Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

66

Двадцать первого ноября 2011 г. в третьем чтении принят Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Именно этот закон должен стать новым базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения России, устанавливающим правовые основы ее регулирования. Закон заменяет собой ряд нормативно-правовых актов, действовавших в Рос­сии ранее: в частности, признаны недействующими Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

В статье изложены основные нововведения, предусмотренные новым законом. В последующих номерах журнала редакция планирует публикацию постатейных комментариев к закону.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": новый этап развития российского здравоохранения

Со времени вступления в силу Основ законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 изменились правовые, социальные и экономические условия, в которых работает систе­ма здравоохранения страны. Появилось много новых технологий и направ­лений в области здравоохранения, но все это оставалось за рамками законо­дательного регулирования, что существенно тормозило развитие данной сферы. Поэтому назрела необходимость разработки и принятия нового нор­мативно-правового акта, который определял бы тактику и стратегию разви­тия здравоохранения России на современном этапе.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрен ряд нововведений, которые приводятся ниже.

Принципы охраны здоровья граждан (ст. 4)

В результате обсуждений как на государственном, так и на обществен­ном уровне список принципов охраны здоровья граждан по сравнению с первой редакцией Закона был уточнен и расширен с пяти до девяти. По новому Закону основополагающими принципами охраны здоровья граждан России являются:

•    соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья

и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

•    приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

•    приоритет охраны здоровья детей;

•    социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

•    ответственность органов государственной власти и органов местного

самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав

граждан в области охраны здоровья;

•    доступность и качество медицинской помощи;

•    недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

•    приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан;

•    соблюдение врачебной тайны.

Административные новации

Разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

По новому Закону полномочия по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи (далее - программа государственных гарантий) и по развитию сети региональных медицинских организаций возлагаются на органы испол­нительной власти регионов. Это позволит повысить доступность медицин­ской помощи и эффективность системы здравоохранения. Появится возмож­ность создания межрайонных медицинских центров, что позволит улучшить качество медицинской помощи и сократить расходы. Для таких центров нужны региональные полномочия.

В целом при передаче полномочий с муниципального на региональный уровень повышается ответственность органов государственной власти субъ­ектов РФ за состояние системы здравоохранения региона как единого тер­риториального образования.

Право граждан на выбор врача и медицинской организации (ст. 21)

В новом Законе раскрыт механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государствен­ных гарантий, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. Закон устанавливает управляемый выбор во избежание перегруженности меди­цинских организаций и врачей-специалистов. Механизм управляемого вы­бора позволит сохранить сбалансированную систему охраны здоровья и ме­дицинской помощи.

Порядки и стандарты оказания медицинской помощи

Впервые на законодательном уровне вводятся и раскрываются понятия "порядок оказания медицинской помощи" и "стандарт медицинской помощи", в ст. 37 Закона закрепляется содержание порядка оказания медицинской по­мощи и стандарта медицинской помощи.

Порядок - это алгоритм оказания медицинской помощи, прописываю­щий ее этапность, необходимые уровни компетенции медицинских работни­ков и оснащения на каждом этапе.

Стандарт медицинской помощи определяет совокупность медицинских услуг, лекарственных препаратов для медицинского применения, медицин­ских изделий, компонентов крови, видов лечебного питания и иных компо­нентов, применяемых при оказании медицинской помощи.

Порядки медицинской помощи обязательны для исполнения на террито­рии РФ всеми медицинскими организациями государственной, муниципаль­ной и частной систем здравоохранения. Это служит одной из главных гаран­тий равной доступности и качества медицинской помощи для граждан России.

Принятие Закона позволит заработать в полную силу уже принятому Фе­деральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в котором установлен полный тариф на медицинские услуги, рассчитываемый как раз на основе стандартов. Это позволит поднять зарплату всем медицинским кадрам.

Совместное пребывание родителей с детьми (п. 4 ст. 51)

Впервые законодательно установлено право родителей находиться ря­дом с ребенком во время его лечения в стационаре, и определен механизм реализации данного права. Законом гарантировано бесплатное пребывание родителей вместе с детьми в течение всего периода лечения: родителям с детьми до 4 лет на весь период лечения бесплатно предоставляются койка и питание, а родителям с ребенком старше указанного возраста - при нали­чии медицинских показаний.

Экспертиза качества медицинской помощи (ст. 64)

Законом впервые вводится экспертиза качества медицинской помощи, которая проводится в целях выявления нарушений при оказании медицин­ской помощи, в т. ч. оценки своевременности ее оказания, правильности вы­бора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. В целях экспертизы качества ме­дицинской помощи вводятся критерии оценки качества медицинской помо­щи при конкретных заболеваниях (состояниях), формируемые на основе по­рядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, которые будут утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Планируется, что с 2017 г., с появлением поколения врачей, обученных по новым программам и аккредитованных по новым пра­вилам, это будет независимая экспертиза.

Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности

Общественное неприятие вызывают случаи, когда врач назначает меди­цинские процедуры или выписывает лекарства, руководствуясь не только диагнозом больного, но и договоренностями с производителями медицин­ского оборудования или фармацевтических препаратов.

В ст. 74 Закона подробно прописаны ограничения для медицинских и фармацевтических работников и определена их ответственность при нару­шении этих ограничений. Статья 75 устанавливает порядок урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.

Контроль в сфере охраны здоровья граждан (ст. 85-90)

В сфере охраны здоровья граждан Законом предусмотрен трехуровне­вый контроль качества и безопасности медицинской деятельности (внутрен-

ний, ведомственный и государственный). В сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий предусмотрен государственный контроль.

Информатизация сферы здравоохранения (ст. 91-94)

Закон закладывает основы тотальной информатизации сферы здраво­охранения, в т. ч. планируемой информатизации в рамках программ модер­низации здравоохранения в 2011-2012 гг. Предусматривается введение пер­сонифицированного учета лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, и лиц, получающих медицинские услуги.

Новые направления в здравоохранении

Профилактика и здоровый образ жизни (ст. 12, 30)

Закон определяет принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Этот принцип подчеркивает приоритет­ное место профилактики в сохранении здоровья людей, т. к. опыт российско­го и мирового здравоохранения говорит о том, что предупредить заболева­ние гораздо проще и эффективнее, чем его лечить.

Закон определяет:

•      право школьников на медицинскую помощь в школах (п. 1 ст. 54), что означает обязательное наличие школьных медицинских кабинетов;

•      право создания здравпунктов на предприятиях (п. 4 ст. 24);

•      обязанность работодателей обеспечивать условия для диспансеризации и отпускать работников на диспансеризацию (п. 5 ст. 24);

•      отдельный вид медицинского осмотра (п. 3 ст. 46) - периодический меди­цинский осмотр, проводимый в целях динамического наблюдения за со­стоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов ра­бочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся; в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопока­заний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.

Паллиативная помощь (ст. 36)

Впервые в законодательстве РФ в перечень видов медицинской помощи включена паллиативная медицинская помощь. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направ­ленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений за­болевания, с целью улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. В паллиативной помощи нуждаются тысячи людей, однако ее оказание в Рос­сии до сих пор было вне рамок закона. Паллиативная медицинская помощь будет финансироваться в рамках программы государственных гарантий.

Медицинская эвакуация

Новый Закон вводит и определяет важнейшие виды организации экс­тренной медицинской помощи:

•      медицинская эвакуация, которая представляет собой транспортировку граждан, находящихся на лечении в медицинских организациях, где от­сутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях; женщин в период беременности, родов, послеродовый период и новорожденных; лиц, пострадавших в ре­зультате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и в иных случаях в целях спасения жизни и сохранения здоровья. Виды медицинской эва­куации:

-       санитарно-авиационная эвакуация, осуществляемая авиационным транспортом;

-       санитарная эвакуация, осуществляемая наземным, водным и другими видами транспорта;

•      законодательно определена деятельность Всероссийской службы меди­цины катастроф, осуществляющей эвакуацию в чрезвычайных ситуациях (ст. 41).

Редкие (орфанные) заболевания (ст. 4)

Согласно новому Закону орфанными признаются болезни, которыми болеет не более 1 чел. на 10 тыс. жителей. Такими болезнями страдают 12 785 россиян, и на их лекарственное обеспечение ежегодно потребуется порядка 4,6 млрд руб.

В список редких заболеваний вошли 86 нозологий. Для 27 из них разра­ботана лекарственная терапия, при 22 заболеваниях имеются средства толь­ко для симптоматического лечения, для 4 заболеваний имеющиеся средства лечения не зарегистрированы в России. По 15 заболеваниям, включенным в перечень, в настоящее время в Российской Федерации больные не зареги­стрированы.

Запрет эвтаназии (ст. 45)

Эвтаназия в последние десятилетия стала одной из услуг, оказываемой врачами в мировой практике, поэтому в Законе выделена отдельная статья, которая запрещает медицинским работникам в России осуществлять эвтана­зию. Сюда же входит и запрет на прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента по его просьбе. Реанимационные меро­приятия могут быть прекращены при состоянии клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболе­ваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью.

Трансплантация органов и тканей человека (ст. 47)

Законом предусматривается право гражданина по собственному жела­нию в любой момент времени выразить волеизъявление как о согласии, так и несогласии на изъятие органов или тканей из своего тела после смерти. В случае отсутствия волеизъявления после смерти решение принимает су­пруг, а при его отсутствии - близкие родственники. Если речь идет о несовер­шеннолетних или недееспособных лицах, то такое согласие могут дать толь­ко родители. Также предполагается создание государственного регистра органов и тканей для трансплантации.

Не допускается какое-либо принуждение человека к изъятию органов и тканей. Трансплантация допустима только при наличии заключения об от­сутствии вреда для пациента и только если другие методы лечения в кон­кретном случае признаны бесперспективными.

Репродуктивные технологии (ст. 55)

В этой статье впервые как один из видов вспомогательных репродуктив­ных технологий вводится суррогатное материнство. Воспользоваться репро­дуктивными технологиями могут мужчины и женщины, состоящие в браке, мужчины и женщины, не состоящие в браке, а также одинокие женщины, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Искусственное прерывание беременности (ст. 56)

В 2005 г. в России на 100 родов приходилось 104,6 аборта, в 2010 г. - 58,7 абор­та, т. е. фактически произошло снижение количества абортов в два раза.

В 2007 г. перечень медицинских показаний для искусственного прерыва­ния беременности сокращен более чем на 90 заболеваний, в женских кон­сультациях созданы кабинеты для медико-психологической и социально­-правовой помощи женщинам, введено информированное добровольное согласие женщины на аборт.

Новым Законом введена профилактика абортов и "неделя тишины": при беременности от 4 до 7 недель и от 11 до 12 недель (но не позднее окончания 12-й недели беременности) женщине на обдумывание своего решения пре­доставляется 48 ч. Если срок беременности составляет от 8 до 10 недель - на принятие решения отведено 7 дней, так называемая неделя тишины.

Закон четко определяет виды бесплатной медицинской помощи (ст. 80)

В рамках программы государственных гарантий гражданам предостав­ляются:

•      первичная медико-санитарная помощь, в т. ч. доврачебная, врачебная

•      и специализированная;

•      специализированная, в т. ч. высокотехнологичная, медицинская помощь;

•      скорая, в т. ч. скорая специализированная медицинская помощь;

•      паллиативная медицинская помощь;

•      санаторно-курортное лечение в части медицинской реабилитации.

В рамках программы государственных гарантий осуществляется обеспе­чение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, необходимыми для оказания:

•      первичной медико-санитарной медицинской помощи в неотложной

•      форме;

•      специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи;

•      скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государствен­ных гарантий и территориальной программы государственных гарантий не подлежат оплате за счет средств граждан:

•      оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важней­ших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечеб­ного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандарта­ми медицинской помощи;

•      назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важ­нейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индиви­дуальной непереносимости, по жизненным показаниям; размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти;

•      создание условий пребывания в стационарных условиях, включая пре­доставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного предста­вителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;

•      транспортные услуги при сопровождении медицинским работником па­циента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях вы­полнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов меди­цинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований при отсутствии возможности их прове­дения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

•      транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Платные медицинские услуги в рамках программы государственных гарантий (ст. 84)

Медицинские организации, участвующие в реализации программы госу­дарственных гарантий и территориальной программы государственных га­рантий, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

•      на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных га­рантий, территориальными программами государственных гарантий и (или) целевыми программами;

•      при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

•      гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключе­нием лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхова­нию, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договора­ми РФ;

•      при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 настоящего За­кона.

Кадровое обеспечение

Система подготовки медицинских и фармацевтических кадров

Закон обеспечивает основы для дальнейшего развития отрасли в целом и в частности для повышения квалификации медицинских и фармацевтиче­ских работников, развития научных исследований, повышения ответствен­ности врача. За счет прописанной процедуры аккредитации (ст. 69) вводится непрерывное образование для медицинских и фармацевтических кадров.

Практическое образование (ст. 77)

Новый Закон определяет особенности практической подготовки меди­цинских и фармацевтических работников в клиниках и на клинических базах.

Сейчас клиническая база в вузах практически утрачена. В действующем законодательстве (Гражданский кодекс РФ) механизм предоставления кли­нической базы не прописан.

Закон вводит обязательную клиническую практику в процесс подготов­ки медицинских кадров и, в свою очередь, определяет требования к меди­цинским организациям, которые могут предоставить клиническую базу для подготовки кадров, условия договора между медицинским вузом и государственной клиникой для предоставления клинической базы, в соответствии с которым одновременно происходит лечение и образование.

Новые образовательные стандарты

В настоящее время обучение студента в медицинском вузе длится 5-6 лет, затем следуют интернатура (1 год), ординатура (2 года), после чего молодой специалист получает право на профессиональную деятельность с обязатель­ным повышением квалификации 1 раз в 5 лет в течение 72-144 учебных часов.

После принятия Закона медицинское образование будет подразумевать обучение в вузе (5-6 лет) с обязательной практикой, после чего лицу, окон­чившему вуз, предоставляется право на осуществление профессиональной деятельности только в учреждениях первичного звена здравоохранения. Право на профессиональную деятельность по всем специальностям выпуск­ник медицинского вуза приобретает только после окончания ординатуры (2-5 лет). Закон предусматривает для врачей всех специальностей повыше­ние квалификации 1 раз в 5 лет (72-144 ч).

Принятие Закона позволяет:

•      создать сбалансированную систему охраны здоровья граждан и оказа­ния медицинской помощи, основанную на равнодоступности качествен­ной медицинской помощи для всех граждан России, независимо от места их проживания, социального статуса, материального положения или лю­бого другого фактора;

•      гарантировать гражданам бесплатное оказание медицинской помощи;

•      установить единые требования к качеству медицинской помощи и обя­зательность их исполнения на всей территории страны, включая единые критерии аккредитации медицинских работников;

•      внедрить эффективные механизмы управления и контроля реализации Программы государственных гарантий;

•      сформировать базу для формирования и внедрения государственной Программы по развитию здравоохранения в Российской Федерации;

•      повысить заработную плату медицинским работникам за счет перехода на современные стандарты оказания медицинской помощи.

Таким образом, Закон регулирует многогранные отношения врача и па­циента и определяет роль государства в охране здоровья граждан. Его при­нятие открывает возможности для дальнейшего развития системы здраво­охранения и позволит разработать целый пакет новых законов:

•      о донорстве крови и ее компонентов;

•      трансплантации органов и тканей человека;

•      биомедицинских клеточных технологиях;

•      страховании на случай причинения вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи.

Предусмотрен комплексный порядок вступления Закона в силу.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×