Ход реализации программ модернизации здравоохранения РФ

91

Комитет Государственной Думы по охране здоровья провел 26 июня 2012 г. пар­ламентские слушания, посвященные ходу реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ. Депутаты Государственной Думы, представители министерств, ведомств и органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, руководители органов управления здравоохранени­ем, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, меди­цинских организаций и представители медицинской общественности обсудили промежуточные итоги реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения за 16 месяцев с начала 2011 г. Названы проблемы, с которыми сталкиваются регионы при реализации программных мероприятий, и высказа­ны конструктивные предложения по улучшению ситуации.

О ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации

Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения

В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Феде­рации" (далее - Закон № 326-ФЗ) в период 2011-2012 гг. осуществляется реа­лизация региональных программ модернизации здравоохранения субъек­тов РФ (далее - программы модернизации) и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую по­мощь.

Финансовое обеспечение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование (да­лее - ОМС) в размере двух процентных пунктов в соответствии с Федераль­ным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов ОМС.

Федеральным законом от 08.12.2010 № 333-ФЗ "О бюджете Федерально­го фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плано­вый период 2012 и 2013 годов" на реализацию программ модернизации предусмотрено 215,92 млрд руб. в 2011 г. и 244,08 млрд руб. в 2012 г.

Указанные средства направляются на следующие цели:

• укрепление материально-технической базы государственных и муници­пальных учреждений здравоохранения, в т. ч. обеспечение завершения

строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указан­ных объектов на 1 января 2011 г. должна была составить не менее 80% фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), текущий и капитальный ремонт государствен­ных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение ме­дицинского оборудования;

  • внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца, в т. ч. обеспеченных фе­деральным электронным приложением универсальной электронной кар­ты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документо­оборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
  • внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами- специалистами.

В целях реализации программ модернизации Правительством РФ утверж­дены нормативные документы, регулирующие финансовое обеспечение указанных мероприятий:

  • объемы финансового обеспечения программ модернизации субъектов РФ утверждены распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2396-р;
  • правила финансового обеспечения в 2011-2012 гг. программ модерниза­ции субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета ФФОМС, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 № 85;
  • порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбула­торной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специали- стами, установлен постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 60;
  • правила финансового обеспечения в 2011-2012 гг. программ модерниза­ции федеральных государственных учреждений, оказывающих меди­цинскую помощь, за счет средств, предоставляемых из бюджета ФФОМС, утверждены постановлением Правительства РФ от 04.03.2011 № 144. Федеральным законом от 30.11.2011 № 369-ФЗ внесены изменения в ч. 1

и 12 ст. 50 Закона № 326-ФЗ, с учетом которых в 2012 г. в модернизации здра­воохранения принимают участие также государственные учреждения здра­воохранения, подведомственные Российской академии медицинских наук, и государственные учреждения, подведомственные Минздравсоцразвития России, реализующие мероприятия по внедрению современных информа­ционных систем в здравоохранение.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России в реализации мероприятий по модернизации государственных учреждений участвуют 206 государственных учреждений, в т. ч. находящихся в ведении Минздравсоц­развития России - 91, ФМБА - 83, РАМН - 32. Объем бюджетных ассигнований составляет 25,00 млрд руб., в т. ч. на укрепление материально-технической базы - 23,66 млрд руб., внедрение современных информационных систем - 1,24 млрд руб.

Утвержденная стоимость программ модернизации субъектов РФ на 2011-2012 гг. за счет всех источников финансирования по состоянию на 1 мая 2012 г. составляет 625,07 млрд руб., из них:

  • за счет средств бюджета ФФОМС - 385,34 млрд руб.;
  • средств бюджетов субъектов РФ - 113,49 млрд руб.;
  • средств бюджетов территориальных фондов ОМС - 126,24 млрд руб.

Фактическое исполнение финансирования программ модернизации за счет всех источников по состоянию на 1 мая 2012 г. составило 230,87 млрд руб. (37,0% от запланированного объема средств), из них:

  • из бюджета ФФОМС предоставлены субсидии в размере 247 924,4 млн руб., из них в субъектах РФ израсходовано 132 474,7 млн руб. (53,0% от пере­численной суммы, или 34% от запланированного объема на 2011-2012 гг.);
  • из бюджетов субъектов РФ на реализацию программ модернизации из­расходовано 41 706,9 млн руб. (37,0% от размера предусмотренных средств в 2011-2012 гг.);
  • из бюджетов территориальных фондов ОМС на реализацию программ модернизации израсходовано 56 691,1 млн руб. (45,0% от размера пред­усмотренных средств в 2011-2012 гг.).

Отмечено, что всеми субъектами РФ при реализации мероприятий про­грамм модернизации не соблюдаются сроки, установленные сетевыми гра­фиками субъектов РФ.

Результаты реализации мероприятий программ модернизации

Результаты реализации мероприятий программ модернизации по состо­янию на 1 апреля 2012 г. выглядят следующим образом.

В целом по Российской Федерации завершено ранее начатое строи­тельство 30 объектов в 29 субъектах РФ (34,0% от 88 учреждений здраво­охранения, включенных в программы модернизации на 2011-2012 гг.). Про­должалось строительство 33 учреждений здравоохранения, по 25 учреждениям не были завершены процедуры заключения государственных контрактов.

Работы по капитальному ремонту завершены на 895 объектах (25,0% от 3567 объектов, включенных в программы модернизации на 2011-2012 гг.). Фактически работы продолжались в 1409 учреждениях здравоохранения, не были завершены процедуры заключения контрактов по 1263 учрежде­ниям.

Работы по проведению текущего ремонта завершены на 105 объектах (37,0% от 280 учреждений здравоохранения, включенных в программы мо­дернизации на 2011-2012 гг.). Не завершены процедуры заключения госу­дарственных (муниципальных) контрактов по 109 учреждениям здраво­охранения. Фактически указанные мероприятия осуществлялись в 66 учреждениях.

В учреждения здравоохранения фактически поставлено 104 361 единица медицинского оборудования (40% от планируемого показателя - 259 191 единица для 4898 лечебных учреждений). Количество единиц медицинского оборудования, по которым заключены государственные (муниципальные) контракты, составило 53 258. Не заключены государственные (муниципаль­ные) контракты по 101 572 единицам медицинского оборудования.

На цели внедрения современных информационных систем в здра­воохранение израсходовано 2799,3 млн руб. (9,7% от запланированных в 2011-2012 гг. 28 842,8 млн руб.).

Стандарты медицинской помощи при оказании стационарной меди­цинской помощи внедрены в 3274 учреждениях здравоохранения (92,0% от 3538 медицинских учреждений, запланированных в 2011-2012 гг.). На ука­занные цели израсходовано 58 984,2 млн руб. (35,0% от запланированных 170 054,0 млн руб.).

Важнейшим показателем реализации программ модернизации является уровень заработной платы врачей и среднего медицинского персонала в целом по медицинским организациям субъекта РФ и муниципальным меди­цинским организациям. В первом квартале 2012 г. средняя заработная плата врачей, получающих стимулирующие выплаты в рамках программ модерни­зации, соответствует плановому значению на 2012 г. и составила 27,5 тыс. руб., среднего медицинского персонала - 17,8 тыс. руб., что на 6,0% выше планово­го значения (16,7 тыс. руб.).

В первом квартале 2012 г. при сравнении с аналогичным периодом про­шлого года отмечено повышение средней заработной платы врачей - с 26,0 тыс. до 31,0 тыс. руб. (на 19,0%) и среднего медицинского персонала - с 15,2 тыс. до 17,9 тыс. руб. (на 18,0%).

В первом квартале 2012 г. средний уровень заработной платы врачей, оказывающих стационарную медицинскую помощь в учреждениях, в кото­рых внедрены стандарты медицинской помощи, составил 33 098 руб., что на 4,1% ниже запланированного показателя - 34 452 руб.; среднего медицин­ского персонала - 19 303 руб., что на 8,1% ниже запланированного показате­ля - 20 864 руб.

На повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами, израсходовано 26 046,3 млн руб. (38,0% от запланированных 67 252,3 млн руб. в 2011-2012 гг.). Фактически в первом квартале 2012 г. получили выплаты 132 497 врачей (93,0% от 142 556 чел. по плану на 2011-2012 гг.) и 220 086 средних медицинских работников (92,0% от 238 058 чел. по соответствующему плану).

Запланированный на 2012 г. средний размер доплат в рамках повыше­ния доступности амбулаторной медицинской помощи составляет 10 062 руб. для врачей-специалистов и 4776 руб. для средних медицинских работников. Фактически в среднем по Российской Федерации размер доплаты врачам- специалистам составил 5442 руб. (54,0% от запланированного показателя), среднему медицинскому персоналу - 2786 руб. (58,0% от запланированного показателя).

В 2011 г. прошли углубленную диспансеризацию 1 123 614 подрост­ков в возрасте 14 лет (94,0% от 1 193 515 чел., подлежащих обследованию в 2011 г.). В первом квартале 2012 г. прошли диспансеризацию 155 094 чел. (12,0% от 1 247 809 чел., подлежащих обследованию в 2012 г.).

В соответствии с п. 3 Перечня поручений Президента Российской Феде­рации от 06.12.2010 № Пр-3534 по реализации Послания Президента Россий­ской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 и п. 4 протокола совещания у Председателя Правительства Рос­сийской Федерации от 07.12.2010 № ВП-П13-8383, не менее 25% средств, со­вокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, должно быть на­правлено на развитие детской медицины. По состоянию на 1 мая 2012 г. расходы в субъектах РФ на совершенствование оказания медицинской по­мощи детям составили 61,3 млрд руб. (менее 10% от размера средств, сово­купно выделяемых на модернизацию здравоохранения в 2011-2012 гг.).

В целях стимулирования субъектов РФ, приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2012 № 389н утверждены критерии определения субъек­тов РФ, обеспечивших лучшие показатели реализации программ модерниза­ции по итогам 2011 г. По результатам проведенной оценки распоряжением Правительства РФ от 04.05.2012 № 711-р утверждено распределение 5 млрд руб. в виде дополнительных субсидий двенадцати субъектам РФ (рес­публики Карелия, Мордовия, Татарстан, Забайкальский край, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Липецкая, Рязанская, Саратовская, Смоленская области, г. Санкт-Петербург).

Среди основных недостатков в реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения можно отметить следующие:

  • позднее принятие нормативных правовых актов и издание методиче­ских рекомендаций в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение, а также в части утверждения укрупненных нормативов предельной цены капитального и текущего ремонта объек­тов здравоохранения, порядка формирования начальных (максималь­ных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского обо­рудования;
  • субъекты РФ не успели своевременно сформировать конкурсную доку­ментацию на размещение государственного заказа на поставку меди­цинского оборудования, заключить государственные и муниципальные контракты на выполнение работ по капитальному ремонту объектов здравоохранения из-за некачественной и несвоевременной подготовки проектно-сметной документации и локальных смет проектировщиками;
  • Минздравсоцразвития России в 2011 г. не были разработаны предусмот­ренные первоначальной редакцией ч. 1 ст. 50 Закона № 326-ФЗ програм­мы модернизации федеральных государственных учреждений; не начата реализация мероприятий по модернизации федеральных государствен­ных учреждений, что заставляет сомневаться в выполнении поставленных задач в установленные сроки;
  • неравномерность внедрения стандартов медицинской помощи на тер­ритории региона;
  • по состоянию на 5 мая 2012 г. только 43 субъекта РФ подписали дополни­тельные соглашения по результатам внесения изменений в программы модернизации с учетом остатков средств на 1 января 2012 г. Ни одним субъектом РФ не заключены дополнительные соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по оснащению санитарного транспорта бор­товой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств;
  • по состоянию на 1 мая 2012 г. в субъектах РФ израсходовано 132,4 млрд руб., или 53,0% от размера субсидий, предоставленных в пе­риод с марта 2011 г. по апрель 2012 г. (247,9 млрд руб.).

Субъекты РФ отмечают следующие проблемы, возникающие в процессе реализации программ модернизации:

  • длительность процедур (от 1 до 1,5 мес.) внесения изменений в програм­мы модернизации и их согласования с Минздравсоцразвития России и ФФОМС, что затрудняет своевременное и качественное выполнение всех мероприятий, влечет существенные затраты на командировочные расходы;
  • сложный порядок внесения изменений в программы модернизации в части согласования использования сэкономленных от проведения аук­ционов средств на капитальный ремонт и приобретение медицинского оборудования, а также при реализации мероприятий по внедрению фе­деральных стандартов медицинской помощи;
  • дефицит квалифицированных кадров в медицинских организациях для подготовки конкурсной документации и технических заданий; трудности формирования начальной (максимальной) цены контракта путем запро­са предложений о ценах на медицинское оборудование у производи­телей и (или) уполномоченных представителей производителей; затя­гивание сроков предоставления информации от поставщиков для формирования цены не позволяет оптимизировать сроки подготовки документации на конкурсные торги и своевременно освоить выделен­ные финансовые средства;
  • нарушение сроков исполнения контрактов недобросовестными подряд­чиками и поставщиками; отсутствие возможности объективной оценки участников аукционных процедур при размещении заказа на проведе­ние капитального ремонта и поставку медицинского оборудования в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении за­казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд"; обязанность заключать контракты с победителем конкурсных процедур с заведомо плохой репутацией;
  • недостаточность средств на реализацию задачи "внедрение современ­ных информационных систем в здравоохранение", низкая подготовлен­ность медицинских организаций к внедрению современных информаци­онных технологий; повышение нагрузки на персонал по решению большого объема задач в короткий период времени; незаинтересован­ность рядовых врачей во внедрении информационных технологий в ме­дицине; нормативными правовыми актами не определен статус элект­ронного медицинского документа;
  • отсутствие у субъектов РФ возможности самостоятельно перераспреде­лять финансовые средства на внедрение стандартов медицинской помо­щи и повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи в разрезе ЛПУ при превышении фактических объемов над плановыми;
  • выполнение порядков оказания медицинской помощи затруднительно в учреждениях, не имеющих дорогостоящего современного оборудова­ния и специалистов необходимой квалификации;
  • неэффективный контроль руководителей учреждений здравоохране­ния, глав муниципальных образований над реализацией программных мероприятий;
  • трудоемкость процедуры представления отчетности в Росздравнадзор и ФФОМС, сопряженной с обработкой огромного количества информа­ции, что создает дополнительную нагрузку на персонал медицинских уч­реждений, органов управления здравоохранением в пределах суще­ствующего штатного расписания;
  • работа по созданию системы первичной доврачебной помощи в домо­вых хозяйствах, осуществляемая как общественная на добровольных на­чалах, сопряжена с завышенными требованиями к перечню рекомендуе­мых инструментов и обязательной отчетности.

В полученных из субъектов РФ материалах отмечается, что программы модернизации доказали свою необходимость и своевременность. Финансо­вая поддержка федерального центра позволяет субъектам РФ комплексно решать первоочередные задачи, касающиеся материально-технического, информационного и кадрового обеспечения регионального здравоохране­ния, стандартизации медицинской помощи.

Вместе с тем двухлетний период реализации программ модернизации недостаточен. Многие объекты здравоохранения нуждаются в проведении капитального ремонта и реконструкции, стандарты медицинской помощи внедряются и оплачиваются по полному тарифу только при отдельных забо­леваниях, без государственной поддержки невозможно решить проблему кадровой обеспеченности отрасли.

Участниками слушаний высказаны предложения о продлении действия программ модернизации до 2015 г. на условиях софинансирования меро­приятий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Приложение

Рекомендации парламентских слушаний

Участники парламентских слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

  • с учетом необходимости завершения программ и мероприятий по модернизации здравоохра­нения рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 50 Федерального закона № 326-ФЗ в части разрешения ФФОМС направить остатки средств на 1 января 2013 г., образовавшиеся в бюджете Федерального фонда в результате неполного использования в 2011 и 2012 гг. средств на финансовое обеспечение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, в очередном финансовом году на финансовое обеспечение программ и мероприятий по модер­низации здравоохранения;
  • принять меры по дальнейшему совершенствованию системы государственных закупок меди­цинского оборудования в части формирования начальных (максимальных) цен контрактов.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

  • провести более детальное обсуждение вопросов внедрения современных информационных си­стем в здравоохранение с участием представителей Минздрава России, регионов, отраслевых специалистов.

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  • обеспечить своевременное принятие нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения;
  • повысить оперативность и качество методического обеспечения реализации программ и меро­приятий по модернизации здравоохранения, в т. ч. в части реализации задачи по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской по­мощи, в целях создания равных условий для повышения уровня заработной платы врачей, сред­него медицинского персонала и специалистов с немедицинским образованием, занятых в реа­лизации стандартов медицинской помощи и не работающих по стандартам;
  • рассмотреть возможность регламентирования, упрощения и ускорения процедуры согласова­ния внесения изменений в программы модернизации здравоохранения субъектов РФ, включая возможности использования электронного обмена информацией;
  • рассмотреть возможность упрощения процедуры сбора, согласования и предоставления отчет­ности о реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения за счет ис­ключения излишней детализации отчетных форм;
  • рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ “Об обязатель­ном медицинском страховании в Российской Федерации” и дополнения перечня медицинских работников, имеющих право на получение единовременных компенсационных выплат в объе­ме 1 млн руб., медицинскими работниками, прибывшими на работу или переехавшими на ра­боту в поселки городского типа;
  • разработать дополнительные меры, направленные на развитие сельского здравоохранения, включая условия для развития общей врачебной практики, фельдшерско-акушерских пунктов, для решения кадровой проблемы и др.;
  • разработать нормативный правовой акт, регламентирующий функцию врачебной должности с учетом внедрения стандартов медицинской помощи.

Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным медико­биологическим агентством и Российской академией медицинских наук:

  • усилить контроль за реализацией подведомственными государственными учреждениями меро­приятий по модернизации здравоохранения в сроки, установленные на 2012 г.

Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом

обязательного медицинского страхования:

  • усилить контроль за реализацией мероприятий региональных программ модернизации здраво­охранения субъектов РФ, в т. ч. за использованием средств, предусмотренных на их финансовое обеспечение, соблюдением сроков их реализации; соблюдением условий заключенных соглаше­ний в части исполнения обязательств по финансовому обеспечению программ модернизации за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования; за достижением значений целевых показателей и индикаторов; при этом рекомендуется особое внимание уделить субъектам РФ, не достигшим в 2011 г. плановых показателей.

Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:

  • использовать право на приостановление предоставления субсидии при несоблюдении субъек­том РФ условий соглашения и сроков реализации мероприятий, установленных региональной программой модернизации здравоохранения субъекта РФ, вплоть до устранения оснований для такого приостановления.

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • считать одним из приоритетных направлений деятельности на 2012 г. реализацию региональ­ных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ;
  • в кратчайшие сроки обеспечить принятие нормативных актов о внесении изменений в регио­нальные программы модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011-2012 гг. с учетом остатков средств на 1 января 2012 г., образовавшихся в результате неполного использования средств в 2011 г.; финансового обеспечения за счет субсидий ФФОМС мероприятий по обеспе­чению диспетчеризации санитарного транспорта, в т. ч. оснащению санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе много­функциональных приемных устройств;
  • ускорить заключение дополнительных соглашений к соглашениям высших исполнительных ор­ганов государственной власти субъекта РФ с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхо­вания о финансовом обеспечении региональных программ модернизации субъектов РФ на 2011-2012 гг.;
  • обеспечить соблюдение условий предоставления субсидий, определенных Правилами финан­сового обеспечения в 2011-2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета ФФОМС;
  • обеспечить финансирование мероприятий региональных программ модернизации здравоохра­нения субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными соглаше­ниями объемами и сроками;
  • усилить контроль и повысить ответственность за выполнение мероприятий региональных про­грамм модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011-2012 гг. и сроков их реализации в соответствии с установленными сетевыми графиками субъектов РФ; за соблюдением сроков и порядка предоставления отчетности;
  • принять меры по выплате стимулирующих надбавок медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в объемах, установленных региональными программами модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011-2012 гг.

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья

С.В. Калашников



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль