Организация экспертизы временной нетрудоспособности

23

Автор подробно рассматривает статьи нового Федерального закона "Об осно­вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которые определяют ос­новные направления экспертной деятельности медицинских организаций, тре­буют пересмотра некоторых устаревших форм деятельности, внедрения новых организационных принципов работы и экспертных нормативов.

Организация экспертизы временной нетрудоспособности с позиции Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

И.М. Старовойтова,

канд. мед. наук, доцент кафедры медицинской экспертизы

Российской медицинской академии последипломного образования

Почти 20 лет Основы законодательства Российской Федерации об охра­не здоровья граждан, утвержденные ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, закрепляя приоритет прав и свобод граждан в области охраны здоровья, устанавлива­ли правовые, организационные и экономические принципы здравоохране­ния в Российской Федерации. Однако в течение последних 5 лет граждане нашей страны ожидали принятия нового федерального закона, регулирую­щего отношения в сфере охраны здоровья граждан, проект которого широко обсуждался в средствах массовой информации. И наконец, в конце прошло­го года Президентом РФ такой закон был подписан.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) не только определяет право­вые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, но и устанавливает права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, а также гарантии реализации этих прав. В Законе прописаны полномочия и ответственность органов государ­ственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, права и обязанности ме­дицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимате­лей при осуществлении деятельности в сфере здравоохранения, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Медицинская экспертиза: определение понятия, виды

В соответствии с темой настоящей статьи наибольший интерес представ­ляет гл. 7 "Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствова­ние", состоящая из 7 статей (ст. 58-65).

Основополагающей является ст. 58 "Медицинская экспертиза", в которой не только дается определение понятия "медицинская экспертиза", но и устанав­ливаются виды медицинской экспертизы, осуществляемые на территории РФ.

Закон, унифицируя и развивая понятийный аппарат, используемый в экс­пертной практике, следующим образом определяет понятие "медицинская экспертиза": "Медицинской экспертизой является проводимое в установлен­ном порядке исследование, направленное на установление состояния здо­ровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять тру­довую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здо­ровья гражданина".

Из подобного определения понятия медицинской экспертизы логически следует ее детализация и подразделение на следующие виды:

  • экспертиза временной нетрудоспособности (далее - ЭВН);
  • медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ);
  • военно-врачебная экспертиза (далее - ВВЭ);
  • судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
  • экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболе­вания с профессией;
  • экспертиза качества медицинской помощи.

Первые три вида медицинской экспертизы (ЭВН, МСЭ и ВВЭ) взаимосвя­заны и устанавливают в первую очередь возможность гражданина по состо­янию здоровья выполнять определенную трудовую деятельность или год­ность к военной службе, которую применительно к определенным категориям граждан можно рассматривать как род трудовой деятельности.

Экспертиза временной нетрудоспособности

Организация деятельности по одному из важнейших направлений рабо­ты ЛПУ - ЭВН определяется ст. 59 "Экспертиза временной нетрудоспособ­ности". Данная статья Закона устанавливает следующие основания для ЭВН:

  • заболевания, травмы, отравления и иные состояния, связанные с вре­менной потерей трудоспособности;
  • долечивание в санаторно-курортных организациях;
  • уход за больным членом семьи;
  • карантин;
  • протезирование в стационарных условиях;
  • беременность и роды;
  • усыновление ребенка.

ЭВН проводится в следующих целях:

  • определение способности работника осуществлять трудовую деятель­ность;
  • определение необходимости и сроков временного или постоянного пе­ревода работника по состоянию здоровья на другую работу;
  • принятие решения о направлении гражданина на МСЭ.

В данной статье устанавливается порядок проведения ЭВН в медицин­ском учреждении. Закон предусматривает двухуровневую организационную структуру экспертного процесса. Первым уровнем является лечащий врач, который единолично выдает гражданам листок нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно, вторым уровнем - врачебная комис­сия, назначаемая руководителем медицинского учреждения из числа вра­чей, прошедших обучение по вопросам проведения ЭВН, по решению кото­рой осуществляется продление листка нетрудоспособности на срок свыше 15 дней (но не более чем на 15 календарных дней единовременно).

Следует обратить внимание, что подобная редакция ст. 59 внесла суще­ственные изменения в привычный, установленный ранее действовавшим за­коном, порядок проведения ЭВН. Прежде всего следует отметить, что не про­сто изменился, а значительно сократился срок единоличной выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом. Это существенно увеличит объем ра­боты врачебной комиссии по продлению листков нетрудоспособности сверх вышеуказанного срока. И не только врачебной комиссии, но также лечащих врачей и заведующих отделениями, поскольку им придется с этой целью в два раза чаще представлять больных на врачебную комиссию и, соответ­ственно, в медицинских картах амбулаторных (стационарных) больных в два раза чаще, чем прежде, оформлять эпикризы на врачебной комиссии.

В связи с изменением срока единоличной выдачи листка нетрудоспособ­ности лечащим врачом и кратностью его продления врачебной комиссией, не­ожиданно возникла еще одна проблема по порядку проведения ЭВН. Как ока­залось, врачам медицинских учреждений, в т. ч. заместителям руководителя по ЭВН, пришлось выбирать, каким документом руководствоваться, выдавая и продляя листок нетрудоспособности: ст. 59 нового Закона или действующим приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утвержде­нии Порядка выдачи листков нетрудоспособности", в котором прописан иной порядок выдачи листка нетрудоспособности - единолично лечащим врачом на срок до 30 дней, врачебной комиссией кратностью 30 дней. О затруднениях, с которыми столкнулись врачи при применении документов, сотрудники ка­федры узнали сразу после опубликования Закона: с просьбой разъяснить си­туацию нам начали звонить бывшие слушатели, а курсанты стали задавать со­ответствующие вопросы на циклах в период обучения. Поэтому еще раз напомним порядок выбора нормативного правового акта для использования, регулируемый ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ основным нормативным право­вым актом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, яв­ляется Конституция РФ. Законы и иные нормативные акты не должны проти­воречить Конституции РФ.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона, которая называется "Законодательство в сфере охраны здоровья", "в случае несоответствия норм об охране здоровья, содер­жащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых ак­тах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Феде­рального закона".

Поэтому с 1 января 2012 г. вступили в силу определенные статьи настоя­щего Закона, в т. ч. ст. 59, в соответствии с которой с указанной даты следует использовать новые экспертные нормативы. В ближайшее время соответ­ствующие Закону корректировки будут внесены в подзаконные норматив­ные правовые акты.

Одновременно необходимо отметить, что подобная редакция данного пункта ст. 59 Закона требует от руководителей медицинских учреждений пе­ресмотра состава врачебной комиссии и исключения из нее тех специали­стов, которые не имеют специальной подготовки по ЭВН в объеме, предусмо­тренном действующим законодательством (не мене 72 ч), или срочного обу­чения указанных членов врачебной комиссии на циклах тематического усовершенствования по вопросам ЭВН.

Сроки направления на медико-социальную экспертизу

Следует также обратить внимание на п. 4 ст. 59, который определяет сро­ки направления пациентов на МСЭ в зависимости от оценки клинического и трудового прогноза: "При очевидном неблагоприятном клиническом и тру­довом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетру­доспособности пациент направляется для прохождения МСЭ в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения МСЭ ли­сток нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных опера­ций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ". В предыдущем Законе подобного экспертного норматива не было.

Указанная редакция п. 4 весьма актуальна как для лечащих врачей, так и для врачебной комиссии, поскольку четко определяет тактику принятия экспертно­го решения в отношении проблемных больных с сомнительным или неблаго­приятным прогнозом, которые отказываются от прохождения освидетельство­вания в бюро МСЭ, но при этом требуют продления листка нетрудоспособности на неопределенно продолжительный срок, создавая конфликтные ситуации в ЛПУ. До принятия этой нормы подобные случаи всегда создавали определен­ные сложности в проведении ЭВН у данного контингента больных.

Оформление листка нетрудоспособности

Требует комментария и п. 5 ст. 59. в соответствии с которым "При оформ­лении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны ука­зывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, трав­ма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания". Подобная его редакция заостряет внимание на противоречии между Законом и подзаконным документом - приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособ­ности". Бланк листка нетрудоспособности не содержит графы "диагноз" уже на протяжении ряда лет (с 16 марта 2007 г.), что противоречило в то время Осно­вам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 49) и продолжает противоречить настоящему Закону (ст. 59). Следователь­но, если гражданин пожелает, чтобы лечащий врач указал в листке нетрудоспо­собности диагноз его заболевания, вносить диагноз будет некуда ввиду отсут­ствия подобной графы. Если, выполняя законное требование пациента, врач все-таки найдет свободное место для диагноза, работодатель может не принять такой бланк к оплате, поскольку он оформлен с нарушением правил (непреду­смотренная запись), хотя и в соответствии с Законом. Урегулирование этой про­блемы вызовет дополнительные затруднения как для пациента, так и для меди­цинского учреждения, которым придется доказывать работодателю правомерность внесенных записей. Поэтому необходимо при разработке новой формы бланка листка нетрудоспособности (или корректировке действующего бланка) учесть формулировки настоящей статьи и ввести в нее графу "диагноз".

Большое значение, прежде всего для руководителей ЛПУ, имеет п. 7 ст. 59, являющийся, по сути, правовой базой вневедомственного контроля, в соот­ветствии с которым "Фонд социального страхования РФ в целях оценки обо­снованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности ... вправе осущест­влять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности".

Однако применительно к организации работы по проведению ЭВН в ме­дицинском учреждении принципиальное значение имеет не только ст. 59 За­кона, но и некоторые другие статьи. Например, ст. 27 "Обязанности граж­дан в сфере охраны здоровья". Согласно п. 3 данной статьи "Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в т. ч. опреде­ленный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях". Подобное положение Закона вновь возвращает нас к ныне действующему бланку листка нетрудоспособности, в котором отсутствует графа "режим". Данный недостаток должен быть откор­ректирован, по крайней мере, обязательным указанием предписанного ле­чебно-охранительного режима в первичной медицинской документации, а также в форме информированного согласия на оказание медицинской по­мощи, с подробными рекомендациями о тех ограничительных мерах, кото­рые должен соблюдать пациент в период лечения. Предполагаем, что этот дефект действующего бланка листка нетрудоспособности будет устранен в новой форме документа.

Организация работы врачебной комиссии и консилиума врачей

Наконец, в обзоре статей Закона, имеющих непосредственное отноше­ние к организации ЭВН в медицинском учреждении, невозможно не упомя­нуть ст. 48 "Врачебная комиссия и консилиум врачей", в которой пред­ставлены требования к организации работы таких коллегиальных структур медицинского учреждения, как врачебная комиссия и консилиум. Эти требо­вания Закона необходимо учитывать при разработке таких локальных нор­мативных правовых актов, как Положение о врачебной комиссии медицин­ской организации и Положение об организации работы консилиума, утверждаемых приказом руководителя соответствующего ЛПУ.

Выводы

Таким образом, новый Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", большинство статей которого уже всту­пило в силу, вводит в практическую работу медицинских учреждений новые экспертные нормативы и предъявляет несколько изменившиеся требования к организации и проведению ЭВН. Эти обстоятельства диктуют необходи­мость пересмотра приказов руководителя, регламентирующих экспертную деятельность медицинского учреждения, введения новых форм работы, на­правленных на совершенствование организации ЭВН в соответствии с тре­бованиями Закона, а также повышения квалификации специалистов, входя­щих в состав врачебной комиссии, по вопросам ЭВН.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×