Требования к обслуживанию медицинской техники

1216

Своевременное обслуживание медицинской техники необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность ее использования на всех этапах эксплуатации.

Организация такого обслуживания сопровождается рядом проблем, многие которых не разрешены на законодательном уровне, а другие – должны разрешаться руководством медучреждения.

Обслуживание медицинской техники: законодательные пробелы

В отношении обслуживания медицинской техники законодатель не разработал единый системный подход к осуществлению техобслуживания изделий, а также реализации сопутствующих работ, которые должны обеспечить ее эффективную и безопасную эксплуатацию.

Кроме того, фактически отсутствует нормативная база, которая бы централизованно регулировала данную сферу.

Существуют методические рекомендации, которые были утверждены письмом Минздрава РФ № 293-22/233 от 27.10.2003 года. Помимо этого документа, нигде ничего не сказано о том, с какими результатами и в каком объеме должно проходить обслуживание медицинской техники.

Требования отдельных ведомств и контролирующих органов, например, методические указания и СанПиНы, регулируют лишь отдельные вопросы или этапы использования медицинской техники.

Отсутствуют и единые правила технического сопровождения деятельности медучреждений, которые бы регламентировали вопросы эффективного и безопасного использования медицинских изделий от их создания до утилизации.

Очень часто обслуживающие организации используют данные пробелы в своих интересах, опираясь на те положения, которые им выгодны и просты для реализации.

Эти организации используют договор на техническое обслуживание медицинской техники в качестве абонентской платы за то, что медучреждение может направить им заявку на диагностику или ремонт испорченного медицинского изделия.

Однако, на самом деле, профессиональные сервисные службы должны медучреждениям активно помогать и подсказывать, каким образом следует организовать технический сервис, направленный на конечного потребителя.

Отметим, что такие сервисные услуги медучреждениями приобретаются на конкурсной основе, и основным фактором выбора той или иной обслуживающей организации является конечная стоимость работ.

Поскольку единый технический регламент по выполнению работ не разработан, недобросовестные организации необоснованно снижают стоимость работ по договору технического обслуживания техники с медучреждениями, но не предоставляют предусмотренный объем работ.

Решение данной проблемы одно – создать и утвердить на федеральном уровне единые регламенты или стандарты оказания специальной услуги по сопровождению и обслуживанию медицинской техники.

 

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Лицензия на обслуживание медицинской техники

Согласно существующим ранее правилам, для получения лицензии организация оценивалась на соответствие заявленным группам обслуживаемой техники. У организации должно было быть оборудования для диагностики и ремонта, квалифицированные специалисты и т.д.

Лицензирующий орган оценивал, может ли конкретная организация обеспечить качественное обслуживание техники по выбранным направлениям.

На сегодняшний день лицензия на техобслуживание медтехники выдается на конкретные виды работ, например, на ремонт, монтаж, технической обслуживание и т.д.

Такой подход привел к тому, что часто компании, которые фактически не имеют возможности проводить полноценное техническое обслуживание конкретного оборудования, получают лицензию и используют ее для участия в конкурсах.

В соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе» сам заказчик не может устанавливать дополнительные требования к такой организации, например, к ее техническому оснащению и квалификации ее сотрудников.

На практике это выглядит следующим образом. Победитель конкурса заключает договор с субподрядчиком или с несколькими организациями.

А сам заказчик в таких условиях вынужден работать с разными компаниями, которые зачастую напрямую с ним не связаны и даже не контактируют между собой.

Чтобы решить данную проблему, следует создать более конкретные требования к организациям, которые желают получить лицензию н обслуживание медицинской техники. В том числе ясными должны быть требования к квалификации персонала организации, к ее материально-техническому оснащению.

Указанными ресурсами организация должна располагать не только на бумаге – все это должно быть подтверждено соответствующими учетными документами и графиком использования оборудования.

Сервисные службы медицинского учреждения

Действующее законодательство не запрещает медучреждениям осуществлять обслуживание медицинской техники самостоятельно. Для этого на базе учреждения создается сервисная служба со своими штатными специалистами.

Для создания такой службы не нужна лицензия, поэтому, учитывая экономический фактор, многим медучреждениям легко организовать такую структуру.

Но часто упускается из виду тот факт, что к такой сервисной службе в полной мере применимы те же требования, что и к организациям, получающим соответствующую лицензию.

