воз­никающих при оказании ВМП гражданам РФ1 (далее - Правила предоставления субсидий), установлено, что субсидия на­правляется на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, на приобрете­ние лекарственных препаратов и расход­ных материалов (включая оплату дорого­стоящих расходных материалов, в т. ч. имплантов, имплантантов и других изде­лий медицинского назначения, вживляе­мых в организм человека).

Согласно Правилам предоставления субсидий критерием отбора субъектов РФ является наличие медицинских организа­ций, подведомственных исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, имеющих лицензию на осуществле­ние медицинской деятельности, предус­матривающей оказание услуг по ВМП со­ответствующего профиля, и оказывающих ВМП. Таким образом, критерий отбора со­держит в себе одновременно три нормы:

• производится отбор субъектов РФ, а не медицинских организаций;

• средства федерального бюджета в виде субсидии могут быть направлены на оказание ВМП исключительно в государ­ственных учреждениях субъектов РФ;

• учреждения должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по со­ответствующему профилю ВМП. Предоставление субсидии осущест­вляется при направле­нии в Минздрав России в установленный срок выписки из закона о бюджете субъекта РФ, подтверждающей наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на оказание ВМП, а также нормативного правового акта субъекта РФ, определяю­щего порядок финансового обеспечения оказания ВМП за счет бюджетных ассиг­нований бюджета субъекта РФ.

При выполнении перечисленных ус­ловий Минздрав России определяет пе­речень субъектов РФ, которым предо­ставляется субсидия, и размеры субсидий. Распределение и размер суб­сидий утверждаются распоряжением Правительства Российской Федерации.

Формулы расчета размера субсидии и уровня софинансирования расходного обя­зательства субъекта РФ за счет субсидии также установлены Правилами предостав­ления субсидий. Размер субсидии зависит:

• от объема средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на высокотехно­логичные виды медицинской помощи;

• от объема средств в федеральном бюджете на очередной финансовый год на софинансирование ВМП;

• от выполнения плановых объемов ВМП, установленных соглашением между высшим исполнительным органом субъекта РФ и Минздравсоцразвития России в отчетном финансовом году;

• от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

Уровень софинансирования расход­ного обязательства субъекта РФ индиви­дуален и зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Установле­ние уровня софинансирования необходи­мо для оценки удельного веса субсидии в общей сумме направляемых на ВМП средств. Удельный вес субсидии не может быть выше рассчитанного уровня софинансирования.

В тоже время, если изменение раз­мера бюджетных ассигнований, предус­мотренных в бюджете субъекта РФ на финансовое обеспечение субсидии, ве­дет к росту удельного веса субсидии от­носительно уровня софинансирования, установленного для субъекта РФ, то размер субсидии подлежит сокраще­нию до соответствующего уровня софинансирования.

Напомним, что субсидия - это механизм финансовой поддержки, а порядок финан­сового обеспечения организации ВМП за счет средств бюджетов субъектов РФ уста­навливается высшим исполнительным орга­ном государственной власти субъекта РФ.

Большинство субъектов РФ в качестве механизма финансового обеспечения оказания ВМП выбирают государствен­ное задание. Одним из условий формиро­вания государственного задания являет­ся установление нормативных затрат на выполнение услуги. Орган управления субъекта РФ в сфере здравоохранения определяет нормативные затраты на вы­полнение услуги при оказании ВМП.

До медицинской организации дово­дится объем средств, за счет которого должны быть выполнены плановые объ­емы ВМП2. Однако при расходовании этих средств к медицинской организации не предъявляется требование выделять на пациента средства в размере, точно соответствующем нормативным затратам на выполнение услуги при оказании ВМП.

ВМП за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ оказывают гражданам РФ, направленным в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для ока­зания высокотехнологичной медицин­ской помощи за счет бюджетных ассигно­ваний, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Фе­дерации, путем применения специализи­рованной информационной системы (да­лее - Порядок), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2011 № 1689н.

В соответствии с установленным По­рядком направление граждан РФ для оказания ВМП осуществляет орган испол­нительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Направление граждан РФ, проживающих за рубежом, а также лиц без гражданства осуществляет Мин­здравсоцразвития России.

Основанием для направления пациен­та в медицинские организации для оказа­ния ВМП является реше­ние Комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания ВМП (да­лее - Комиссия субъекта РФ).

Проведение отбора пациентов и на­правление их в Комиссию субъекта РФ осуществляется врачебными комиссиями медицинских организаций, в которых па­циенты проходят лечение и наблюдение, по рекомендации лечащего врача на ос­новании выписки из медицинской документации.

Срок подготовки решения Комиссии субъекта РФ о наличии (отсутствии) ме­дицинских показаний для направления пациента в медицинские организации для оказания ВМП не должен превышать десяти рабочих дней со дня получения комплекта документов, определенных Порядком.

В случае принятия решения о наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП Комиссия субъекта РФ оформляет на пациента "Талон на оказа­ние ВМП" с применением специализиро­ванной информационной системы Минздравсоцразвития России в течение трех дней со дня принятия решения.

Основанием для госпитализации па­циента является решение Комиссии медицинской организации по отбору паци­ентов на оказание ВМП.

Комиссия медицинской организации принимает решение о наличии (отсут­ствии) медицинских показаний для госпи­тализации пациента в целях оказания ВМП в срок, не превышающий десяти ра­бочих дней со дня оформления на паци­ента Талона на оказание ВМП. Медицин­ские организации оказывают ВМП в соответствии с порядками оказания меди­цинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, которые утвержда­ются Минздравсоцразвития России3. Ме­дицинские организации, оказывающие ВМП, дают рекомендации по дальнейше­му лечению и медицинской реабилитации пациентов после оказания ВМП.

Пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в меди­цинскую организацию для оказания ВМП на любом этапе, а также действия (без­действие) органов, организаций, долж­ностных и иных лиц в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×