Врач и медицинская сестра: строим этику отношений

1264

Одним из самых важных вопросов в профессиональной медицинской этике являются отношения врача и медсестры. Во многом это связано с тем, что по мере развития медицины образ среднего медицинского персонала как фигуры милосердия трансформировался в серьезную профессию, имеющую самостоятельный род деятельности  и очерченную компетенцию.

В статье мы поговорим о современном враче и медицинской сестре, рассмотрим этические стороны взаимоотношения этих должностных лиц.

Роль медицинской сестры в современной медицине

Еще в 19 веке роль медицинской сестры  сводилась к помощи врачу, она обязана была следовать всем его указаниям, ничего не решала сама.

Сегодня же медицина изменилась,  в связи с чем поменялись и требования к среднему медперсоналу. В частности:

  • возросла роль медицинской сестры;
  • изменились функции должности;
  • краткосрочные курсы обучения профессии сменились полноценным  обучением в медицинских вузах и училищах, существует многочисленные программы перепрофилирования и усовершенствования для медсестёр;
  • по сравнению со своими предшественницами, медсестра сегодня обладает более глубокими и систематизированными знаниями;
  • владеет большинством медицинских манипуляций и имеет превосходные практические навыки, во многих умениях превосходит врачей-специалистов.

Современный врач и его взаимоотношения с коллегами

 Деятельность врача так или иначе связывается с необходимостью  постоянного общения с коллегами.

Врач взаимодействует:

  • с врачами-специалистами по другим направлениям деятельности;
  • с врачами-диагностами: рентгенологами, лаборантами, иммунологами, эндоскопистами и т.д.;
  • с фельдшерами и провизорами;
  • со средним и младшим медицинским персоналом;
  • с прочим персоналом.

Это говорит о том, что медицинской деятельности особо важно наладить между всеми медработникамиправильныевзаимоотношения, сохранять слаженность в работе отделения медицинской службы, поскольку от этого зависит качество и своевременность оказания медпомощи.

Можно сказать, что правильные взаимоотношения между врачами-коллегами зависят от одновременного соблюдения двух условий:

  • общения коллег и взаимные консультации во всех сложных случаях лечения и диагностики больных;
  • от взаимного уважения коллег друг другу, как при личном общении, так и в присутствии пациентов и других коллег. Неуважительное отношение к  профессиональному мнению коллеги при посторонних подрывает его авторитет в глазах пациента, и, как следствие наносит ему вред.

В профессиях учителей, врачей, сотрудников правоохранительных органов и многих других заложен принцип коллегиальности. В медицине коллегиальность важна именно для защиты интересов больного:

  • мнение каждого врача должно учитываться и проверяться, независимо от его опыта, возраста и стажа;
  • все члены медицинского коллектива должны быть заинтересованы в нормальных взаимоотношениях;
  • врачи должны поддерживать друг друга в трудных и спорных профессиональных ситуациях, ограждать друг друга от возможных волнений.

Медицинская этика

Несмотря на все вышесказанное, в медучреждениях нередко случаются ситуации, когда медработники неуважительно отзываются о своих коллегах в присутствии пациентов.

Медицинская деонтологическая этика изучает нравственные проблемы и правила поведения в медицинском коллективе.

Пренебрежительное, оскорбительное и неуважительное уважение к коллегам, как со стороны врачей, так и со стороны медсестер считается грубым нарушением медицинской этики.

Частым нарушением также является пренебрежительное и несерьезное отношение более старших товарищей к молодым, недавно закончившим ВУЗы, специалистам.

Медицинский коллектив со «здоровым» микроклиматом имеет следующие признаки:

  • если в ходе лечебного процесса один врач заметил недоработки другого врача, все замечания ему делаются наедине, в корректной и вежливой форме, в отсутствии подчиненных и коллег;
  • старшие коллеги относятся бережно и уважительно к младшим;
  • руководитель коллектива относится к своим подчиненным с уважением, прислушивается к их мнению и проблемам.

Именно такая модель взаимоотношений в коллективе поднимает авторитет врачей в глазах друг друга и в глазах пациентов, способствует эффективной работе, идет на пользу больным

.

Взаимоотношения врача и среднего медперсонала

Врач и медсестра, врач и санитарки, их правильные взаимоотношения и слаженная работа создают в медицинском коллективе успешную профессиональную деятельность.

Именно санитарки и медицинские сестры чаще всего находятся в палатах с пациентами и могут вовремя отметить проявления заболевания, которые не успел заметить врач. В медицинской практике множество случаев, когда огромное количество больных было спасено потому, что медицинские сестры вовремя вывили нарушения в состоянии здоровья больных, что позволило своевременно вызвать врача  и оказать ему неотложную помощь.

Поэтому врач-профессионал должен укреплять и налаживать уважительное и деловое отношение к среднему и младшему медперсоналу,  не относиться к ним высокомерно и грубо.

Разногласия в коллективе

Психологи отмечают, что в рабочих коллективах не всегда определены рамки профессионального взаимодействия, ответственности и влияния:

  • много говорится о командной работе коллектива, что подразумевает демократическую модель, однако, на практике, многие медицинские коллективы имеют иерархическую структуру и жесткое авторитарное руководство;
  •  во многих коллективах отсутствует обмен идеями и предложениями между медсестрами и врачами, а также адекватное восприятие конструктивной критики и помощи в деятельности;
  • Многие медсестры полагают, что вся ответственность по выполнению врачебных назначений возложена на врачей, поскольку именно они обеспечивают согласие пациента на лечение, даже если его впоследствии проводит медсестра.

Все это говорит о том, что в отношениях врача и медсестры существует определенная иерархия.

Все необозначенные и невысказанные проблемы в сфере профессиональной деятельности врача и медсестры в итоге приводят к возникновению конфликтов на фоне разногласий.

Ключевые этические нормы во взаимоотношениях врача и медсестры

В Международном этическом кодексе медсестер сказано о том, что оказывая пациенту помощь, медицинская сестра должна создавать атмосферу уважительного отношения к убеждениям, ценностям и обычаям пациенте.

С эти трудно не согласиться, поскольку именно медсестры отвечают за больную работу по уходу за пациентами. Часто отсутствие должного ухода сводить на нет все усилия врачей, даже после сложных оперативных вмешательств.

Профессиональной обязанностью медсестры является ответственное отношение к жизни издоровью пациента. В Международном этическом кодексе медсестер также говорится, что медсестра несет персональную ответственность за реализацию мер, которые направлены на удовлетворение общественных запросов к организациям здравоохранения.

В кодексе для медсестер сказано и об обязанностях врача по отношению к медицинской сестре. В частности, врач должен уважительно относиться к правам пациентов, коллег и другого медперсонала.

Система профессиональных связей медработников, как мы уже говорили выше, весьма многообразна. Медработники в современных условиях общаются с разными организациями, гражданами и социальными группами. Можно выделить такие группы связей:

  • общение с коллегами;
  • общение с больными и посетителями медучреждения;
  • общение с правоохранительными  органами;
  • общение с органами социальной защиты и общественными организациями;
  • общение с другими медучреждениями и образовательными учреждениями.

Поскольку эти взаимоотношения весьма разнообразны, медработник может строить их профессионально только в том случае, если это общение будет происходить с учетом психологических особенностей личности, с которой он общается.

Ошибки в общении

  • Недопустимы ситуации, когда медсестра вторгается в зону компетенции врача, а врач выполняет работу медсестры. Это говорит о том, что должностные обязанности медработников регламентированы расплывчато, вследствие этого и происходит их пересечение.

Такие действия расцениваются как посягательство в сферу компетенции коллеги.

  • Иногда профессиональное поведение медсестры бывает безучастным и формальным. Непрофессиональным является поведение, когда медсестра не поддерживает информационно свои действия, не подбадривает пациента психологически.

Следует помнить, что медсестра отвечает за верное выполнение назначений не перед врачом, а перед пациентом. Формальное отношение к работе полностью обесценивает опыт медсестры, а впоследствии – убивает ее самостоятельность в принятии решении, а также инициативность.

  • Часто медсестры, не задумываясь, дают врачам советы, которые касаются их профессиональной деятельности.

Часто медсестры с опытом мотивируют это тем, что «врач еще молодой, мы здесь работаем дольше и все это знаем». Однако не во всех ситуациях это уместно и может спровоцировать конфликтную ситуацию.

Профессиональный долг медработников запрещает им проявлять в работе качества, которые идут вразрез с требованиями медицинской этики, такие как невежливость, грубость, черствость, злость в общении с коллегами, вследствие чего руководителям медучреждений следует обращать внимание на такие аспекты профессиональной деятельности как можно чаще.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×