Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2011 году и задачах на 2012 год

8

Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2011 году и задачах на 2012 год

В 2011 г. главной задачей в области здравоохранения была реализация региональных программ модернизации здравоохранения, направленных на укрепление материально-технической базы государственных и муниципаль­ных учреждений здравоохранения, разработку и внедрение современных информационных систем, порядков и стандартов медицинской помощи. На реализацию этих программ в 2011 г. были выделены значительные средства, которые позволили осуществить строительство и ремонт учреждений здра­воохранения, поставку медицинского оборудования. Минздравсоцразвития России разработаны стандарты медицинской помощи, которые планируется утвердить до конца второго квартала 2012 г.

В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который в числе прочих нововведений определил ключевую роль профилактических мероприятий в формировании здорового образа жизни у населения. В рам­ках этого направления продолжилась работа по развитию и совершенство­ванию деятельности центров здоровья. В целях борьбы с табакокурением Минздравсоцразвития разработал проект федерального закона "О защите здоровья населения от последствий потребления табака".

Стартовавшие в 2006 г. демографическая программа и приоритетный на­циональный проект "Здоровье" показали высокие результаты. Благодаря этим программам удалось коренным образом изменить демографическую ситуацию, добиться серьезных сдвигов в здравоохранении.

Реализация демографической политики

В 2011 г. были получены самые высокие за последние 20 лет демографи­ческие показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей. Средняя про­должительность жизни российских граждан превысила 70 лет. Впервые за многие годы обеспечен рост численности населения - число жителей России превысило 143 млн чел.

Принятые большинством регионов решения о введении регионального материнского капитала и о выделении земельных участков многодетным се­мьям эффективно помогают решать задачу повышения рождаемости. За пер­вый месяц текущего года родились почти 144 тыс. детей, что на 8,2% больше, чем в январе 2011 г.

Минздравсоцразвития России приступило к разработке предложений о дополнительных мерах поддержки семей с тремя и более детьми в регио­нах, где сохраняются негативные демографические тенденции. Их результа­ты планируется включить в бюджеты 2013 г. и последующих лет.

Динамика показателя смертности населения

В 2011 г. получен самый лучший за последние 19 лет показатель сниже­ния смертности населения - он на 5,2% меньше, чем в 2010 г. Наилучшие показатели получены по заболеваниям, активная борьба с которыми ведется в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 6,2%, от туберкулеза - на 7,4%, от дорожно-транспортных происшествий - на 5,6%, от онкологических заболеваний - на 1,0%.

Это результат работы по расширению географии и масштабов целевых программ по борьбе с данными заболеваниями. В регионах, реализующих такие программы, показатели смертности от соответствующих заболеваний ниже, чем в остальных.

В 2011 г. еще 14 регионов включились в программу по совершенствова­нию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Орга­низованы и оснащены оборудованием 15 региональных сосудистых центров и 37 первичных сосудистых отделений.

В 2012 г. в реализацию мероприятий будут включены оставшиеся регио­ны, благодаря чему к 2013 г. планируется снизить смертность от болезней системы кровообращения до 730 случаев на 100 тыс. населения, а к 2020 г. - до 698 случаев на 100 тыс. населения, итого около 200 тыс. сохраненных жиз­ней.

В программу по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в 2011 г. включились дополнительно 14 территорий. Во всех 33 регионах, участвующих в реализации программы, создается система оказания онкологической помощи населению, ориенти­рованная на раннее выявление заболеваний и оказание комбинированного противоопухолевого лечения. Налажены учет и мониторинг состояния онко­логической заболеваемости и смертности. В регионах - участниках програм­мы осуществляется ведение федерального онкологического регистра.

Впервые тенденция снижения смертности от онкологических заболева­ний была отмечена в 2010 г., в 2011 г. снижение продолжилось в целом на 2,1% (около 3 тыс. сохраненных жизней).

За период реализации мероприятий показатели выживаемости онколо­гических больных имеют положительную динамику: одногодичная леталь­ность снизилась на 5,3%, пятилетняя выживаемость повысилась на 2%, итого около 140 тыс. больных, перешагнувших пятилетний рубеж. Практически во всех субъектах РФ благодаря реализации профилактических мероприятий на 3,8% выросла доля больных, у которых онкологическое заболевание было выявлено на ранних стадиях.

Планируется, что к 2015 г. указанные мероприятия позволят снизить смертность от новообразований (в т. ч. злокачественных) до 197 случаев на 100 тыс. населения (на 3%), а к 2020 г. достичь показателя 190 на 100 тыс. населения (7,5%), сохранив более 22 тыс. жизней. Таким образом, предпо­лагается, что эти меры позволят к 2015 г. сохранить более 300 тыс. жизней россиян.

Существенное снижение смертности от туберкулеза - это результат ра­боты по расширению охвата населения профилактическими осмотрами, обеспечению регионов диагностическим оборудованием для выявления больных туберкулезом, обеспечению антибактериальными и противоту­беркулезными препаратами для лечения больных с множественной лекар­ственной устойчивостью возбудителя.

Хорошие результаты по борьбе с туберкулезом показали Пензенская, Белгородская, Липецкая, Архангельская, Орловская области, республики Та­тарстан и Чувашия, где смертность от данного заболевания ниже среднерос­сийской в 2 и более раза.

В 2012 г. будет продолжено выполнение программных мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно­транспортных происшествий. В реализации этого направления приняли участие 15 регионов РФ, территории которых расположены вдоль четырех федеральных трасс. За 2011 г. созданы и оснащены оборудованием, уком­плектованы медицинскими кадрами 15 травмоцентров 1-го уровня, 33 трав­моцентра 2-го уровня и 48 травмоцентров 3-го уровня.

По словам Министра здравоохранения и социального развития, со­вместные действия по этим четырем направлениям к 2020 г. позволят сохра­нить более 500 тыс. жизней российских граждан.

Финансирование системы здравоохранения

За 4 года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличи­лись в 2 раза - с 202,8 млрд до 413,0 млрд руб.

Расходы на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) выросли по сравнению с 2010 г. на 11% - с 525,2 млрд до 581,9 млрд руб. Это позволило сократить дефицит ба­зовой программы более чем в 1,5 раза - с 175,2 млрд до 112,3 млрд руб.

В 2011 г. охват населения услугами центров здоровья увеличился почти в 1,6 раза, объемы высокотехнологичной медицинской помощи выросли на 20%, количество операций по экстракорпоральному оплодотворению - в 2,2 раза. При поддержке федерального центра в 2011 г. открылось 13 пери­натальных центров.

Заработная плата врачей, работающих по программам модернизации здравоохранения, в 2011 г. выросла на 16,5%, среднего медицинского персо­нала - на 14,8%. Таким образом, на сегодняшний день среднемесячная зара­ботная плата этих врачей в целом по Российской Федерации составляет бо­лее 28 тыс. руб., что на 20% выше уровня средней заработной платы в экономике страны.

Дополнительно, в т. ч. за счет повышения ставки взносов на ОМС, в 2011 г. начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения.

Утвержденная стоимость программ модернизации здравоохранения за счет всех источников финансирования составила в 2011 г. 298,3 млрд руб., в 2012 г. - 324,2 млрд руб.

В 2011 г. на реализацию мероприятий программ модернизации здраво­охранения израсходовано из всех источников финансирования 176,9 млрд руб. Были достигнуты неплохие показатели: отремонтировано более 4,5 млн м2 площадей в медицинских организациях, приобретено 90 тыс. единиц медицинского оборудования. Более 152 тыс. врачей-специалистов, работающих в амбулаторном звене, и более 241 тыс. средних медицинских работников в 2011 г. получали дополнительные выплаты. Мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи проводились в 3 тыс. учрежде­ний здравоохранения.

Реализация региональных программ модернизации здравоохранения

Материально-техническая база учреждений родовспоможения и детства

Улучшение организации медицинской помощи матерям и детям, разви­тие профилактических направлений в акушерстве и гинекологии, педиатрии остается приоритетным направлением отечественного здравоохранения.

Показатель младенческой смертности в 2011 г. составил 7,3 на 1 тыс. ро­дившихся, что на 2,7% ниже, чем в 2010 г. В 23 регионах РФ младенческая смертность сопоставима с уровнем экономически развитых стран. Самые низкие показатели получены в Чувашской Республике, Санкт-Петербурге, республиках Коми и Татарстан, Белгородской, Калининградской и Тамбов­ской областях. Стабильно высокими остаются эти показатели в Чеченской Республике, республиках Дагестан и Тыва, Еврейской автономной области.

В 22 перинатальных центрах, построенных за три последних года, в 2011 г. принято 45 тыс. родов, пролечено более 7,4 тыс. новорожденных. Консульта­тивную медицинскую помощь получили более 200 тыс. женщин.

В настоящее время подготавливаются предложения по дальнейшему развитию сети современных высокотехнологичных перинатальных центров. По предварительной оценке, в соответствии с утвержденными критериями построить такие центры необходимо еще как минимум в 16 регионах.

В 2011 г. в 29 регионах России по новому алгоритму проводилась прена­тальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка. Для внедре­ния этого направления обновлена материально-техническая база, подготов­лены врачи по специальной программе. Первые результаты обнадеживают: в 2 раза улучшилась выявляемость наследственных заболеваний у беремен­ных женщин высокого риска.

Улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможе­ния и детства предусмотрено в программах модернизации здравоохране­ния. В 2011 г. на эти цели выделено более 29,3% средств, предусмотренных на программы. В 2011 г. завершено строительство 14 учреждений, проведен капитальный ремонт в 549 учреждениях, текущий ремонт - в 40 учреждени­ях, поставлено 19 316 единиц медицинского оборудования.

В 2011 г. в региональных учреждениях родовспоможения и детства до­полнительно развернуто 1114 коек реанимации и интенсивной терапии но­ворожденных и 1406 коек патологии новорожденных и недоношенных де­тей. В 23 регионах мероприятия по открытию коек реанимации для новорожденных и коек патологии новорожденных и недоношенных детей выполнены в полном объеме. Среди них Самарская, Тюменская, Ленинград­ская области, Республика Татарстан. В то же время в ряде регионов в 2011 г. работа не проведена. В их числе республики Башкортостан и Марий Эл, Астраханская, Владимирская, Челябинская области.

В рамках реализации региональных программ модернизации здравоох­ранения в 2011 г. в 12 регионах организовано 635 коек для медицинской ре­абилитации детей, в 15 регионах открыты отделения паллиативной помощи детям.

В 2011 г. впервые в России проведена углубленная диспансеризация подростков. Охват диспансеризацией составил более 96%. По результатам диспансеризации в регионах должны быть приняты меры по наиболее пол­ному охвату детей лечебно-оздоровительными мероприятиями.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) впервые выделена проблема редких (орфанных) заболеваний. Минздравсоцраз­вития России представлены предложения о перечне и порядке ведения ре­гистра этих заболеваний, подготовлены стандарты по 24 орфанным заболе­ваниям. В ближайшее время они будут утверждены.

Готовятся поправки к Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон № 61-ФЗ), принятие которых позволит повысить доступность лекарственных препаратов для па­циентов с редкими заболеваниями. Регионам предстоит в максимально ко­роткие сроки создать регистры пациентов, определить потребности в фи­нансировании, подготовить специалистов и организовать медицинскую помощь.

С целью повышения профессионального уровня врачей учрежде­ний родовспоможения и детства в 2011 г. созданы 4 симуляционных цент­ра в Санкт-Петербурге, Иваново, Томске и Челябинске. В 2012 г. планируется открыть еще 4 центра: в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе.

Высокотехнологичная медицинская помощь

В 2011 г. высокотехнологичную медицинскую помощь (далее - ВМП) по­лучили 322,7 тыс. чел., что на 28,7 тыс. чел. больше, чем было запланировано.

Количество медицинских учреждений субъектов РФ, оказывающих ВМП в рамках государственного задания за счет ассигнований федерального бюд­жета, увеличилось со 124 в 2010 г. до 134 в 2011 г. С учетом медицинских ор­ганизаций субъектов РФ в 2011 г. ВМП оказывали 250 медицинских учрежде­ний (в 2010 г. - 236).

Практика оказания ВМП показала, что в ее организации имеются опреде­ленные проблемы, возникающие главным образом при формировании субъ­ектами РФ потоков пациентов. В ряде случаев из регионов для оказания ВМП направляются недообследованные больные, с отсутствием показаний или с противопоказаниями для лечения, что приводит к обоснованным отказам в оказании медицинской помощи.

Единая информационная система в здравоохранении

В 2012 г. должен быть завершен первый этап создания единой информа­ционной системы в сфере здравоохранения. Во всех регионах осуществля­ются работы по повышению уровня обеспечения компьютерной техникой медицинских организаций, а также по созданию региональных сегментов единой информационной системы в здравоохранении и их интеграции с фе­деральными подсистемами.

Минздравсоцразвития России завершается разработка базовых феде­ральных сервисов и начато их пилотирование в 8 регионах РФ.

Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи

Главным итогом реализации программ модернизации здравоохранения должна стать новая система организации работы медицинских учреждений на основе единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Разработанные в течение трех предыдущих лет 44 порядка оказания меди­цинской помощи являются действенными руководствами в работе медицин­ских организаций. Выполнение этих порядков теперь будет основным критери­ем при лицензировании медицинской деятельности и лицензионном контроле.

Главными специалистами Минздравсоцразвития России разработан 1041 стандарт медицинской помощи, который размещен на сайте министер­ства и будет утвержден до конца второго квартала 2012 г.1. Их внедрение приведет к изменениям в организации работы учреждений, в т. ч. в части раз­вития дневных стационаров. При этом оптимизация в сфере здравоохране­ния должна быть направлена не на закрытие больниц и отделений, а на ин­тенсификацию лечебного процесса.

Мероприятия по формированию здорового образа жизни

Закон № 323-ФЗ впервые закрепил приоритет профилактических меро­приятий в здравоохранении, определив в качестве ключевого элемента фор­мирование здорового образа жизни у населения. Поэтому работа по развитию и совершенствованию деятельности центров здоровья, повышению эффек­тивности мероприятий по снижению масштабов злоупотребления алкоголь­ной продукцией и профилактике алкоголизма, по борьбе с курением должна быть в центре внимания на всех этапах модернизации здравоохранения.

Работа 706 открытых в стране центров здоровья чрезвычайно важна для определения рисков заболеваемости и назначения своевременного ле­чения. Сегодня факторы риска выявляются у 67% обратившихся граждан, почти 40% направляются на дальнейшее обследование и лечение. Министр здравоохранения и социального развития напомнила, что задача центров здоровья не только выявлять факторы риска развития социально значимых заболеваний, но и корректировать поведенческие факторы - убеждать в не­обходимости отказа от алкоголя, наркотиков, табака и неправильного пита­ния, повышения двигательной активности.

Решаются проблемы обеспечения преемственности в деятельности амбула­торно-поликлинических учреждений и центров здоровья, налаживается взаимо­действие центров здоровья с организованными коллективами (детскими садами, образовательными учреждениями, предприятиями) с целью их привлечения для прохождения комплексного обследования, развития выездных методов работы.

Министр здравоохранения и социального развития поручила регио­нальным органам управления здравоохранения совместно с территориаль­ными фондами ОМС урегулировать вопросы оплаты комплексных обследо­ваний в центрах здоровья, а также повторных посещений.

Минздравсоцразвития России будет последовательно продолжать курс на борьбу с табакокурением.

В рамках обязательств России в связи с присоединением к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, министерство разработало проект федерального закона "О защите здоровья населения от последствий потребления табака". Разработчики про­екта предлагают меры по предотвращению воздействия табачного дыма на здоровье человека, запрету рекламы, спонсорства и стимулирования про­дажи табачных изделий, предотвращению незаконной торговли табачными изделиями, недопущению продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними.

Предлагается закрепить за регионами полномочия по установлению за­претов на курение табака в общественных местах, осуществлению медицин­ской помощи, направленной на отказ от потребления табака и лечение та­бачной зависимости.

Укомплектованность медицинскими кадрами

Модернизация здравоохранения призвана также решить проблему уком­плектованности учреждений здравоохранения медицинскими кадрами.

Министр указала на необходимость устраненения диспропорции в обе­спеченности медицинскими кадрами между отдельными территориями, го­родом и селом, амбулаторно-поликлиническим звеном и стационарами, вра­чебными должностями и должностями среднего медицинского персонала.

В первую очередь должен быть ликвидирован дефицит, который наблю­дается практически во всех субъектах РФ, по таким специальностям, как врач скорой медицинской помощи, врач клинической лабораторной диагности­ки, фтизиатр, анестезиолог-реаниматолог, неонатолог, психиатр.

Субъекты РФ должны иметь программы, направленные на укрепление кадрового потенциала здравоохранения региона. На их основе Минздрав­соцразвития России намерено формировать планы подготовки специали­стов в образовательных учреждениях министерства. Таким образом, места для обучения за счет средств федерального бюджета в интернатуре и орди­натуре будут распределяться строго в соответствии с реально существую­щей кадровой потребностью регионов.

Лекарственное обеспечение

В 2011 г. усредненные региональные затраты на лекарственное обеспечение одного получателя льгот оказались существенно меньше федеральных затрат.

В этой связи в соответствии с поручением В.В Путина министерство со­вместно с Минфином России провело межведомственное совещание по во­просам мониторинга текущего состояния и финансирования лекарственного обеспечения граждан в субъектах РФ. По его итогам принято совместное ре­шение о проведении в месячный срок выверки и актуализации информации о количественных данных по группам населения, категориям заболеваний и объемам соответствующего финансирования.

В 2011 г. в ряде регионов было снижено финансирование лекарственно­го обеспечения региональных льготников. Были приняты меры, чтобы такая ситуация не была допущена в 2012 г. и как минимум сохранены параметры, которые были заложены на эти цели в 2011 г.

В ходе анализа состояния регионального финансирования был выявлен ряд регионов с отрицательной динамикой объема денежных средств на за­купку лекарственных средств по региональной льготе.

Реформирование сферы обращения лекарственных средств, начатое в сен­тябре 2010 г. с вступлением в силу Закона № 61-ФЗ, было направлено в первую очередь на формирование в стране эффективной системы допуска лекарствен­ных препаратов на рынок, отвечающей мировым требованиям и стандартам.

В 2011 г. пришлось решать стратегические вопросы, актуальность кото­рых очевидна и в настоящее время.

В 2011 г. было принято 1282 решения о государственной регистрации ле­карственных препаратов, 1476 решений о подтверждении государственной регистрации лекарственных препаратов, 6152 решения о внесении измене­ний в регистрационные досье на лекарственные препараты.

В ближайшие годы истекает срок патентной защиты на многие ориги­нальные биотехнологические лекарственные средства, что открывает воз­можность для создания их аналогов, которые носят название "биоподоб­ные лекарственные средства". Предполагается, что биоподобные лекарственные средства эквивалентны оригинальным биотехнологическим лекарственным средствам по своим характеристикам. Однако особенности их структуры и технологии производства являются причинами получения препаратов, отличающихся по своим токсикологическим и фармакотерапев­тическим свойствам от оригинального продукта.

В этой связи допуск на фармацевтический рынок биоподобных лекар­ственных препаратов требует особого внимания в отношении оценки их профиля безопасности и эффективности. Для того чтобы защитить интересы пациентов, Минздравсоцразвития России совместно с Обществом защиты пациентов и ассоциациями фармпроизводителей разрабатывает поправки к Закону № 61-ФЗ, учитывающие мировую практику регулирования обраще­ния этой группы лекарственных препаратов.

Одним из основных направлений по обеспечению появления на фарма­цевтическом рынке эффективных и безопасных лекарственных препаратов является проведение клинических исследований. Чрезвычайно важно, чтобы именно на этапе клинических исследований была доказана эффектив­ность и безопасность препарата. Количество разрешенных клинических ис­следований в 2011 г. увеличилось на 12,7% по сравнению с 2010 г. Количество пациентов, участвующих в клинических исследованиях лекарственных пре­паратов в 2011 г., увеличилось на 15,0% относительно показателей 2010 г.

При этом необходимо отметить, что доля международных многоцентро­вых клинических исследований составила 64,8% от общего количества ис­следований, проводимых на территории РФ. Эта тенденция позволяет Рос­сийской Федерации принимать активное участие в исследованиях самых современных лекарственных препаратов и обеспечивает доступ врачей-ис- следователей и пациентов к инновационным технологиям ведущих мировых производителей лекарственных средств.

В 2011 г. Минздравсоцразвития России было аккредитовано 740 меди­цинских организаций на право проведения клинических исследований ле­карственных препаратов, что соответствует объему проводимых клиниче­ских исследований на территории РФ. При этом за 2011 г. была существенно расширена география аккредитованных медицинских организаций и в на­стоящее время они представлены практически во всех субъектах РФ.

Принятое в 2009 г. государственное регулирование цен на лекарствен­ные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важней­ших лекарственных препаратов, позволило остановить бесконтрольный рост цен на лекарственные средства и сохранять достигнутый уровень цен более 2 лет. Вместе с тем анализ текущей практики регистрации цен показал необходимость дальнейшего совершенствования системы государственно­го регулирования цен, что послужило основой для разработки концепции формирования референтного ценообразования, необходимой для внедре­ния системы лекарственного страхования в Российской Федерации.

Система обязательного медицинского страхования

В 2011 г. благодаря новым правилам ОМС число медицинских организа­ций, оказывающих медицинскую помощь застрахованным гражданам, вы­росло с 8162 до 8543, в т. ч. коммерческих клиник - с 618 до 739.

С 2012 г. был осуществлен переход на новую модель финансового обеспе­чения программ ОМС, которая будет реализована через предоставление суб­венций на реализацию территориальных программ ОМС. В 2012 г. объем суб­венций составит 603 млрд руб. Дефицит финансового обеспечения в целом по Российской Федерации составит 87,5 млрд руб., а с учетом средств в объеме 83 млрд руб., которые направляются на совершенствование стандартов, этот дефицит в среднем по России практически сведется к нулю. Очевидно, что не по каждому субъекту, но в целом наметилась тенденция к сбалансированности базовой программы оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ.

В течение 2012 г. участникам системы ОМС предстоит завершить подго­товку к переходу на полный тариф оплаты медицинской помощи и с 2013 г. - к включению скорой медицинской помощи в систему ОМС при одновремен­ном увеличении расходов, связанных с оказанием медицинской помощи. Для этого планируется разработать методику предоставления субвенций для обеспечения выравнивания финансовых условий деятельности ОМС, а также определить подходы к включению в территориальные программы ОМС ме­роприятий по внедрению стандартов оказания медицинской помощи и по­вышению доступности амбулаторной помощи, осуществляемых в рамках программ модернизации здравоохранения, и мероприятий по денежным выплатам медицинским работникам первичного звена и осуществлению до­полнительной диспансеризации работающих граждан, проводимых в рам­ках приоритетного национального проекта "Здоровье".

Большое внимание должно быть уделено информированию граждан об их правах на бесплатную медицинскую помощь. Граждане должны иметь воз­можность знакомиться с программами государственных гарантий, всеми нормативными актами. В открытом доступе должны быть размещены сведе­ния о страховых медицинских организациях и медицинских организациях - участниках системы бесплатного оказания медицинской помощи.

Кроме того, гражданам для выбора врача и медицинской организации по их требованию должны предоставляться данные о количестве прикрепленного к лечебному учреждению населения, а также о сроках ожидания медицинской помощи в конкретной медицинской организации, а также у конкретного врача.

Реформирование медицинской науки

В 2011 г. Минздравсоцразвития России приступило к масштабному рефор­мированию медицинской науки. Был проведен детальный анализ компетен­ций лабораторий научных учреждений министерства, РАМН, Роспотребнадзо­ра, ФМБА России. Изучались публикационная активность, импакт-факторы журналов, в которых публиковались статьи, а также импакт-факторы журна­лов, в которых цитируются опубликованные работы, индекс Хирша российских авторов как в России, так и за рубежом.

Результаты оказались неутешительными. Цитируемость, т. е. актуаль­ность и востребованность работ как внутри страны, так и за рубежом, крайне низка. Из 5424 научных лабораторий только у 199 лабораторий работы были опубликованы и процитированы в рейтинговых журналах.

Существуют институты, работы которых за последние 3 года ни разу не цитировались за рубежом, а также лаборатории, работы которых не пуб­ликовались в рейтинговых журналах как за рубежом, так и у нас в стране.

Для того чтобы изменить данную ситуацию, в 2011 г. министерством со­вместно с ведущими учеными РАМН и РАН была инициирована разработка научных платформ, предполагающих концентрацию усилий на таких прио­ритетных направлениях, как молекулярная генетика, протеомика, молеку­лярная физиология, биоинженерия, клеточные и тканевые технологии, био­информатика. Именно эти направления составляют базовую биомедицинскую платформу для генерации инновационных знаний и продуктов.

В 2011 г. стартовали четыре научные платформы (онкология, микробио­логия, сердечно-сосудистые заболевания, экология человека). В рамках дан­ных платформ научные учреждения приступили к разработке принципиаль­но новых биотехнологических продуктов, таких как: тест-системы для ранней диагностики злокачественных опухолей, гепатитов, ВИЧ; микрочипы для ди­агностики генетической предрасположенности к сердечно-сосудистым за­болеваниям; кандидатные вакцины против гепатита С и др.

Впервые за несколько десятилетий инициировано масштабное эпидемио­логическое моделирование по прогнозированию рисков сердечно-сосуди­стых заболеваний, экологическим рискам. Эпидемиологические исследова­ния будут проводиться ведущими специалистами 6 научных центров министерства в 12 регионах России, отобранных с учетом климато-географи­ческих, экономических и демографических особенностей. На территории пяти из них будет проводиться углубленное исследование с использованием самого современного научного оборудования.

В работах по первым четырем платформам принимают участие 22 науч­ных учреждения различной ведомственной подчиненности. Для реализации запланированного в 2012 г. мероприятия выделен 1 млрд руб. Началась за­купка сложного современного оборудования: секвенаторов ДНК, проточных цитофлуориметров, масс-спектрометров.

В 2012 г. будут завершены 8 новых научных платформ, которые позволят выйти на новую программно-целевую модель развития медицинской науки.

В целом в 2012 г. предстоит разработать и утвердить совместно с веду­щими учеными, в первую очередь РАМН, стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации. Главная задача - максимально раскрыть наш научный потенциал, чтобы подтвердить статус научных коллективов.

Очевидно, что не все учреждения смогут это сделать. Но необходимо ис­ходить из того, что борьба за лидерство на глобальном рынке интеллектуаль­ных продуктов и прорывных медицинских технологий - это один из государ­ственных приоритетов Российской Федерации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль