Внутренний контроль качества и безопасности: строим систему

560

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в МО – это значимый организационный вопрос в нормальной работе  системы здравоохранения РФ. Этот вопрос касается непосредственно всех звеньев государственной, частной и муниципальной системы. Каждый элемент системы должен отвечать всем нормам действующего законодательства государства. Цели и аспекты регламентируются ключевым законом, которым является документ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Задача достаточно трудоемкая и непростая.

В части 2 статьи 87 указано, что суть контроля за данной областью является соблюдение всех  требований к особенностям медицинских услуг, которые устанавливаются законодательными актами РФ.

Также в законодательстве указана трехуровневая система, которая должна осуществлять контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Поэтому он может носить государственный, внутренний и ведомственный характер.

Представители системы органов здравоохранения согласно статье 90 обязаны проводить внутренний мониторинг безопасности и качества. Процедура проведения устанавливается их руководителями.

Предоставленные региональные правовые акты представляют собой инструктивно-методические документы и включают:

  • Критерии;
  • Структуру;
  • Организационные технологии;
  • Процедуру выполнения;
  • Взаимодействие с надзорными и контролирующими организациями;
  • Регистрация полученных данных;
  • Решения согласно результатам оценки.

В 2014 году органы власти на субъектах  РФ по запросу реализации требования организовать и провести внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности предоставила отчеты о том, что 69% субъектов государства (59 МО) разработали свои рекомендации регионального уровня. То есть 31% не таковых инструкций (Рис.1).

При этом по приведенным данным организация работы по контролю качества и безопасности медицинской деятельности в МО  на внутреннем уровне проводится ответственными тремя лицами:

  • Заведующим отделением;
  • Заместителем руководителя МО;
  • Врачебной комиссией МО.

Внутренний контроль качества и безопасности: строим систему

Рис.1. Трехуровневая система организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

Масштабы внутреннего контроля качества безопасности медицинского учреждения назначаются в соответствии списка ситуаций, которые обязательно нужно проконтролировать, а также всеми случаями с охватом всех структурных медицинских подразделений учреждения, в соответствии с установлением обязанностями по контролю для должностных лиц.

Запросы к должностным лицам, которые уполномочены проводить соответствующие мероприятия внутреннего контроля, установлены не во всех субъектах системы здравоохранения.

Уровни внутреннего контроля

В зависимости от уровня контроля можно определить особенности его реализации.

Первый уровень контроля заведующего отделением определяется следующими задачами:

  • Оценивание качества обследований согласно современным критериям;
  • Соблюдение норм и критериев, предъявляемых к оформлению и ведению разных медицинских документов;
  • Оценка и аудит работы сотрудников МО (врачи и СМП);
  • Реализация стандартов;
  • Обнаружение дефектов медицинских услуг;
  • Принятие мер, сосредоточенных на ликвидирование последствий и предупреждение появления новых несоответствий требуемым критериям.

Второй уровень и внутренний контроль качества медицинской помощиопределяется заместителем руководителя МО и определяется:

  • Оценкой качества медпомощи в соответствии с утвержденными нормами;
  • Анализом деятельности структурных единиц по количественным и качественным данным;
  • Обнаружением медицинских дефектов деятельности и их анализом;
  • Экспертизой обязательных клинических случаев контроля и сложных ситуаций;
  • Оценкой обеспеченности медицинского учреждения медицинскими и лекарственными ресурсами;
  • Контролем над качеством диагностики согласно требуемым стандартам;
  • Оценкой реализации противоэпидемического режима и лечебного питания в МО; • Оценкой степени удовлетворительности пациентов предоставляемой медпомощью;
  • Разработкой и проведением мер, ориентированных на исправление и предотвращение дефектов медицинских услуг;
  • Контролем над наличием и ведением нормативных медицинских документов.

По приказу №502н изданного Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012  «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» внутренние контролирование  МО также обязана проводить врачебная комиссия медучреждения.

Во время приема пациента самоконтроль медицинского специалиста определяет оценку:

  • Своевременности обращения пациента за медицинской помощью;
  • Качества и количества данных о состоянии здоровья обратившегося гражданина;
  • Методики оказания медпомощи при предыдущих лечениях;
  • Верности диагностики, выбора лечения и его проведения;
  • Ошибок при предыдущих лечебных услугах и степень их влияния.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Меры оценки уровня качества

Объективность информации для контроля напрямую зависит от качества и количества ее источников. Поэтому для изучения конкретного стандарта лучше использовать несколько документов, в которых можно сравнить полученный результат и оценить степень его соответствие установленным критериям.

Аудит – это один из популярных и эффективных методов, направленных на проверку какого-либо условия. Путем систематического анализа всех задач и сторон на соответствие согласованным требованиям эта процедура позволяет улучшить качество и безопасность медицинской деятельности с последующим внедрением разработанных изменений.

Аудит направлен на комплексный сбор максимально объективной информации. Он позволит правильно определить наиболее критичные вопросы в функционировании медицинского звена и разработать план эффективных мероприятий по их решению.

Для проведения внутреннего контрольного мониторинга за медицинской деятельностью можно использовать 4 источника данных:

  • Документация – наличие локальных правовых документов в рамках учреждения, качество оформления меддокументации, в том числе и с точки зрения исполнения клинических рекомендаций;
  • Опрос сотрудников МО – наличие необходимых знаний, их личностная оценка организации работы организации;
  • Опрос пациентов и их посетителей – доказательство осуществления того или оного мероприятия, качественная оценка информирования их сотрудниками, отзыв о пребывании в МО и условиях предоставления услуг;
  • Непосредственное наблюдение практики – прямая оценка процессов оказания помощи в медучреждении.

Особенности источников информации для оценки

Каждый ресурс дынных для контроля имеет свои преимущества и недостатки. Так, традиционный источник в виде документации отличается объективностью и доступностью. В тоже время наличие приказов и другие распорядительных документов не может гарантировать их исполнение на практике или недопущение ошибок при этом. То есть нередко бывает написано, но не исполнено и наоборот. Условия неполного использования электронного документооборота либо его отсутствие, а также необходимость разбирать рукописные сокращения и почерк автора создают трудности при проведении мониторинга за медицинской деятельностью.

Опрос персонала дает информации об организационном вопросе работу МО, ее деятельности и соблюдении нормативных актов, протоколов и порядков. Также это позволяет оценить реальные знания сотрудников. Но недостоверность предоставляемой информации может быть связана с переоценкой персоналом своего качества работы, а также со скрытностью дефектов оказания медицинской помощи и нежеланием предоставлять негативные оценки о своих коллегах или себе. Также на это нужно время и специальные алгоритмы получения интервью и их анализа.

Наиболее ценным источником являются сами пациенты и их посетители, так как можно изучить деятельность МО со стороны получения медпомощи. Пациенты могут озвучить жалобу, а организация выявить и устранить проблемы.

Наблюдение за деятельностью персонала позволяет получить данные о процессах деятельности медучреждения, взаимосвязях персонала между собой и пациентами, организации рабочего режима. Объективно собрать и обработать такую информацию может только отлично подготовленный специалист.

Сочетание всех источников позволяет выстроить качественную базу, чтобы провести эффективный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также разработать и провести программу по его повышению и коррекции выявленных проблем.

Проблемы реализации контроля на внутреннем уровне

По запросу Росздравнадзора предоставляются данные от органов власти с субъектов для анализа. Они говорят о состоянии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на внутреннем и ведомственном уровне. На момент 2015 года выявлены ключевые проблемные моменты в системе мониторинга:

  • Полностью не используются последовательный подход при разработке мониторинга качества и взаимосвязи между уже проведенными проверками, а также с заявлениями граждан.
  • Внутренний мониторинг показывает низкую эффективность своей деятельности. Сюда включается также проблема отсутствия системы учета результатов каждой МО в пределах региона и страны.
  • Нет единого подхода к организации и проведению эффективного мониторинга качества и управления качеством на уровне учреждения, согласованного со всеми заинтересованными сторонами.
  • Многие ответственные за проведение внутреннего контролякачества безопасности специалисты не имеют необходимых знаний и навыков. Особенно это касается организационного менеджмента и управления качеством данного вида деятельности.

Также, потеря эффективности работы обусловлена использованием только медицинской документации.

Итоговые решения

По итогам внутреннего контроля на разных уровнях разрабатывается и проводится ряд мероприятий:

  • Организационные (приказы, должностные инструкции, совещания, конференции, набор штата квалифицированного персонала);
  • Образовательные (повышение квалификации, наличие медицинской литературы, научные конференции);
  • Экономические (улучшение материально-технической базы);
  • Дисциплинарные (меры дисциплинарной ответственности согласно Трудовому кодексу).

Вся информация по проверке регистрируется в журналах, картах экспертной оценки, актах и отчетах. Данные учитываются и по ним разрабатывается комплекс решений по усовершенствованию указанных показателей и условия для реализации прав населения в получении согласно законным нормам объема и качества предоставляемых медицинских услуг.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×