Предупреждение конфликта интересов при ведении медицинской организацией различных видов деятельности

30

Понятие «конфликт интересов» (или «коллизия ин- тересов») впервые было введено в практику междуна- родным кодексом поведения государственных должностных лиц, принятым 12.12.1996 резолюцией Генеральной ассамблеи ООН «Борьба с коррупцией» . Раздел II этого документа под названием «Коллизии интересов и отказ от права» содержит правовые нор- мы, направленные на предотвращение использования государственными должностными лицами своего официального положения для получения какой-либо выгоды личного характера и преследования интересов, не совместимых с занимаемой должностью, выполняемыми функциями и обязанностями. В частности государственные должностные лица обязаны сообщать о деловых, коммерческих или финансовых интересах или деятельности, осуществляемой с целью получения финансовой при- были, если это может привести к коллизии интересов. Впоследствии аналогичные правовые нормы были законодательно закреплены в законодательстве многих стран.

В Российском законодательстве дефиниция «конфликт интересов» закреплена в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ). Под конфликтом интересов понимается ситуация, когда личная (прямая или косвенная) заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет (или может повлиять) на исполнение их должностных (служебных) обязанностей, и когда между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства возникает (или может возникнуть) противоречие, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Это определение почти повторяет положения Международного кодекса поведения государственных должностных лиц. Кроме того, это понятие используется в ряде других нормативно-правовых актов:

• Указе Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

• Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ);

• Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

• Федеральном законе от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Отдельно отметим нормативно-правовые акты, имеющие непосредственное отношение к осуществлению медицинской деятельности:

• Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ);

• приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н «Об утверждении Положения о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности» (далее – приказ № 1350н).

Работники медицинских организаций не имеют статуса государственных служащих, и действие Закона № 273-ФЗ на них не распространяется.

Если учредителем медицинской организации выступают государственные органы исполнительной власти, то она относится к некоммерческим организациям, а ее деятельность регламентируется Законом № 7-ФЗ. 

Отметим, что бюджетное учреждение здравоохранения вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными (в том числе приносящие доходы), когда это служит достижению целей, ради которых оно создано и при условии, что подобная деятельность указана в учредительных документах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, что дает возможность распоряжения имуществом (с учетом определенных ограничений, установленных законом). В ходе хозяйственной деятельности может возникнуть конфликт интересов, связанный с непосредственной заинтересованностью работников в совершении тех или иных действий (в том числе в заключении сделок), ведущих к получению личной выгоды.

Понятие «конфликт интересов» тесно связано с понятием «заинтересованные лица». Согласно ст. 27 Закона № 7-ФЗ к ним относятся лица, заинтересованные в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, если эти лица состоят с такими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются членами или кредиторами этих организаций, находятся в близких родственных отношениях с такими гражданами либо выступают их кредиторами. Указанные организации или граждане должны быть поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации либо потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеть имуществом, которое полностью или частично ею образовано, иметь возможность тем или иным образом извлекать выгоду из пользования, распоряжения таковым. Такими лицами могут быть руководитель медицинской организации, его заместители, а также, сотрудники контролирующих и надзорных органов (Росздравнадзора, Роспотребнадзора, органов управления здравоохранением и т. д.).

На лиц, уполномоченных принимать решения и  способных влиять на деятельность медицинской организации, налагается ряд обязанностей  Для руководителя медицинской организации и его заместителей установлены следующие обязанности:

1. Соблюдение интересов медицинской организации (в первую очередь, целей ее деятельности);

2. Запрещение использовать возможности медицинской организации в иных целях, кроме предусмотренных учредительными документами. В данном случае имеется в виду использование:

• имущества, принадлежащего медицинской организации;

• имущественных и неимущественных прав (например, права оперативного управления имуществом, право распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности, право принимать сотрудников по результатам испытаний и т. п.);

• информации о деятельности и планах медицинской организации (например, сведений о прибыли от осуществления приносящей доход деятельности, персональных данных сотрудников или пациентов и т. п.);

3. Сообщать до принятия решения о заключении сделки о своей заинтересованности в этом (если лицо заинтересовано в совершении сделки, стороной которой выступает или намеревается выступить медицинская организация) органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Заключение сделки, при которой может возникнуть конфликт интересов (например, продажа медицинской организацией имущества, приобретенного за счет средств, полученных при оказании платных медицинских услуг, фирме, совладельцем которой является руководитель медицинской организации), возможно только после одобрения органа, выполняющего функции и полномочия учредителя. Сделка, совершенная с нарушением этого требования, может быть признана судом недействительной. В этом случае заинтересованное лицо несет перед медицинской организацией ответственность за причинение убытков (если таковые имели место). При наличии нескольких заинтересованных лиц их ответственность перед медицинской организацией является солидарной. Особого внимания заслуживает вопрос о конфликте интересов при осуществлении собственно медицинской деятельности – в частности, при взаимодействии работников медицинских организаций с представителями фармацевтических компаний. Этот вопрос был урегулирован законодателем сравнительно недавно – с принятием Закона № 323-ФЗ, установившего ограничения для медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Согласно ст. 75 Закона № 323-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, когда у медицинского или фармацевтического работника при осуществлении профессиональной деятельности возникает заинтересованность в  получении лично либо через представителя фармацевтической компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей вследствие противоречия между их личной заинтересованностью и интересами пациента  Как правило, речь идет о получении медицинским работником вознагражде- ния за участие в маркетинговом продвижении определенных лекарственных препаратов. С целью предупреждения конфликта интересов законодательство накладывает на медицинских работников определенные ограничения.

1. Запрет на прием от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, подарков и денежных средств (за исключением вознаграждения по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности). Этот запрет распространяется в том числе на оплату развлечений и отдыха, проезда к месту отдыха, на участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний или их представителей.

Законодательство не содержит четкого определения понятий «подарок» и  «развлекательное мероприятие», что существенно затрудняет использование этой нормы на практике  Зачастую происходит подмена понятий: руководители запрещают своим работникам участвовать в научно-практических конференциях, мотивируя это запретом на участие медицинских работников в развлекательных мероприятиях. Такой подход является ошибочным: научно-практическая конференция не может считаться развлекательным мероприятием, поскольку преследует другие цели (обмен опытом, получение новых знаний, общение с ведущими специалистами), направлена на получение знаний о лекарственных препаратах и методах лечения, и способствует реализации обязанности медицинской организации по предоставлению пациенту достоверной информации о проводимом лечении.

2. Запрет на заключение с компанией (ее представителем) соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов и клинических испытаний медицинских изделий).

3. Запрет на получение от компании (ее представителя) образцов лекарственных препаратов и медицинских изделий для вручения таковых пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов и клинических испытаний медицинских изделий).

4. Запрет на выписку лекарственных препаратов, медицинских изделий на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата или медицинского изделия.

5. Запрет на предоставление пациенту недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе сокрытие сведений о наличии в обращении аналогов. В настоящее время информация о наличии аналогов легко доступна – например, ее можно получить из Интернета, от работников аптек – поэтому подобный запрет представляется не совсем логичным. Отдельно стоит отметить, что в свое время запрет на прием представителей фармацевтических компаний был воспринят многими руководителями медицинских организаций буквально. В этой связи были изданы приказы, устанавливающие полный запрет на общение медицинских работников с представителями фармацевтических компаний на территории медицинской организации.

Согласно п. 5 ст. 74 Закона №  323-ФЗ, общение медицинских работников с представителями фармацевтических компаний допускается при участии в собраниях и иных мероприятиях, связанных с повышением профессионального уровня в порядке, установленном администрацией медицинской организации. 

Таким образом, целесообразно издать приказ (распоряжение), устанавливающий цели, порядок и условия взаимодействия работников с представителями фармацевтических компаний. Например: установить прием представителей фармкомпаний в определенные дни и часы с целью получения достоверной информации о новых лекарственных препаратах и т. п. На медицинских работниках лежит обязанность по письменному информированию руководителя организации о возникновении конфликта интересов (тот, в свою очередь, обязан в семидневный срок письменно уведомить Мин здрав России). Обращение медработника должно стать предметом разбирательства специальной комиссии, положение о которой утверждено приказом № 1350н.

В случае установления факта совершения медицинским или фармацевтическим работником действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии передает соответствующую информацию и подтверждающие ее документы в правоприменительные органы в течение трех рабочих дней. Полномочиями по выявлению подобных правонарушений обладает также Росздравнадзор. Однако, нужно отметить, что в настоящее время ответственность за несоблюдение медицинскими работниками накладываемых на них ограничений не установлена. Вместе с тем, сам вопрос взаимодействия представителей фармацевтических компаний и медицинских работников требует более тщательного анализа.

Исходя из сложившейся практики и условий осуществления профессиональной деятельности, получение информации о лекарственных препаратах, медицинских изделиях непосредственно от производителей зачастую является практически единственным способом для медицинского работника получить наиболее достоверные сведения подобного рода. Законодателю необходимо взвешенно подходить к вопросу профилактики возникновения и урегулирования конфликтов интересов, а также направить усилия на создание для медицинских работников альтернативных способов получения такой информации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×