Медицинская экспертиза при тугоухости и глухоте

34

Тугоухость - внезапное или постепенное снижение слуха, характеризуется на­рушением функции звукопроводящей или звуковоспринимающей системы. Нару­шение функции звукопроводящей системы вызвано поражением слухового прохо­да или среднего уха, звуковоспринимающая функция нарушается в результате поражения внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового центра головного мозга.

В статье рассматриваются наиболее важные и сложные вопросы, возникающие при медицинской экспертизе пациентов, страдающих тугоухостью и глухотой.

Медицинская экспертиза при тугоухости и глухоте

С.Г. Данилова,

д-р мед. наук, действительный член академии медико-технических наук, врач-невролог высшей квалификационной категории, независимый специалист-эксперт по вопросам медико-социальной экспертизы, г. Новосибирск,

Л.А. Пантюхина,

оториноларинголог-сурдолог высшей квалификационной категории, главный сурдолог при министерстве здравоохранения Новосибирской области, г. Новосибирск

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 300 млн чел., страдающих нарушением слуха различной этиологии. В Российской Федерации эта цифра превышает 13 млн чел., из которых более 1 млн - дети в возрасте до 18 лет. Общепопуляционная частота врожденной тугоухости и глухоты составляет 1 случай на 650-1000 новорожденных детей. По прогнозам ВОЗ, к 2020 г. бо­лее 30% всей популяции земного шара будут иметь нарушения слуха. Соот­ветственно, не приходится ожидать снижения числа инвалидов по слуху как в Российской Федерации, так и в других странах; все это свидетельствует о мас­штабе медицинской проблемы и ее социальной значимости. Тенденция к ро­сту числа больных с тугоухостью обусловлена в основном патологией вну­треннего уха, что связано с применением препаратов с ототоксическим действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной патологи­ей, ухудшением экологии и другими причинами.

Широкая распространенность поражений органа слуха в современных условиях вызвана многообразием этиологических факторов, приводящих к тугоухости и глухоте: травмы (акустические, механические и баротравмы);

инфекционные и вирусные заболевания; аутоиммунные и аллергические за­болевания; сосудистые расстройства (гипертоническая болезнь, вертеброба- зилярная дисциркуляция, церебральный атеросклероз); ототоксическое воз­действие промышленных и бытовых веществ, ряда лекарственных препаратов, производственных интоксикаций, новообразований. Причиной врожденной ненаследственной глухоты является воздействие на плод во время беремен­ности инфекции (краснуха, сифилис, цитомегалия и др.). При наследственной глухоте присутствует дефект в генах, несущих информацию о развитии орга­нов слуха, уже имеющийся в организме родителей; ребенок только наследует их от матери и отца. В случаях т. н. идиопатической тугоухости, когда заболе­вание развивается внезапно, без видимой причины, чаще всего выявляются сосудистые расстройства по типу нейроциркуляторной дистонии.

Экспертиза временной нетрудоспособности

Согласно Ориентировочным срокам временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10), утв. Минздравом России 21.08.2000 № 2510/9362-34, ФСС России № 02-08/10-1977П, утвержденные сроки временной нетрудоспособности при тугоухости и глухоте отсутствуют. Временная нетрудоспособность таких больных определяется в соответствии с ориентировочными сроками вре­менной нетрудоспособности при основном заболевании, на фоне которого возникла тугоухость или глухота, являющиеся очаговой неврологической симптоматикой остро развившегося патологического процесса центральной нервной системы (например, при черепно-мозговой травме или острой ней­роинфекции).

Направление на медико-социальную экспертизу

На медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) направляются больные со значительно выраженным снижением слуха на оба уха при отсутствии ре­чевых нарушений или в сочетании с нарушением речи (от умеренной степе­ни до полного отсутствия речи), в т. ч. при двусторонней тугоухости IV степе­ни, двусторонней глухоте и при глухонемоте, если их основная профессия связана с противопоказанными видами и условиями труда.

При направлении пациентов на МСЭ проводится клинико-функциональ­ная диагностика с целью количественной оценки имеющихся нарушений слуховой функции. Необходимый объем исследований:

  • отоскопия;
  • отомикроскопия;
  • камертональное исследование;
  • рентгенография височных костей (по показаниям);
  • импедансометрия;
  • аудиометрическое исследование;
  • ультразвуковое исследование (по показаниям);
  • регистрация слуховых вызванных потенциалов (компьютерная аудио­метрия);
  • регистрация отоакустической эмиссии.

Критерии оценки степени нарушения слуховой функции

Для определения степени снижения слуха оцениваются результаты ис­следования шепотной и разговорной речи, данные аудиометрии при иссле­довании слухового аппарата. Степень нарушения слуховой функции опреде­ляется по лучше слышащему уху (таблица). Для экспертов важна оценка степени снижения слуха на речевых частотах, т. е. от 500 до 2000 Гц. У сурдо- логов этот диапазон шире - от 500 до 4000 Гц.

Критерии оценки степени нарушения слуховой функции

Степень нарушения слуховой функции

Степень

выражен­

ности

тугоухости

Восприятие речи

Потеря слуха, Дб, на речевых частотах 500-2000 Гц

Порог

разборчивости речи, дБ

шепотной, м

разговор­ной, м

Нормальное снижение слуха

-

6

6

5-20

20-45

I степень - незначительные нарушения

I

Уушной раковины до 6

4-6

О

1

см

46-55

II степень - умеренные нарушения

и

0 - уушной раковины

2-4

41-60

56-65

III степень - выраженные нарушения

iii

0

0,5-2

о\

1

00

о

66-85

IV степень - значительно выраженные нарушения, при которых возможно разборчивое восприятие речи

IV

0

0-0,5

Свыше 80

Свыше 85

IV степень - значительно выраженные нарушения, при которых невозможно разборчивое восприятие речи

Глухота

0

0

Отсутствие

тонов

Разборчивость

невозможна

Критерии оценки ограничений жизнедеятельности при тугоухости и глухоте

При наличии у пациентов стойких нарушений слуховой функции, по результатам комплексной оценки показателей, характеризующих ограни­чения основных категорий жизнедеятельности человека, определяется степень выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятель­ности.

Ограничение способности к общению

Социальная адаптированность при слуховых нарушениях предполагает сохранность у больного возможностей, обеспечивающих включенность в жизнь общества. Больные с незначительными слуховыми нарушениями (ту­гоухость I степени) социально адекватны, т. к. они только при особых услови­ях (профессиональная деятельность, требующая абсолютного слуха) имеют ограничения жизнедеятельности.

Ограничение способности к общению 1-й степени определяется при умеренных нарушениях слуховой функции или выраженных, с учетом ис­пользования слухового аппарата, приводящих к снижению скорости, умень­шению объема усвоения, получения и передачи информации. При этом со­храняется возможность общения при снижении уровня усвоения и передачи информации любым способом при понимании смыслового содержания. При изолированном поражении органа слуха общение возможно с использова­нием невербальных способов и услуг по сурдопереводу.

Ограничение способности к общению 2-й степени устанавливается при выраженных или значительно выраженных нарушениях слуховой функции, вызывающих необходимость, наряду с использованием вспомогательных средств, помощи других лиц при приеме и передаче информации и для по­нимания ее смыслового содержания. У больного отсутствует возможность восприятия речи с использованием чтения с губ и с помощью письменной речи, при этом нарушается воспроизведение речи, в частности письменной (слова в предложении не согласованы; окончания, предлоги, времена оши­бочны, т. е. предложение непонятно). Слуховое нарушение и общение с по­мощью невербальных методов заметны для окружающих. Возможность кон­тактов с людьми резко ограничена. Речь у позднооглохших - с дефектами произношения, у рано потерявших слух - обученная речь малопонятна или непонятна для окружающих, общение возможно с помощью сурдопере­водчика.

Ограничение способности к общению 3-й степени определяется, когда общение невозможно из-за незнания невербальных символов (жестовой речи, чтения с губ, письма). Возможность контактов с людьми резко ограни­чена. Необходима помощь окружающих - близких, родственников.

Ограничение способности к ориентации

Ограничение способности к ориентации 1-й степени определяется у лиц с умеренным нарушением сенсорных функций, способных к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомога­тельных технических средств, улучшающих сенсорное (слуховое) восприя­тие и компенсирующих его нарушения. С их помощью сохраняется способ­ность к адекватному восприятию окружающей обстановки, ориентированию на месте, в пространстве и времени.

Вторая степень ограничения способности к ориентации может быть определена у лиц с выраженным или значительно выраженным нарушением сенсорных функций, обусловленным нарушениями в различных системах ориентации одновременно. Такие больные способны ориентироваться толь­ко при помощи других лиц. Например, глухота при отсутствии компенсации дефекта слуха зрением.

Ограничение способности к ориентации 3-й степени в результате нару­шения слухового восприятия не устанавливается.

Ограничение способности к трудовой деятельности

Ограничение способности к трудовой деятельности 1-й степени определяется у больных и инвалидов со значительно выраженным сни­жением слуха на оба уха с отсутствием речевых нарушений или в сочета­нии с нарушением речи (от умеренной степени до полного ее отсут­ствия), в т. ч. при двусторонней тугоухости IV степени, двусторонней глухоте и при глухонемоте, способных к выполнению трудовой деятель­ности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособных про­должать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низ­кой квалификации.

Ограничение способности к трудовой деятельности 2-й степени опреде­ляется при выраженном и значительно выраженном нарушении сенсорной функции в период адаптации у лиц с внезапно наступившей глухотой на оба уха, являющейся очаговой неврологической симптоматикой остро развив­шегося патологического процесса центральной нервной системы (напри­мер, при черепно-мозговой травме или острой нейроинфекции), способных к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств. Проведение ле­чебных и реабилитационных мероприятий, обучение у сурдопедагога в спе­циализированном отделении лечебно-профилактического учреждения, по­степенная адаптация в трудовом коллективе при работе в специально созданных условиях позволяют компенсировать 2-ю степень ограничения способности к трудовой деятельности в течение 1 года до 1-й степени. Изо­лированное внезапное возникновение острой глухоты на оба уха не наблю­дается.

Ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при па­тологии органа слуха не устанавливается.

Ограничение способности к обучению

Ограничение способности к обучению 1-й степени определяется при умеренных нарушениях слуховой функции либо выраженных, с учетом кор­рекции слуховым аппаратом, при которых обучение, овладение знаниями, умениями и навыками в полном объеме возможно в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств.

Ограничение способности к обучению 2-й степени определяется у лиц с выраженным и значительно выраженным нарушением слуха, име­ющих возможность обучаться, овладевать знаниями, умениями и навыка­ми лишь по специальным образовательным программам и (или) в специ­ализированных коррекционных учреждениях с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (кроме обучаю­щего персонала).

Ограничение способности к обучению 3-й степени при патологии орга­на слуха не устанавливается, неспособность к обучению отмечается при со­четании патологии органа слуха со значительно выраженным нарушением психических функций.

Ограничение способностей к передвижению и самообслуживанию

При наличии у больных с патологией слуха вестибулярной дисфункции и статодинамических нарушений, при определении степени ограничения способностей к передвижению и самообслуживанию необходимо учитывать комплекс показателей, свидетельствующих о нарушении функционального состояния вестибулярного аппарата, полученных при проведении калориче­ской и вращательной проб, комплекс биомеханических показателей (темп ходьбы, длительность двойного шага и др.), а также комплекс клинико-функ­циональных показателей, характеризующих выраженность нарушений ста­тики, координации движений, характер походки, использование дополни­тельных средств опоры при ходьбе. Все перечисленные нарушения должны иметь документальное подтверждение.

Критерии определения групп инвалидности

Критерием для определения III группы инвалидности являются уме­ренные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению способ­ности к трудовой деятельности 1-й степени или ограничению других катего­рий жизнедеятельности 1-й степени в их различных сочетаниях. Как правило, сочетаются ограничение способности к общению и к ориентации.

Критерием для определения II группы инвалидности являются выра­женные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению одной или нескольких категорий жизнедеятельности 2-й степени. Это может быть ограничение способности к трудовой деятельности 2-й степени (при внезап­ной полной потере слуха на период адаптации), ограничение способности к обучению 2-й степени и (или) ограничение способности к общению 2-й сте­пени при выраженных нарушениях языковой и речевой функций.

Первая группа инвалидности при патологии органов слуха не опреде­ляется.

Условия труда: противопоказания и рекомендации

К производствам и профессиям, в которых противопоказана работа глухих, глухонемых и лиц со значительно выраженной степенью нарушения слуха на оба уха, относятся:

  • работы, связанные с обязательной звуковой сигнализацией;
  • подземные работы в шахтах и рудниках, взрывные работы, подводные работы;
  • работы, связанные непосредственно с валкой, заготовкой и сплавом леса, работа на всех видах железнодорожного, автомобильного, водно­го, воздушного транспорта как по службе движения (водитель, обслужи­вающий персонал), так и по службе пути (стрелочник, путевой обходчик, ремонтный рабочий);
  • работа в горячих цехах;
  • работа, требующая согласованных действий всех участников производ­ственного процесса (рабочие, обслуживающие пилорамы, грузоподъем­ные механизмы);
  • строительные работы на больших высотах с открытыми площадками и в котлованах;
  • работы, связанные с воздействием мощного производственного шума (клепальщики, гвоздильщики, обрубщики, испытатели моторов, при- стрельщики оружия);
  • работы, связанные с производством химических веществ, оказывающих вредное воздействие на слуховой аппарат (анилин, свинец, ртуть). Лицам с глухотой и со значительно выраженной степенью нарушения слуха на оба уха в сочетании с вестибулярными нарушениями противопока­заны профессии, связанные с работой вблизи движущихся механизмов.

Лицам со значительно выраженной степенью нарушения слуха на оба уха в сочетании с хроническим гнойным отитом противопоказана произ­водственная деятельность, связанная со значительным физическим напря­жением (грузчики, такелажники, каменщики, землекопы) и неблагоприятны­ми метеорологическими условиями (частая и резкая смена температур, повышенная влажность, переохлаждение).

Инвалидам с ограничением способности к трудовой деятельности 1-й сте­пени показаны следующие условия и характер труда:

  • работы, не требующие разборчивости речи, слов и сигналов;
  • работы с голосовым напряжением (речевым контактом) до 10% рабочего времени;
  • работы, связанные с длительностью сосредоточенного наблюдения до 50% рабочего времени.

Инвалидам с ограничением способности к трудовой деятельности 2-й сте­пени показаны следующие условия и характер труда:

  • сокращение рабочего дня до 35 ч в неделю в соответствии с Федераль­ным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • индивидуальные нормы выработки;
  • оснащение рабочего места специальными техническими средствами;
  • строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • медицинское наблюдение и систематическая врачебная помощь;
  • специально созданные рабочие места, включающие приспособление ос­новного и вспомогательного оборудования к значительно выраженному снижению слуха инвалида, в т. ч. обеспечение обстановки для удобства, безопасности и возможности самостоятельно ориентироваться в усло­виях ограниченного восприятия информации;
  • рабочее место с особыми условиями режима труда: гибкий индивиду­альный график работы со снижением объема производственной дея­тельности; работы только в дневную смену с графиком, позволяющим максимально использовать длительность светового дня и исключить ограничения в ориентации у лица со значительно выраженным сниже­нием слуха. Обязательным является создание щадящих условий труда, исключающих такие вредные производственные факторы, как шум, ви­брация и наличие токсичных промышленных веществ;
  • рабочее место с льготным нормированием и оплатой труда - индивиду­альная форма организации труда с повышенной оплатой труда инвали­дам с тугоухостью и глухотой, когда при планировании выпуска продук­ции учитывается снижение трудоспособности инвалида и обеспечение рациональной организации трудового процесса. Оплата труда инвалида в данных условиях не должна быть ниже заработной платы работников, не являющихся инвалидами, соответствующей квалификации, уровня профессиональной подготовки и стажа.

Трудоспособными являются больные с незначительными нарушениями слуховой функции, у которых способность общаться, адекватно вести себя в окружающей обстановке полностью сохранены, общение - с помощью слу­хового восприятия на вербальном уровне, возможность контактов с людьми не ограничена, слуховое нарушение незаметно для окружающих. Социаль­ный статус таких больных сохранен.

В профессиях, где необходим абсолютный слух (музыкант, певец), боль­ные с нарушением слуховой функции могут испытывать затруднения, приво­дящие к потере профессии. Реализация профессиональных знаний в других областях (преподаватель, искусствовед и пр.) предотвращает наступление социальной дезадаптации.

Профессии, не предусматривающие постоянного общения и не требую­щие от больного активной речи, когда слуховое восприятие может быть за­менено или дополнено зрительным (письменным сообщением, заданием), доступны широкому кругу больных с тугоухостью. Например, художник- оформитель, массажист, мастер по ремонту обуви, лаборант, врач- физиотерапевт, библиотекарь и др.

В этих случаях ограничение способности к трудовой деятельности не определяется. Исключение составляют случаи, когда снижение слуха в предпенсионном и пенсионном возрасте приводит к потере основной про­фессии, а имеющиеся нарушения сенсорной функции организма суживают круг доступных работ, при этом приобретение новых знаний и умений за­труднено.

Профилактика инвалидности или ее утяжеления заключается в т. ч. и в ра­циональном трудоустройстве больных и инвалидов, исключающем неблаго­приятные факторы, которые могут спровоцировать прогрессирование туго­ухости.

В заключение необходимо отметить, что проведение медицинской экс­пертизы лиц с нарушением слуха требует особого внимания в связи с отсут­ствием четких критериев степени выраженности нарушения слуховой функ­ции, ограничений жизнедеятельности. Поэтому в каждом конкретном случае экспертное решение должно быть объективизировано и индивидуально.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль