Повышение качества управления безопасностью

14

Данной публикацией мы продолжаем цикл статей об обеспечении безопасности объекта здравоохранения при чрезвычайных ситуациях, начатый в февральском номере нашего журнала.

Одной из важных задач руководителей учреждений здравоохранения является ор­ганизация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си­туаций и обеспечению пожарной безопасности. В статье приведен ряд рекомен­даций, касающихся деятельности комиссии, а также по оптимизации мер безопасности на объекте здравоохранения.

Повышение качества управления безопасностью и реализация комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуации, на объекте здравоохранения

О.С. Ременников,

начальник отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН"

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм. и доп.) (далее - Закон № 68-ФЗ) определяет общие организационно­правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), обязывает все организации, независимо от их организационно-правовой формы, планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и слу­жащих от ЧС, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и обеспечению жизнедеятельно­сти их работников в ЧС.

На основе данного закона создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, которая представляет собой объедине­ние органов управления, сил и средств федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (аква­торий) от ЧС.

Каждый уровень единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС должен иметь координирующие органы, постоянно дей­ствующие органы управления, силы и средства, резервы финансовых и мате­риальных ресурсов, систему связи и оповещения, информационное обеспе­чение.

На объектовом уровне таким органом является комиссия по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - КЧС и ПБ).

Организация и функционирование комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации КЧС и ПБ создается приказом руководителя объекта, в котором опреде­ляются состав комиссии и формулируются основные положения по органи­зации ее работы. Председателем КЧС и ПБ на объекте здравоохранения явля­ется главный врач, его заместителем - заместитель главного врача, в т. ч. по лечебной работе.

КЧС и ПБ координирует деятельность органов управления, служб и фор­мирований по следующим направлениям:

  1. обеспечение готовности органов управления, сил и средств учрежде­ния к действиям при ЧС и ее ликвидации, эвакуация персонала и больных;
  2. создание и использование резервов финансовых и материальных ре­сурсов для ликвидации ЧС (в т. ч. страхование);
  3. реализация требований пожарной безопасности;
  4. подготовка руководящего состава, персонала к действиям в условиях ЧС. Свои функции КЧС и ПБ реализует на плановых (внеплановых) заседани­ях, которые могут проходить, по решению председателя комиссии, в полном, расширенном или суженном составе.

Решения КЧС и ПБ оформляются протоколами, ведется контроль за хо­дом реализации принятых решений. Все члены комиссии должны быть озна­комлены с решениями, принятыми на ее заседаниях, под подпись. Реализа­ция принятых решений отображается в Плане по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Например, изменение количества и типа средств защиты и др.

В случае возникновения судебных разбирательств суд вправе потребо­вать материалы о работе КЧС и ПБ объекта.

Обеспечение готовности объекта к действиям при чрезвычайных ситуациях

Деятельность КЧС и ПБ по предупреждению и ликвидации ЧС, в зависи­мости от обстановки, осуществляется в трех режимах функционирования:

  1. повседневной деятельности;
  2. повышенной готовности;
  3. чрезвычайной ситуации.

Работа КЧС и ПБ во всех режимах функционирования должна быть обес­печена:

  • помещением для необходимого инвентаря;
  • средствами связи разных видов в количестве, обеспечивающем устойчи­вую работу;
  • транспортными средствами;
  • запасами материальных средств (средства защиты, медицинские и др.).

В условиях возникновения и развития ЧС важнейшим фактором для про­цесса принятия решений является информация - ее полнота, непротиворечи­вость и надежность. Часто возникает дилемма между оперативностью принятия решений и их обоснованностью, между риском промедлить и риском принять неверное решение на основе малого количества исходной информации.

Неполнота исходной информации в первые моменты возникновения ЧС может быть вызвана следующими причинами:

  • недостатком результатов наблюдения;
  • искажением должностными лицами реальной опасности происходяще­го и, как следствие, передачей неполных данных;
  • сильным психологическим напряжением и высокой ответственностью, ограниченным лимитом времени на сбор, обобщением и проверкой по­ступившей информации, что мешает объективной оценке обстановки;
  • анализом большого количества разноплановой информации;
  • неизвестностью, касаемой эффективности используемых ресурсов (ин­формационных, материальных, технических, трудовых), по отношению к конечному результату;
  • неопределенностью параметров и индивидуальным характером разви­тия ЧС.

Важным аспектом является учет "эффекта домино", когда одна угроза способствует реализации ряда других угроз. В качестве примера можно при­вести аварийные ситуации на коммунально-энергетических сетях.

Необходимо учитывать, что все временные нормативы, устанавливае­мые для ликвидации ЧС в дневное время, в ночное время увеличиваются ми­нимум в 2 раза, а с учетом погодных условий и более.

Одним из критических факторов ликвидации ЧС является функциониро­вание систем оперативного управления (в т. ч. КЧС и ПБ). Оперативное управ­ление осуществляется как результат группового решения с обязательным участием членов КЧС и ПБ в планировании действий по управлению и рас­пределению ресурсов.

С этой целью могут быть образованы различные управленческие структу­ры, такие как группы для работы на пункте временного размещения, обработ­ки документов и администрирования, оперативные группы и группы сопро­вождения. Их возможный состав и характер действий определяют исходя из прогнозирования обстановки и знания динамики развития типовых ЧС.

Наиболее широко используемым методом управления в ЧС является си­туационный.

Сущность его состоит в детальном описании характеристик ЧС, расчетах последствий и выработке плана их ликвидации. Набор таких описаний - это основа знаний о возможных ЧС. Данный подход требует создания предвари­тельной базы данных о характеристиках объекта без субъективности в их классификации.

Последовательность работы председателя и членов КЧС и ПБ объекта при возникновении ЧС в каждом конкретном случае будет определяться ти­пом ЧС, метеоусловиями, масштабом, характером застройки, наличием мате­риальных ресурсов, тактикой действий сил прибывших для проведения ава­рийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

В целом работа КЧС и ПБ в случае возникновения ЧС должна иметь сле­дующую направленность:

  • организация наблюдения и контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
  • непрерывное взаимодействие, целью которого является согласование по месту, времени и задачам действий всех сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС;
  • участие в работе оперативных групп;
  • участие в оценке обстановки и принятии решений;
  • постоянное пополнение резерва лиц из числа сотрудников для оказания помощи на различных участках и направлениях процесса ликвидации ЧС;
  • информационное обеспечение, предоставление документации, подго­товка отчетных документов;
  • эвакуация и работа на пунктах временного размещения;
  • распределение имеющихся средств защиты;
  • организация всех видов связи (в т. ч. посыльными);
  • охрана и комендантская служба;
  • оказание первой медицинской помощи.

С целью повышения эффективности работы КЧС и ПБ объекта мож­но рекомендовать следующий комплекс мер:

  1. внести предложения о КЧС и ПБ (членах комиссии) в коллективный до­говор организации, трудовые договора, должностные функциональные обя­занности лиц, входящих в комиссию;
  2. разместить информацию о работе КЧС и ПБ на специально предназна­ченном для этого стенде;
  3. иметь на рабочих местах в электронном виде (на компьютере) материа­лы, связанные с оповещением и организацией работы членов КЧС и ПБ объекта при ЧС (список лиц, которые должны иметь данные материалы, оговаривается в приказе о создании и работе КЧС и ПБ). В случае кадровых изменений это по­зволит оперативно проводить обучение должностных лиц, входящих в комис­сию, организовать качественную подготовку и проведение учений (занятий), установить необходимую обратную связь и распределение ответственности. Это могут быть материалы, связанные с составом КЧС и ПБ, приказы и решения, документы по планированию, схемы и таблицы по управлению видами деятель­ности и другая информация, способствующая эффективной работе комиссии;
  4. шире использовать возможности учебно-методических центров МЧС (МВД) России при проведении занятий с членами КЧС и ПБ. Можно пригла­шать специалистов данных структур для проведения занятий (3-4 ч). Это эко­номит время, позволяет обсудить вопросы организации деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом специфи­ки объекта, дает понимание методов работы комиссии, роли и места ее чле­нов при ЧС;
  5. приглашать на заседания комиссии руководителей охранных структур привлекать их к участию в учениях, тренировках;
  6. использовать потенциал коммерческих структур при покупке у них средств защиты: проведение ими занятий (объектовой тренировки), ин­структажа и других мероприятий с демонстрацией продукции.

Документационное обеспечение

Документы, которые КЧС и ПБ использует в своей работе, подразделяют­ся на три группы:

  • оперативные;
  • мобилизационные;
  • административно-организационные.

Оперативные документы включают документы по управлению (планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, планы основных мероприя­тий, решения, приказы и распоряжения, схемы, рабочие карты) и оператив­но-информационные документы (донесения, сводки, сообщения, отчеты, журналы, отчетные схемы (карты)).

Административно-организационные документы касаются повседневной организаторской, административной, учебной и хозяйственной деятельно­сти органов управления.

В органах управления гражданской обороны и предупреждения чрезвы­чайных ситуаций должны использоваться формализованные документы, при­меняемые при составлении приказов, распоряжений, справок и расчетов.

В каждом регионе РФ (округе, управе, районе) органами исполнитель­ной власти разработаны требования повышения эффективности мероприя­тий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопас­ности.

На объектовом уровне такими документами являются:

  1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций;
  2. аварийный комплект документации, который входит в страховой фонд документации соответствующего административно-территориального обра­зования.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС - основной до­кумент КЧС и ПБ, предусматривающий порядок заблаговременного проведе­ния мероприятий по предупреждению или снижению последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, по защите персонала, пациентов, материальных ценностей, а также порядок организации и проведения ава­рийно-спасательных и других неотложных работ.

Порядок разработки планов действий по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций определяется, например, в Москве, постановле­нием Правительства Москвы от 24.02.2009 № 124-ПП "Об организации плани­рования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Данный документ разработан в соответствии с требованиями За­кона № 68-ФЗ, а также Положения о единой государственной системе преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постанов­лением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (с изм. и доп.).

Ответственные за разработку плана действий по предупреждению и лик­видации ЧС - главный врач и его заместитель. Документ в обязательном по­рядке должен быть согласован с органами МЧС.

Аварийный комплект документации - это упорядоченная совокуп­ность проектной, нормативной, управленческой и другой документации на объекте, в т. ч. с массовым пребыванием людей, подготовленной для перево­да на компактные носители информации и дальнейшей закладки ее в страхо­вой фонд документации с целью последующего оперативного использова­ния при проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ (один экземпляр аварийного комплекта доку­ментации должен храниться на объекте).

Аварийный комплект документации не предназначен для подмены (ду­блирования) функций действующей документации в процессе ее текущего обращения и использования, а является резервным фондом документации, который задействуется только в случае уничтожения, утраты, порчи действу­ющей документации или невозможности доступа к ней в условиях ЧС. Оформляется на бумажных носителях согласно установленным методикам, исключающим избыточность информации, затрудняющую оперативную ра­боту с документами, особенно в условиях ЧС.

Разработка аварийного комплекта документации осуществляется в соот­ветствии с постановлениями Правительства РФ от 18.01.1995 № 65 "О созда­нии единого российского страхового фонда документации", от 26.12.1995 № 1253-68 "Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документации", от 13.08.1996 № 971 "Об утверждении Положения об использовании единого российского страхового фонда документации для

документального обеспечения единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

На основании этих документов всеми административно-территориаль­ными образованиями РФ приняты соответствующие постановления (распо­ряжения).

Организация пунктов временного размещения при чрезвычайных ситуациях

С целью временного размещения и создания условий для эвакуируемых организуется пункт временного размещения (далее - ПВР), который является взаимодействующим по времени, ресурсам и месту объектом для проведе­ния мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, мини­мально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в зонах ЧС. ПВР состоит из органов управления, служб сил и средств жизнеобеспечения персонала и пациентов. При создании ПВР необходимо руководствоваться ГОСТ Р 22.3.05-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспече­ние населения в чрезвычайных ситуациях".

Основными задачами ПВР являются следующие:

  • прием и размещение эвакуируемых;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • информирование об изменениях обстановки;
  • предоставление справок и др. информации;
  • обеспечение общественного порядка;
  • подготовка пациентов к отправке в другие лечебные учреждения;
  • использование в качестве пункта связи (быта).

Организация ПВР - обязательный элемент плана действий по преду­преждению и ликвидации ЧС в ЛПУ. В этих целях проводятся тренировки (учения) с включением, в качестве одного из учебных вопросов, организации ПВР.

Рекомендации

В целях повышения качества управления можно рекомендовать:

  1. Ввести отдельный подвижный пост контроля (можно на временной ос­нове) за соблюдением внутриобъектового режима и пожарной безопасно­сти, проведя подготовку работников поста по основам противопожарной защиты в структуре МЧС. Издать приказ о порядке работы, подчинения и от­чета о работе данных сотрудников. Это может быть актуально для объектов здравоохранения, имеющих большую территорию и застройку, а также в пе­риод отопительного сезона. Лучше, если эти работники будут напрямую под­чиняться заместителю главного врача. Данные действия будут привлекать постоянное внимание персонала к вопросам безопасности и выявлению ее слабых мест. Подобный "аудит" послужит эффективным инструментом обмена информацией между работниками всех уровней, подчеркнет озабо­ченность и вовлеченность администрации в процесс обеспечения защиты, создаст постоянную и открытую обратную связь.
  2. В договоре с охранным предприятием, обеспечивающим безопас­ность учреждения, должен присутствовать пункт об его обязанности в слу­чае ЧС на объекте в кратчайшее время днем и ночью выделить оперативную группу (3-5 чел.) на транспорте со средствами связи и индивидуальной за­щиты с целью усиления постов или выставления дополнительных. Эти дей­ствия рекомендуется включить в практическую часть учений и тренировок.
  3. Создать электронный архив документации (информационную модель) по управлению в ЧС, в который могут входить План действий при чрезвычай­ных ситуациях, фотографии помещений, телефонный справочник и другая структурированная информация. Это поможет руководству при принятии решений по ведению пожарной разведки, а также оперативным группам и спасателям в их работе. Рекомендуется использовать электронный архив при проведении учений, постоянно обновляя информацию. Необходимо предусмотреть круглосуточный доступ к данной документации в случае во зникновения ЧС.
  4. Обеспечить быструю доставку средств защиты со складов организа­ции. С этой целью целесообразно хранение индивидуальных средств защиты в контейнерах на колесах, позволяющих производить быструю погрузку (разгрузку), а также самостоятельную транспортировку. Индивидуальные средства защиты должны храниться так, чтобы при необходимости обеспе­чить их выдачу в условиях слабого освещения.
  5. На объекте в режиме повседневной деятельности должны быть созда­ны и действовать радиосети, которые будут эффективны в случае ЧС. На крупных объектах рекомендуется иметь систему микросотовой связи, посто­янно действующей радиосети инженерно-технических служб и другие радиосети, по усмотрению. Предусмотреть наличие 2-3 переносных громко­говорителей.
  6. Разработанные и внедренные регламенты работ для временно находя­щихся на объекте рабочих бригад и организаций позволят снизить риск на­хождения посторонних лиц, обеспечат юридическую защиту в случае нару­шения ими внутриобъектового и противопожарного режимов.
  7. Порядок действий членов КЧС и ПБ при ликвидации ЧС отрабатывают в процессе тренировок (учений). Весь состав комиссии должен иметь полное предоставление о возможных вариантах развития ЧС и управлении силами и средствами в процессе ее ликвидации. Необходимо во всем добиваться единых с МЧС системных позиций, взаимодействуя на разных уровнях систе­мы управления ликвидацией ЧС. Повысить обоснованность принятия реше­ний и эффективность их реализации в условиях ограничения ресурсов, а так­же исходной неопределенности на начальной стадии развития ЧС.
  8. Обратить внимание на разграничение полномочий за соблюдением требований внутриобъектового и противопожарного режимов в договорах аренды.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль