Правила предоставления платных медицинских услуг

1775

Правила предоставления платных медицинских услуг организациями здравоохранения утверждены постановлением Правительства РФ № 1006 от 04.10.2012 года.

Рассмотрены отдельные положения правил, особенности составления договора о предоставлении услуг, информирования пациента, а также формирование цен на платные медицинские услуги.

Правила предоставления платных медицинских услуг: договор

Если медучреждение планирует оказывать пациентам платные медуслуги, для этого с ними необходимо заключать соответствующий договор.

В некоторых случаях закон позволяет заключать такой договор не с конкретным пациентом, а с заказчиком, которое приобретает услуги медицинского характера в пользу получателя этих услуг.

Правила предоставления платных медицинских услуг определили круг сведений, которые необходимо отразить в договоре:

  1. Сведения об исполнителе услуги. В этом разделе приводятся все сведения о медучреждении, которое будет предоставлять пациенту платные услуги:
    • ее официальное наименование и адрес;
    • регистрационные данные медучреждения.
  2. Лицензионные данные медучреждения, включая данные лицензии и те перечни медицинских услуг, которое оно имеет право оказывать населению;
  3. Сведения о пациенте, заказчике или конкретном потребителе услуги (его фамилия, имя и отчество, адрес места жительства и иные контактные данные;
  4. Перечень конкретных услуг, которые заказчику могут предоставляться на платной основе с указанием срока их оказания, порядок и сроки оплаты, цена услуги и иные существенные условия;
  5. Ответственность сторон договора – заказчика и медицинского учреждения в случае несоблюдения условий данного договора;
  6. Порядок, в котором стороны могут изменить или дополнить условия договора, правила его расторжения.
  7. Иные условия, которые включаются в текст договора по договоренности сторон.

Согласованный договор должен быть подписан сторонами, также должны быть указаны их ФИО и должности лиц, представляющих интересы юридического лица.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Информирование пациента при предоставлении платных медуслуг

Перед заключением договора об оказании медпомощи на платной основе, медучреждение должно сообщить пациенту о возможности получения ее бесплатно в рамках предоставляемых государством гарантий.

Если при этом клиент отказывается от заключения договора при наличии бесплатных услуг, необоснованный отказ медучреждения в их предоставлении считается незаконным.

В соответствии с новыми правилами оказания медуслуг, медучреждения обязано заключать договоры с пациентами только в письменной форме.

ФЗ «Об охране здоровья» предусматривает, что при получении медпомощи на бесплатной или платной основе, гражданин должен в доступной форме получить определенную информацию об оказываемых медицинским учреждением услугах.

Эти сведения можно представит в виде нескольких блоков.

  1. Сведения о лечебном учреждении, о его деятельности, о медицинском персонале и его опыте работы и квалификации.
  2. Данные медучреждения о состоянии здоровья пациента, наличие состояния или заболевания, установленный врачом диагноз, данные диагностического процессе, прогнозы развития болезни, наличие рисков развития осложнений и иные клинически значимые данные.

Медучреждение должно учесть, что предоставляя пациентам сведения о медицинском персонале необходимо соблюдать и требования законодательства в сфере защиты персональных данных граждан.

  1. Правила представления платных медицинских услуг уточняют, что информация размещается как в здании медучреждения на видном месте, так и на его интернет-портале:
    • фирменное или официальное наименование организации, предоставляющей медицинские услуги населению;
    • реальный адрес нахождения организации и копии документов о ее регистрации в качестве юр лица или индивидуального предпринимателя (свидетельство, данные об органе, осуществляющем государственную регистрацию;
    • лицензионные данные, из которых  понятен номер и дата регистрации, сведения о регистрирующем органе и его контактные данные, перечень услуг, которые разрешено представлять медучреждению в соответствии с лицензией;
    • перечень конкретных услуг, предоставляемых гражданам, с указанием их цены, порядка и форм их оплаты, условиях оплаты;
    •  сведения о предоставлении медуслуг на бесплатной основе в соответствии с существующими программами, гарантированными государством или на региональном уровне;
    • данные о кадровом составе медработников, которые участвуют в оказании медицинских услуг населению (их должности, сведения об образовании и медицинском сертификате, категории и т.д.);
    • режимные моменты – графики приема медицинского персонала, режим работы медучреждения для оказания платных медицинских услуг;
    • данные контрольно-надзорных органов по данному региону или населенному пункту, с указанием официального названия  и контактных данных, по которым пациент может связаться в случае возникновения трудностей.

Все эти данные должны быть доступны для неограниченного числа людей в рабочее время лечебного учреждения.

Кроме того, сами медицинские работники должны в любом случае объяснять своим пациентам цели и применяемые методики при оказании медицинской помощи, рассказать о рисках конкретных операций и процедур, а также о возможных осложнениях и результатах проводимых мероприятий.

При этом законодательно не установлены критерии, которые позволят оценить достаточность представленной пациенту информации, а также конкретность ее формы. Поэтому медработники и пациенты могут трактовать данные нормы субъективно.

Если также и информация, которая медицинским персоналом должна быть представлена пациенту по первому его требованию:

  • действующие медицинские стандарты и порядки, которые действуют в отношении предоставляемых платных медуслуг;
  • сведения о конкретном медработнике, который будет оказывать помощь пациенту – проводить операцию, вмешательство, процедуру или диагностические действия. Пациент имеет право знать об образовании этого сотрудника, о наличии у него сертификата медработника по необходимой специальности и т.д.;
  • информация о методиках, применяемых медработникам при оказании услуги, о рисках, последствиях и итогах конкретной процедуры.

Врач-специалист, оказывающий платную услугу должен предупредить пациента о том, что если рекомендации и врачебные назначения им соблюдаться не будут, то медучреждение не может гарантировать надлежащее качество медуслуги, итоги ее проведения.

Кроме того, пациент в любом случае должен соблюдать рекомендуемый режим лечения, питания и активности.

Правила предоставления платных медицинских услуг: разработка прейскуранта

К числу документов, которые должны быть в медучреждении, оказывающем платные услуги, должен быть и перечень цен на эти услуги (прейскурант).

Напомним, общий перечень документов:

  • положение медучреждения об оказании услуг пациентам на платной основе;
  • перечень цен;
  • типовое соглашение с пациентом о предоставлении услуг;
  • правила предоставления платных медицинских услуг;
  • типовая форма добровольного информированного согласия пациента на оказание услуг;
  • другие документы, которые являются обязательными во исполнение требований постановления № 1006.

Для оформления перечня цен на платные услуги медучреждение должно составить следующую таблицу:

Название медицинской услуги

Код медицинской услуги

Стоимость услуги в рублях

Единица измерения услуги

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1664н от 27.12.2011 года утверждена номенклатура медицинских услуг. При этом в постановлении Правительства № 1006 и в этой номенклатуре законодатель не устанавливает требований о том, что название услуги в прейскуранте должно соответствовать номенклатуре. Кроме того, правила предоставления платных медицинских услуг ничего не говорят об использовании кода медицинской услуги.

Таким образом, руководитель медучреждения решает самостоятельно, как именно будет сформирован прейскурант и буду ли названные данные в нем отражены. Исключительные случаи могут быть предусмотрены документацией учредителя медучреждения в региональных правовых актах. Однако, во избежание неудобств, рекомендуем применять названия медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой.

Читайте в свежем номере журнала «Здравоохранение»:

  • Что изменится для медорганизаций с 2017 года
  • Доступность обезболивания в 2017 году под угрозой. Что предпринять руководителю медорганизации
  • Главврач проверил подлинность дипломов медработников. Результаты удивили
  • Организация предварительных медосмотров сотрудников. Ответы на спорные вопросы
  • Как рассчитать цены на платные медуслуги

Оформить подписку

Как утвердить прайс на платные услуги

В соответствии с нормами действующего законодательства, медучреждение бюджетной сферы не обязано согласовывать оказание платных медуслуг со своим учредителем. Однако, в правилах предоставления платных медицинских услуг сказано, что учредитель медучреждения бюджетной сферы самостоятельно определяет тарифы и цены на услуги платного характера.

Для того, чтобы верно рассчитать и сформировать итоговые цены, специалисты медучреждения должны руководствоваться утвержденными Министерством экономики рекомендациями (№ СИ-484/7-982 от 06.12.1996). На практике часто сам учредитель разрабатывает рекомендации по формированию ценовой политики, а также правила, по которым медуслуги на платной основе будут представляться пациентам.

Данные обязанности могут быть переданы и главному врачу медицинского учреждения, но в таком случае соответствующие полномочия должны быть четко закреплены в уставе лечебного учреждения. Таким образом, для того, чтобы разработать прайс на платные услуги самостоятельно, медучреждение руководствуется методикой, разработанной учредителем.

Медучреждение может предусматривать и особый порядок оплаты и предоставления медуслуг. Например, в случае, когда один и тот же заказчик одновременно обращается за получением нескольких медуслуг (медицинская справка на водительские права и обследование на выдачу оружия). В таком случае для пациентов могут быть предоставлены скидки или особые порядки оплаты.

После того, как прайс составлен и утвержден, его необходимо разместить на информационной стойке или стенде, а также на официальном сайте лечебного учреждения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Как реагировать, если пациент оскорбляет вас в соцсетях?

  • Никак, это бесполезно 43.24%
  • Попытаться объясниться с пациентом, выяснить причины 24.32%
  • Требовать снять пост, если нет - писать в прокуратуру 32.43%
результаты


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль