Порядок оплаты расходов

120

Порядок оплаты расходов, понесенных медицинской организацией вследствие проведения медицинского освидетельствования граждан при их постановке на воинский учет

Механизм возмещения затрат, понесенных медицинской организацией в результате оказания медицинских услуг в связи с исполнением воинской обязанности, является достаточно частым предметом судебных разбирательств ввиду его неоднозначного толкования заинтересованными лицами – военными комиссариатами с одной стороны и учреждениями здравоохранения с другой стороны. В рамках настоящей статьи попробуем разобраться – в чем же заключаются разногласия по определению источника финансирования возникающих расходов.

Статьей 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) к числу обязательных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности отнесены:

• медицинское освидетельствование и медицинский осмотр;

• медицинское обследование граждан. Медицинское освидетельствование – это изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных Положением о военно-врачебной экспертизе вопросов с вынесением письменного заключения. Граждане обязаны проходить медицинское освидетельствование в следующих случаях:

• при постановке на воинский учет;

• при призыве на военную службу;

• при поступлении на военную службу по контракту;

• при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования;

• при призыве на военные сборы; • при прохождении альтернативной гражданской службы лицами, ранее признанными ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В состав военно-врачебной комиссии входят терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости – врачи других специальностей. Совместным приказом министра обороны РФ и Минздрава России от 23.05.2001 № 240/168 утверждены следующие инструкции:

• О порядке медицинского обеспечения граждан Российской Федерации до их первоначальной постановки на воинский учет;

• О порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет;

• О порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Военные комиссариаты и медицинские организации заключают договоры на проведение необходимых медицинских мероприятий при постановке граждан на воинский учет. В соответствии с условиями заключенных договоров учреждение здравоохранения обязуется принимать участие в деятельности военно-врачебной комиссии и выделять для работы в ней медицинский персонал, заказчик услуг (военный комиссариат) – своевременно компенсировать расходы лечебного учреждения за работу, выполненную медицинским персоналом, и проведение диагностических исследований.

Компенсация расходов, понесенных организациями и  гражданами в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 №  53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон №  53-ФЗ), является расходным обязательством Российской Федерации и  осуществляется в  порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 7041 (далее – Постановление № 704). 

Согласно Правилам компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных расходов.

Данным постановлением также установлен механизм возмещения затрат, понесенных медицинским учреждением в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу (проводимые диагностические исследования). В том числе средства компенсируются путем перечисления на счета получателей – в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату. Относительно возмещения расходов, связанных с выплатой среднего заработка медицинскому персоналу, необходимо помнить следующее.Статья 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) устанавливает обязанность для работодателя освободить работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган, привлекший работника к исполнению государственных обязанностей, в  случаях, предусмотренных ст. 170 ТК РФ, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в  размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. 

Порядок исчисления средней заработной платы осуществляется в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 9221 . Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Чтобы зафиксировать факт исполнения медицинским персоналом государственной обязанности, военкоматы, как правило, оформляют табель учета рабочего времени, заверенная копия которого передается в медицинское учреждение. Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы (учебы) на время призыва на военные сборы, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Денежные средства, полученные от военкоматов в  качестве компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, относятся к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, так как данный вид доходов не указан в ст. 251 НК РФ.

Также интерес представляют разъяснения, данные Минфином России в письме от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170. В нем указано, что к расходам на оплату труда относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ5.

Таким образом, расходы, связанные как с начислением среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и с уплатой страховых взносов, начисленных на вышеуказанный средний заработок, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. В случае компенсации за счет средств бюджета указанных расходов полученные средства подлежат учету во внереализационных доходах налогоплательщика. Вопрос о необходимости обложения страховыми взносами рассматриваемых выплат неоднозначно решается арбитражными судами. Организации отнесены к плательщикам страховых взносов6 . Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам. Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель, в частности, обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. В состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией, входят расходы на оплату труда2 . В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Компенсационные выплаты, уплаченные работодателем в  соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, не могут быть учтены в  составе расходов в  целях налогообложения прибыли, поскольку они не связаны с режимом работы или условиями труда, а также содержанием работников. 

Выплата среднего заработка работнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ о необходимости сохранения выплат работникам, направленным на военные сборы. В период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет. Таким образом, выплата среднего заработка осуществляется не в силу трудового договора, а в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Следовательно, в данном случае объекта обложения страховыми взносами в соответствии с частью первой ст. 7 Закона № 212-ФЗ для предприятия не возникает. Аналогичные выводы содержатся и в постановлениях ФАС Уральского округа от 20.02.2013 № Ф09-14476/12, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 № 17АП-530/2013-АК, постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 по делу № А62-7689/2011. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.06.2012 № ВАС-6497/12 по делу № А46-5506/2011 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что военный комиссариат не является в силу Закона № 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Закона № 53-ФЗ медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечает, что позиция суда кассационной инстанции в полной мере соответствует действующей судебной арбитражной практике по данной категории дел. В то же время существует и другой, прямо противоположный судебный подход к рассматриваемому вопросу.

Так, согласно позиции, изложенной в постановлении ФАС Центрального округа от 31.10.2012 № А36-1071/2012, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 № Ф032011/2012, ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2012 № А26-493/2012, спорные выплаты подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2012 по делу № А26493/2012 отмечено, что «перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован. Если ранее закон предусматривал начисление страховых взносов на выплаты, предусмотренные трудовым договором, то в связи с внесенными изменениями страховые взносы начисляются на выплаты, которые работодатель производит в рамках трудовых отношений. Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами. Учитывая, что [работодателем] произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации военным комиссариатом в порядке, установленном Правилами № 704. Доводы судов о том, что у организации отсутствует объект обложения страховыми взносами, поскольку выплата среднего заработка производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а не трудового договора, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку выплата заявителем своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, уплата страховых взносов в соответствующие фонды, начисленных на сумму среднего заработка, в силу названных выше положений Закона № 53-ФЗ, Правил № 704 порождает у военного комиссариата обязанность компенсировать соответствующие расходы.

Примечательно, что определением ВАС РФ от 28.12.2012 № ВАС-17305/12 отказано в передаче дела № А26-493/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления. Указанный в определении ВАС РФ подход к рассматриваемому вопросу применен и в недавних решениях арбитражных судов. При решении вопроса об источнике и порядке финансирования расходов на оплату лабораторных и диагностических исследований, которые проходят граждане в связи с исполнением воинской обязанности, военкоматы отказываются оплачивать понесенные расходы, полагая, что финансовое обеспечение последних осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. По своей правовой природе договор, заключаемый между военкоматом и медицинской организацией, является договором оказания возмездных услуг. В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данные правила применяются в том числе к договорам оказания медицинских услуг. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Расходы учреждения, обусловленные проведением диагностических и  лабораторных исследований в  процессе медицинского освидетельствования, подлежат финансированию за счет средств РФ в силу прямого указания закона. Оказанные медицинские услуги не компенсируются за счет средств обязательного медицинского страхования, т. к. указанный порядок компенсации затрат не установлен действующим законодательством. 

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе, а также диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования по направлению военных комиссариатов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – Программа)2 . Аналогичные выводы подтверждаются многочисленной судебной практикой. Военкоматы обосновывают свои претензии на оплату указанных расходов в рамках Программы с помощью письма Минфина России от 07.12.2010 № 10-53/5239, содержащего такой вывод. Однако упомянутое письмо не является нормативным актом, т. к. названный документ не проходил государственную регистрацию и в установленном порядке опубликован не был, противоречит нормативноправовым актам, определяющим механизм возмещения имущественных потерь, понесенных учреждениями здравоохранения вследствие проведения медицинского освидетельствования, Следовательно, разъяснения, изложенные в названном письме, носят информационный характер и не могут регулировать спорные правоотношения (что также подтверждается судебной практикой).

Действующее законодательство достаточно четко разделяет источники финансирования расходов медицинских организаций при проведении медицинского освидетельствования в  рассмотренном выше порядке и  при проведении медицинского освидетельствования  – в  соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования подтверждает, что из средств ОМС подлежат оплате расходы медицинских организаций на медицинское обследование граждан при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, и расходы на лечебнооздоровительные мероприятия граждан при постановке их на воинский учет, проводимые в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

При возможном возникновении спора в отношении размера компенсации расходов медицинской организации, в частности, если военкомат настаивает на применении тарифов ОМС, а не прейскуранта, установленного в конкретном ЛПУ для платных медицинских услуг, следует обратить внимание на судебную практику, сформировавшуюся в отношении медицинского обследования военнослужащих, справедливую и в рассматриваемом случае. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 № 11810/11, «в связи с тем, что медицинская помощь и иные медицинские услуги оказывались больницей сотрудникам заказчика, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при исчислении стоимости оказанных услуг исходя из тарифов ОМС учреждение здравоохранения лишено возможности возместить в полном объеме затраченные на лечение данных граждан средства. Следовательно, возмещение расходов учреждению здравоохранения за медицинскую помощь, оказанную им сотрудникам управления, должно осуществляться с учетом полного погашения расходов больницы на такую помощь.

Руководствуясь указанными нормами права и исходя из буквального толкования условий договора, суды пришли к обоснованному выводу о том, что управление приняло на себя обязанность по оплате медицинской помощи, предоставленной его сотрудникам, по тарифам, действующим в учреждении здравоохранения на момент оказания медицинской помощи. Кроме того, так как денежные средства, поступающие при возмещении затрат, связанных с оказанием медицинской помощи сотрудникам управления, не относятся к обязательному медицинскому страхованию, они признаются доходами исполнителя, увеличивающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Соответственно, компенсация учреждению здравоохранения расходов на такую помощь должна носить соразмерный характер, что не обеспечивается при ее оплате по тарифам ОМС».

Медицинским организациям следует помнить, что отсутствие между сторонами договора, заключенного в  письменной форме в  виде единого документа, не освобождает учреждения службы исполнения наказаний от обязанности оплаты оказанных истцом услуг, в противном случае нарушается принцип возмездного характера оказываемых услуг и  соразмерности компенсации оказанным услугам.

В то же время и отсутствие финансирования военкоматов на оплату оказанных услуг не является основанием для неоплаты оказанных медицинских услуг. В рассматриваемом случае требования об оплате должны быть предъявлены к Российской Федерации в лице Минфина России в субсидиарном порядке. Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ. В своем постановлении от 30.09.2008 № 14167/07 по делу № А33-28041/2005 при рассмотрении аналогичного спора суд указал: отсутствие финансирования не означает, что услуги больницы не должны быть оплачены. Расходы больницы подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом № 53-ФЗ. При этом Президиум ВАС РФ отметил, что источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военкомата, – казна – определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обес печения исполнения воинской обязанности. Аналогичной позиции придерживаются суды.

В заключение следует отметить, что, как правило, досудебное регулирование споров, возникающих между военкоматами и медицинскими организациями, не приносит успеха, и последним приходится отстаивать свою позицию в арбитражных судах. В таких случаях лечебно-профилактическим учреждениям поможет разобраться подход, определенный в сформировавшейся судебной практике.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×