К этим требованиям можно отнести:

  • периодическое обучение своих сотрудников и направление их на повышение квалификации;
  • получение для персонала, обслуживающего медицинскую технику, допусков по радиационной безопасности, по обслуживанию сосудов, которые работают под давлением, по электробезопасности и т.д.;
  • наличие приборного парка, необходимого для проведения работ;
  • наличие технической документации;
  • наличие специальных помещений, в которой будет ремонтироваться и храниться оборудование;
  • проведение предусмотренных регламентных работ;
  • оформление всей необходимой документации, например, протоколов, формуляров, актов.

Зачастую данные требования не выполняются надлежащим образом, и обслуживание медицинской техники осуществляют сотрудники, которые не имеют необходимого опыта и квалификации.

Все эта становится причиной низкого качества ремонта и обслуживания медтехники во многих учреждениях здравоохранения.

Решить эту проблему несложно – необходим постоянный контроль вышестоящих органов в сфере здравоохранения за деятельностью собственных сервисных служб медицинских учреждений.

Техническое сопровождение: непрерывность и преемственность

Надежная и безопасная эксплуатация медицинского оборудования возможна в той ситуации, когда процесс его технического обслуживания будет непрерывным, поскольку без профилактических мер и надлежащего ухода любое оборудование быстро выйдет из строя.

Но это осложняется тогда, когда в медучреждении один контракт на сервисное сопровождение закончился, а новый – еще не заключен.

Такой промежуток может длиться сколько угодно, что не лучшим образом скажется на техническом состоянии медицинского оборудования. В дальнейшем медучреждение понесет лишние затраты, которые нужно будет направить на восстановление оборудования, которое вышло из строя.

Руководители органов управления здравоохранением должны обеспечить своевременное техническое обслуживание медицинской техники.

Как вариант – полезным будет решение о введении долгосрочных контрактов с обслуживающими организациями, например, на 3 или 5 лет.

Еще один важный момент в техническом процессе – преемственность.

Если на смену одной обслуживающей компании пришла другая, она должна иметь всю актуальную информацию о состоянии медицинской техники, в особенности техники дорогостоящей и высокотехнологичной.

Это позволит эффективно планировать регламентные работы, своевременно менять запасные части и расходные материалы.

Порядок закупки услуг по обслуживанию медицинской техники

Ремонт медицинской техники, в особенности, высокотехнологической, является процессом длительным, что обусловлено сложной процедурой закупки запчастей.

Медучреждения должны найти источники финансирования, выделить необходимые средства и организовать процесс закупки в соответствии с требованиями ФЗ № 44.

При этом организаторы закупок часто упускают тот факт, что ФЗ 44 предусматривает возможность ускоренной закупки у единственного поставщика, что существенно сокращает сроки получения нужных для ремонта запасных частей.

Также упущением со стороны медучреждений и налоговых органов является недостаточный контроль за порядком исполнения условий контрактов.

Так, сотрудники медучреждений не всегда понимают техническую сторону обслуживания медицинской техники, а органы надзоры оценивают финансовую сторону закупок.

Поэтому исполнитель контракта часто пользуется этой ситуацией и тем, что объем необходимых работ и услуг изложен только на бумаге.

Для решения проблемы необходимо организовать эффективную систему внутренних проверок в самом медучреждении.

Подобная аудиторская система может быть организована и в органе управления здравоохранением, когда заказчик с привлечением сторонних технических экспертов сможет проверить качество и полноту выполненных по контракту работ.

Также одной из проблем отечественных производителей медоборудования является то, что они что они стремятся обслуживать свои изделия только своими силами. В итоге они не обучают сторонних экспертов, не представляют им сервисное программное обеспечение или необходимую документацию, отказываются поставлять им нужные для ремонта запчасти.

Ситуацию можно исправить после принятия проекта ФЗ «Об обращении медицинских изделий», в котором предусмотрены требования к поставщикам медицинской техники.

Перечисленные проблемы, с которыми сталкивается обслуживание медицинской техники, являются основными.

Если их решить, то процесс технического сопровождения деятельности медучреждений станет упорядоченным, сроки исполнения работ сократятся, а их качество станет более высоким.

В конечном счете, это скажется на качестве медицинских услуг положительным образом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×