Законодательное обеспечение прав пациентов в РФ

132

Девятого апреля в Государственной Думе по инициативе Комитета по охране здоровья состоялись парламентские слушания, где обсуждались актуальные во­просы реализации прав пациентов в Российской Федерации, установленных Фе­деральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В мероприятии участвовали депутаты Государствен­ной Думы и члены Совета Федерации, представители Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, органов исполнительной и законо­дательной власти субъектов РФ, представители общественных организаций в сфере охраны здоровья, юристы, главные врачи учреждений здравоохранения. По результатам парламентских слушаний приняты рекомендации (приложе­ние), содержащие перечень необходимых мер по улучшению законодательного регулирования прав пациентов, а также прав и обязанностей врачей и медицин­ских организаций.

Законодательное обеспечение прав пациентов в Российской Федерации

Вопрос законодательного обеспечения и защиты прав пациентов отно­сится к актуальным и приоритетным в сфере здравоохранения.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) впервые законодательно определено понятие "пациент" - "физическое лицо, которо­му оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния".

Согласно ст. 6 Закона № 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья граждан является приоритет интересов пациента при оказании ме­дицинской помощи, который обеспечивается соблюдением этических и мо­ральных норм, уважительным и гуманным отношением со стороны медицин­ских работников, оказанием медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния, соблюдением по возможности культурных и религи­озных традиций, уходом за пациентом, организацией оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, со­блюдением санитарно-гигиенических норм и обеспечением комфортных ус­ловий пребывания в медицинских организациях, а также созданием иных благоприятных условий.

Право на медицинскую помощь предоставляется каждому пациенту в га­рантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бес­платной медицинской помощи.

Статьей 10 Закона № 323-ФЗ установлено, что доступность и качество ме­дицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания меди­цинской помощи и стандартов медицинской помощи. Вместе с тем данная норма вступает в силу лишь с 1 января 2013 г.

В ст. 19 Закона № 323-ФЗ закреплены права пациентов:

  • на выбор медицинской организации и врача;
  • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в ме­дицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигие­ническим требованиям;
  • получение консультаций врачей-специалистов, облегчение боли, свя­занной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступ­ными методами и лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья;
  • получение лечебного питания при нахождении в стационаре;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи;
  • допуск адвоката или представителя для защиты своих прав;
  • допуск священнослужителя и предоставление отдельного помещения для отправления религиозных обрядов без нарушения внутреннего рас­порядка.

Однако до сих пор не урегулированы некоторые механизмы реализации прав пациентов.

На настоящий момент несовершенен механизм госзакупок лекар­ственных средств, технических средств реабилитации, медицинского оборудования и медицинских изделий, регулируемый Федеральным за­коном от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), ориентированный на цену, а не на качество. Не учитываются индивидуальные особенности и потребности пациентов, в результате возможность выбора лекарственных средств, средств реабили­тации и т. п. крайне ограничена.

Также медицинским сообществом отмечается проблема, когда пациен­ты - инвалиды получают лечение дорогостоящими лекарственными сред­ствами бесплатно, однако при достижении необходимого положительного эффекта инвалидность снимается и лекарства становятся для таких пациен­тов платными.

Закон № 323-ФЗ устанавливает, что обеспечение лекарственными пре­паратами граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими про­грессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к со­кращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ на основании Феде­рального регистра лиц, страдающих данными заболеваниями. Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) за­болеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждается Правительством РФ. Однако до настоя­щего времени такой перечень не утвержден, также отсутствует утверж­денный порядок ведения Федерального регистра, что ставит под угрозу финансирование медицинской помощи данной группе больных в 2013 г.

В России более 2,5 млн онкологических больных, при этом каждый год регистрируется до 0,5 млн новых случаев, а 300 тыс. чел. погибают от онколо­гических заболеваний. Соответственно, остро стоит вопрос финансового обеспечения дорогостоящего лечения, также актуальной является тема до­бровольного страхования, софинансирования и государственно-частного партнерства в сфере лечения онкологических заболеваний.

В настоящее время во всех регионах страны наблюдается рост числа су­дебных разбирательств по искам пациентов к медицинским учреждениям. Многие случаи ненадлежащего оказания медицинских услуг становятся те­мами публикаций в средствах массовой информации, получают значитель­ный общественный резонанс, формируют негативное отношение людей к медицинским работникам.

При существующей возможности привлечения медицинского работника или врача к уголовной ответственности за совершение преступления, не установлен механизм привлечения к гражданско-правовой или админи­стративной ответственности, которая, с одной стороны, призвана дисци­плинировать врачей, а с другой, является более мягкой мерой наказания.

Согласно ст. 11 Закона № 323-ФЗ, медицинская помощь в экстренной фор­ме оказывается медицинской организацией и медицинским работником граж­данину безотлагательно и бесплатно. Однако существует проблема правово­го регулирования при оказании экстренной, неотложной медицинской помощи с учетом возможных негативных последствий, как для пациента, так и для медицинских организаций. В условиях недостатка законодательного ре­гулирования врач как участник правоотношений в сфере оказания медицин­ских услуг оказывается таким же незащищенным, как и сам пациент.

Остаются актуальными вопросы донорства органов и тканей человека и их трансплантации, презумпции согласия гражданина на посмертное изъ­ятие его органов и тканей.

В ст. 46 Закона № 323-ФЗ указано право граждан на прохождение меди­цинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения. Учиты­вая тот факт, что большое количество российских граждан с опозданием об­ращаются за медицинской помощью, в настоящий момент прохождение указанных процедур необходимо проводить в обязательном порядке.

В п. 1 ст. 25 Закона № 323-ФЗ установлено, что военнослужащие и при­равненные к ним лица, а также граждане, проходящие альтернативную граж­данскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной эксперти­зы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Одна­ко в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" на военно­врачебные комиссии не возлагаются организация и проведение медицин­ского освидетельствования граждан, имеющих право на прохождение аль­тернативной гражданской службы. Таким образом, отсутствует механизм медицинского освидетельствования граждан, имеющих право на про­хождение альтернативной гражданской службы на основании ст. 3 Феде­рального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" и ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обя­занности и военной службе".

Статьей 84 Закона № 323-ФЗ установлено право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг). Вместе с тем отсутствуют примерные перечни платных услуг для амбулаторного и стационарного лечения в государ­ственных и муниципальных учреждениях.

Особую важность имеют право пациента на проведение независимой медицинской экспертизы, установленное ст. 58, и право на возмещение вре­да, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи, на основа­нии ст. 19 Закона № 323-ФЗ. При этом актуален вопрос полной независимости организаций, которые будут проводить экспертизу качества медицинской помощи. Одним из вариантов решения данной проблемы является предо­ставление пациенту права на проведение экспертизы в любом субъекте РФ. Также существует мнение о необходимости проведения такой экспертизы саморегулируемыми организациями.

Статья 90 Закона № 323-ФЗ обязывает органы, организации государ­ственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности для обеспечения прав пациентов. Кроме того, с целью обеспечения защиты собственных прав в сфере охраны здоровья граждане могут создавать обще­ственные объединения, при этом медицинские и фармацевтические работ­ники должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодатель­ством РФ, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Вместе с тем в настоящее время права пациентов при получении меди­цинской помощи в достаточной мере законодательно урегулированы. При этом очевидна необходимость дальнейшей работы по регламентации прав пациентов на получение доступной и качественной медицинской помощи, разработки механизмов их гарантии и защиты, соотнесения прав пациентов с правами и обязанностями врача, достижения лучшего понимания имею­щихся прав самими пациентами.

Учитывая вышеизложенное, формирование эффективной системы обеспечения и защиты прав пациентов на ближайший период должно включать следующие меры:

  • повышение доступности медицинской помощи;
  • пристальное внимание к вопросам деонтологии на всех уровнях власти;
  • усиление контроля качества медицинской помощи с проведением ана­лиза причин ненадлежащего качества и разработкой мероприятий по его повышению, в т. ч. за счет саморегулирования профессиональной де­ятельности организаций в сфере здравоохранения;
  • существенное улучшение правовой грамотности граждан путем широ­кого привлечения средств массовой информации, разработки нагляд­ных материалов, размещения необходимой информации в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, а также широкого ис­пользования возможностей сети Интернет;
  • повышение профессионального уровня медицинских работников и от­ветственности пациентов за соблюдение врачебных рекомендаций, ор­ганизация подготовки медицинских кадров по вопросам обеспечения прав пациентов при получении медицинской помощи;
  • развитие обязательного страхования на случай причинения вреда жиз­ни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи;
  • повышение эффективности судебных разбирательств в связи с наруше­нием законодательства в сфере охраны здоровья.

Приложение

Рекомендации парламентских слушаний

  1. Правительству Российской Федерации:
  • ускорить принятие нормативных правовых актов по реализации прав пациентов, установлен­ных Законом № 323-ФЗ, в т. ч. Положения о независимой медицинской экспертизе;
  • урегулировать механизм госзакупок лекарственных средств, технических средств реабилита­ции, медицинского оборудования и медицинских изделий, в части внесения изменений в Феде­ральный закон № 94-ФЗ и подзаконные акты;
  • ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами”.
  1. Государственной Думе совместно с Правительством Российской Федерации рассмотреть вопрос о законодательном регулировании:
  • возмещения финансовых средств, затраченных на оплату социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 гражданам, из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, в случаях непредоставления или несвоевременного предоставления социальной услуги;
  • получения в случае необходимости пациентами дорогостоящих лекарственных препаратов не­зависимо от наличия у них инвалидности;
  • системы наказаний для медицинского работника, врача посредством внесения изменений в Ко­декс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  1. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
  • принять меры по усилению обеспечения учреждений здравоохранения квалифицированными кадрами;
  • усилить контроль за эффективностью расходования бюджетных средств в сфере здравоохранения;
  • ускорить подготовку нормативных правовых актов, устанавливающих:

порядок выбора медицинской организации в соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 323-ФЗ, по­рядок выбора медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Фе­дерации, в котором проживает гражданин в соответствии с ч. 6 ст. 21 Закона № 323-ФЗ, по­рядок выбора лечащего врача в соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона № 323-ФЗ; случаи выдачи листков нетрудоспособности фельдшером либо зубным врачом в соответ­ствии с ч. 2 ст. 59 Закона № 323-ФЗ;

порядок, основания и сроки получения документов, отражающих состояние здоровья, их ко­пий и выписок из медицинских документов в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона № 323-ФЗ; положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи в соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона № 323-ФЗ; стандарты медицинской помощи в соответствии со ст. 37 Закона № 323-ФЗ; протоколы, регламентирующие процесс лечения по определенному заболеванию;

критерии оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицин­ской помощи в соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона № 323-ФЗ;

порядок ведения Федерального регистра пациентов, страдающих жизнеугрожающими и хро­ническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями и Перечень указан­ных заболеваний;

перечни платных услуг для амбулаторного и стационарного лечения в государственных и му­ниципальных учреждениях;

нормативные правовые основы медицинской этики и деонтологии для медицинских и фар­мацевтических работников;

  • проработать вопрос нормативно-правового регулирования поведения медицинских организа­ций при оказании экстренной, неотложной медицинской помощи.
  1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • усилить координацию работы по защите прав пациентов на получение доступной и качествен­ной медицинской помощи с участием органов управления здравоохранением, страхователей, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, общественных организаций, третейских судов и судов общей юрисдикции;
  • расширить нормативную правовую базу по вопросам деятельности общественных объедине­ний по защите прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • разработать механизмы взаимодействия общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья и органов власти с четкой ответственностью должностных лиц в слу­чае нарушения данных норм;
  • стимулировать развитие саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения;
  • развивать программы прохождения и проведения медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения;
  • повысить уровень правовой информированности граждан в сфере здравоохранения;
  • ускорить работу по созданию реестра больных для установления необходимых объемов финан­сирования для обеспечения пациентов бесплатными лекарственными средствами на основа­нии постановления Правительства от 30.07.1994 № 890.

С.В. Калашников,

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль