Проблемы модернизации амбулаторно-поликлинической помощи населению

55

Первичная медико-санитарная помощь является центральным звеном всей си­стемы здравоохранения, основным, наиболее доступным, экономически и соци­ально приемлемым видом медицинской помощи. Однако анализ современной системы организации амбулаторно-поликлинической помощи, удовлетворен­ности пациентов ее доступностью и качеством показывает наличие суще­ственных дефектов и свидетельствует о необходимости проведения струк­турных и функциональных преобразований.

Авторы предлагают новый подход к организации работы поликлиник, преду­сматривающий в качестве ключевой меры формирование новых структурных подразделений поликлиники (отделения профилактики, диагностики, общевра­чебной практики, специализированной консультативной помощи, медико­социальной помощи, реабилитации), руководство которыми будет осущест­влять заведующий отделением, находящийся в непосредственном подчинении у заместителя главного врача по медицинской части.

Актуальные проблемы модернизации амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации

Г.П. Сквирская,

д-р мед. наук, проф., зав. лабораторией совершенствования систем управления здравоохранением НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва

Модернизация системы здравоохранения в Российской Федерации объ­явлена главной задачей отрасли на ближайшие годы, утверждены и реализу­ются соответствующие региональные программы. Вместе с тем органами управления здравоохранением, медицинским сообществом не выработаны пока единые взгляды на проблемы модернизации, цели, задачи и подходы к развитию и формированию современной системы охраны здоровья и ме­дицинского обеспечения граждан. В связи с этим представляются необходи­мыми глубокая проработка вопроса и обмен мнениями по различным аспек­там модернизации.

На наш взгляд, модернизация системы здравоохранения - это не только укрепление и обновление материально-технической базы, четкое управле­ние финансовыми потоками, но прежде всего проведение быстрых систем­ных качественных преобразований отрасли, в результате которых деятель­ность системы здравоохранения должна стать более эффективной даже с учетом финансово-экономического кризиса. Эффективность системы здра­воохранения в целом и амбулаторно-поликлинической помощи в частности может быть достигнута только при внедрении современных медицинских (включая организационные, управленческие и клинические) технологий и методик, новейших достижений науки и техники, непрерывном совершен­ствовании качества медицинской помощи.

Учитывая, что первичная медико-санитарная помощь является централь­ным звеном системы здравоохранения, основным, наиболее доступным, эко­номически и социально приемлемым видом массовой медицинской помо­щи, обеспечивающим ее качество и эффективность, одной из первоочередных задач модернизации системы здравоохранения должно стать преобразова­ние амбулаторно-поликлинической помощи.

Принятая мировым сообществом в 1998 г. на 51-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения Всемирная декларация по здравоохранению "Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ" основана на взглядах и позициях, системно сформулированных на Все­мирной ассамблее здравоохранения в 1977 г. и впервые провозглашенных на Алма-Атинской конференции в 1978 г. В соответствии с этой декларацией развитие системы здравоохранения, включая общественное здравоохране­ние, должно базироваться на опережающем развитии первичной медико­санитарной помощи.

Анализ отечественной модели организации амбулаторно-поликлинической помощи

Принципом организации первичной медицинской помощи в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы является система амбула­торных учреждений (поликлиник, амбулаторий), в которых работают коллек­тивы специалистов, оказывающих комплексную лечебно-профилактическую помощь пациентам на индивидуальном и групповом уровнях, в отличие от большинства развитых и развивающихся стран, в которых действует модель, основанная на частной практике отдельных специалистов и их небольших групп, самостоятельно осуществляющих прием населения.

К сведению

С конца XVIII до начала XX в. медицинская помощь населению России оказывалась в рамках земской медицины, затем происходит развитие сети амбулаторных учреждений, объединение их со стационарными учреждениями, потом вновь их разделение. В 1960-х гг. в номенклатуру учреждений здравоохранения были введены поликлиники.

Введенный в нашей стране принцип участковости в работе врачей по­ликлиник был оценен практически во всем мире в качестве одной из веду­щих организационных технологий оказания медицинской помощи на дого­спитальном этапе. Такой подход позволил каждому гражданину иметь своего лечащего врача, хорошо информированного о личном, семейном и профес­сиональном анамнезе пациента, а врачу соответственно прогнозировать развитие возможных отклонений в состоянии здоровья пациента и заболе­ваний и, следовательно, рекомендовать и применять наиболее действенные меры профилактики и лечения. Данная модель в последующем была принята на вооружение первичными врачами (врачами общей практики) большин­ства развитых стран, в которых в настоящее время идет процесс укрупнения существующих частных врачебных практик и формирования групповых практик, так называемых миниполиклиник. А в нашей стране такая организа­ция работы поликлиник во многом способствовала существенному улучше­нию медико-демографических показателей здоровья населения в послево­енный период.

Однако последующая гиперспециализация поликлиник (введение в штатное расписание поликлиник должностей врачей-невропатологов, оку­листов, отоларингологов, дерматологов, урологов и т. д.) перевела участко­вых врачей в участковых терапевтов, значительно сузив круг их компетен­ции и ответственности. Далее специализация коснулась и самой терапии, в поликлиниках появились врачи-терапевты подростковые, врачи-кардиоло­ги, пульмонологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, диабетологи, в резуль­тате чего участковый терапевт полностью дискредитирован как специалист и выполняет диспетчерские функции даже в случаях обращений пациентов с банальной патологией.

Чрезмерное развитие специализированной (не консультативной, а по существу первичной) медицинской помощи на догоспитальном этапе приве­ло к тому, что участковый врач не стал по существу лечащим врачом: объем оказываемой им медицинской помощи незначителен, и он фактически не не­сет ответственности за объем и качество лечения.

ССВУ-анализ модели амбулаторно-поликлинической помощи, сложив­шейся к настоящему времени в Российской Федерации, свидетельствует о на­личии как достоинств, так и недостатков в практике ее реализации. Так, в ка­честве сильных сторон можно отметить следующие:

  • сформированная в основном государством с учетом унифицированных подходов сеть и база амбулаторно-поликлинических учреждений спо­собна обеспечивать доступность и полноту оказания медицинских услуг на догоспитальном этапе всем группам населения;
  • возможность комплексного оказания медицинских услуг, включая диа­гностику, профилактику, лечение, реабилитацию по различным профи­лям на одной базе;
  • данный принцип организации амбулаторно-поликлинической помощи обеспечивает условия для проведения системных лечебно-профилакти­ческих мероприятий: возможно комплексное оснащение медицинским оборудованием и аппаратурой; внедрение современных медицинских технологий и алгоритмов медицинской помощи; формирование профес­сиональных команд специалистов, работающих по различным, в т. ч. смежным, направлениям;
  • имеются широкие возможности проведения коллегиальных обсужде­ний и принятия решений по тактике ведения и лечения пациентов.

К недостаткам организации деятельности амбулаторно-поликлиниче­ских учреждений на современном этапе можно отнести прежде всего:

  • отставание нормативной и научно-методической базы по проблемам со­вершенствования организации и качества догоспитальной медицинской помощи от тех изменений, которые происходят в социальной политике и экономике страны;
  • несоответствие сформировавшейся структуры и организации работы поликлиник современным подходам и требованиям, вследствие чего действующая модель поликлиники недостаточно конкурентоспособна на складывающемся рынке медицинских услуг;
  • отсутствие действенных механизмов финансово-экономического управ­ления деятельностью учреждений, подразделений и специалистов;
  • отставание развития системы информационного обеспечения деятель­ности учреждений, подразделений и специалистов по организационным и клиническим проблемам медицинской помощи;
  • отсутствие четкой координации деятельности медицинских организа­ций и специалистов, приводящее к наличию множественных дефектов в процессе осуществления своевременной диагностики, оказания каче­ственной медицинской помощи и своевременного направления пациен­тов в специализированные консультативные, стационарные, высокотех­нологичные медицинские и оздоровительные учреждения.

