Организация совершенствования служб раннего вмешательства в педиатрии

47

Службы раннего вмешательства - необходимое звено в деятельности учрежде­ния любого ведомства, организующего медико-социальную помощь детям с огра­ниченными возможностями и отставанием в развитии.

Настоящий период характеризуется качественным совершенствованием служб раннего вмешательства, усилением роли межведомственного участия в этапном наблюдении детей, конечным результатом которого является со­циализация и интеграция ребенка и его семьи в общество.

В статье приводится опыт работы служб раннего вмешательства г. Санкт- Петербурга, организованных при детских поликлиниках.

Организационные аспекты совершенствования служб раннего вмешательства в педиатрии

Опыт г. Санкт-Петербурга

Р.Г. Юрьева,

канд. мед. наук, главный врач ГКУЗ "Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией", специалист по детской реабилитации, г. Санкт-Петербург

Известно, что многие заболевания у взрослых имеют причину возникно­вения в раннем детстве. Основное формирование патологии происходит в периоды активного роста в раннем и дошкольном возрасте. Первый год жиз­ни, и в целом раннее детство, является самым ответственным и уникальным этапом онтогенеза. Именно в это время происходит стремительная пере­стройка жизненно важных систем организма на новый способ функциониро­вания. Среди нарушений здоровья у детей раннего возраста значительное место занимают задержки психомоторного, речевого, слухового, зрительно­го и эмоционального развития. В связи с этим важнейшим направлением в профилактике заболеваний и укреплении здоровья детского населения яв­ляется медико-социальная помощь на этапе раннего вмешательства в усло­виях детских лечебно-профилактических учреждений.

К сведению

Программы раннего вмешательства (англ. early invention programs! были впервые разрабо­таны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель - своевре­менное оказание помощи семьям, имеющим детей, подверженных риску существенной задерж­ки развития, а также детей с особыми потребностями (инвалидов).

Задачи и направления деятельности служб раннего вмешательства

В 2012 г. исполняется 20 лет с начала реализации Санкт-Петербургской приоритетной медико-социальной программы "Абилитация младенцев", ко­торая была первой в России и странах СНГ программой раннего вмешатель­ства. Вместе с правительством города одним из разработчиков этой про­граммы и ее базовым исполнителем стал Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства (далее - Институт раннего вмешательства). В настоя­щее время в 12 районах Санкт-Петербурга в детских поликлиниках организо­ваны кабинеты раннего вмешательства для детей в возрасте до 3 лет.

К сведению_____________________________________________________

Абилитация (от лат. habilitatio - создание способности) - это система лечебно-педагогиче­ских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психиче­ской и речевой сферы детей младшего возраста. Реабилитация предусматривает такие меропри­ятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Модель раннего вмешательства, созданная в г. Санкт-Петербурге с ис­пользованием передовых мировых методик, показала свою эффективность и получила широкое распространение во многих городах и регионах России.

Раннее вмешательство является частью многогранной межведомствен­ной системы медико-социальной реабилитации, существенно расширившей возможности традиционных подходов, конечной целью которой является социализация и интеграция ребенка и его семьи в общество. Особенностью программ раннего вмешательства стала именно их семейная ориентирован­ность, направленность на оказание помощи всей семье, а не только ребенку с нарушениями развития. Обучение родителей, содействие и поддержка в вопросах воспитания ребенка с функциональными нарушениями и отстава­нием в развитии являются первоочередной задачей служб раннего вмеша­тельства, т. к. именно совместные усилия специалистов и семьи напрямую способствуют эффективности абилитационных мероприятий, преодолению отставания и развитию способностей ребенка, его адаптации и дальнейшей социализации.

Команда специалистов, состоящая из социальных работников, педаго­гов, психологов, педиатров, неврологов, физических терапевтов и эрготера­певтов, помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей в их усилиях воспитывать ребенка в семье, а не от­давать его в интернатное учреждение.

Принцип "нормализации жизни", которым руководствуются все специа­листы, принимающие участие в реализации программы раннего вмешатель­ства, предполагает максимальное приближение условий жизни семьи, вос­питывающей ребенка с функциональными нарушениями, к условиям жизни большинства обычных семей. Цель - добиться, чтобы такой ребенок жил в семье и постепенно становился более независимым, посещал детский сад и школу по возможности вместе с обычными детьми, получая при этом необхо­димую специальную помощь и реабилитацию, а родители могли работать, от­дыхать, не страшась мысли, что их выросший ребенок не сможет адаптиро­ваться к жизни в обществе.

Таким образом, простая идея раннего вмешательства приобрела мас­штабную перспективу - повлиять на систему помощи детям с функциональ­ными нарушениями и задержкой развития и предотвратить отрыв такого ре­бенка от биологической семьи.

Основными направлениями деятельности служб раннего вмешатель­ства являются:

  • реализация программ раннего вмешательства для семей с детьми био­логического риска и детьми с установленными нарушениями развития: посещение детей на дому, проведение индивидуальных и групповых за­нятий, организация групп социализации, родительских клубов;
  • диагностика нарушений: точная оценка слуха, зрения, двигательного, когнитивного, коммуникативного и социально-эмоционального разви­тия ребенка;
  • медико-социальная реабилитация;
  • включение детей-инвалидов и их семей в социальную жизнь: организация перехода детей с нарушениями развития в детские сады; сопровождение детей в детских садах; индивидуальный подбор технических средств, вспо­могательных технологий для детей с двигательными, коммуникативными и когнитивными проблемами, нарушениями слуха и зрения;
  • информационная поддержка родителей и специалистов: информирова­ние о социально-эмоциональных потребностях, особенностях развития детей с функциональными нарушениями, о программах раннего вмеша­тельства (абилитации) в Санкт-Петербурге и в мире, о технических сред­ствах и вспомогательных технологиях;
  • подготовка специалистов по раннему вмешательству.

Реализация указанных направлений деятельности позволяет обеспе­чить своевременную помощь детям в возрасте от рождения до 3 лет с нару­шениями либо отставанием в развитии, сокращение их инвалидизации, со­циализацию детей из группы риска.

Межведомственное взаимодействие

В Санкт-Петербурге в 1998-2008 гг. в рамках городской медико-социаль­ной программы "Дети-инвалиды" и ряда международных проектов была от­работана модель взаимодействия служб раннего вмешательства, созданных при детских поликлиниках города и в Городском центре восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией, Института раннего вме­шательства и городских служб здравоохранения и образования (рисунок).

Сотрудники родильных домов, городского медико-генетического цен­тра, городских детских диагностических центров, детских больниц и поли­клиник информировали родителей о деятельности служб раннего вмеша­тельства. Службы раннего вмешательства периодически организовывали информационно-ознакомительные семинары, посвященные достижениям в области раннего вмешательства, для служб районного и городского здраво­охранения, в ходе которых, в свою очередь, получали информацию о меди­цинских службах, осуществляющих диагностическое обследование и лече­ние детей с функциональными нарушениями и отставанием в развитии, способными оказать помощь при наблюдении таких пациентов.

Была отработана модель перехода детей, находящихся под наблюдени­ем службы раннего вмешательства, в детский сад и при необходимости со­провождения детей в детских садах. Междисциплинарная команда служб раннего вмешательства участвовала также в подготовке рекомендаций по разработке индивидуального плана реабилитации, которые родители ре­бенка представляли в бюро медико-социальной экспертизы (далее - мСэ). При необходимости специалисты по раннему вмешательству сопровождали семью ребенка при визите в бюро МСЭ или на психолого-медико-педагоги­ческую комиссию (далее - ПМПК).

Полученный опыт выявил слабые стороны взаимодействия, в частности, недостаточное взаимопонимание между членами ПМПК и службой раннего вмешательства при определении приоритетов в оказании поддержки ребен­ку и семье. В сзязи с этим представляется целесообразным организовывать совместные (служба раннего вмешательства, ПМПК, МСЭ) учебные "разборы" случаев исходя из принципа "нормализации" жизни ребенка и семьи и с ис­пользованием медицинской классификации функционирования.

Опыт организации работы служб раннего вмешательства при детских поликлиниках Санкт-Петербурга

Согласно распоряжению Комитета по здравоохранению администрации г. Санкт-Петербурга от 10.06.2002 № 219-р "Об утверждении Положения о центре (отделении, кабинете) раннего вмешательства" в детских поликлини­ках, исходя из их особенностей (территориальных, демографических, штат­ных и др.), были выделены следующие специалисты для междисциплинарно­го решения задач по раннему вмешательству:

  • педиатр (педиатр развития, он же абилитолог);
  • врач лечебной физкультуры или инструктор лечебной физкультуры (фи­зический терапевт - специалист по движению);
  • психолог (коррекционный);
  • логопед (коррекционный педагог);
  • врач-невролог;
  • медицинская сестра.

Введение немедицинских специалистов (социальные работники, педаго­ги) стало возможным при совместном участии органов здравоохранения и отделов социальной защиты.

Перед службой раннего вмешательства при детской поликлинике стоят следующие задачи:

  1. Ориентировочная оценка развития ребенка от рождения до 3 лет 6 мес. с помощью анкетирования родителей детей по шкалам KID и RCDI, ко­торое может пройти любой желающий в Институте раннего вмешательства. Результаты тестирования являются главным основанием для направления детей в кабинет раннего вмешательства в детской поликлинике для полу­чения комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

К сведению

Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 мес. Шка­ла Kent Infant Development Scale (KID Scale) является русской версией американской шкалы, раз­работанной проф. Ж. Ройтер с сотрудниками и распространенной к настоящему времени в ряде стран Западной и Восточной Европы (Испания, Нидерланды, Венгрия, Чехия и др.). Шкала со­стоит из 252 пунктов, объединенных в группы для оценки пяти функций: когнитивная, двига­тельная, речевая, самообслуживание, социальная.

Шкала RCDI-2000 является русской версией шкалы Child Development Inventory (CDI), раз­работанной Г. Айртоном (США). Шкала предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. Вопросник включает 216 пунктов, сгруппированных по 6 областям: социальная, самообслуживание, крупная моторика, мелкая моторика, развитие речи, понимание языка.

В Институте раннего вмешательства разработано программное обеспечение, ориентирован­ное на совместное использование обеих шкал.

  1. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном (речевом), двигательном, когнитивном (интеллектуальном) и социально­эмоциональном развитии, с подозрениями на нарушения слуха и зрения, а также детей групп социального и биологического риска возникновения пе­речисленных нарушений.
  2. Проведение междисциплинарного анализа причин отставания с це­лью формирования индивидуальных программ реабилитации.
  3. Оказание комплексной медико-социальной помощи детям с выяв­ленным отставанием в развитии и их семьям согласно разработанным ин­дивидуальным программам. В детских поликлиниках используются новые технологии, методы, подходы раннего вмешательства: тактильные, зри­тельные, слуховые стимуляции, нейроразвивающие методики, физическая терапия. Проводятся психологическое консультирование, занятия для сти­мулирования доречевого и речевого развития, занятия в бассейне, груп­повые занятия.
  4. Обеспечение работы в тесном контакте с ЛПУ города.
  5. Обеспечение преемственности между службами раннего вмешатель­ства и детскими дошкольными учреждениями при достижении детьми 3-лет­него возраста.
  6. Ведение работы с семьями: индивидуальные и групповые занятия, тренинги, лекции, организация совместных праздников, консультирова­ние родителей по проблемам развития ребенка.
  7. Рекомендации по этапному наблюдению детей для дальнейшей медико­социальной реабилитации.

Кабинет раннего вмешательства при детской поликлинике работает по плану и графику, утвержденному в установленном порядке главным врачом учреждения и находится в непосредственном подчинении заместителя глав­ного врача по медицинской части.

Частота выявлений функциональных нарушений у детей, направлен­ных в кабинеты раннего вмешательства детских поликлиник:

  • неспецифические нарушения (конституционального и психогенного происхождения) - 30,0-35,0%;
  • специфические нарушения (соматогенного и церебрально-органического генеза) - 35,0-50,0%;
  • нарушения костно-мышечной системы - 8,0-10,0%;
  • генетически обусловленные нарушения - 2,0-4,0%;
  • врожденные аномалии развития - 10,0%.

Частота выявлений нарушений развития у детей, направленных в ка­бинеты раннего вмешательства детских поликлиник:

  • группа риска эмоциональных нарушений (психосоматические наруше­ния, синдром двигательных нарушений с гиперактивностью, нарушения в системе "мать - ребенок") - 50,0-55,0%;
  • задержка речевого развития - 15,0%;
  • задержка психомоторного развития - 25,0%;
  • задержка психического развития - 6,0%;
  • недоношенные дети с нарушением зрения (слабовидящие, с ретинопа­тией, глаукомой) - 5,0%.

Удельный вес детей возрастной категории от рождения до 3 лет в общей численности обслуживаемого населения по детским поликлиникам состав­ляет от 16,5 до 21,5%. Потребность в абилитации в данной возрастной груп­пе - от 24,0 до 50,0%. Удельный вес детей, наблюдающихся в кабинетах ран­него вмешательства, составляет от 35,0 до 90,0%. Доля детей первого и второго года жизни - до 70,0%. Доля детей, имеющих ограниченные возмож­ности и наблюдающихся в кабинетах раннего вмешательства, - около 4,0­6,0%.

Результаты деятельности служб раннего вмешательства

Эффективность раннего вмешательства в детских поликлиниках оцени­вается в соответствии со следующими критериями:

  • улучшение двигательных навыков, совершенствование крупной и мел­кой моторики;
  • снижение числа вторичных осложнений (контрактур, скелетных дефор­маций);
  • повышение двигательной активности, улучшение мотивации стремле­ния и побуждения к действиям;
  • увеличение участия в жизнедеятельности, в т. ч. при помощи приспособ­лений;
  • улучшение эмоционального фона;
  • улучшение взаимодействия "мать - дитя";
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • повышение уровня социализации и интеграции в общество.

Ежегодно около 9 тыс. детей получают помощь в службах раннего вме­шательства. Поликлиники, в которых развернуты службы раннего вмеша­тельства, прежде всего отмечают повышение активности семей, их заинтере­сованность и готовность к совместному участию в абилитации ребенка (75,0-80,0%), положительную динамику лечебно-восстановительных и реа­билитационных мероприятий (от 60,0% в тяжелых случаях до 94,0%), более легкую адаптацию и социализацию в коллективах - 60,0-70,0%, снижение психосоматических расстройств - в 50,0% случаев.

Для дальнейшего развития и совершенствования работы служб раннего вмешательства в нашей стране, по мнению автора, необходимы следующие условия:

  • усиление медведомственного взаимодействия и государственная под­держка;
  • при создании концепции российского варианта программ раннего вме­шательства необходимо учитывать опыт регионов по развитию и реали­зации данных программ, а также международный опыт;
  • включить в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определение понятия "аби- литация". Это позволит закрепить позитивный инновационный опыт по развитию междисциплинарных программ поддержки детей с серьезны­ми функциональными нарушениями;
  • расширение деятельности социально-реабилитационных центров и включение в нее программ поддержки детей с устойчивыми функцио­нальными нарушениями.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль