Управление качеством медицинской помощи: 8 принципов

2635

Системой управления качеством медицинской помощи называю контроль и организацию над деятельностью медучреждений в реализации потребностей пациентов и получении ими качественной медпомощи на всех уровнях.

Система управления качества медицинской помощи представляют организованный комплекс управленческих действий и структур, которые обеспечивают больных качественной медпомощью.

Принципы управления качеством медицинской помощи

Для того, чтобы создать эффективную и действенную систему управления качеством медицинской помощи, необходимы основные руководящие положения, на которые будут опираться все участники этой системы.

Мы выделили 8 принципов, которые решают эти задачи:

  1. Ориентация деятельности медучреждений на пациента. Известно, что работа медучреждений зависит от конечных потребителей медицинских услуг. Именно поэтому важно выполнять все их требования, понимать актуальные и будущие потребности, а также стремиться достигнуть наилучшего результата при оказании медицинской помощи, превзойти ожидания пациентов.
  2. Лидерство главного врача медицинского учреждения.

Именно руководитель медучреждения способен сформировать единые цели и важные направления деятельности лечебной организации.

Главный врач должен поддерживать и создавать такую внутреннюю вреду, в которой медицинский персонал будет вовлечен в решение общих задач медицинского учреждения.

  1. Вовлеченность медицинских работников в деятельность организации.

Все медицинские работники, и врачи, и медицинские сестры, составляют организационную основу работы медучреждения. Поэтому если медперсонал будет достаточно мотивирован на решение стратегических задач медучреждения, то это даст возможность медучреждению с собственной выгодой использовать их интересы и способности.

  1. Подход к медицинской деятельности, как к процессу. Система управления качеством медицинской помощи предполагает, что желаемый результат деятельности будет достигнут эффективно, если имеющимися ресурсами (кадровыми, материально-техническими, финансовыми), управлять как единым процессом.
  2. Системный подход к управлению качеством медицинской помощи. Этот принцип предполагает, что руководство медучреждения сможет понимать, выявлять и управлять взаимообусловленными процессами в системе.

Это позволит достигнуть высокой эффективности и результативности медучреждения при достижении конкретно поставленных задач и целей.

  1. Постоянное усовершенствование. Одним из главных принципов деятельности медучреждений является постоянное стремление к совершенству, и именно улучшение деятельности лечебного учреждения следует рассматривать как постоянную цель.
  2. Важные управленческие решения принимаются на основании фактов.

Каждом у эффективному  решению должна предшествовать аналитическая работа имеющихся данных и информации.

  1. Налаживание эффективного взаимодействия с поставщиками.

Как известно, медучреждения постоянно закупают для своих целей товары и услуги, и взаимодействуют с поставщиками.

Это общение является взаимозависимыми, поэтому если стороны этих отношений будут работать на взаимную выгоду, будут формироваться новые ценности.

Все изложенные принципы в равной степени должны проявляться во всех направлениях деятельности управления качеством медицинской помощи.

Виды деятельности в управлении качеством медицинской помощи

Деятельность, осуществляемая в ходе управления качеством медицинской помощи, не является однородной, и можно выделить несколько ее направлений.

  1. Дизайн качества:
    • формирование целевой группы пациентов-потребителей той или иной медицинской услуги;
    • изучение интересов и основных запросов пациентов;
    • установление результата, который будет максимально отвечать запросам пациентов;
    • разработка схем и алгоритмов, которые необходимы для реализации того или иного результата.
  2.   Обеспечение качества. Это направление представляет собой комплекс действий, которые планируются, формируются и реализуются в системе управления качеством медицинской помощи.

Так, для того чтобы усовершенствовать деятельность конкретного медучреждения по качеству медпомощи, необходимы следующие компоненты:

  • формирование необходимой нормативной базы для регулирования механизмов обеспечения необходимого качества медпомощи;
  • приведение существующей структуры медучреждения и ее ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и информационных) в соответствие с действующей правовой базой;
  • создание локальных актов, которые утверждают необходимые технологические и результативные стандарты;
  • контроль над выполнением основных медицинских технологий, используемых в деятельности.
  1. Контроль качества.

Контроль качества, в свою очередь, представляет собой комплекс актуальных и своевременных мер, которые позволяют оценить выполнение основных составляющих качества медпомощи.

Контрольные меры базируются на сопоставлении достигнутых в ходе оказания медицинской помощи результатов с существующими медицинскими стандартами и протоколами ведения пациентов.

Одним из эффективных направлений контроля качества является                                                                                                                    экспертиза качества медпомощи, которая позволяет определить ее соответствующие утвержденным медицинским стандартам.

Контрольные мероприятия в системе управления качеством медицинской помощи можно разделить на вневедомственные и ведомственные.

Так, ведомственный контроль могут реализовать органы управления здравоохранением, как учредители медучреждений и сами лечебные учреждения.

Вневедомственный контроль предполагает участие сторонних структур, связанных с медицинской деятельностью. Это органы Росздравнадзора, Роспотребнадзора, территориальные отделения ФОМС, страховые компании, объединения потребителей и т.д.

Контроль качества медицинской помощи использует разные средства и методики контроля. К ним относятся: экспертная оценка качества медпомощи, стандарты медицинской помощи, основные показатели результативности деятельности медучреждений и т.д.

Механизм контроля в общем виде состоит из основных контрольных процедур, которые применимы ко всем медицинским учреждениям и сотрудникам здравоохранения в равной степени:

  • выдача лицензий на фармацевтическую и медицинскую деятельность организациям здравоохранения, аптечным организациям и частным структурам по этим направлениям;
  • аттестация медицинского персонала;
  • аккредитация лечебных учреждений;
  • аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных организаций, которые занимаются обучением медицинских специалистов;
  • выдача сертификатов, разрешающих обращение тех или иных лекарственных препаратов, медицинских изделий, оборудования, техники и т.д.

Повышение уровня управления качеством медицинской помощи

Процесс управления качеством медпомощи предполагает, что его уровень будет постоянно повышаться.

Для этого руководители медучреждений и органов управления здравоохранения должны формировать и проводить мероприятия, которые направлены на повышение результативности и эффективности своей деятельность, совершенствовать показатели деятельности медучреждений и их отделения, а также отдельных сотрудников.

Процесс повышения качества медпомощи состоит из двух важных и взаимозависимых составляющих:

  • повышение уровня официальных медицинских стандартов, порядков и протоколов лечения пациентов;
  • постоянный процесс достижения этих медицинских стандартов протоколов и порядков.

Реализовать непрерывное улучшение возможно лишь в том случае, если все знания об улучшении будут объединены с имеющимися профессиональными знаниями.

Об этом говорится потому, что от того, как хорошо мы знаем конкретное медучреждения, и в целом систему здравоохранения, и как она функционирует, зависит возможность формирования эффективных направлений деятельности для улучшения всех компонентов качества медпомощи.

Для того, чтобы лучше понять работу медучреждения как системы оказания пациентам медицинской помощи, и управлять этой системой только на пути улучшения деятельности, главные врачи медицинских учреждений должны уметь отвечать себе и другим людям на следующим вопросы:

  • каким образом мы делаем то, что мы делаем?
  • зачем мы это делаем?
  • каким образом можно сделать еще лучше то, что мы делаем?

При этом, безусловно, все понимают систему управления качеством медицинской помощи, но как повысить ее качества – не всегда понятно.

Кроме того, в отечественном здравоохранении на данный момент не сформированы общие подходы к решению ключевых вопросов:

  • каким образом можно заинтересовать медработников к повышению качества медпомощи в организации?
  • каким образом сделать результаты ведомственной проверки объективной?
  • каким образом можно преодолеть противоречие между управленческим составом медучреждения и медицинскими работниками?

Внедрение системы управления качеством медицинской помощи в медучреждении

Для начала необходимо организовать рабочую группу (совет, комитет и т.д.), в которую войдут представители руководства медучреждения.

Для того, чтобы снизить сопротивление к новым переменам и психологические барьеры, стимулировать профессиональный интерес к проблемам качества медпомощи, необходимо чтобы сотрудники непосредственно участвовали в разработке основных методов деятельности и соответствующих материалов.

Далее необходимо сформировать основные задачи, которая сформированная группа должна будет решать в рамках управления качеством медицинской помощи:

  1. Изучение нормативной базы по обеспечению качества медпомощи, аналитическая работа с полученными материалами.
  2. Изучение имеющихся пробелов, возможностей и проблем в текущей организации качества.

Для того, чтобы эта задача была решена, необходимо, чтобы члены группы были предварительно обучены для того, чтобы обеспечить реальное их видение актуальных проблем и формулирование достижимых реальных целей.

  1. Следующая задача – определить круг проблем, которые в первую очередь можно решить.

В этой ситуации сложно определить, какая из проблем является более важной – уровень качества медпомощи, интересы медработников или финансовые проблемы.

В первую очередь, необходимо определить, какие основные проблемы здоровья можно выделить у обслуживаемых пациентов, насколько эффективно они решаются, какую нагрузку создают на медперсонал и какие затраты при этом несет само медучреждение.

Одной из актуальных проблем здравоохранения является то, что каждый специалист на своем уровне стремится решить только свои, специфические задачи. В итоге, сам пациент не доверяет качеству медицины и чувствует себя «брошенным», потому что никто постоянно им не занимается.

Данную проблему может решить сестринский персонал, который является объединяющим звеном между другими службами и пациентом.

  1. Далее составляется список конкретных решаемых целей и задачи, составляется план контроля и его внедрения.
  2. продумывается алгоритм внедрения контрольных мер, учитываются первые результаты. Важно, чтобы конкретный результат можно было измерить, т.е. нужно приводить цифры, а не размытые формулировки.
  3. Действующий план корректируется и изменяется с учетом текущей ситуации.

Условия обеспечения качества медпомощи

Необходимо понимать, что обеспечение качества медпомощи представляет собой также и набор необходимых характеристик и свойств медпомощи, поддержание необходимых характеристик на должном уровне.

Поэтому, потребуется создание и поддержка следующих условий:

  • основная база (материальная, техническая, кадровая) для оказания качественной медицинской помощи;
  • четкое управление в медучреждении и его глубоко продуманная организационная структура, а также проработка самой системы управления качеством медицинской помощи.

Кроме того, необходимо учитывать и дополнительные показатели, которые в большей степени относятся к человеческому фактору и организации процесса оказания медпомощи:

  • правила общения с больными;
  • постоянный доступ больных к медперсоналу;
  • поддержание эстетического облика медучреждения, безопасность для пациентов, гигиена и комфорт;
  • формирование положительной репутации медучреждения и образа его медработников.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия




Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×