Правовой анализ договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС

274

Правовой статус участников ОМС закреплен в ст. 14, 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – закон № 326-ФЗ). Так, страховой медицинской организацией, осуществляющей деятельность в сфере ОМС(далее – страховая медицинская организация), является страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции контроля и надзора в сфере страховой деятельности. К медицинским организациям закон № 326-ФЗ относит имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр организации, действующие в сфере обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в соответствии с его положениями. Таковыми могут быть: – организации любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации; – индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

Особенности и правовая природа договора ОМС.

Реализация права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи устанавливается на основании договоров, заключенных между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования (ст. 37–39 Закона № 326-ФЗ). По договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее – договор ОМС) медицинская организация обязуется оказывать застрахованному лицу медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация – оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС (п. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ). Особый интерес представляет правильное определение правовой природы рассматриваемого договора. Так, Высший Арбитражный Суд РФ отмечает, что анализируемый договор является договором возмездного оказания услуг и регулируется положениями гл. 39 ГК РФ (Определение ВАС РФ от 28.08.2009 № ВАС-10365/09). В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ правила гл. 39 Кодекса применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных.

Следует отметить, что в судебной практике были попытки отнести договор ОМС к категории тех, что содержат элементы договора в пользу третьих лиц со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. В частности, такими, как невозможность одностороннего отказа от исполнения договора и, как следствие, невозможность одностороннего расторжения. Апелляционный суд в своем постановлении1 сделал вывод, что рассматриваемый договор является смешанным, так как содержит элементы договора возмездного оказания услуг и договора, заключенного в пользу третьего лица.

Наличие последних не позволяет страховщику в соответствии с п. 2 ст. 430 ГК РФ без согласия третьего лица (гражданина) расторгнуть договор, если иное не предусмотрено им, законом или другими правовыми актами. Суд кассационной инстанции2 , отменяя постановление апелляционного суда, указал, что по своей правовой природе заключенный сторонами договор с учетом его наименования, содержания и смысла в целом является договором возмездного оказания услуг (медицинских услуг), правоотношения по которому регулируются нормами гл. 39 ГК РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик со своей стороны – оплатить эти услуги. Пунктом 1 ст. 782 ГК РФ предусмотрено, что страховая компания, как заказчик по договору возмездного оказания услуг, вправе отказаться от его исполнения при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Отношения между страховой медицинской организацией и лечебным учреждением неправомерно квалифицировать как возникшие из договора обязательного медицинского страхования, регулируемого гл. 48 ГК РФ1 . Важно Анализ норм, регулирующих обязательное медицинское страхование, показывает, что после заключения договора со страховщиком медицинское учреждение как субъект системы медицинского страхования тем не менее не является участником договора страхования. Напротив, в силу ст. 39 Закона № 326-ФЗ предметом договора является оказание медицинских услуг (медицинская помощь), соответственно рассматриваемый договор регулируется положениями гл. 39 ГК РФ  Таким образом, при разрешении споров, связанных с исполнением, изменением и расторжением договора ОМС, необходимо применять нормы о возмездном оказании услуг в корреспонденции с нормами об ОМС.

Стороны договора

В статье 39 Закона № 326-ФЗ приведены требования, предъявляемые к сторонам договора уже на этапе его заключения:

• медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций – участников территориальной программы ОМС, которым решением комиссии по разработке данной программы установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС;

• страховая медицинская организация должна участвовать в реализации территориальной программы ОМС.

Пунктом 5 ст. 39 Закона № 326-ФЗ установлено, что страховые медицинские организации не вправе отказать в заключении договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС выбранной застрахованным лицом медицинской организации, включенной в реестр организаций – участников территориальной программы ОМС. Следовательно, для страховых компаний заключение договоров с медицинскими организациями, в полной мере соответствующими рассмотренным требованиям, является обязательным в силу закона.

Тогда как обязанность медицинской организации заключать такие договоры, действующим законодательством не предусмотрена. В соответствии со ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Отказ медицинской организации от заключения договора со страховой медицинской организацией не влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционного суда, указал, что по своей правовой природе заключенный сторонами договор с учетом его наименования, содержания и смысла в целом является договором возмездного оказания медицинских услуг, правоотношения по которому регулируются нормами гл. 39 ГК РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Права граждан по договору ОМС Способы реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи закреплены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Согласно ст. 19 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на предоставление ему медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий, а также на получение платных медицинских и иных услуг, в т.ч. по договору добровольного медицинского страхования. Кроме того, в ст. 16 Закона № 326-ФЗ говорится, что застрахованный гражданин имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой ОМС;

б) на территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой ОМС. Следовательно, застрахованный гражданин может обратиться за медицинской помощью в любое медицинское учреждение на территории Российской Федерации.

Отсутствие договора ОМС между конкретной страховой медицинской организацией и конкретным лечебным учреждением не влияет на реализацию гражданами прав на получение медицинской помощи. 

В настоящее время приказом Минздрава России от 24.12.2012 № 1355н ( далее – приказ № 1355н) утверждена форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. В заключаемом договоре должны быть указаны следующие сведения:

• наименование сторон;

• количество застрахованных граждан;

• виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг);

• стоимость работ и порядок расчетов;

• порядок осуществления контроля над качеством медицинской помощи и использованием страховых средств;

• ответственность сторон и иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует учитывать специфику этого договора. Она заключается в том, что численность застрахованных граждан не может быть отнесена к существенным условиям договора в силу нереальности ее фактического определения на стадии его заключения. В то же время к существенным условиям договора в п. 3, 4 ст. 39 Закона № 326-ФЗ отнесены положения в отношении определения обязанностей его сторон.

Оплата медицинской помощи

Обязанности страховой медицинской организации:

1) получение от медицинских организаций сведений, необходимых для осуществления контроля над соблюдением требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам; информации о режиме работы, видах оказываемой медицинской и иной помощи в объеме и порядке, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС; обеспечение их конфиденциальности и сохранности; осуществление проверки достоверности таковых;

2) осуществление контроля над объемами, сроками, качеством и условиями предоставления медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с порядком, установленным Федеральным фондом; 3) организация оказания медицинской помощи застрахованному лицу в другом медицинском учреждении в случае утраты первым медицинским учреждением права на осуществление медицинской деятельности. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС осуществляется страховой медицинской организацией на основании представленных реестров счетов согласно положениям приказа ФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее – приказ ФОМС № 230).

Обязанности медицинской организации:

1) предоставление сведений о застрахованном лице и оказанной ему медицинской помощи для осуществления контроля над объемами, сроками и качеством оказываемой медицинской помощи;

2) данных о режиме своей работы и видах оказываемой медицинской помощи;

3) предоставление счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь);

4) составление отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования, а также об оказанной застрахованному лицу медицинской и иной помощи в порядке, установленном Федеральным фондом.

Реестр счетов составляется медицинской организацией по форме, утвержденной Методическими указаниями по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования (Письмо ФОМС от 30.12.2011 № 9161/30-1/и). Порядок оплаты медицинской помощи по ОМС регламентируется положениями гл. 8 приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее – приказ № 158н). Так, оказанная медицинская помощь подлежит оплате на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов по тарифам на оплату медицинской помощи по факту проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС. Приказом № 158н, а также типовой формой договора предусмотрен порядок оплаты оказанной медицинской помощи ежемесячно в режиме «аванс – окончательный расчет». То есть медицинская организация ежемесячно формирует и направляет в страховую медицинскую организацию заявку на авансирование медицинской помощи (с указанием периода авансирования и суммы), счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов. Счет на оплату медицинской помощи должен быть заверен подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью медицинской организации.

Следует учитывать специфику договора на оказание и  оплату медицинской помощи по ОМС. Она заключается в  том, что численность застрахованных граждан не может быть отнесена к существенным условиям договора в силу нереальности ее фактического определения на стадии его заключения. В то же время к существенным условиям договора ОМС отнесены положения, касающиеся определения обязанностей его сторон  Договор содержит указание на срок предъявления медицинской организацией реестров счетов и счетов. При этом суды отмечают, что ни законом, ни договором не предусмотрена возможность отказа страховой медицинской организации от оплаты медицинских услуг, оказанных застрахованным гражданам, если медицинское учреждение представило подтверждающие документы по истечении отчетного периода. Если своевременность документооборота важна для сторон договора, они вправе предусмотреть в нем соответствующие обеспечительные меры.

Следует помнить, что при отклонении СМО счетов на оплату медицинской помощи по результатам проведенного страховой медицинской организацией контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи, медицинская организация вправе их доработать, чтобы представить вместе с реестрами счетов в страховую медицинскую организацию в течение 25 рабочих дней с момента получения акта. Важно понимать, что установление объемов медицинской помощи в договоре, заключенном между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением, не является обязательным условием, поскольку действующее законодательство не ограничивает объемы финансирования лечебных учреждений по программе ОМС. Договор считается заключенным (ст. 432 ГК РФ) при достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям. Таковыми являются:

• предмет договора (совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности конкретным исполнителем);

• обязанность заказчика оплатить оказанные услуги.

Превышение согласованных объемов медицинской помощи, т. е. оказание дополнительной медицинской помощи сверх установленного объема государственного задания, не служит основанием для отказа страховой медицинской организацией в оплате оказанных услуг. Территориальный фонд ОМС может предоставить страховой медицинской организации средства на оплату медицинской помощи сверх установленных объемов. Механизм предоставления средств предусмотрен ст. 38 Закона № 326-ФЗ. По договору о финансовом обеспечении ОМС (п. 1 ст. 38 Закона № 326-ФЗ) страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.

Если страховая медицинская организация превысила установленный объем средств (повышенная заболеваемость, увеличение тарифов, числа застрахованных и др.), то территориальный фонд ОМС принимает соответствующее решение. Как предусмотрено п. 6 ст. 38 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд может либо предоставить, либо отказать страховой медицинской организации в выделении недостающих средств. Финансовым источником недостающих для оплаты медицинской помощи средств являются средства нормированного страхового запаса. Страховая медицинская организация обращается в территориальный фонд за предоставлением целевых средств на оплату медицинской помощи, оказанной сверх установленного объема. Финансовым источником являются средства нормированного страхового запаса, как это предусмотрено п. 7 ст. 38 Закона № 326ФЗ. Кроме того, по Правилам ОМС объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год с последующей корректировкой, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Установление объемов медицинской помощи в  договоре, заключенном между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением, не является обязательным условием, поскольку действующее законодательство не ограничивает объемы финансирования лечебных учреждений по программе ОМС. 

Следовательно, объемы медицинской помощи, устанавливаемые на год, подлежат корректировке. Федеральное законодательство не ставит в зависимость оказание лечебным учреждением гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС от запланированного общего объема таких услуг. Кроме того, федеральное законодательство гарантирует застрахованным в системе ОМС оказание бесплатной медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх установленного объема. Такие услуги подлежат оплате страховой компанией, действующей в сфере ОМС. Таким образом, превышение фактических расходов над запланированными в соответствующем отчетном периоде не является основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медицинского учреждения.

Более того, медицинские учреждения не несут ответственности за недостатки планирования программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения. Указанный вывод соответствует сложившейся правоприменительной практике в различных округах Российской Федерации. Особое внимание следует уделить предусмотренным в Законе № 326-ФЗ мерам финансовой ответственности субъектов ОМС за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Как предусмотрено п. 7 ст. 39 Закона № 326-ФЗ, предусмотрена ответственность страховой медицинской организации за неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи, оказанной по договору ОМС. Страховая компания из собственных средств уплачивает медицинской организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день возникновения просрочки, от не перечисленных сумм за каждый день просрочки. За неоказание, несвоевременное оказание медицинской помощи или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором.

Штрафные санкции по договору

ОМС Рассмотрим более подробно условия применения штрафных санкций к медицинским организациям по результатам проводимого страховыми компаниями контроля объемов, сроков и качества оказанной медицинской помощи. Типовая форма договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, утвержденная приказом № 1355н, не содержит перечня санкций и их размеров. Примерный перечень обязательств медицинской организации, последствия их неисполнения, влекущие за собой возможность неполной оплаты оказанной медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов, был определен в приложении к письму ФОМС3 . Однако в 2012 г. ФОМС издал иное письмо4 , признающее рассматриваемое письмо утратившим силу. Как указывает Федеральный фонд, неотъем лемой частью договора является ответственность сторон за невыполнение его условий, в том числе ответственность медицинской организации в соответствии со ст. 39 и 41 Закона № 326-ФЗ. Согласно перечню оснований для отказа или уменьшения оплаты медицинской помощи, установленному приказом ФОМС № 230, в договоре определяются последствия неисполнения медицинской организацией своих обязательств, размер средств, не подлежащих оплате, и величина штрафных санкций.

Однако, несмотря на закрепление в приказе ФОМС № 230 примерного перечня дефектов и нарушений в оказании медицинской помощи, а также размера штрафов, отсутствие такого перечня в договоре, главе договора (приложение или дополнительное соглашение к договору) норм, устанавливающих ответственность медицинского учреждения, не позволяет страховой медицинской организации применять финансовые санкции. Примечателен судебный спор между страховой компанией, применившей штрафные санкции по результатам контроля качества оказанной медицинской помощи, и медицинским учреждением, полагавшим неправомерной неполную оплату оказанной медицинской помощи (Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.04.2012 по делу № А29-280/2012). Судебное разбирательство было инициировано медицинской организацией. Удовлетворяя заявленные больницей требования, арбитражный суд исходил из следующего. Неустойкой, штрафом, пеней (ст. 330 ГК РФ) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. Соглашение о неустойке должно быть заключено письменно, независимо от формы основного обязательства.

Несоблюдение этого требования влечет за собой недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). На основании ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона № 326-ФЗ по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные ст. 41 этого закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона № 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля и экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из средств на оплату медицинской помощи или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию. Основания для отказа в оплате медицинской помощи, определяются договором ОМС, а также порядком организации и проведения контроля над оказанием медицинской помощи. Взаимные обязательства медицинских и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и уплаты штрафа за неоказание медицинской помощи, предусматривается заключенным между ними договором и порядком ее оплаты, установленным Правилами ОМС. Порядок и контроль над объемами, сроками, качеством и условиями предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержден приказом ФОМС № 230. Порядок устанавливает правила и процедуру организации и проведения страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

С учетом изложенного, поскольку ответственность медицинской организации устанавливается договором ОМС, предметом настоящего спора является не законная, а договорная неустойка. Возможный перечень обязательств медицинской организации, нарушение которых влечет за собой возможность неполной оплаты медицинской помощи, содержится в письме ФОМС от 15.03.2011 № 1257/30-4/и «О реализации Приказа ФОМС от 01.12.2010 № 230».

Проанализировав содержание указанного письма, суд пришел к следующему выводу. Данный документ носит исключительно информативный, рекомендательный характер и не препятствует медицинской организации и страховой медицинской организации в изменении последствий неисполнения обязательств по соглашению сторон. Изменения, устанавливающие размер ответственности учреждения за ненадлежащее исполнение обязательств, внесены сторонами в дополнительном соглашении № 1 к основному договору только 01.04.2011. Дополнительным соглашением № 1 не было предусмотрено распространение его действия на правоотношения сторон до его подписания. Спорная сумма была начислена ответчиком (страховой медицинской организацией) за нарушения, имевшие место в период с 01.01.2011 по 30.03.2011, т. е. в период, когда размер ответственности сторон не был установлен договором.

Таким образом, ответчик неправомерно недоплатил истцу за оказание медицинской помощи. Как уже упоминалось, согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – оплатить эти услуги. В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом согласно условиям обязательства и требованиям закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства (ст. 310 ГК РФ) и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

По условиям договора организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Так как недоплата истцу за оказание медицинской помощи признана судом неправомерной, сумма его затрат на оказание медицинской помощи в период с 01.01.2011 по 30.03.2011 подлежит взысканию с ответчика. Верность выводов суда первой инстанции подтверждена постановлением апелляционного суда1 . В то же время достаточно включить в договор ОМС либо в дополнительное соглашение к нему ссылки на Перечень нарушений условий договора и меры экономической ответственности для их правомерного применения.

Приказ ФОМС № 230 содержит правило применения к медицинской организации штрафных санкций для одного и того же случая оказания медицинской помощи двух и более оснований отказа в оплате или уменьшения суммы оплаты. Это правило заключается в применении одного из оснований – наиболее существенного, влекущего за собой больший размер неоплаты или отказ в оплате. Суммирование размера неполной оплаты медицинских услуг по одному страховому случаю не производится. В соответствии с типовым договором стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если оно стало следствием непреодолимой силы, возникшей в период его действия. При этом оказание учреждением нелицензированных медицинских услуг не служит основанием для снятия оплаты в отсутствие претензий относительно качества оказываемых услуг.

В соответствии с п. 10 ст. 39 Закона № 326-ФЗ в случае утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС считается расторгнутым со дня утраты этого права. Таким образом, отсутствие лицензии на медицинскую деятельность влечет за собой расторжение рассматриваемого договора1 . Отсутствие специального разрешительного документа – лицензии и, как следствие, утрата медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности является специальным основанием для расторжения договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Медицинским организациям следует помнить о позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, заключающейся в следующем. Лицензия, полученная медицинским учреждением до и после изменения наименования, сохраняет свою юридическую силу. Страховая компания в этом случае не вправе отказывать в оплате лечения застрахованных лиц, ссылаясь на прекращение действия медицинской лицензии.

Разрешая спор, суды руководствовались тем, что в рассматриваемый период учреждение действовало в условиях не отсутствия лицензии, а переоформления документа, подтверждающего ее наличие. Окончание срока действия лицензии на медицинскую деятельность и ожидание новой лицензии не могут служить основанием для отказа в проведении экспертизы реестров счетов и расторжения страховой медицинской организацией договора. Уставом медицинского учреждения определено, что предметом его деятельности является оказание различных видов медицинской помощи населению.

В связи с этим при наличии необходимых специалистов и обязанности обеспечить медицинской помощью обратившихся за ней граждан у учреждения отсутствовали основания для приостановления своей деятельности на время переоформления лицензии. Однако отсутствие доказательств, подтверждающих, что в тот или иной период учреждение функционировало в ожидании получения (переоформления) лицензии, служит основанием для применения финансовых санкций4 . В заключение стоит отметить следующее. Многочисленные судебные споры между страховыми медицинскими организациями и лечебными учреждениями по различным вопросам свидетельствуют о том, что последним всегда нужно быть готовыми к отстаиванию своих интересов в судебном порядке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×