ЕГИСЗ: новые возможности для главного врача

27

Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ) была утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 в рамках программы «Информационное общество». Причиной принятия этого документа стала необходимость принципиально изменить подходы к информатизации отрасли и сформировать единое информационное пространство в сфере здравоохранения. несмотря на то что в рамках национального проекта «Здоровье» были проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций и закуплено большое количество ком- пьютерной техники, имевшиеся прикладные информационные системы не обеспечивали должной поддержки решений по управлению отраслью и по оказанию гражданам медицинской помощи.

Информатизация стала одним из трех направлений программ модернизации здравоохранения; на эти цели были выделены значительные финансовые ресурсы – 29,2 млрд руб. (19,6 млрд руб. из федерального бюджета и 9,6 млрд руб. – из бюджетов субъектов РФ). Это позволяло надеяться на быстрое изменение ситуации. Однако, по оценкам экспертов, в 2012 г. картина была следующе :

• несмотря на заявления о сотрудничестве отраслевого министерства с профессиональным IT-сообществом, разработка концепции информатизации и соответствующих методических рекомендаций шла (на тот момент. – Примеч. авт.) в «закрытом» режиме;

• разработка специалистами Минздравсоцразвития России нормативных и методических документов и согласование планов работ в субъектах РФ проводились в течение девяти месяцев (из двух лет, изначально отведенных на реализацию программы информатизации);

• регионы были вынуждены начать часть работ без достаточной нормативной правовой и методической базы;

• поставленные Президентом РФ задачи по внедрению в практику электронных медицинских карт, систем электронной записи на прием к врачу, телемедицинских технологий и справочных систем отошли на второй план в пользу статистических учетных систем, обеспечивающих выполнение управленческих функций министерства. Важно Несмотря на то что подрядчики определялись в  результате конкурсных процедур, многие работы были выполнены в  неполном объеме, не в  срок или с ненадлежащим качеством  Все это привело к тому, что результаты проведенных мероприятий оказались более чем скромными. В деятельности большинства руководителей медицинских организаций и практикующих врачей существенных изменений не произошло. Значит ли это, что потенциал информатизации здравоохранения исчерпан?

Напомним, что целью создания ЕГИСЗ была информационная поддержка двух процессов: управления системой здравоохранения и оказания медицинской помощи.

Для этого планировалось создать следующие «федеральные» сервисы:

• базу нормативно-справочной информации (далее – НСИ); • интегрированную электронную медицинскую карту (далее – ИЭМК);

• систему электронной записи к врачу;

• систему управления административно-хозяйственной деятельностью учреждения; • паспорта медицинских организаций, регистры медработников;

• каталог пользователей системы и др.

По нашему мнению, наибольшее значение (из реализованного) для медицинской организации имеют система управления потоками пациентов (основой которой является система электронной записи к врачу), база нормативно-справочной информации и электронная медицинская карта. Отметим также, что сервис НСИ как рабочий инструмент приобретает ценность для пользователя только при соответствующем «смысловом» наполнении. То есть может быть использован только после создания самих справочников.

ИЭМК будет приносить пользу для медицинской организации только в  случае полноценного использования этого сервиса всеми врачами в ходе приема и  (или) интеграции с ним локальных электронных медицинских карт (ЭМК) собственных систем. 

Сегодня информация, содержащаяся в таких медицинских картах, неполна и плохо структурирована (мало в каких локальных системах медицинской организации ЭМК построена в соответствии с международными стандартами HL7, CDA, OpenEHR, что позволило ее легко обрабатывать, анализировать и передавать между системами разных производителей). Закономерен вопрос: сводится ли информатизация только к созданию этих сервисов или систем? Любая медицинская организация (а тем более региональная сеть медицинских организаций) имеет сложную структуру. Подразделения организации участвуют в различных бизнес-процессах, для оптимизации которых существует множество специализированных программных продуктов. Что принципиально изменится, если будет дополнительно сделано несколько сервисов, помогающих решать еще ряд локальных задач?

Наличие в  медицинской организации разрозненных информационных систем не решает задач эффективного управления деятельностью и повышения качества медицинской помощи. Необходима интеграция всех имеющихся IT-продуктов, а также обеспечение их корректного взаимодействия с внешними информационными системами (органов управления здравоохранением, страховых медицинских организаций и т. д.). 

Для решения этой задачи существует специальный вид программного обеспечения – интеграционная платформа (изначально медицинская или которую можно адаптировать к нуждам медицинской организации). Основными свойствами медицинской интеграционной платформы являются: обеспечение сбора, агрегирования, упорядочения и контроля медицинских, управленческих, организационных и финансово-экономических данных, их всесторонний анализ и удобное представление, эффективный обмен информацией при сохранении ее конфиденциальности. Общая структура ЕГИСЗ, базирующейся на интеграционной платформе. Создание такой платформы в отдельно взятой медицинской организации возможно, но требует активного участия в работе главного врача и его заместителей (как правило, не обладающих необходимыми знаниями и вынужденных учиться в процессе работы).

Сейчас от руководителей медицинских организаций стали требовать внедрения в практику электронных сервисов (например, электронной записи к врачу). Само такое требование положительно влияет на развитие информатизации в здравоохранении, необходимость в таком импульсе отрасль испытывала много лет, но в результате не вполне продуманного выполнения «указаний из центра» (кстати, вполне логически выстроенных с точки зрения ИТ, но недостаточно проработанных с точки зрения текущих процессов в лечебном учреждении, которые не были изменены для задач информатизации) потенциальные возможности, связанные с этими сервисами, оказываются не только нереализованными, но и не до конца оцененными. Какие это возможности?

Приведем далеко не полный перечень:

• автоматизация учета и отчетности (как по утвержденным формам статистического наблюдения, так и по формам управленческого учета);

• повышение эффективности управления ресурсами (загрузкой кабинетов, отдельных видов оборудования, отдельных специалистов);

• повышение достоверности расчетов себестоимости медицинской помощи (в том числе по законченному случаю);

• автоматизация расчетов со страховыми медицинскими организациями и анализ работы по обязательному и добровольному медицинскому страхованию;

• построение системы управления качеством оказания медицинской помощи и системы управления учреждением по ключевым показателям эффективности;

• создание интеллектуальных систем поддержки принятия клинических решений врачом;

• сбор, обработка и анализ медицинской информации для научной работы. Стоит обратить внимание, что этот «перечень выгод» совпадает с основными процессами, которые осуществляются в медицинской организации, тогда как электронная система записи к врачу, электронная медицинская карта или система обработки и хранения медицинских изображений являются лишь инструментами, применяемыми в рамках этих процессов. Отметим, что исходя из «процессного» подхода, логичнее внедрять не электронную медицинскую карту, а систему медицинских записей. Такие записи содержат первичную медицинскую информацию, на базе которой можно формировать как ЭМК в медицинской организации, так интегрированные ЭМК на уровне региона или на федеральном уровне.

Медицинские записи должны создаваться в определенном виде – быть структурированными, но при этом оставлять достаточную свободу врачу для формулирования записей в  соответствии с  многолетней врачебной практикой и  правилами, изученными во время вводного курса в клиническую медицину. 

Структурированность медицинских записей позволит проводить их обработку любыми стандартизованными инструментами (а не только инструментами того же производителя, который обеспечил занесение информации в машиночитаемом виде в информационную систему). Стандартизованные записи (первичные данные) хранятся в репозитории, отчетные данные «сводятся» в агрегаторе (исходя из потребностей, набор используемых данных может быть любым). Аналитический блок позволяет подготовить информацию в разрезе экономики, качества медицинской помощи и т. д. Аналитический модуль может быть настроен на работу как с числами (структурированными данными), так и текстами или изображениями (слабоструктурированными данными).

Благодаря настройкам аналитического модуля информация может быть представлена врачам, администрации ЛПУ или органам управления в объеме и форме, обеспечивающих принятие оптимальных медицинских, управленческих или финансово-экономических решений. 

К сожалению, в настоящее время вопрос построения аналитической надстройки для обработки медицинской информации может быть решен только на уровне медицинской организации (или группы организаций), но не на уровне ЕГИСЗ в целом (хотя работа в этом направлении ведется в рамках развития системы). В настоящий момент имеет смысл использовать сервисы ЕГИСЗ в интеграции с информационными системами медицинской организации – «выгружая» данные в модули ЕГИСЗ из своих систем и  забирая в свои системы полезную информацию, содержащуюся в ЕГИСЗ. Например, представляется полезным использование в ЛПУ общей базы нормативно-справочной информации. Каждой медицинской организации рекомендуется разработать для себя концепцию информатизации своей деятельности (это может быть простой, но очень конкретный и практически применимый документ), увязать ее с тем, что происходит в отрасли централизованно, и все действия по развитию компьютерных систем совершать логически, последовательно и обоснованно с точки зрения их влияния на достижения целей организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×