Программа госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медпомощи

71

Во исполнение ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах ох­раны здоровья граждан в Российской Федерации"Минздрав России подготовил до­клад о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 г. В докладе представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ на основе фактически выполненных объемов медицинской помощи, финансового обеспечения территориальных программ, а также показателей качества и доступности медицинской помощи. Предлагаем ознакомиться с основными положениями данного доклада.

О реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году

Формирование и выполнение территориальных программ государ­ственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - территориальные программы) во всех субъ­ектах РФ в 2011 г. осуществлялось в соответствии с Программой государ­ственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Программа), утвержденной по­становлением Правительства РФ от 04.10.2010 № 782.

Правительством РФ на 2011 г. был установлен подушевой норматив фи­нансового обеспечения Программы в целом, в т. ч. базовой программы обя­зательного медицинского страхования (далее - ОМС), в размере 7633,4 и 4102,9 руб. соответственно.

Подушевой норматив финансового обеспечения Программы рассчитан исходя из установленных нормативов объемов по условиям оказания меди­цинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансо­вых затрат на единицу объема по видам медицинской помощи. Установлен­ный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рамках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицин­ских организаций.

Установленный подушевой норматив финансового обеспечения базо­вой программы ОМС за счет средств ОМС (4102,9 руб.) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвен­тарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, ус­луги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.

Установленный Правительством РФ подушевой норматив финансового обеспечения Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (3530,5 руб.) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ на оказание скорой медицинской помощи, в т. ч. специализи­рованной (санитарно-авиационной), специализированной медицинской по­мощи, включая высокотехнологичную, медицинской помощи при заболева­ниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстрой­ствах поведения, наркологических заболеваниях, содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств).

Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом при­обретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, па­толого-анатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, на станциях переливания крови, в центрах крови, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях.

Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.

Во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 Минздравсоцразвития России совместно с Федеральным фондом обя­зательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) было подготовлено и направлено руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения и исполнительным директорам территориаль­ных фондов ОМС субъектов РФ информационное письмо от 17.12.2010 № 20-2/10/2-12028 "О формировании и экономическом обосновании терри­ториальной программы государственных гарантий оказания гражданам Рос­сийской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год".

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обя­зательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2011 г. на­чалась реализация региональных программ модернизации здравоохране­ния субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы). Субсидии ФФОМС, предусмотренные на реализацию задачи региональных программ по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению до­ступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами, направлялись на оказание медицинской помощи в рамках территориальных программ.

Фактическое выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году

В 2011 г. в Российской Федерации в медицинских организациях государ­ственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в рамках Про­граммы, бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 30,6 млн чел. (в 2010 г. - 31,0 млн чел.), медицинскую помощь в дневных стациона­рах - 6,9 млн чел. (в 2010 г. - 6,7 млн чел.). Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 47,9 млн (в 2010 г. - 48,3 млн), чис­ло посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и на дому (с уче­том посещений по дополнительной диспансеризации работающих граждан, детей-сирот и 14-летних подростков) - свыше 1415 млн (в 2010 г. - свыше 1331 млн).

Кроме того, федеральными государственными учреждениями здравоох­ранения стационарная медицинская помощь оказана 943,8 тыс. чел., меди­цинская помощь в условиях дневных стационаров - 50,4 тыс. чел., число по­сещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило 16,3 млн.

Высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных государ­ственных учреждениях здравоохранения, подведомственных Минздравсоц­развития России, Федеральному медико-биологическому агентству и Рос­сийской академии медицинских наук, получили 282,1 тыс. чел., в учреждениях здравоохранения субъектов РФ на условиях софинансирова­ния из федерального бюджета - 40,5 тыс. чел.

Расходы за счет государственных источников финансового обеспечения Программы в 2011 г. составили 1596,9 млрд руб. и возросли в текущих ценах на 15,8% по сравнению с 2009 г. Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (60,9%) и средств системы ОМС (39,1%).

Расходы федерального бюджета на финансирование Программы увели­чились за период 2009-2011 гг. на 3,1% и составили в 2011 г. 403,7 млрд руб. (25,3% всех расходов).

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на Программу уве­личились с 2009 г. на 18,0% и составили в 2011 г. 568,3 млрд руб. (35,6% всех расходов).

Расходы системы ОМС (как источника финансирования территориаль­ных программ ОМС) возросли за три года на 23,6% и составили в 2011 г. 624.9 млрд руб. (39,1% всех расходов).

Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем про­дукте составила в 2011 г. 2,9% (в 2009 г. - 3,5%, в 2010 г. - 3,2%).

В отчетном году показатель подушевого финансового обеспечения Про­граммы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 11 177,6 руб. и за период с 2009 по 2011 г. в текущих ценах увеличился на 15,1%.

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств системы ОМС составил в 2011 г. 8351,8 руб., что на 20,1% выше по сравнению с 2009 г.

В 2011 г. субсидии ФФОМС, предусмотренные на реализацию задачи ре­гиональных программ по внедрению стандартов медицинской помощи, по­вышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предостав­ляемой врачами-специалистами, направленные на оказание медицинской помощи в рамках территориальных программ, составили 27,9 млрд руб. С учетом указанных средств расходы государственных источников финансо­вого обеспечения Программы составили 1624,8 млрд руб.

Характеристика медицинских организаций, участвовавших в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году

В реализации территориальных программ в 2011 г. приняли участие 11,0 тыс. медицинских организаций различных видов и уровней подчинен­ности (в 2009 г. - 11,5 тыс., в 2010 г. - 11,3 тыс.). Больничные учреждения со­ставили 42,8% от общего числа медицинских организаций, амбулаторно-по­ликлинические учреждения - 27,8%, диспансеры - 8,6%, учреждения особого типа и прочие - 5,6%, учреждения охраны материнства и детства - 4,3% и центры - по 4,3%, учреждения скорой медицинской помощи и перелива­ния крови и санаторно-курортные учреждения - по 3,3%.

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализа­ции территориальных программ, преобладали муниципальные медицин­ские организации, которые составили 52,6% от общего числа организаций (5793), и медицинские организации субъекта РФ - 36,1% (3972).

В то же время в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отмечено сни­жение удельного веса муниципальных медицинских организаций (с 55,2 до 52,6%) и увеличение удельного веса медицинских организаций субъекта РФ (с 34,9 до 36,1%), а также федеральных медицинских организаций (с 4,4 до 4,6%) и медицинских организаций негосударственной формы собственности (с 5,5 до 6,7%).

В отчетном году в системе ОМС работало 74,2% медицинских организа­ций, реализующих территориальные программы (в 2010 г. - 72,4%). Большин­ство муниципальных медицинских организаций работало в системе ОМС (88,6%), среди организаций, расположенных в сельской местности, этот по­казатель составил 90,7%. Подавляющее большинство негосударственных ме­дицинских организаций также работало в системе ОМС (99,2%). Доля меди­цинских организаций субъекта РФ была значительно ниже (45,5%).

Анализ реализации территориальных программ по видам и условиям предоставления медицинской помощи

В 2011 г. первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в амбу­латорных условиях (1175,2 млн посещений на сумму 288,6 млрд руб.), в ста­ционарах (196,7 млн койко-дней на сумму 260,5 млрд руб.), а также в усло­виях дневных стационаров (60,0 млн пациенто-дней на сумму 20,6 млрд руб.). По неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях выполнено 18.5 млн посещений на сумму 3,7 млрд руб.

Специализированная медицинская помощь предоставлялась в амбула­торных условиях (176,2 млн посещений на сумму 53,8 млрд руб.), в условиях больничных учреждений (183,0 млн койко-дней на сумму 343,1 млрд руб.), а также в условиях дневных стационаров (16,7 млн пациенто-дней на сумму 9.5 млрд руб.).

Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой насе­лению по условиям ее оказания в рамках территориальных программ по

Российской Федерации в целом за период 2009-2011 гг., представлены в табл. 1.

Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарах, в расчете на 1 чел. (с 2,828 в 2010 г. до 2,658 в 2011 г.), а также увеличения объема амбулаторной медицинской помощи (с 9,314 посещения на 1 чел. в 2010 г. до 9,460 посеще­ния в 2011 г.), в т. ч. предоставляемой в условиях дневных стационаров (с 0,509 пациенто-дня на 1 чел. в 2010 г. до 0,537 пациенто-дня на 1 чел. в 2011 г.). Объем скорой медицинской помощи сократился с 0,344 вызова на 1 чел. в 2010 г. до 0,333 вызова в 2011 г.

Таблица 1

Нормативы объемов медицинской помощи по условиям ее оказания и их фактическая реализация в рамках Программы с 2009 по 2011 г. (на 1 человека в год)

Условия оказания медицинской помощи

Единица

измерения

Норматив по РФ на 2011 г. (на 1 чел.)

Фактически выполнено

2009 год

2010 год

2011 год

Скорая медицинская помощь

Вызов

0,318

0,344

0,336

0,333

Амбулаторная меди­цинская помощь

Посещение

9,700

9,314

9,312

9,460

Стационарная меди­цинская помощь

Койко-день

2,780

2,828

2,733

2,658

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

Пациенто-день

0,590

0,509

0,523

0,537

Несмотря на увеличение числа посещений на 1 чел. в 2011 г. объем амбу­латорной медицинской помощи не достиг норматива: число посещений на 1 чел. (9,460) и пациенто-дней на 1 чел. в дневных стационарах (0,537) ниже соответствующих нормативов (9,7 посещения и 0,59 пациенто-дня).

Фактически выполненный объем стационарной медицинской помощи (2,658 койко-дня на 1 чел.) сократился до уровня, не превышающего норма­тив стационарной медицинской помощи (2,78 койко-дня на 1 чел.).

Сохраняется превышение фактически выполненного объема по наибо­лее затратной скорой медицинской помощи по сравнению с нормативом (на 4,7%).

В субъектах РФ сохраняется существенная дифференциация фактических среднероссийских показателей объема медицинской помощи по условиям ее предоставления. Число посещений на 1 чел. в год варьировало от 6,078 в Респу­блике Ингушетия до 14,066 в г. Москве, число койко-дней на 1 чел. в год - от 1,677 в Республике Ингушетия до 4,66 в Чукотском автономном округе.

В 2011 г. фактический и приведенный показатели финансового обеспе­чения Программы в расчете на 1 чел. увеличились по сравнению с преды­дущим годом на 14,8% и составили 8351,8 и 6977,3 руб. соответственно.

Подушевые расходы на финансовое обеспечение амбулаторной меди­цинской помощи, в т. ч. предоставляемой в дневных стационарах, возросли на 16,1%, прочих медицинских и иных услуг - на 20,0%, скорой медицинской помощи - на 13,7%, стационарной медицинской помощи - на 13,0%.

Несмотря на увеличение показателей финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2011 г., приведенные показатели по всем ви­дам медицинской помощи ниже нормативов (табл. 2).

Приведенный показатель стоимости одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах в 2011 г. составил лишь 68,6% норматива, одного вы­зова скорой медицинской помощи - 76,0%, одного койко-дня лечения в ста­ционарах - 96,2%, одного посещения поликлиники - 97,0% норматива.

Фактические показатели реализации территориальных программ по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в 2011 г. следующие.

В 2011 г. число вызовов скорой медицинской помощи уменьшилось на 1,0% по сравнению с 2010 г. и составило 47,5 млн вызовов. Существенное превышение объема скорой медицинской помощи сохраняется в ряде реги­онов Дальневосточного федерального округа (в Еврейской автономной об­ласти - 0,518, Камчатском крае - 0,425, Сахалинской области - 0,422, Амур­ской области - 0,418), а также в Оренбургской области (0,429) Новосибирской области (0,428), Республике Адыгея (0,424), Астраханской области (0,417) и Республике Карелия (0,403).

Таблица 2

Финансовое обеспечение Программы в 2010 и 2011 гг. по условиям оказания медицинской помощи (рублей в расчете на единицу объема медицинской помощи)

Условия оказания медицинской помощи

Норматив по РФ на 2011 г.

2010 г.

2011 г.

Фактический

показатель

Приведенный

показатель

Фактический

показатель

Приведенный

показатель

Скорая медицинская помощь

1710,1

1354,6

1131,7

1554,9

1299,0

Амбулаторная медицин­ская помощь

218,1

221,5

185,0

253,3

211,6

Стационарная медицин­ская помощь

1380,6

1368,1

1142,9

1590,0

1328,3

Медицинская помощь в дневных стационарах

478,0

346,6

289,6

392,2

327,7

Скорая медицинская помощь гражданам РФ в основном оказывалась на муниципальном уровне - 37,3 млн вызовов (78,5% от общего числа вызовов).

На скорую медицинскую помощь в 2011 г. израсходовано 73,9 млрд руб., из них 45,8 млрд руб. (61,9%) - средства местных бюджетов. Средняя стои­мость одного вызова скорой медицинской помощи в 2011 г. Составила 1554.9 руб. (в 2010 г. - 1354,6 руб.). Стоимость одного вызова скорой меди­цинской помощи в 2011 г. за счет местных бюджетов составила в среднем 1228,1 руб., за счет средств бюджета субъекта РФ - 3496,6 руб.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицин­скую помощь населению в рамках территориальных программ, число посе­щений в 2011 г. составило 1351,4 млн, что на 1,5% больше по сравнению с 2010 г. Число посещений в расчете на 1 чел. возросло с 9,312 в 2010 г. до 9,46 в 2011 г.

Амбулаторная медицинская помощь гражданам РФ в основном оказыва­лась в рамках территориальных программ ОМС - 1162,1 млн посещений (86,0% всех посещений). Общее количество обращений в связи с заболевани­ями (законченных случаев лечения) составило 552,5 млн, в т. ч. в рамках тер­риториальных программ ОМС - 480,6 млн (87,0%).

На оказание медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлини­ческих учреждений в 2011 г. израсходовано 342,4 млрд руб., из них 281.9 млрд руб. (82,4% всех государственных средств) - в рамках территори­альных программ ОМС (с учетом средств консолидированных бюджетов субъектов РФ на территориальные программы ОМС).

Средняя стоимость одного посещения составила 253,3 руб. (в 2010 г. – 221.5 руб.), по территориальным программам ОМС (с учетом средств консо­лидированных бюджетов субъектов РФ на территориальные программы ОМС) - 242,6 руб. В муниципальных медицинских организациях средняя сто­имость одного посещения составила 197,0 руб., в медицинских организациях субъекта РФ - 489,8 руб.

Средняя стоимость одного обращения в амбулаторно-поликлинические медицинские организации составила 619,7 руб., по территориальным про­граммам ОМС (с учетом средств консолидированных бюджетов субъектов РФ на территориальные программы ОМС) - 586,5 руб. В муниципальных меди­цинских организациях средняя стоимость одного обращения составила 551,7 руб., в медицинских организациях субъекта РФ - 1192,3 руб.

В 2011 г. служба неотложной медицинской помощи отсутствовала в 33 субъектах РФ, в т. ч. в Ивановской, Калужской, Московской, Орловской, Рязанской, Тульской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Волгоград­ской, Кировской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Магаданской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, республиках Калмыкия, Ка­бардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания, Че­ченская, Татарстан, Алтай, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Алтайском крае, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах, а также в Еврейской автономной области.

В целом по Российской Федерации в 2011 г. объем неотложной медицин­ской помощи составил 0,216 посещения на 1 чел., что существенно ниже норма­тива, рекомендуемого Минздравсоцразвития России (0,96 посещения на 1 чел.). Среди субъектов РФ, имеющих службу неотложной медицинской помощи, наи­более низкие объемы посещений (около 0,01 посещения на 1 чел.) отмечены во Владимирской, Тамбовской, Тверской, Пензенской, Курганской, Омской, Тюмен­ской, Томской областях, республиках Адыгея и Бурятия, Приморском крае.

Объем посещений на 1 чел. по неотложной медицинской помощи превы­шал среднероссийский показатель в Республике Ингушетия - 2,654, Чуваш­ской Республике - 1,446, Нижегородской области - 1,314, Республике Даге­стан - 0,889, Республике Марий Эл - 0,776, Псковской области - 0,624, Брянской области - 0,588, Курской области - 0,462.

Средняя стоимость одного посещения по неотложной медицинской по­мощи в 2011 г. составила 202,3 руб., при этом минимальный показатель от­мечен в Республике Мордовия (43,8 руб.), а максимальный - в Хабаровском крае (1518,0 руб.).

В 2011 г. число больных, проходивших лечение в стационарах, сократи­лось на 1,3% по сравнению с предыдущим годом и составило 30,6 млн чел., из них 27,3 млн больных (89,2%) получили медицинскую помощь в рамках тер­риториальных программ ОМС.

В 2011 г. в стационарах больными проведено 379,7 млн койко-дней, что на 2,8% меньше по сравнению с предыдущим годом (390,7 млн койко-дней). Значительное превышение числа койко-дней на 1 чел. по сравнению с нор­мативом сохраняется в Чукотском автономном округе (4,66), Сахалинской об­ласти (4,368), Республике Тыва (3,946), Магаданской области (3,736). Средние сроки лечения одного больного в стационарах в 2011 г. составили 12,4 дня (в 2010 г. - 12,6 дня).

На лечение больных в стационарах израсходовано 603,7 млрд руб., в т. ч. 450,9 млрд руб. (74,7% всех государственных средств) в рамках террито­риальных программ ОМС (с учетом средств консолидированных бюджетов субъектов РФ на территориальные программы ОМС). Стоимость лечения в стационаре одного больного составила в среднем 19 760,4 руб., что выше соответствующего показателя 2010 г. (17 239,9 руб.) на 14,6%, средняя стои­мость одного койко-дня составила 1590,0 руб. (в 2010 г. - 1368,1 руб.).

В 2011 г. в дневных стационарах пролечено 6,9 млн больных, что на 3,0% больше по сравнению с предыдущим годом (6,7 млн). Большинство пациен­тов проходили лечение в дневных стационарах в рамках территориальных программ ОМС - 6,4 млн больных (92,8% больных).

Расходы на лечение больных в дневных стационарах составили 30,1 млрд руб., из них 25,6 млрд руб. (85,0% всех государственных средств) - в рамках территориальных программ ОМС (с учетом средств консолидиро­ванных бюджетов субъектов РФ на территориальные программы ОМС). Средняя стоимость лечения одного больного в дневном стационаре в 2011 г. составила 4381,8 руб. (в 2010 г. - 3880,1 руб.).

В 2011 г. в дневных стационарах больными проведено 76,7 млн пациенто­дней (в 2010 г. - 74,8 млн). Средняя длительность лечения одного больного в дневных стационарах не изменилась по сравнению с предыдущим годом и составила 11,2 дня, средняя стоимость одного пациенто-дня в дневном ста­ционаре составила 392,2 руб. (в 2010 г. - 346,6 руб.).

Структура финансовых расходов по основным видам медицинской помощи в рамках Программы в динамике за три года представлена в табл. 3.

Структура расходов на медицинскую помощь в рамках Программы за период с 2009 по 2011 г., %

Таблица 3

Условия оказания медицинской помощи

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Скорая медицинская помощь

7,3

7,1

7,0

Амбулаторная медицинская помощь

31,4

32,0

32,6

Стационарная медицинская помощь

58,6

58,1

57,5

Медицинская помощь в дневных стационарах

2,7

2,8

2,9

Отмечена позитивная тенденция сокращения доли расходов на стацио­нарную медицинскую помощь (с 58,6% в 2009 г. до 57,5% в 2011 г.) и возрас­тания доли расходов на амбулаторную медицинскую помощь (с 31,4% в 2009 г. до 32,6% в 2011 г.), а также медицинскую помощь, предоставляемую в днев­ных стационарах (с 2,7% в 2009 г. до 2,9% в 2011 г.).

Проведен анализ расходов из различных источников финансового обе­спечения по видам затрат и условиям предоставления медицинской помощи.

В структуре всех государственных расходов на медицинскую помощь в 2011 г. преобладали расходы на оплату труда с начислениями (61,9%). Про­чие расходы составили 18,3%, расходы на медикаменты и перевязочные средства - 11,2%, оплату коммунальных услуг - 4,5%, продукты питания - 3,2%, оплату горюче-смазочных материалов - 0,7%, мягкий инвентарь и об­мундирование - 0,2% .

В структуре государственных расходов на скорую медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 72,8%, прочие расходы, включая транспортные, - 18,0%, горюче-смазочные материалы - 4,5%, меди­каменты и перевязочные средства - 2,6%, оплата коммунальных услуг - 1,9%, мягкий инвентарь и обмундирование - 0,2%.

В структуре государственных расходов на амбулаторную медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 74,8%, прочие расходы - 15,3%, медикаменты и перевязочные средства - 5,1%, оплату ком­мунальных услуг - 4,1%, горюче-смазочные материалы - 0,5%, мягкий инвен­тарь и обмундирование - 0,2%.

В структуре государственных расходов на стационарную медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 59,3%, прочие расходы - 15,1%, медикаменты и перевязочные средства - 14,7%, оплату коммунальных услуг - 5,2%, продукты питания - 5,0%, горюче-смазочные ма­териалы - 0,4%, мягкий инвентарь и обмундирование - 0,3%.

В структуре государственных расходов на медицинскую помощь в днев­ных стационарах затраты на оплату труда с начислениями составили 56,7%, медикаменты и перевязочные средства - 23,6%, прочие расходы - 11,8%, оплату коммунальных услуг - 5,8%, продукты питания - 1,5%, горюче-смазоч­ные материалы - 0,3%, мягкий инвентарь и обмундирование - 0,3%.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль