Контроль организации экспертизы временной нетрудоспособности в МО

79

В статье приведен обзор действующего законодательства в сфере организации мероприятий по контролю за порядком производства экспертизы временной не­трудоспособности. Особое внимание уделено недавно вступившему в силу Адми­нистративному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере здравоохра­нения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы’. Подробно рас­смотрены те положения документа, которые вносят поправки в сложившуюся практику проведения контроля за организацией экспертизы временной нетрудо­способности, дополняют и совершенствуют существующие формы контроля.

О совершенствовании форм контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности в медицинских организациях

И.М. Старовойтова,

канд. мед. наук, доцент кафедры медицинской экспертизы

Российской медицинской академии последипломного образования

Экспертиза временной нетрудоспособности (далее - ЭВН) - один из ос­новных видов медицинской экспертизы, в осуществлении которого прини­мают участие все лечащие врачи, а в определенных случаях - члены врачеб­ной комиссии медицинской организации. В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) "экспертиза вре­менной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который едино­лично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 кален­дарных дней включительно... Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на 15 календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.". Учитывая актуальность данного вида экспертной дея­тельности, правильная организация экспертного процесса является одним из приоритетных направлений в работе медицинских организаций.

Законодательная база, которая служит основой для разработки и внедре­ния в практику мероприятий, в т. ч. по организации и порядку проведения ЭВН, предусматривает также осуществление различных форм контроля, которые достаточно четко регламентированы. В одной из недавних публикаций мы подробно рассматривали действующую нормативную базу, определяющую формы и методы контроля за организацией ЭВН в медицинской организации.

Однако в настоящее время нормативно-правовая база в сфере здравоох­ранения активно корректируется, что диктует необходимость своевременно отслеживать изменения в документах, которые требуют новых форм работы медицинской организации. В статье будут рассмотрены новые документы, ко­торые вносят поправки в сложившуюся практику проведения контроля за орга­низацией ЭВН, дополняют и совершенствуют существующие формы контроля.

Формы внешнего контроля экспертизы временной нетрудоспособности

Начнем с рассмотрения такой формы вневедомственного контроля, как межведомственный контроль. В соответствии с постановлением Прави­тельства РФ от 22.11.1997 № 1471 "О некоторых мерах по упорядочению вы­плат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федера­ции" (с изм. и доп.), ФСС России было поручено сначала совместно с Минздравом России, затем - с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществлять контроль за организацией ЭВН в части определения степени и сроков вре­менной утраты трудоспособности и соблюдением правил выдачи докумен­тов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в медицин­ских организациях независимо от их организационно-правовой формы. Поэтому с 1998 г. в экспертную практику была введена новая форма внешне­го контроля за организацией ЭВН в ЛПУ - межведомственный контроль, ко­торый осуществлялся и продолжает проводиться в соответствии с норматив­ными правовыми актами, которые были рассмотрены в вышеуказанной статье.

В то же время Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"(с изм. и доп.; далее - Закон № 165-ФЗ) в ст. 11 "Права и обязанности страховщиков" дает страховщикам право "при на­ступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экс­пертизу для проверки наступления страхового случая... обращаться в суд с ис­ками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов."

Такая формулировка статьи Закона № 165-ФЗ позволяет ФСС России и его исполнительным органам самостоятельно проводить контроль за организа­цией ЭВН в медицинских организациях, не привлекая к проверкам специали­стов Росздравнадзора и его территориальных управлений. Данное положе­ние получило развитие в Законе № 323-ФЗ: в ст. 59 разъяснено, что "ФСС РФ в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного соци­ального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособно­сти в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом ис­полнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности".

Таким образом, нормативно-правовая база контроля за организацией ЭВН акцентирует внимание еще на одной форме контроля - вневедом­ственном контроле, осуществляемом единолично ФСС России и его ис­полнительными органами без участия иных субъектов контроля. Эта форма контроля была узаконена еще в 1999 г., но на практике заменена межведом­ственным контролем, осуществляемым двумя субъектами.

Следует также обратить внимание на изменения в организации контроля за проведением ЭВН, который проводится основным субъектом внешнего ве­домственного контроля - Росздравнадзором и его территориальными управ­лениями и четко нормативно регулируется. В настоящий момент данная форма контроля осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального раз­вития по исполнению государственной функции по контролю за порядком про­изводства медицинской экспертизы, утвержденным приказом Минздравсоц­развития России от 07.11.2011 № 1330н (далее - Административный регламент).

Данный нормативно-правовой акт существенно отличается от предыду­щего документа, который определял порядок осуществления внешнего ве­домственного контроля за организацией и порядком производства ЭВН, а в настоящее время признан утратившим силу.

Изменения в порядке контроля экспертизы временной нетрудоспособности, осуществляемого Росздравнадзором

Нормативно-правовая база, содержащая требования к организации экспертной деятельности

Рассмотрим новый документ с позиции особенностей его практического применения. Данный Административный регламент прописан более деталь­но, чем предыдущий, и состоит из 5 разделов (отмененный документ состоял из 3 разделов). Наиболее актуальным для медицинских организаций являет­ся раздел I "Общие положения", в котором представлен подробный обзор нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется испол­нение государственной функции по контролю за порядком производства определенных видов медицинской экспертизы, в т. ч. ЭВН. В данных норма­тивных правовых актах содержатся требования к организации экспертной деятельности, установленные действующим законодательством РФ.

Рекомендуем руководителям медицинских организаций, отвечающим в со­ответствии с должностными инструкциями за организацию работы по проведе­нию ЭВН, внимательно изучить эти документы и оценить соответствие эксперт­ной деятельности медицинской организации предъявляемым требованиям, с последующими организационными выводами и корректировками.

Особое внимание следует обратить на следующие законодательные акты:

•      Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоро­вья граждан в РФ";

•      Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения об­ращений граждан Российской Федерации";

•      Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ­ственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

•      Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

•      постановление Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе";

•      постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития";

•      приказ Минздрава России и ФСС РФ от 06.10.1998 № 291/167 "Об утверж­дении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности";

•      приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 "Об определе­нии степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве";

•      приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утверж­дении порядка выдачи листков нетрудоспособности";

•      приказ Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 № 513н "Об организа­ции деятельности врачебной комиссии медицинской организации".

Требования к должностным лицам, осуществляющим проверки

В пункте 5 раздела I Административного регламента подробно прописа­ны правила проведения проверок, которые обязаны соблюдать должност­ные лица Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ. Требования к проверяющим состоят из 13 пунктов и позволяют проверяемым (юридиче­ским лицам) защищать свои законные интересы и высказывать несогласие в связи с необоснованными претензиями проверяющих, не подкрепленны­ми нормативно.

Права должностных лиц, осуществляющих проверки, и руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица

В разделе I Административного регламента подробно изложены права должностных лиц Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ (п. 6), а также права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (п. 7) при проведении мероприятий по контролю. Несмотря на то что прав у юридических лиц (проверяемых) при осуществлении проверок, особенно порядка организации ЭВН, меньше, чем у проверяющих, эти права настолько существенны и принципиальны, что по­зволяют руководителям медицинских организаций при необходимости защи­щать собственные интересы. В свою очередь, от представителей Росздрав­надзора и его территориальных управлений требуется аргументированно доказать обоснованность своих действий, как уже было указано.

Например, в соответствии с подп. 3 п. 7 проверяемое юридическое лицо имеет право "знакомиться с результатами проверки и указывать в акте про­верки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несо­гласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц".

Вышеизложенные положения в предыдущем Административном регла­менте прописаны не были. Поэтому новый документ подлежит досконально­му изучению, что позволит руководителям медицинских организаций всегда быть готовыми как к плановым, так и к внеплановым проверкам порядка ор­ганизации и производства ЭВН.

Требования к различным направлениям экспертной деятельности

При осуществлении внешнего ведомственного контроля за порядком производства ЭВН в соответствии с подп. 1 п. 10 раздела I предъявляются определенные требования к различным направлениям экспертной деятель­ности:

•      по ведению медицинской документации;

•      проведению медицинского осмотра пациента и записей данных о состо­янии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающих необходимость временного освобождения от работы;

•      направлению на консультацию к специалистам, на госпитализацию, по определению необходимости и сроков временного или постоянного пе­ревода по состоянию здоровья на другую работу, по направлению граж­данина в установленном порядке на медико-социальную экспертизу;

•      выписке и продлению срока листка нетрудоспособности;

•      соблюдению врачебной тайны;

•      правомочности производства ЭВН;

•      соблюдению законных прав граждан при производстве ЭВН.

Указанные требования во многом определяют не только задачи, стоящие

перед лечащими врачами, осуществляющими ЭВН на первом этапе оказания гражданам медицинской помощи, но и задачи, решаемые субъектами вну­треннего ведомственного контроля, и должны быть использованы в эксперт­ной практике. Данные требования практически повторяют требования, из­ложенные в отмененном документе, за исключением пункта о требованиях к определению степени тяжести повреждения здоровья при несчастных слу­чаях на производстве, который в настоящем документе отсутствует.

Порядок проведения плановых и внеплановых проверок

Раздел II "Требования к порядку исполнения государственной функции", раздел III "Состав, последовательность и сроки выполнения административ­ных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в элек­тронной форме" и раздел IV "Порядок и формы контроля за исполнением го­сударственной функции" Административного регламента в основном ставят организационные, в т. ч. информационные, задачи перед основным субъек­том внешнего ведомственного контроля - Росздравнадзором и его управле­ниями по субъектам РФ.

Раздел II Административного регламента более подробно прописывает процедуру исполнения государственной контрольной функции, в т. ч. требова­ния к предоставлению информации о порядке и результатах ее проведения, включая условия приема граждан, чего в отмененном документе указано не было.

Для руководителей медицинских организаций определенный интерес представляют сведения, содержащиеся в разделе III, о порядке проведения плановых и внеплановых проверок с целью осуществления контроля за ор­ганизацией ЭВН. Согласно Административному регламенту, плановая про­верка проводится не чаще одного раза в три года, сведения о проведении плановых проверок должны быть размещены на официальном сайте Рос­здравнадзора.

Внеплановые проверки порядка организации и производства ЭВН осу­ществляются при наличии оснований, указанных в п. 29 раздела III Админи­стративного регламента, в форме документарной и (или) выездной прове­рок. Процедура проведения внеплановых проверок - как документарных, так и выездных - четко прописана в Административном регламенте. Следует обратить внимание, что при проведении документарной проверки Рос­здравнадзор не вправе требовать у юридического лица сведения и докумен­ты, не относящиеся к предмету проверки. В то же время, если юридическое лицо не предоставляет необходимые сведения либо достоверность сведе­ний, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении проверяю­щих, вызывает сомнения, Росздравнадзор имеет право запрашивать допол­нительные документы, а также осуществлять выездные проверки.

Ведение журнала учета проверок

Административный регламент (п. 49 раздела III) предписывает всем юри­дическим лицам (индивидуальным предпринимателям), в отношении кото­рых проводятся проверки, вести журнал учета проверок по установленной форме. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индиви­дуального предпринимателя, проводимых органами государственного кон­троля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзо­ра) и муниципального контроля"» (с изм. и доп.). Поэтому в каждой медицин­ской организации должен быть заведен подобный журнал, за ведение кото­рого отвечает руководитель, курирующий организацию и проведение ЭВН.

Досудебный порядок обжалования решений и действий должностных лиц Росздравнадзора

Порядок проведения проверок с целью осуществления контроля за ор­ганизацией и проведением ЭВН в настоящем документе прописан более под­робно, чем в отмененном нормативном документе. В то же время следует об­ратить внимание на то, что в Административном регламенте отсутствует перечень сведений, которые могут запрашивать в медицинской организа­ции уполномоченные специалисты Росздравнадзора и его территориальных управлений, характеризующих объемы производства ЭВН, который был ука­зан в предыдущем документе.

Раздел IV Административного регламента "Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции" определяет исполнение Росздрав­надзором основной функции по контролю, в данном случае - за порядком производства медицинской экспертизы, и, по результатам проверок, - за принятием установленных законодательством мер. Подобного раздела в от­мененном документе не было.

Наконец, раздел V Административного регламента определяет досудеб­ный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц. В отмененном документе этот вопрос не рассматривался, хотя его необ­ходимость и актуальность не вызывают сомнений. В новом Административ­ном регламенте данная процедура прописана весьма подробно в пп. 53-67. Следует обратить внимание на то, что досудебное обжалование действий и ре­шений субъектов внешнего ведомственного контроля за организацией и проведением ЭВН может проводиться в виде письменного обращения, в т. ч. в электронной форме через Интернет.

Выводы

Новые нормативно-правовые акты, рассмотренные в настоящей ста­тье (Закон № 323-ФЗ и Административный регламент), конкретизируют дей­ствующее законодательство в сфере организации мероприятий по контролю за порядком производства ЭВН, вводят в практику дополнительные формы внешнего ведомственного и вневедомственного контроля и предъявляют ряд требований как к юридическим лицам, подлежащим контролю, так и к субъектам, осуществляющим функцию контроля. Изучение данных нор­мативных документов позволит руководителям медицинских организаций правильно организовать проведение ЭВН на всех уровнях экспертного про­цесса, своевременно и грамотно осуществлять внутренний контроль по дан­ному направлению деятельности и избежать организационных ошибок в экс­пертной работе.

Новые нормативно-правовые акты более четко определяют не только основные направления контроля за организацией и проведением ЭВН, но также процедуру проведения контролирующих мероприятий, что способ­ствует совершенствованию форм и методов контроля.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×