Сайты медицинских учреждений: анализ информационной прозрачности

152

Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы Росздравнадзора (далее — ЦМИКЭЭ) провел исследование сайтов медицинских организаций, региональных органов управления здравоохранением. 

Оценивались доступность информации и открытость деятельности этих органов, а также, возможность участия граждан и организаций в процессах принятия решений по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности.

Развитие системы управления качеством в здравоохранении — поэтапный процесс, требующий пересмотра стереотипов, сложившихся в отношении качества медицинских услуг и подходов к реформированию системы оказания медицинской помощи в целом.

Обоснованные преобразования позволят не только повысить доступность и качество услуг, но и обеспечить экономическую эффективность деятельности учреждений здравоохранения.

В соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы исполнительной власти, ведомства и медицинские учреждения обязаны использовать свои сайты в сети интернет для публикации открытой информации, касающейся их деятельности.

Важно! Одним из критериев оценки деятельности медицинских учреждений является степень открытости информации и возможность общественного обсуждения мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи

Размещение информации на сайте медицинских учреждений способствует повышению эффективности деятельности: предоставлению оптимальных объемов медицинской помощи, максимальному удовлетворению потребностей пациентов, выполнению требований законодательства.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

В соответствии с планом мероприятий по разделу государственного задания " Информационно-аналитическая и экспертная поддержка мероприятий по осуществлению контроля качества и безопасности медицинской деятельности», ЦМИКЭЭ Росздравнадзора была проанализирована информация, размещенная на официальных сайтах медицинских учреждений и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Анализ проводился по следующим показателям:

  • наличие раздела «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности»;
  • размещение нормативных правовых актов по вопросам обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие административных регламентов по вопросам обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие планов мероприятий в рамках ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие результатов проверок и принятых мер;
  • учет обращений граждан по вопросам медицинской деятельности;
  • анализ обращений граждан по вопросам медицинской деятельности;
  • наличие Общественного совета;
  • размещение персонального состава Общественного совета;
  • размещение контактной информации о членах Общественного совета;
  • наличие в планах работы Общественного совета вопросов по контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие в протоколах заседаний Общественного совета рассмотренных вопросов контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Наиболее полно возможности сетевого ресурса по обеспечению открытости деятельности и доступности информации, касающейся контроля качества и безопасности медицинской деятельности, используют 12 органов управления здравоохранением: в республиках Адыгея, Карелия, Башкортостан, Марий Эл, Тыва, Бурятия, Чувашской Республике, Забайкальском крае, Курганской, Кемеровской, Свердловской и Тюменской областях. Их сайты содержат информацию по 8–10 показателям.

Важно! В результате анализа выяснилось, что ни на одном из 80 изученных сайтов органов управления здравоохранением субъектов РФ не была представлена информация по всем показателям

В 21 регионе сайты органов управления здравоохранением удовлетворяют только 5–7 показателям (Амурская, Воронежская, Омская, Ульяновская обл., Камчатский край и др.).

В 37 региональных органах управления здравоохранением информация на сайтах представлена лишь по 1–4 показателям (республики Ингушетия, Калмыкия, Ставропольский край, Новосибирская, Сахалинская, Саратовская обл. и др.).

Практически не освещается деятельность по проведению ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 10 регионах: в Кабардино-Балкарской республике, Костромской, Калужской, Кировской, Липецкой, Магаданской, Орловской, Пензенской, Самарской обл. и Санкт-Петербурге (рис. 1).

Анализ информационной прозрачности и общественной ориентированности сайтов региональных органов управления здравоохранением

Рис. 1. Структура информационного наполнения по вопросам организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности сайтов органов управления здравоохранением субъектов РФ

Специальные разделы «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» или «Независимая оценка качества работы учреждений» имеются только на сайтах 36 региональных органов управления здравоохранением (45%).

Несмотря на наличие утвержденных методических материалов по вопросам организации ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, на сайтах в Республике Хакасия, Калужской, Кемеровской, Оренбургской обл. и Хабаровского края они отсутствуют.

Нормативные правовые акты органов управления здравоохранением по вопросам организации ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности имеются на 26 сайтах (32,5%).

Административный регламент ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности размещен на 17 сайтах (21,2%).

Планы проведения проверок ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях имеются на 19 сайтах (23,7%), а информация о результатах проверок — на 15 сайтах (18,7%).

Детальная информация о результатах ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и принятых мерах размещена на сайтах министерств здравоохранения республик Калмыкия и Марий Эл, департамента здравоохранения Приморского края. Отсутствуют планы и результаты проверок на сайтах в республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва, Астраханской, Архангельской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской обл.

Учет обращений граждан в органы управления здравоохранением по вопросам медицинской деятельности представлен на 26 сайтах (32,5%), а анализ обращений граждан — на 13 сайтах (16,2%).

Читайте в свежем номере журнала «Здравоохранение»:

  • Что изменится для медорганизаций с 2017 года
  • Доступность обезболивания в 2017 году под угрозой. Что предпринять руководителю медорганизации
  • Главврач проверил подлинность дипломов медработников. Результаты удивили
  • Организация предварительных медосмотров сотрудников. Ответы на спорные вопросы
  • Как рассчитать цены на платные медуслуги

Оформить подписку

Департаментом здравоохранения Воронежской обл., министерствами здравоохранения республик Башкирия, Мордовия, Саха (Якутия), Свердловской, Челябинской обл. представлен подробный анализ причин обращений граждан по вопросам здравоохранения, в том числе, жалоб на работу лечебно-профилактических учреждений с указанием принятых мер.

Важно! Не представлен анализ причин обращений граждан по вопросам оказания медицинской помощи на сайтах Амурской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Владимирской, Новгородской, Омской и некоторых других обл.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», на 61 сайте (76,2%) органов управления здравоохранением субъектов РФ имеется информация о создании Общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания медицинских услуг медицинскими организациями и по защите прав потребителей, сведения об их персональном составе — на 52 сайтах (62,5%).

Не представлена информация о создании Общественных советов на сайтах республик Алтай, Коми, Брянской, Курской, Новосибирской, Пензенской, Самарской обл. В 65% органах управления здравоохранением субъектов РФ в планах работы и протоколах заседаний Общественных советов отсутствуют вопросы ведомственного и внутреннего контроля качества медицинской деятельности.

Важно! Особо следует отметить, что в ряде субъектов РФ информация на сайтах обновляется несвоевременно

Так, на сайтах органов управления здравоохранением Республики Карелия, Еврейской автономной обл., Ставропольского края, Тюменской, Ярославской обл. и г. Москвы информация об обращениях граждан и анализ обращений представлена за 2013 г., о результатах ведомственного контроля в Республике Мордовия — за 2011 г., в Нижегородской обл. — за 2013 г., протоколы заседаний Общественного совета в Республике Карелия и Краснодарском крае — за 2013 г.

Анализ информационной прозрачности и общественной ориентированности сайтов региональных органов управления здравоохранением

Рис. 2. Наличие критериев информационной прозрачности и общественной ориентированности на сайтах региональных органов управления здравоохранением

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В соблюдении органами управления здравоохранением субъектов РФ требований законодательства в части использования официальных сайтов в сети интернет для публикации открытой информации имеются значительные пробелы:

  1. вопросы контроля качества и безопасности медицинской деятельности не являются приоритетными в деятельности ряда органов управления здравоохранением субъектов РФ;
  2. недостаточно используется возможность официальных сайтов как актуального информационного ресурса, обеспечивающего открытость и доступность полных и достоверных сведений по вопросам организации обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Для соблюдения принципов открытости в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ необходимо:

  1. обеспечивать полноту, достоверность и своевременность предоставления информации о деятельности, подлежащей раскрытию в обязательном порядке;
  2. формировать и развивать действенные механизмы оперативного реагирования на обращения граждан;
  3. обеспечивать объективность и публичность процедуры формирования Общественных советов, создаваемых при органах исполнительной власти, наделять их необходимыми полномочиями;
  4. повышать доступность информации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности для всех заинтересованных лиц в сети Интернет;
  5. внедрять процессы и инфраструктуру, в том числе электронные сервисы и услуги, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, упрощая способы взаимодействия с гражданским обществом.

Таким образом, одним из механизмов улучшения функционирования системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на уровне субъектов РФ является оптимизация информационного обеспечения лечебно-диагностического процесса в сети Интернет.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности должен осуществляться по единой организационной технологии, соответствующей требованиям законодательства и оптимального использования современных коммуникационных технологий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Как реагировать, если пациент оскорбляет вас в соцсетях?

  • Никак, это бесполезно 43.24%
  • Попытаться объясниться с пациентом, выяснить причины 24.32%
  • Требовать снять пост, если нет - писать в прокуратуру 32.43%
результаты

Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль