Эпидемиология и профилактика курения среди московских школьников

876
Эпидемиология и профилактика курения среди московских школьников

Согласно докладу ВОЗ за 2008 г. в XX в. табачная эпидемия унесла жизни 100 млн чел. В последнее время ежегодно в мире умирает 5,4 млн чел. Если не будут приняты срочные меры, то к 2030 г. смертность превысит 10 млн чел. в год, а в течение XXI в., согласно прогнозам, число смертей может достигнуть 1 млрд чел. Выборочные обследования граждан России старше 15 лет (С.В. Шаль-нова с соавт., 1998) показали, что курят почти две трети мужчин и каж­дая десятая женщина, причем более 80% мужчин и 50% женщин начи­нают курить до 18 лет. Примечательно, что около половины подростков хотели бы бросить курить, и одна из причин этого - ухудшение здоровья (А.А. Александров, 2003).

Большинство подростков, которые курят регулярно, продолжают курить и во взрослом состоянии (S. Sussman et al., 1999). В 2003­2004 гг. в крупных городах России в возрасте 15-17 лет курило от 15 (Чебоксары) до 67,7% (Москва) мальчиков и соответственно 10,7 и 55,4% девочек (Е.С. Скворцова, 2007). Очевидно, что начинать про­филактику курения целесообразно в детском и подростковом возрасте, когда еще не сформировался стереотип поведения, далекий от здорового образа жизни. Только в США экономические потери, связанные с курени­ем и вызванными им заболеваниями, а также затратами на их лечение, составляют свыше 100 млрд долл. США в год (С.1_. Bartecchi et al., 1994).

Цель настоящего сообщения - обобщить опыт Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины в об­ласти эпидемиологии и профилактики курения среди детей и подростков. Результаты были получены при проведении следующих программ:

1) периодические обследования школьников в возрасте 11-17 лет;

2) одномоментное обследование учащихся профессионально-технических училищ;

3) первичная профилактика курения среди учащихся общеобразо­вательных школ;

4) вторичная профилактика курения среди учащихся профессиональ­но-технических училищ.

Материалы и методы. Для изучения распространенности курения с 1986 по 2007 г. проводились выборочные обследования московских школьников в возрасте 11-17 лет с использованием метода опроса лидеров класса. В выборку входили шесть школ, в которых на основании опроса 220-300 школьников была получена информация о 3-5 тыс. под­ростков. Частота курения и определяющие ее факторы были изучены также в трех профессионально-технических училищах (средний возраст учащихся - 15 лет). Всего на основе анкетного метода было обследова­но 878 человек.

В исследовании по первичной профилактике курения было обсле­довано 1072 ученика из 16 московских школ. Ученики 12 школ (547 мальчиков и 525 девочек), у которых проводились мероприятия по первичной профилактике курения, составили группу вмешательства, а ученики четырех школ (150 мальчиков и 126 девочек) - группу срав­нения. Силами специально подготовленных учителей проводилось ан­кетирование школьников по двум анкетам: до и после вмешательства.

В программу по вторичной профилактике были включены мальчи­ки в возрасте 14-16 лет (1985-1987 гг. рождения), учащиеся ПТУ, гото­вящего сантехников и электриков. В соответствии с разработанным дизайном исследования все желавшие бросить курить подростки про­ходили беседу с психологом и диагностику. По результатам беседы и проведенной диагностики подростку предлагалась индивидуальная про­грамма лечения, которая включала ряд сеансов электропунктуры - са­моконтролирующей энерго-нейроадаптивной регуляции (СКЭНАР-терапии), занятия по аутогенной тренировке, участие в цикле групповых психологических тренингов, индивидуальные консультации психолога.

Результаты и обсуждение. Сравнительный анализ данных перво­го исследования (по распространенности курения) показывает, что 66-72% мальчиков не курили без заметных колебаний за наблюдаемый период (1986-2007 гг.). Результаты обследования 1993 г. показывают достоверное снижение числа регулярно курящих мальчиков по сравне­нию с 1992 г. - с 21,5 до 9,5% (p<0,01) и выраженный рост нерегулярно­го курения: с 6,0 до 22,1% (p<0,01). Частота регулярного курения в 1994-1996 гг. почти не отличалась от таковой в 1992 г.; затем начался ее небольшой подъем - до 27,5% в 1999 г. Распространенность нерегу­лярного курения в 1994 г. вернулась к уровню, предшествовавшему началу экономических реформ, и с тех пор не менялась.

Показатели динамики курения среди девочек в 1986-1992 гг. гово­рят о достоверном повышении уровня регулярного курения с 5,4 до 12,3% (p<0,01) и снижении уровня нерегулярного курения с 6,8 до 4,4% (p<0,01). В 1993 г. распространенность регулярного курения почти достигла изначального уровня, а частота нерегулярного курения существенно увеличилась (до 15,6%), что привело к дальнейшему снижению числа некурящих (88% - в 1986 г., 83% - в 1992 г., 78% - в 1993 г.; p<0,01).

В 1994-2000 гг. распространенность регулярного курения девочек оставалась относительно стабильной, за исключением 1998 г., когда произошел ее резкий подъем (p<0,001). С 2000 г. по 2007 г. наблюдает­ся рост числа регулярно курящих девочек. Частота нерегулярного куре­ния почти не изменилась. С 1986 по 2000 г. число некурящих сократилось с 87,8 до 78,3% (p<0,001) и продолжило снижаться до 2007 г., составив 74,0%.

Причины роста распространенности курения среди девочек требу­ют дальнейшего изучения. Вероятно, причина в том, что именно девоч­ки в большей мере, чем мальчики, являются мишенью активной рекла­мы. По нашим данным, распространенность курения среди учениц старших классов гораздо выше, чем среди взрослых женщин. Следует ожидать, что в ближайшее время распространенность курения среди взрослых женщин возрастет.

Отмеченное резкое снижение частоты регулярного курения в 1993 г. как у мальчиков, так и у девочек, возможно, отражает динамику цен на сигареты: резкий их рост в 1992 г. и сравнительная стабилизация в дальнейшем, а также ухудшение экономического положения населения. В 1994 г. частота регулярного курения возросла, а нерегулярного сни­зилась, что в определенной мере отражало относительную стабилизацию экономического положения.

Увеличение распространенности курения с возрастом наблюдалось на всех этапах исследования. Так, в 2000 г. среди 11-летних школьников курили 4,1% мальчиков и 0% девочек, а к 16-17 годам - соответствен­но 60,2 и 37,1% (таблица).

Распространенность курения среди учащихся V-XI классов

Тип курения

Численность учеников (N, абс. число) по классам; из них курят, %

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Всего

Мальчики

N=171

N=214

N=212

N=270

N=288

N=176

N=181

N=1512

Регулярное

0

4,21

16,98

26,7

36,8

45,5

48,6

25,86

Нерегулярное

4,09

5,61

5,67

6,3

10,8

7,9

11,6

7,54

Курят всего

4,09

9,82

22,65

33,0

47,6

53,4

60,2

33,40

Девочки

N=167

N=188

N=205

N=245

N=261

N=148

N=167

N=1381

Регулярное

0

1,06

7,3

11,02

23,4

27,0

28,74

13,97

Нерегулярное

0

3,70

5,9

8,50

13,0

12,2

8,38

7,70

Курят всего

0

4,76

13,2

19,52

36,4

39,2

37,12

21,67

Среди учащихся профессионально-технических училищ регулярно курили 23,6% юношей и 10,4% девушек; никогда не курили соответ­ственно 24,6 и 36%. Отметим, что 10,3% юношей и 5,2% девушек утверж­дали, что курили в прошлом, но бросили. Интенсивность курения среди юношей оказалась выше, чем среди девушек: ежедневная норма в пол­пачки была обычной для 18,3 и 4,2% соответственно (p<0,01). Стаж курения в 1-2 года имел место у 30% подростков, 2-4 года - у 30%, более 6 лет - у 4%.

Оценка отношения учащихся к курению показала, что половина курильщиков высказывает желание бросить курить. Такие попытки предпринимали 19,5% куривших регулярно и 9% куривших нерегулярно юношей и соответственно 12 и 15 % девушек. Нас также интересовало отношение подростков к курению других людей. Оказалось, что лишь 15% из них относятся к курению других отрицательно, 20% - безраз­лично.

Наиболее выраженными факторами риска (p<0,001) у девочек были: предпочтительное общение в компании сверстников с лицами противо­положного пола; курение лучшей подруги; курение брата/сестры. Зна­чительно меньшую роль играло курение матери (p<0,02). Не оказывали влияния на частоту курения среди девочек курение отца, статус учеб­ного заведения, полноценность семьи и наличие компании сверстников.

Наиболее выраженными факторами риска среди мальчиков (p<0,001) были: предпочтительное общение в компании сверстников с лицами противоположного пола; статус учебного заведения; курение матери; курение лучшего друга; курение брата/сестры. Курение отца и состав семьи не отражались значимо на частоте курения у мальчиков.

Многомерный анализ влияния социального статуса и факторов окружающей среды на курение среди подростков с помощью логисти­ческой регрессии отражает следующую последовательность предска­зательной ценности в терминах отношения шансов (ОШ):

1) курение лучшего друга/подруги (ОШ = 9,1; p<0,0001);

2) предпочтительное общение в компании сверстников с лицами противоположного пола (ОШ = 5,36; p<0,0002);

3) курение брата/сестры (ОШ = 3,5; p<0,0047).

Наличие компании сверстников как таковой перестало быть стати­стически значимым для мальчиков, а предсказательная ценность осталь­ных показателей имеет место в следующей последовательности:

1) курение лучшего друга (ОШ = 9,1; p<0,001);

2) предпочтительное общение в компании сверстников с лицами противоположного пола (ОШ = 3,7; p<0,001);

3) статус учебного заведения (ОШ = 2,2; p<0,0011);

4) курение матери (ОШ = 1,85; p<0,0454);

5) курение брата/сестры (ОШ = 1,8; p<0,0241).

Одна из целей исследования - выяснить, страдают ли курящие подростки от заболеваний, связанных с курением. Сравнительный ана­лиз показывает, что курильщики "всегда" или "часто" страдают одышкой при быстрой ходьбе - вдвое чаще, чем некурящие (9,2 и 4,1% соответ­ственно, p<0,01). Значимо чаще курильщики страдают от кашля и от­деления мокроты. Диагноз "хронический бронхит" был поставлен 5,3% курильщиков и 2% некурящих (p<0,05).

Отсутствовала корреляция между никотиновой зависимостью по опроснику Фагерстрема 1979 г. и полом. У 48,7% учащихся отмечена слабая зависимость (менее 4 баллов), у 39% - средняя степень зависи­мости (5-6 баллов), у 12,6% - выраженная (более 7 баллов). Результаты заполнения опросника показывают, что 87-90% курящих подростков выкуривают до 15 сигарет в день, 84-89% вдыхают дым.

Исследования по выявлению распространения курения среди под­ростков (несколько выборочных обследований школьников и одно вы­борочное - учащихся профессионально-технических училищ) были проведены по двум программам, отличающимся методом опроса.

Первая программа включала опрос лидеров класса, вторая - прямой опрос. Результаты одновременного анонимного опроса всех учеников и лидеров класса в одной и той же выборке представлены в работе A.V. Prokhorov et al. (1992). Показано, что результаты, полученные двумя этими способами, очень близки, особенно в том, что касается числа некурящих и курящих, без обозначения регулярности курения. Резуль­таты опроса лидеров класса зависели от метода их отбора: случайный выбор преувеличивал частоту курения (A.V. Prokhorov et al., 1994). Пря­мой опрос младших школьников приводил к выраженному занижению распространенности курения, но давал объективные результаты у стар­ших школьников-мальчиков. У девочек результаты менее достоверны (А.А. Александров, 1991).

Значительное распространение курения среди школьников, отсут­ствие тенденции к его снижению у мальчиков и повышение у девочек и появление у каждого десятого подростка никотиновой зависимости свидетельствуют о необходимости принимать срочные меры по про­филактике.

Профилактика курения (первичная) в школе должна начинаться среди 12-13-летних учащихся, когда имеет место резкий рост распро­страненности курения. В старших классах и специализированных сред­них учебных заведениях необходимы разработка и внедрение методов по отказу от курения (вторичная профилактика).

Анализ результатов одногодичного вмешательства с целью предот­вратить попытки приобщения к курению и снизить прирост числа куря­щих детей показывает следующее. У девочек в группе вмешательства число пробовавших курить исходно было меньше, чем в группе сравне­ния. В результате одногодичного вмешательства число пробовавших курить достоверно возросло в обеих группах, при этом в группе сравне­ния произошло удвоение таких лиц, что привело к выраженной досто­верной разнице между группами. У мальчиков в обеих группах произо­шло достоверное (р<0,05) увеличение числа лиц, пробовавших курить, однако разницы между группами выявлено не было. Через год вне за­висимости от пола в группе вмешательства отмечена более низкая частота (р<0,05) случаев проб закуривания, чем в группе сравнения.

Частота курения девочек исходно была достоверно ниже в группе вмешательства, чем в группе сравнения. Частота курения мальчиков из двух групп была практически одинакова. За год курящих школьников в обеих группах стало достоверно больше, однако у девочек разница в частоте курения между группами увеличилась с 10,2 до 17,6%. У маль­чиков эффект вмешательства в отношении курения получен не был. В целом в избранной популяции имеется отчетливая тенденция к мень­шей частоте курения в школах, где проводилось активное профилакти­ческое вмешательство.

Возникает вопрос, как оценить эффективность предложенной нами программы. Результаты мета-анализа программ профилактики за 1974-1991 гг. (B.L. Rooney, D.M. Murray, 1996) показывают, что социаль­но ориентированные программы позволяют снизить частоту курения на 5-30%. Это дает возможность утверждать, что апробированная нами программа достаточно эффективна. Причины ее большей эффектив­ности среди девочек требуют дальнейшего изучения.

S. Skara, S. Sussman (2003) на основе анализа 25 исследований делают вывод о том, что утверждение об эффективности социально ориентированных программ недостаточно достоверно, поскольку по­зитивные результаты получены не во всех работах. Не дала заметных результатов программа DARE, популярная в США. Ее цели - повысить самоконтроль, обучить противостоять давлению окружающих и ознако­мить с данными о негативных последствиях употребления психоактивных веществ (S.L. West, 2003). Анализ 76 рандомизированных исследований школьников двух возрастных групп - 5-12 и 13-18 лет - показал, что далеко не всегда удавалось добиться большей эффективности в группе вмешательства по сравнению с контрольной (R. Thomas, 2002).

Заметный интерес представляет программа, проводившаяся в странах Евросоюза. Она осуществлялась на четырех уровнях (школь­ник, школа, родители и все общество). Через 30 месяцев было отмече­но снижение прироста распространенности курения на 6%. В разных странах эффективность была разной; в ряде стран при хороших резуль­татах через 12 месяцев после начала программы в дальнейшем сниже­ние уменьшалось до пограничных значений (Финляндия, Испания) (H. De Vries et al., 2006).

Анализируя программы профилактики курения в США за 1990­2002 гг., C.L. Bakinger и соавт. (2000) отмечают низкую отдаленную эффективность школьных программ и ее повышение при привлечении средств массовой пропаганды и проведении политики по ограничению курения. О том, что воздействие на всю популяцию повышает эффек­тивность школьных программ, пишут и другие авторы (Biglan et al., 2000; P.M. Lanz et al., 2000; A. Sowden, 2003).

Данные, полученные в ходе проведенного нами исследования, тре­буют дальнейшего изучения. Согласно нашим сведениям в группе вме­шательства исходно мальчики курили чаще, чем девочки, а в группе сравнения частота курения не различалась; через год в группе сравне­ния курило 23,2% девочек и 14,6% мальчиков, однако разница не была статистически достоверной. Через год в группе вмешательства частота курения была выше у мальчиков.

В задачи исследования входило проанализировать причины при­общения к курению, а также посмотреть, как за год изменились знания и отношение к курению. И у мальчиков, и у девочек наиболее частым мотивом попытки закурить было любопытство, что согласуется с дан­ными Е.С. Скворцовой (2007) и М.Б. Котовой (2008). Примечательно, что в ходе исследования в группе вмешательства удалось снизить ин­терес к курению по сравнению с группой сравнения (p<0,0005).

Мы расцениваем как успех профилактики курения девочек тот факт, что при меньшей частоте закуривания в группе вмешательства число закуривших, чтобы казаться взрослыми, было незначительным. В то же время в группе сравнения таких было 12,2%, что превышает результаты, полученные в ряде крупных городов страны (Е.С. Скворцова, 2007). Можно с уверенностью утверждать, что в результате вмешательства удалось повысить сопротивление детей отрицательному влиянию со­циального окружения.

Девочки из группы вмешательства статистически достоверно реже курили за компанию по сравнению со своими сверстницами, с которыми не проводились профилактические мероприятия. В то же время у девочек из обеих групп было довольно велико число курящих друзей. У мальчиков из группы вмешательства через год их стало даже больше. Остается до конца неясным - то ли курящие подростки выбирают себе курящих сверстников, то ли, что более вероятно, они вовлекают в курение своих друзей. Отрадно, что лишь незначительное число детей сообщило, что причиной их курения являются неприят­ности.

Обращает на себя внимание то, что после проведения профилак­тики в группе вмешательства выросло число девочек, занимающихся спортом. В группе сравнения их, наоборот, стало меньше. Тенденция к увеличению числа лиц, занимающихся спортом, отмечена и у мальчиков из группы вмешательства. В группе вмешательства удалось повысить и число детей, проводящих время за книгой. Девочки из группы вмеша­тельства проводили меньше времени за просмотром телепередач, чем девочки из группы сравнения; то же можно сказать и об обеих группах в целом.

Не удалось улучшить знания школьников о вреде пассивного куре­ния и о воздействии курения на сердце, легкие и сосуды. Возможно, это связано с тем, что подростков в их возрасте мало беспокоят отдаленные последствия курения.

В результате вмешательства в группе девочек удалось развеять миф о легкости прекращения курения. Это заставило их задуматься над тем, стоит ли начинать курить. Кардинально изменилось мнение девочек из группы вмешательства о приемлемости, допустимости, привлекатель­ности курения.

На основании анализа анкетных опросов, проведенных до и после вмешательства, во всех группах был отмечен рост информированности подростков о вреде курения. Главный источник такой информации - школьные занятия. У мальчиков достоверно улучшились знания о вреде курения благодаря телевидению. Половина школьников получили знания о вреде курения от взрослых. Поскольку обследовалась очень молодая популяция, получение знаний на основе собственного опыта было не­значительным. От трети до половины знаний о вреде курения получено на основании собственных наблюдений (очевидно, за родственниками и знакомыми и, возможно, из телепередач и СМИ).

Согласно результатам проведенного исследования по вторичной профилактике курения выявлены достоверные связи между курением и социальной поддержкой со стороны друзей. Если ребенок не имеет поддержки дома или у него нарушены отношения с родителями и дру­гими значимыми для него взрослыми, то у него не остается выбора - он идет к друзьям, которые его выслушают, поддержат и помогут. Если друзья окажутся курящими, то приобщение к этой вредной привычке неизбежно.

Достоверные различия (р<0,05) обнаружены между группами куря­щих и некурящих подростков только в одном случае: курящие подрост­ки в полтора раза чаще, чем некурящие, обращались за помощью и поддержкой к друзьям (33 и 20,8% соответственно).

Несмотря на отсутствие достоверных различий видна тенденция: некурящие подростки более часто по сравнению с курящими обраща­ются к родителям. Из ответов следует, что подростки нечасто решают трудные жизненные вопросы в кругу семьи. Процент некурящих под­ростков, которые в сложных жизненных ситуациях обращаются к мате­ри, выше, чем курящих. Это может свидетельствовать о более добро­желательных и доверительных отношениях в семьях некурящих под­ростков. Поддержка, готовность оказать помощь, принять и понять ре­бенка снижают уровень тревоги, эмоциональной напряженности, стресса, которые, в свою очередь, увеличивают риск начала курения в раннем возрасте.

Тот факт, что мальчики чаще обращаются за поддержкой к матери, может указывать как на неполную семью, так и на более доверительные и открытые отношения с матерью, чем с отцом. Не имея позитивной модели мужского поведения, подросток может копировать неправильное и, к сожалению, широко распространенное поведение взрослых мужчин, в т. ч. курение.

Изучая и анализируя поведение, особенности личности и мотивацию курящих подростков, важно было получить ответ на вопрос, что могло послужить поводом для первой пробы курения. Данные опроса 103 под­ростков, пробовавших курить, таковы. Больше чем для половины из них (59,1%) поводом для первой пробы курения послужило любопытство. Этот факт явно указывает на особенности возрастно-психологического развития подростков: любопытство - один из основных его специфиче­ских факторов. Столь высокие показатели еще раз подтверждают огромное влияние примера взрослых в деле приобщения к курению как признаку взрослости в глазах подростков.

Следующий по значимости повод - курение за компанию (23,6%). Этот показатель подтверждает огромное влияние друзей, компании на мальчиков в подростковом возрасте. Подростки, общающиеся с куриль­щиками, более склонны к курению, так как считают, что курение при­нято и распространено в большей степени, чем это имеет место на самом деле.

Сюда же можно отнести и следующий по числу выбранных повод приобщения к курению: 15,5 % подростков указали, что не хотели от­ставать от друзей. Это показывает, насколько для подростка в пубер­татном периоде значимо влияние сверстников и нежелание оказаться "белой вороной". Неприятности послужили поводом к курению в 8,2% случаев: релаксационный эффект табакокурения широко известен не только взрослым, но и подросткам. Никотин считается эффективным и доступным средством борьбы со стрессом, который помогает куриль­щику легко обрести контроль над собой и своими эмоциями.

Желание чувствовать себя взрослее как повод для первой пробы курения отметили 3,6% курящих подростков. Это указывает на желание подростков выделиться среди сверстников, улучшить социальный статус в глазах окружения и в глазах противоположного пола (1,8%). Курение -самый известный, широко разрекламированный, не осуждаемый окру­жающими и не требующий особых усилий атрибут поведения взрослого человека.

Использование анкеты Хорна позволило определить несколько типов курения подростков. Наибольшее внимание привлекают два типа курения - "Поддержка" (57,3%) и "Расслабление" (47,3%). Полученные нами данные подтверждают тот факт, что курение в подростковой сре­де тесно связано со стрессовыми ситуациями. Они курят, чтобы спра­виться с раздражением, гневом, преодолеть застенчивость, снизить эмоциональное напряжение, а также получить одобрение и поддержку окружающих. То обстоятельство, что на втором месте оказался тип "Расслабление", указывает на стремление курящих подростков получить удовольствие от курения, расслабиться, почувствовать себя комфортнее.

Третье место у типа курения "Игра" (12,8%). Это говорит о том, что подросткам нравятся все манипуляции, связанные с процессом курения, важны его аксессуары - зажигалки, пепельницы, сигареты определен­ного сорта. Представители этого типа курят немного - две-три сигареты в день и в основном в ситуации общения, за компанию, от нечего делать. Дело в том, что подростков очень привлекают внешние проявления взрослости, а курение, как ранее указывалось, для подростков являет­ся ярким атрибутом взрослой жизни.

Группа подростков, для которых преобладающим типом курения является "Жажда" (11,8%), уже имеет физиологическую зависимость от табака. Они ощущают острую потребность в курении через определен­ные промежутки времени, подобно жажде. Их стремление удовлетворить эту потребность настолько сильно, что они курят даже вопреки запре­там. Тип "Рефлекс" (2,7%) также свидетельствует о выраженной физио­логической зависимости от табака. Курильщики такого типа не только не осознают психологических причин своего курения, но часто даже не замечают, сколько сигарет в день выкуривают. Курение приобретает для них автоматический характер, число выкуриваемых сигарет - более двух пачек в день.

Подросток, для которого характерен тип курения "Стимуляция" (1,8%), убежден, что сигарета обладает тонизирующим действием, бо­дрит, снимает усталость. Он прибегает к сигарете, когда хочется взбо­дриться, при физическом или психологическом переутомлении.

Полученные с помощью опросника Хорна данные свидетельствуют о том, что курение в подростковом возрасте носит чаще всего характер психологической зависимости, а не физиологической, т. е. курение мо­жет быть спонтанным самолечением, способом расслабиться, снять напряжение, пообщаться в компании; оно кажется способом справиться с проблемами или уйти от них.

Как уже указывалось, по показателям опросника Хорна 11,8% под­ростков имеют тип курения "Жажда" и 2,7 % - тип курения "Рефлекс". Для уточнения факта физиологической зависимости подростков от курения мы применили тест Фагерстрема. Из 103 курящих подростков 29 испытывали физиологическую зависимость от курения, 74 - незна­чительную или не испытывали ее вовсе.

Данные, полученные с помощью анкеты Фагерстрема, еще раз под­тверждают, что большинство подростков не испытывают физиологиче­ской зависимости от курения. Таким образом, основное внимание при изучении условий и характеристик подросткового курения, а также при проведении профилактических программ необходимо уделять психоло­гическим аспектам курения и факторам устойчивости к нему.

Через шесть месяцев с момента начала профилактической про­граммы бросило курить 18 чел. (19,4%). Почти половина (44,1 %) находившихся под наблюдением подростков стали выкуривать мень­ше сигарет; продолжали курить с прежней интенсивностью 34 чел. (36, 6%).

Лица, бросившие курить в течение шести месяцев от начала про­граммы, исходно выкуривали меньшее число сигарет (8,1±4,6), чем подростки из группы, продолжавшие курить через шесть месяцев, но сократившие число выкуриваемых сигарет (13,5±5,5). В начале про­граммы уровень СО в выдыхаемом воздухе у лиц, бросивших курить, был заметно ниже, чем у курильщиков. Аналогичная ситуация наблю­далась через 14 месяцев. Спустя 14 месяцев число отказавшихся от курения снизилось до 13,9%; 38% продолжали курить, но с меньшей интенсивностью, чем в начале программы.

При опросе участников было установлено, что основная причина, по которой подростки продолжают курить, в том, что они втянулись и не могут бросить (53,4%). Среди наиболее частых причин назывались и такие: "нравится" и "за компанию" (по 6% ответов). Впрочем, почти треть курящих подростков говорили о том, что хотят бросить курить, и только треть их друзей относились с одобрением к такому намерению. У большинства курящих подростков (56,7%) друзья тоже курили.

Важно отметить тот факт, что подростки чаще, чем взрослые, ис­пытывают чувство одиночества. Быть одиноким в этом возрасте - зна­чит чувствовать, что ты не являешься членом группы, что на тебя не обращают внимания окружающие, что тебе не с кем поделиться своими личными интересами. Следствие этого - высокий уровень эмо­ционального напряжения, рискованное поведение и неуверенность в себе. Для подростка очень важна возможность получить помощь и поддержку, если возникла такая необходимость.

Наши данные о связи курения подростков с курением сверстников сопоставимы с данными исследований Е. Хом с соавт. (2005). Авторы работы указывают на курение близких друзей и приятелей как на важ­ный фактор, который приводит к приобщению подростка к курению. Мнение друзей и сверстников в этом возрасте, их отношение и оценка для подростка более значимы, чем мнение и оценка родных и близких взрослых.

Анализ 37 исследований (S. Sussman et al., 1999) показывает, что непосредственно по окончании программы по отказу от курения эффект составлял в среднем 17,5%, что практически совпадает с нашими дан­ными (19,4%). Среди тех, кто оставался под наблюдением в течение 14 месяцев, эффект вмешательства снизился до 13,9%, а это свиде­тельствует о необходимости постоянного контакта с подростками.

Отмечаемая уже в столь молодом возрасте достаточно выраженная никотиновая зависимость и относительно низкий эффект вмешатель­ства указывают на необходимость активных поддерживающих мер, а также на необходимость новых подходов к профилактике. В ряде случаев, вероятно, целесообразно ставить вопрос о никотинзамещающей терапии.

Как и следовало ожидать, те подростки, которые впоследствии бросили курить, исходно выкуривали меньше сигарет, чем те, кто про­должал курить. Дж.Д. Сарджент (2000) отмечает, что программа по отказу от курения имеет больший успех у лиц, выкуривавших менее десяти сигарет в день и твердо решивших бросить курить.

Заметное число подростков стало курить реже (правда, критерии снижения частоты курения были очень мягкие - от одной сигареты). Эту группу потенциально можно рассматривать как понявших необходимость отказа от курения.

Большей эффективности профилактических программ можно было бы достичь, привлекая родителей подростков и воздействуя на курящих сверстников, чтобы добиться их отказа от курения - иначе они прово­цируют остальных. Важно также развивать новые технологии, способ­ствующие отказу от курения, - компьютерные игры и интернет-программы.

* * *

Как видим, курение очень распространено среди детей и подрост­ков г. Москвы. Частота его заметно повышается с возрастом, и в 14­15 лет каждый десятый имеет выраженную никотиновую зависимость. Уже в столь молодом возрасте многие курящие жалуются на состояние своего здоровья.

Впервые в стране силами подготовленных учителей было проведе­но одногодичное вмешательство по первичной профилактике курения среди учащихся V-VII классов общеобразовательных школ. Разрабо­танная и апробированная система урочных и внеурочных занятий по­зволила в группе вмешательства, особенно у девочек, повлиять на число пробовавших курить. Статистически достоверно удалось снизить частоту курения девочек при аналогичной тенденции во всей популяции.

Требуется разработать новые программы, которые носили бы многоуровневый характер (класс - школа - общепопуляционное воз­действие и политика государства, направленная на снижение уровня курения граждан). Как школьник овладевает чтением и письмом, так он должен осваивать и основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна начинаться с детства и продолжаться на протяжении всей жизни.

Впервые в нашей стране была осуществлена программа вторичной профилактики курения среди подростков. Результаты ее надо признать успешными. Удалось снизить как число курящих, так и интенсивность курения у продолжавших курить. Вмешательство носило немедикамен­тозный характер и было в основном направлено на психологическую поддержку (индивидуальную и групповую) отказа от курения. Кроме того, была применена СКЭНАР-терапия. Мы не ставили задачу оценить ее эффект, но наличие неординарного метода увеличивало интерес подростков к проводимой программе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль