Правомочия общественных объединений по защите прав граждан

34

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) среди иных новшеств, которые уже обсуждались на страницах журнала, в гл. 4 "Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья" ввел ст. 28 "Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья". В статье подробно рассматриваются права данных общественных объединений, затрагивающих возможные интере­сы медицинских учреждений.

Правомочия общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья во взаимоотношениях с медицинскими учреждениями

А.В. Панов,

юрист, управляющий ООО "Центр медицинского права", г. Омск,

С.Ю. Максимов,

юрист, врач, директор Пензенского филиала ООО "Центр медицинского права", г. Пенза

Одной из составляющих охраны здоровья является предоставление ме­дицинской помощи, а учитывая, что проблемы с соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья возникают достаточно часто, медицинские учреж­дения должны быть готовы к взаимодействию с данными общественными объединениями. В особенности это касается заместителя главного врача по медицинской части как лица, ответственного за организацию лечебно-диа­гностического процесса и соответственно за соблюдение и обеспечение прав пациентов.

Первая часть данной статьи носит дублирующе-декларативный харак­тер, т. к. право граждан на создание общественных объединений предусмо­трено Конституцией РФ и уточнено в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон № 82-ФЗ).

Согласно ст. 5 Закона № 82-ФЗ, под общественным объединением пони­мается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности ин­тересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Данная статья также предусматривает, что право граждан на создание общественных объединений реализуется двумя способами:

•      непосредственно путем объединения физических лиц;

•      через юридические лица - общественные объединения.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государствен­ной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", первый способ не предполагает регистрации общественного объединения, соответственно общественное объединение не приобретает прав юридиче­ского лица: у этого общественного объединения не может быть в собствен­ности или на ином законном основании обособленного имущества, оно не от­вечает по своим обязательствам этим имуществом, не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще­ственные права, нести обязанности, а также не может быть истцом и ответ­чиком в суде, т. е. данное общественное объединение не обладает общей правоспособностью юридического лица - не может вступать в договорные отношения, отвечать по возникшим обязательствам, в т. ч. вследствие при­чинения вреда.

Однако у такого общественного объединения все же имеется опреде­ленная ограниченная правоспособность.

Так, для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

•      свободно распространять информацию о своей деятельности;

•      проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;

•      представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного само­управления и общественных объединениях;

•      осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти пол­номочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объ­единений;

•      выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реали­зации своих уставных целей, вносить предложения в органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления.

Второй способ создания общественного объединения предусматривает его определенную организационно-правовую форму, которая может быть выбрана учредителями:

•      общественная организация;

•      общественное движение;

•      общественный фонд;

•      общественное учреждение;

•      орган общественной самодеятельности;

•      политическая партия.

Общественное объединение в виде юридического лица обладает полной правоспособностью и теми же правами, что и общественное объ­единение, не являющееся юридическим лицом, к которым добавляется право участвовать в выработке решений органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмо­тренных законодательством, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность и в полном объеме осущест­влять полномочия, предусмотренные законами об общественных объеди­нениях.

Наличие прав сопровождается безусловным наличием обязанностей. Так, общественное объединение обязано:

•      соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными доку­ментами;

•      ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

•      ежегодно информировать орган, принявший решение о государствен­ной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности, с указанием действительного места нахождения постоян­но действующего руководящего органа, его названия и данных о руково­дителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

•      представлять по запросу органа, принимающего решения о государ­ственной регистрации общественных объединений, решения руководя­щих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

•      допускать представителей органа, принимающего решения о государ­ственной регистрации общественных объединений, на проводимые об­щественным объединением мероприятия;

•      оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достиже­нием уставных целей и соблюдением законодательства Российской Фе­дерации;

•      информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без граждан­ства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти.

Как видно из перечня установленных обязанностей, государство поста­вило общественные объединения под свой контроль, что представляется вполне оправданным.

Для создания общественного объединения достаточно инициативы не менее трех физических лиц.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного орга­нов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается создан­ным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за ис­ключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, для начала деятельности общественного объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не требуется значитель­ных усилий.

Законодательство устанавливает территориальную сферу деятельности российских общественных объединений, подразделяя их на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объеди­нение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объеди­нение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и пред­ставительства.

Под региональным общественным объединением понимается объеди­нение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осу­ществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществля­ется в пределах территории органа местного самоуправления.

Субъектный состав общественных объединений включает в себя учре­дителей, членов и участников.

Учредители - физические лица, созвавшие съезд (конференцию) или об­щее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Членами общественного объединения являются физические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими инди­видуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать ко­личество членов общественного объединения в целях обеспечения их рав­ноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформ­ления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Рассмотрим более подробно права общественного объединения, не яв­ляющегося юридическим лицом, затрагивающего возможные интересы ме­дицинского учреждения.

Права общественных объединений, не являющихся юридическими лицами

Право свободно распространять информацию о своей деятельности

В основе данного права лежит положение ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в со­ответствии с которым каждый имеет право свободно искать, получать, пере­давать, производить и распространять информацию любым законным спо­собом.

При этом информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Доступным способом распространения информации является использо­вание сети Интернет через создание web-сайтов, размещаемых на бесплат­ных хостингах с помощью бесплатного программного обеспечения.

Возможно распространение листовок, объявлений, буклетов и иных пе­чатных материалов о деятельности общественного объединения, в т. ч. и в по­мещении медицинской организации или на иной земельной территории, к ней относящейся.

С точки зрения действующего законодательства, отсутствуют правовые за­преты на подобные действия общественного объединения и его членов на объ­ектах муниципальной (государственной) собственности в местах общего поль­зования, т. к. данный вид собственности призван решать и социальные задачи.

Однако такие действия не должны посягать как на права и охраняемые законом интересы других граждан (например, недопустимо назойливо предлагать печатный материал при наличии отказа его принять, давать какие-то комментарии по поводу отказа и т. д., и т. п.), так и на выполнение уставных целей, задач медицинского учреждения, а также ограничивать его право оперативного управления переданной собственностью (муниципальной, го­сударственной). Отсюда следует, что распространение информации из рук в руки (пациенту, медицинскому работнику) посредством личного предложе­ния печатного материала не требует какого-либо согласования с админи­страцией медицинского учреждения, а его самовольное размещение пред­ставителем общественного объединения на каких-то носителях (например, на стенах, дверях и др.) уже является противоправным деянием.

В печатных материалах не должно содержаться информации, направлен­ной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиоз­ной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение ко­торой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования

Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования являются публичными мероприятиями. Порядок их проведения регулируется Феде­ральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстра­циях, шествиях и пикетированиях".

Целью проведения публичных мероприятий является свободное выра­жение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различ­ным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жиз­ни страны и вопросам внешней политики.

К сведению

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в установлен­ной форме либо в различных сочетаниях форм акция, осуществляемая по инициативе обще­ственных объединений, в т. ч. с использованием транспортных средств.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-полити­ческого характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств на­глядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях при­влечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвиже­ния и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируе­мого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Следует отметить, что проведение публичного мероприятия возможно на основании уведомления (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником), подаваемого его организатором в пись­менной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня прове­дения публичного мероприятия.

При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведе­нии публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее 4 дней до дня его проведения.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для це­лей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

•      территории, непосредственно прилегающие к опасным производствен­ным объектам и иным объектам, эксплуатация которых требует соблюде­ния специальных правил техники безопасности;

•      путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий элек­тропередачи;

•      территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президен­та РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреж­дений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

•      пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномо­ченных на то пограничных органов.

Таким образом, территории медицинских учреждений не являются тер­риториями, на которых проведение публичных мероприятий запрещено, следовательно, территория медицинского учреждения может стать местом проведения публичного мероприятия общественного объединения по за­щите прав граждан в сфере охраны здоровья.

Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного само­управления после получения уведомления о проведении публичного меро­приятия, обязан:

•      документально подтвердить получение уведомления о проведении пу­бличного мероприятия;

•      довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного меро­приятия обоснованное предложение об изменении места и (или) време­ни проведения публичного мероприятия.

При проведении публичного мероприятия его участники могут исполь­зовать звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нор­мам, установленным в Российской Федерации.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

• выполнять все законные требования организатора публичного меро­приятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя ор­гана исполнительной власти субъекта РФ или органа местного само­управления и сотрудников органов внутренних дел;

• соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

• соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральны­ми законами и иными нормативными правовыми актами, если публич­ное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчи­ваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях

Посягательство на субъективные права общественного объединения, предусмотренные Законом № 82-ФЗ, может защищаться установленными действующим законодательством способами, прежде всего обращением в ор­ганы государственной власти, местного самоуправления, правоохранитель­ные органы в соответствии с их компетенцией.

Понятие "законные интересы членов общественного объединения и его участников в сфере охраны здоровья" корреспондирует тем правоотноше­ниям, которые установлены Законом № 323-ФЗ, и представляет те действия, которые медицинские организации и их сотрудники должны совершать в ин­тересах граждан (пациентов). Невыполнение этих действий или их ненадле­жащее выполнение влечет право граждан обратиться в органы государ­ственной власти, которые и реализуют свои функции по государственной защите прав и свобод граждан как вытекающие из их конституционных прав, при этом каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Соответственно представление и защита общественным объединени­ем прав, законных интересов своих членов и участников является именно таким "незапрещенным" способом. Он реализуется посредством письмен­ного, электронного или устного обращения от имени общественного объ­единения в уполномоченный орган, который рассматривает его согласно правовым нормам, изложенным в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Феде­рации".

Закон № 82-ФЗ не предусматривает возможности представительства и защиты прав, законных интересов членов и участников общественного объединения в медицинских организациях. Следует ли из этого, что у обще­ственного объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья такие возможности отсутствуют?

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, в ст. 30 предусматривали право пациента на обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь. Действующий сейчас За­кон № 323-ФЗ подобное правомочие пациента не содержит.

Отвечая на поставленный выше вопрос, нужно руководствоваться обще­принятым правовым принципом, используемым в контексте общей системы правового регулирования: "Все, что не запрещено, разрешено", из которого следует безусловное право гражданина (пациента) и (или) общественного объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья обратиться в медицинское учреждение в защиту законных интересов своих членов и участников.

Подобное обращение должно содержать адресно-справочные реквизи­ты общественного объединения и быть подписано уполномоченным лицом, возглавляющим руководящий орган согласно уставу. В нем должна быть из­ложена информация о члене или участнике общественного объединения, в интересах которого оно действует.

Если ответ на обращение требует предоставления сведений, составляю­щих врачебную тайну гражданина, то подобное возможно в том случае, если к обращению из общественного объединения приложено письменное согла­сие самого гражданина, из которого однозначно вытекает наличие данного волеизъявления.

Правда, следует отметить, что действующее законодательство не пред­усматривает безусловную обязанность отвечать на подобные обращения, как и не установлены юридические санкции за непредоставление ответа на обращение.

Однако медицинским учреждениям и их должностным лицам, в т. ч. за­местителю главного врача, следует помнить, что при отсутствии ответа или ответе не по существу обращения общественное объединение, уже в рамках своих правомочий, может обратиться в уполномоченный орган (например, орган управления здравоохранения субъекта Федерации), приложив к нему текст предыдущего документа.

Можно с высокой долей вероятности предположить, что должностные лица органа управления здравоохранения субъекта Федерации, которым бу­дет поручено подготовить ответ, предпримут воспитательно-дисциплинар­ные меры в отношении администрации медицинского учреждения, если установят, что затронутые в обращении проблемы можно было разрешить и при первичном непосредственном обращении общественного объедине­ния в медицинское учреждение.

Право осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений

К данным полномочиям можно отнести возможность общественного объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении во­просов, связанных с нарушением таких норм и правил.

Оба полномочия не имеют прямой связи с взаимоотношениями с меди­цинскими учреждениями.

Нормы и правила в сфере охраны здоровья устанавливаются норматив­ными актами государственных (муниципальных) органов согласно их компе­тенции и законотворческими органами. Медицинские учреждения эти пра­вила и нормы только выполняют (обязаны выполнять надлежащим образом) в рамках профессиональной деятельности.

Нарушение норм и правил в сфере охраны здоровья влечет юридиче­скую ответственность правонарушителей, но привлечение к юридической ответственности не относится к сфере компетенции общественного объеди­нения.

Общественное объединение не может обращаться в суд для защиты прав и интересов своих членов и участников, т. к. подобное не предусмотрено действующим законодательством, поэтому правомочие общественного объ­единения в решении вопросов, связанных с нарушением правил в сфере ох­раны здоровья, носит декларативный характер, не представляющий какой- либо угрозы имущественным и неимущественным интересам медицинского учреждения.

Право выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Общественное объединение нуждается в продвижении своих уставных задач, целей, повышении своей значимости в общественной жизни, поэтому объективно заинтересовано в пиар-кампаниях. Вопросы ненадлежащего оказания медицинской помощи, особенно информация о врачебных ошиб­ках, нарушение прав пациентов всегда привлекают внимание средств массо­вой информации, поэтому информация, предоставляемая общественными объединениями по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, всегда будет востребована.

Данная информация может включать оценку деятельности медицинских учреждений как в целом, так и по отдельным эпизодам, связанным с наруше­нием прав пациентов в этих медицинских учреждениях. Кроме того, обще­ственное объединение также может вносить свои предложения по улучше­нию медицинского обслуживания в конкретном медицинском учреждении его учредителю - муниципальному образованию, субъекту Федерации, Рос­сийской Федерации в лице соответствующих органов государственной вла­сти и местного самоуправления.

Как уже было отмечено, общественное объединение обладает не толь­ко правами, но и обязанностями, является объектом контроля со стороны надзирающих органов: как прокуратуры, так и органов, принимающих ре­шения о государственной регистрации общественных объединений, кото­рыми в настоящее время являются управления Минюста России по субъек­там Федерации.

При нарушении общественным объединением по защите прав граждан в сфере охраны здоровья законодательства РФ должностное лицо (главный врач, заместитель главного врача) может обратиться с заявлением об осу­ществлении контроля за его деятельностью в названные органы, которые могут инициировать внеплановую проверку.

Рекомендации

Деятельность любого общественного объединения во многом определя­ется деятельностью и известностью его лидера (формального или нефор­мального), поэтому при появлении общественного объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья по месту нахождения медицинского учреждения, администрации медицинского учреждения, по мнению автора статьи, необходимо скорее установить контакт с его лидером с целью пере­вода процесса взаимодействия в управляемое русло, т. к. в противном слу­чае администрация медицинского учреждения, в т. ч. и заместитель главного врача, могут столкнуться с последствиями инициативных действий обще­ственного объединения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль