Особенности организации обеспечения анестезиологического пособия в педиатрическом стационаре

11

Врачи анестезиологи-реаниматологи педиатрических стационаров обязаны работать в соответствии с порядком оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология». Не менее важно, чтобы эти врачи обладали навыками построения доверительных отношений как с ребенком, так и с его родителями или иными законными представителями (далее – родители).

Правильно построенные взаимосвязи позволят достигнуть главной цели лечения – выздоровления или улучшения состояния больного ребенка. Формирование таких отношений требует от врача знаний по клинической психологии.

В начале лечения врач-анестезиолог должен объединить все заинтересованные стороны: семью ребенка, находящегося на лечении, и медицинский персонал реанимационно-анестезиологического отделения. С мотивацией медицинского персонала проблем обычно не возникает, а вот родители все чаще сомневаются в правильности действий медицинских работников. Хотя еще несколько лет назад родители позволяли врачу принимать решения о проведении лечебных мероприятий, а врач брал на себя заботу об их ребенке. Если родители не доверяют врачу и системе здравоохранения в целом, это неблагоприятно сказывается на процессе лечения. Наличие у родителей предубеждений и сомнений в квалификации и компетентности медицинских работников может негативно отразиться на процессе лечения. Кроме того, именно взаимоотношения между родителями и медицинским персоналом играют важную роль в формировании удовлетворенности оказанной медицинской помощью, в частности, проведенным анестезиологическим пособием.

Современная медицинская этика провозглашает принцип автономии, который требует уважения к личности пациентов и  принимаемым ими решениям, равно как к решениям законных представителей пациента  Принцип автономии влечет за собой право пациентов и их законных представителей на получение информации в объеме, достаточном для принятия решения. Однако всегда остается риск, что благодаря полученным знаниям пациенты или их родители испугаются возможного риска и откажутся от полезного медицинского вмешательства. Безусловно, с юридической точки зрения значение имеет информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое подписывают родители. Соглашаясь таким образом с проведением анестезиологического пособия, родители делегируют свои полномочия по защите здоровья и прав ребенка анестезиологу-реаниматологу. Однако для построения продуктивных отношений крайне важно, когда родители соглашаются с проведением лечебнодиагностических мероприятий после получения полноценной информации о планируемой процедуре. К сожалению, врачи анестезиологи-реаниматологи довольно неохотно общаются с пациентами и их родственниками. В НПЦ «Бонум» оказывают медицинскую помощь детям всех возрастов, в т. ч. недоношенным с низкой массой тела, что обуславливает сложность проведения анестезиологического пособия. Наш опыт (более 20 тыс. анестезиологических пособий у детей от 3 мес. до 16 лет) показывает, что на всем протяжении лечения и ребенок, и родители должны чувствовать себя в безопасности. Чтобы этого достичь, со стороны врача необходимо:

• поддерживать пациента и стремиться быть ему полезным;

• создать у родителей уверенность в том, что он слышит жалобы ребенка и обращает на них внимание;

• проявлять уважение к пациенту и его родителям, к их заботам;

• проявлять сочувствие к пациенту и его родителям. Например, врач должен продемонстрировать родителям, что наркоз обратим, для этого можно сравнить его со сном. Затем, во время индукции в наркоз в помещении следует соблюдать тишину, чтобы не испугать ребенка, беседовать с пациентом негромким голосом, маленьким детям можно рассказывать сказки. Важно В 70% случаев родители стремятся к взаимодействию с врачами, что, безусловно, способствует успеху лечебных мероприятий  Родителей, с которыми сложно наладить конструктивный диалог, мы условно разделили на пять категорий. Зная их особенности, врач может заранее продумать тактику поведения с ними. Первую составляют родители, которые стремятся сохранить нездоровье ребенка (их около 5%). На первый взгляд они выглядят настроенными на сотрудничество, соглашаются с врачом, благодарят его за помощь. На самом деле болезненное состояние ребенка выгодно для них (получение неких привилегий, привлечение внимания).

Зачастую после окончания лечения они вступают в конфликт с врачом. Родителей, относящихся ко второй группе, тоже около 5%. По своему поведению они похожи на родителей первой группы, однако склонны предъявлять много требований и претензий, зачастую бессмысленных, аппелируя к праву на хорошее медицинское обслуживание. Им следует вежливо объяснять, что это понятие не включает обязательное выполнение каждого их требования. Родители третьей группы (8%) не готовы к установлению сотрудничества, так как не верят, что врач хочет и может им помочь. Они всегда недовольны проводимыми обследованием и лечением, уверены в неэффективности и недостаточности лечения. Попытки врача наладить диалог считают способом лишить их «настоящей» помощи. Узнать таких родителей легко, однако противостоять их скептическому отношению гораздо сложнее. Их следует внимательно выслушивать, во время разговора проявлять уважение к их мнению. Скорее всего, на них произведут впечатление действия врача, а не слова. В четвертой группе родители (11%), которые активно используют медицинскую помощь и стремятся узнать максимум информации о заболевании ребенка и методах его лечения. Демонстрируют свою осведомленность, что нередко вызывает негативную реакцию врача. Рекомендуем при общении с такими родителями всетаки тактично «ставить их на место», разъясняя, что бессистемная эрудиция не заменяет профессионального опыта. Редко (2%), но все же встречаются родители (пятая группа) с изначальной установкой на предъявление судебного иска. Подчеркнем, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными отношениями.

Чтобы минимизировать риск конфликта, врач должен корректно себя вести и  грамотно оформлять медицинскую документацию. 

Если врачу удастся своевременно распознать у родителей склонность к тому или иному типу поведения, у него появится возможность избежать развития событий, нежелательного для процесса выздоровления. Одновременно следует помнить о том, что порой доверительные отношения врача с родителями мешают объективной оценке ситуации. Например, из-за высокой степени доверия к больному можно не заметить наркоманию у подростка, не узнать о лекарственной непереносимости и т. д. Полезное психотерапевтическое средство – прием, называемый «еще одно мнение». Сходное мнение коллеги, специалиста этого же отделения, убеждает родителей в вашей правоте. По-настоящему хороший результат в медицине дает сочетание доверительных человеческих отношений с высокими медицинскими технологиями. Для этого врач, у которого есть доступ к самым современным оборудованию и лекарствам, должен не только уметь, но и любить разговаривать с ребенком и его родителями. Таким образом, формируется новая модель построения отношений между врачом и пациентом и его семьей, которую можно назвать адаптивной. Анестезиолог, который обладает психологическими и социальными знаниями и умениями, клиническим и правовым опытом, может выстроить систему эффективного взаимодействия со всеми участниками лечебного процесса и индивидуальную для каждого случая линию поведения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×