В то же время современная организационно-практическая система дого­спитальной помощи в нашей стране имеет существенные возможности для дальнейшего развития и совершенствования на базе существующих амбула­торно-поликлинических учреждений, с использованием имеющегося ресурс­ного потенциала и с учетом наработанного позитивного опыта новой совре­менной конкурентоспособной структурной содержательной модели, адаптированной к требованиям общества и рыночной экономики. Вместе с тем для реализации этих возможностей необходимо системное структурное преобразование амбулаторно-поликлинических учреждений, направленное на применение новых современных правовых, финансово-экономических и профессиональных подходов, основанных на эффективном менеджменте и непрерывном повышении доступности и качества медицинских услуг.

Наряду с возможностями дальнейшего развития и совершенствования необходимо отметить и потенциальные угрозы при осуществлении модер­низации догоспитальной помощи, связанные с наличием существенного от­ставания в решении проблем управления, системном финансовом и ресурс­ном обеспечении деятельности медицинских учреждений и специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений, с отсутствием системы кризис­менеджмента с учетом экономической ситуации. В этом контексте следует также отметить крайне медленные темпы осуществления структурной ре­формы системы здравоохранения, в т. ч. в части перехода к системе общей врачебной практики, недостаточное информационное обеспечение, что вы­зывает непонимание и неприятие в обществе, и даже в медицинской среде, целей и путей реформирования амбулаторно-поликлинической помощи.

Динамика развития амбулаторно-поликлинической помощи на современном этапе

Являясь ключевым этапом структурной реформы здравоохранения, ре­форма амбулаторно-поликлинической помощи тем не менее не имеет четко обозначенных основных направлений и не набрала необходимых темпов действенных преобразований. Это связано не только с нестабильностью фи­нансовой ситуации, частой рокировкой кадров и значительным снижением управляемости на всех уровнях управления здравоохранением, но и с отсут­ствием четкой научной доктрины преобразования амбулаторно-поликлини­ческой помощи, полиморфизмом взглядов на задачи и методологию дея­тельности системы здравоохранения на различных ее этапах, включая первичную медицинскую помощь.

В результате можно констатировать следующее: динамика развития сети и мощности амбулаторно-поликлинических учреждений за период с 2000 по 2010 г. имеет тенденцию к снижению.

Численность учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь сельскому населению, и объем оказываемой ими медицинской по­мощи сокращаются ускоренными темпами, что связано как с объединением некоторых учреждений в рамках более крупных структур, так и с их ликвида­цией. Так, только за 2000-2010 гг. число указанных учреждений сократилось с 17 689 до 11 314, из них самостоятельных - с 6306 до 2147, число фельдшер­ско-акушерских пунктов уменьшилось более чем на 2 тыс. ед.

Среднее число посещений на 1 жителя в год в амбулаторно-поликлини­ческие учреждения или подразделения в 2010 г. составило 9,4, в т. ч. по пово­ду заболеваний - 5,3, с профилактической целью - 2,5 посещения. Эти пока­затели относительно стабильны, однако в разрезе федеральных округов и регионов демонстрируют существенные различия в доступности медицин­ской помощи.

Численность среднего медицинского персонала, работающего на фель­дшерско-акушерских пунктах, уменьшилась почти на 11 тыс. чел.

Число посещений к врачам на 1 жителя сельской местности составляет 3,4-3,5 ежегодно.

Сохраняется проблема низкой обеспеченности амбулаторно-поликли­нических учреждений как врачебными кадрами, так и средним медицинским персоналом. При этом соотношение врачебного и среднего медицинского персонала составляет 1 : 2, в то время как во всем мире оптимальным при­знается соотношение 1 : 4, 1 : 5.

На фоне происходящего за последние годы в Российской Федерации ро­ста численности врачебных кадров и увеличения показателя обеспеченно­сти ими (в 2010 г. показатель составил 44,1 на 10 тыс. чел. населения) обеспе­ченность медицинских учреждений врачами-терапевтами участковыми сохраняется на уровне 2,7 на 10 тыс. чел. населения при коэффициенте со­вместительства 1,19, врачами-педиатрами участковыми - 10,4 при коэффи­циенте совместительства 1,09, врачами общей практики - 0,6 при коэффици­енте совместительства 1,13.

Фактически, на одного врача-терапевта участкового и врача общей прак­тики приходится в среднем свыше 3 тыс. жителей, на врача-педиатра участ­кового - свыше 960 детей, что существенно затрудняет оказание медицин­ской помощи. В то же время рекомендуемая приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2006 № 584 "О порядке организации медицинского обслужи­вания населения по участковому принципу" численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет: на терапевтическом участке - 1700 чел. в возрасте 18 лет и старше; на педиатрическом участке - 800 чел. детского населения от рождения до 17 лет включительно; на участке врача общей практики - 1500 чел. в возрасте 18 лет и старше; на участке се­мейного врача - 1200 чел. взрослого и детского населения; на комплексном терапевтическом участке - 2000 и более чел. взрослого и детского населе­ния.

К сведению

Комплексный терапевтический участок формируется из населения врачебного участка амбу­латорно-поликлинического или стационарно-поликлинического учреждения с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслужи­ваемого врачом-терапевтом амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушер­скими пунктами (фельдшерскими пунктами).

Таким образом, численность врачей-терапевтов участковых, врачей-педи- атров участковых и врачей общей практики можно оценить как недостаточ­ную. В то же время такой специалист неконкурентоспособен в условиях обяза­тельного медицинского страхования и формирования рыночной экономики (только несовершенство последней позволяет еще существовать поликлини­ке в столь архаичном виде), не обеспечивает необходимого объема профилак­тической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи, что в ко­нечном итоге не способствует повышению качества и эффективности медицинской помощи, сдерживает реформирование скорой и госпитальной медицинской помощи, соответствующее перераспределение ресурсов и повы­шение эффективности функционирования системы здравоохранения в целом.

Оценка преобразований, осуществляемых в амбулаторно-поликлинических учреждениях

С целью уточнения данных о функционировании и преобразованиях, происходящих в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оценки суще­ствующих возможностей и проблем, нами проведено медико-социологиче­ское исследование (в малых группах) путем анкетирования по специально разработанной анкете 294 специалистов, работающих в амбулаторно-поли­клинических учреждениях Москвы и Московской области, Ставропольского края, Астраханской, Волгоградской, Тульской областей.

Среди опрошенных 49,5% занимали должность заместителя главного врача, 18,2% - главного врача, 32,3% - другие должности (заведующий отде­лением, заведующий отделом статистики, врач-методист, врач-статистик, за­ведующий центром здоровья и др.).

Больше половины респондентов - 62,9% работали в городской поликли­нике, 7,2% - в стоматологической поликлинике, 4,1% - в диспансере амбула­торного типа или имеющего в своем составе поликлинику, по 3,1% - в медико­санитарной части и центральной районной поликлинике, остальные 18% респондентов указали иной тип амбулаторно-поликлинических учреждений.

Распределение амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимо­сти от организационно-правовой формы показало, что более 60% являются муниципальными учреждениями, 34% - государственными, 6% - частными.

По численности обслуживаемого населения амбулаторно-поликлиниче­ские учреждения распределились следующим образом: 19% - от 350 до 11,0 тыс. чел., 21% - от 11,6 тыс. до 32,0 тыс. чел., 22% - от 32,0 тыс. до 40,0 тыс. чел., 18% - от 40,0 тыс. до 70,0 тыс. чел., 20% - свыше 70,0 тыс. чел.

Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что в 85% амбулаторно-поликлинических учреждений имеется программа пре­образований (в основном сроком на 5 лет). Однако скорость преобразова­ний очень низкая - как по формированию современной структуры поликли­ники, повышению ее конкурентоспособности в современных условиях, так и по другим направлениям.

Крайне медленными темпами осуществляется переход на систему оказа­ние медицинской помощи по принципу врача общей практики. В 16% амбу­латорно-поликлинических учреждений имеются семейные врачи (врачи об­щей практики), в основном наряду с участковыми терапевтами. Такой медленный переход связан в определенной степени с тем, что специалисты и руководители ЛПУ не владеют полной информацией о целях, задачах и пу­тях внедрения института врача общей практики (48% респондентов не счита­ют это целесообразным, а еще 18% затруднились дать определенный ответ).

До настоящего времени в большинстве амбулаторно-поликлинических учреждений (64%) специализированная медицинская помощь оказывается в отдельных профильных кабинетах специализированной медицинской по­мощи, руководство которыми осуществляет заместитель главного врача по медицинской части, и только в 36% учреждений - в отделении специализи­рованной медицинской помощи, возглавляемом заведующим отделением.

Таким же образом построена работа диагностической службы в 68% амбулаторно-поликлинических учреждений, что не позволяет использовать алгоритмы диагностики, комплексно и последовательно осуществлять диаг­ностические методики, достигать оптимального соотношения стоимости и качества исследований.

В 40% учреждений, осуществляющих амбулаторно-поликлиническую помощь, не разработаны и не утверждены алгоритмы диагностики при наи­более распространенных видах патологии, что значительно снижает каче­ство диагностики, и только 32% учреждений имеют диагностическое отделе­ние, возглавляемое заведующим отделением.

Подобная ситуация складывается и с подразделениями восстановитель­ного лечения. В большинстве случаев работа этих подразделений представ­лена самостоятельными отделениями и кабинетами по различным направле­ниям восстановительного лечения (физиотерапии, лечебной физкультуры, иглорефлексотерапии, массажа, мануальной терапии, лечебными бассейна­ми, саунами и т. д.), руководство которыми осуществляет заместитель главно­го врача по медицинской части или иной руководитель, и только в 44% слу­чаев - отделением восстановительного лечения, возглавляемым заведующим.

Более чем в половине амбулаторно-поликлинических учреждений нет утвержденных алгоритмов восстановительного лечения при наиболее рас­пространенных заболеваниях, что значительно снижает качество оказывае­мой восстановительной помощи.

Несмотря на очевидную эффективность и экономичность применения современных системных стационарозамещающих технологий, не требую­щих круглосуточного наблюдения пациента, только в 65% учреждений име­ется дневной стационар. В то же время в 30% дневных стационаров отсут­ствуют перечень заболеваний, при которых показано направление на лечение в дневной стационар, алгоритмы диагностики и лечения пациентов в данном подразделении.

В регионах, где проводилось социологическое исследование, население характеризуется как демографически старое (более 20% жителей старше 60 лет). Среди указанного контингента высокое число одиноких, инвалидов, хронических больных. Вместе с тем в подавляющем большинстве амбулатор­но-поликлинических учреждений (93%) отсутствует отделение медико-соци­альной помощи.

Только в 60% амбулаторно-поликлинических учреждений имеется каби­нет профилактики, который осуществляет организационное обеспечение диспансеризации, проведение предварительных и периодических медицин­ских осмотров, раннее выявление заболеваний, проведение лечебно-оздо­ровительных мероприятий, санитарно-гигиеническое воспитание населе­ния, обучение в школах здоровья.

Осуществляемое медленными темпами преобразование поликлиник в определенной степени является причиной низкого качества оказываемой медицинской помощи. Даже медицинские специалисты в 40% случаев крити­чески оценили качество оказываемой специализированной медицинской помощи (на 2 и 3 балла по пятибалльной шкале).

Несмотря на то что в большинстве амбулаторно-поликлинических учреж­дений (80%) проводится контроль качества медицинской помощи, оно оцени­вается как высокое только в 2%, как удовлетворительное - в 74%, неудовлет­ворительное - в 15% учреждений, 9% респондентов затруднились ответить.

Одной из ведущих причин медленного преобразования амбулаторно­поликлинических учреждений, наряду с недостаточным информационным обеспечением специалистов и населения по данной проблеме, является так­же недостаточное применение экономических методов управления систе­мой догоспитальной помощи. До настоящего времени финансирование ам­булаторно-поликлинических учреждений осуществляется по остаточному принципу, является многоканальным, отмечается серьезный полиморфизм в методах финансирования. Большая часть амбулаторно-поликлинических учреждений (57%) финансируется из смешанных источников, в т. ч. за счет средств бюджета, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг.

В половине исследованных амбулаторно-поликлинических учреждений оплата за медицинскую помощь производится за фактическое число посеще­ний, в одной трети - за законченный случай лечения, в одной пятой - за чис­ло оказанных простых и сложных медицинских услуг. Данные формы оплаты относятся к ретроспективным, т. е. оплата производится по факту оказания помощи пациентам, что стимулирует наращивание объема услуг. Лишь в 4% амбулаторно-поликлинических учреждений внедрена система оплаты за ме­дицинскую помощь на основе подушевого финансирования прикрепленно­го населения. Однако результаты научных исследований и практический опыт отдельных территорий убеждают, что система финансирования поли­клиник дает оптимальные результаты при использовании модели частичного фондодержания на уровне учреждения и специалистов первичного звена здравоохранения с применением взаиморасчетов за оказанные медицин­ские услуги и штрафных санкций за несвоевременную, некачественную или не в полном объеме оказанную лечебно-профилактическую помощь.

Не решен вопрос оплаты труда специалистов амбулаторно-поликлиниче­ских учреждений с учетом объема и качества оказываемой медицинской помо­щи. В 90% учреждений продолжается начисление доплат врачам-терапевтам участковым (10 тыс. руб.) и работающим с ними медицинским сестрам (5 тыс. руб.) за счет средств национального проекта (из федерального бюджета), однако заработная плата остается довольно низкой, что не стимулирует закрепление кадров на этих должностях и не оказывает никакого влияния на качество меди­цинских услуг. Вместе с тем, по мнению респондентов, уровень заработной пла­ты оказывает существенное влияние на закрепление специалистов.

Только в 39% амбулаторно-поликлинических учреждений существует определенная система мотивации сотрудников, включающая выплаты стиму­лирующего характера за интенсивность труда, объем и качество выполнен­ной работы, выполнение утвержденных критериев деятельности и т. д.

Существенное отставание отмечается и в системе управления работой амбулаторно-поликлинических учреждений. Руководители этих учреждений (главный врач и его заместители) несут в пределах своей компетенции ответ­ственность за планирование, организацию и реализацию качественной и эф­фективной медицинской помощи, финансовое, кадровое и иное ресурсное обеспечение деятельности. Однако процент руководителей, получающих специальную последипломную подготовку по ряду важных дисциплин, до­вольно низок. Так, из числа респондентов, занимающих руководящие долж­ности в указанных учреждениях, подготовку в области менеджмента полу­чили 28%, маркетинга - 12%, управления персоналом - 29%, управления закупочной деятельностью - 29%, качеством медицинской деятельности - 50%, иным проблемам здравоохранения - 18%.

При этом 94% респондентов согласны с тем, что им необходимо пройти подготовку по данным дисциплинам. Среди причин, по которым респонденты испытывают затруднения в получении соответствующей подготовки по пере­численным дисциплинам, были отмечены материальные затруднения и дефи­цит времени (невозможность прохождения обучения без отрыва от работы).

Кроме того, абсолютное большинство респондентов (90%) отмечают, что проблемы в управлении работой амбулаторно-поликлинических учрежде­ний и специалистов связаны также с существенным отставанием нормативно­правовой базы. По их мнению, многие законодательные документы, регули­рующие деятельность учреждений и специалистов здравоохранения, в т. ч. на догоспитальном этапе, содержат множество противоречий, отсутствует методология их реализации. В результате каждое учреждение вынуждено разрабатывать собственные модели и формы практической деятельности.

Отмечается также отсутствие клинических протоколов ведения пациен­тов на догоспитальном этапе, медленное внедрение современных унифици­рованных программ информационного обеспечения и т. д.

Выводы и предложения

Проведенные экспертные и социологические исследования, анализ суще­ствующей нормативной базы свидетельствуют о том, что основными задачами амбулаторно-поликлинической службы на современном этапе являются:

  1. Оказание широкого спектра качественных медицинских услуг населе­нию в соответствии с имеющейся лицензией.
  2. Осуществление массовой, своевременной, надежной, безопасной ме­дицинской диагностики , в т. ч. с применением скрининг-методик, с целью раннего выявления отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, оказа­ния адекватной и контролируемой лечебно-профилактической помощи, снижения трудопотерь и экономических затрат, связанных с заболеваемо­стью, инвалидизацией и преждевременной смертностью населения.
  3. Организация и обеспечение комплекса мер по формированию мотива­ции различных групп населения к ведению здорового образа жизни, укрепле­нию здоровья и профилактике заболеваний, диспансерному наблюдению и оздоровлению лиц из групп повышенного риска заболеваний и больных, осо­бенно хроническими неинфекционными заболеваниями, участие в реализа­ции региональных целевых программ профилактики и лечения.
  4. Оказание качественной и эффективной, в т. ч. специализированной медицинской помощи населению на амбулаторном приеме, в условиях днев­ного стационара и на дому с применением научно доказанных и обоснован­ных методов диагностики и лечения.
  5. Проведение экспертизы качества медицинской помощи, временной нетрудоспособности, профпригодности и направление на медико-социаль­ную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.
  6. Оказание первой и неотложной медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях непосредственно в поликлинике, неотложной медицинской помощи на дому в часы работы поликлиники.
  7. Своевременное и обоснованное направление в установленном поряд­ке на консультацию или стационарное лечение, в т. ч. с применением высо­ких технологий в соответствии с медицинскими показаниями.
  8. Проведение восстановительного лечения пациентов при наличии за­болеваний и /или их последствий, сопровождающихся ограничением функ­ций или дезадаптацией, связанной с состоянием здоровья.
  9. Ведение необходимой учетной и отчетной документации.

В то же время структура городской и центральной районной поликлиники для взрослых была сформирована в нашей стране еще в первой половине XX в. и сохранилась до настоящего времени практически в неизменном виде.

Как показано на схеме, кроме терапевтического отделения все осталь­ные службы представлены отдельными самостоятельными кабинетами и управляются напрямую заместителем главного врача по медицинской части. Совершенно очевидно, что эффективно управлять таким количеством под­разделений, координировать и контролировать их деятельность в полном объеме не представляется возможным.

Таким образом, анализ профилактической, диагностической, лечебной и реабилитационной работы поликлиник, изучение удовлетворенности до­ступностью и качеством оказания медицинской помощи на этом наиболее массовом этапе ее оказания показывают наличие существенных дефектов и свидетельствуют о необходимости проведения структурных и функциональ­ных преобразований амбулаторно-поликлинических учреждений.

Предлагаемая нами с учетом проведенного анализа структурная модель поликлиники может выглядеть следующим образом (рис. 2).

Данная модель основана на формировании укрупненных структурных подраздений поликлиники (отделений профилактики, диагностики, обще­врачебной практики, специализированной консультативной помощи), руко­водство которыми будет осуществлять заведующий отделением с непосред­ственным подчинением заместителю главного врача по медицинской части.

В рамках предлагаемой структуры должен быть определен порядок ор­ганизации деятельности отделения и кабинетов, который будет регламенти­ровать ряд требований к организации структурного подразделения, базово­му и последипломному образованию работающих в нем специалистов, а также включать перечень основных задач, решаемых в данном подразделе­нии самостоятельно или с привлечением иных подразделений и специали­стов.

В следующем номере журнала будет представлен разработанный авто­рами организационный подход к деятельности структурных подразделений поликлиники.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль