Организация льготного лекарственного обеспечения онкологических больных в субъекте Российской Федерации (на примере Архангельской области)

1661
Организация льготного лекарственного обеспечения онкологических больных в субъекте Российской Федерации (на примере Архангельской области)

В России онкологические заболевания занимают третье ме­сто среди причин смертности - ежегодно от них умирают 300 тыс. чел. Одна из задач по изменению демографической ситуации в Российской Федерации - повышение продолжительности жизни граждан РФ. Это особенно актуально в связи с увеличением доли пожилых людей в структуре населения Архангельской области, для которых риск заболеваемости онкологическими болезнями особенно велик.

В настоящее время доля людей старше 65 лет, проживающих на территории региона, составляет около 18%; число пациентов, находя­щихся на учете в регистре онкологических больных, - более 25 тыс.

Тенденция к увеличению продолжительности жизни в Архангельской области отчетливо наметилась с 2005 г., когда государство стало фи­нансировать программные мероприятия, связанные с общественным здоровьем.

К указанному моменту стабильная политико-экономическая ситуа­ция в стране и значительный экономический рост вошли в явное проти­воречие с критической демографической ситуацией, которая характе­ризовалась убылью примерно 1 млн населения в год. Стал очевиден недостаток граждан трудоспособного возраста. В период с 1994 по 2004 г. население Архангельской области сократилось с 1,5 млн до 1,2 млн чел.

Льготное лекарственное обеспечение онкологических больных на территории Архангельской области осуществляется из двух источников: за счет средств федерального бюджета по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), или обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), и за счет средств областного бюджета по программе "Льготные лекарства".

В 2004-2005 гг. Правительство РФ подготовило ряд приоритетных национальных проектов, которые должны были кардинально переломить ситуацию в наиболее проблемных секторах национальной экономики и существенно улучшить качество жизни россиян. Один из этих реали­зуемых проектов - национальный проект "Здоровье".

Обеспечение онкологических больных лекарственными средствами
за счет средств федерального бюджета

Программа ДЛО была создана в рамках реформы здравоохранения и изменила подход к обеспечению населения лекарствами. Раньше государство обеспечивало бесплатными лекарствами больных опреде­ленными болезнями, а с 2005 г. ДЛО получают все представители льгот­ных категорий граждан, что наряду с проблемами финансирования и стало основной сложностью в развитии программы.

Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. По замыслу разработчиков программа должна была обеспечить централи­зованный контроль над снабжением льготников лекарствами и эффек­тивное расходование выделенных на это государственных средств. Кроме того, с помощью данной системы предполагалось ликвидировать существенные различия в обеспечении лекарствами льготных категорий граждан в разных регионах России.

Количество льготников было оценено в 14,7 млн чел., из которых 80% составляли инвалиды групп. Бюджет программы ДЛО на 2005 г. был сформирован из расчета 350 руб. в месяц на одного льготника и составил 50,8 млрд руб.

Российские врачи считают идею дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) правильной. С 2005-2006 гг. ДЛО дало возможность многим онкологическим больным лечиться с помощью инновационных лекарственных препаратов.

Термин "дополнительное лекарственное обеспечение" был не со­всем удачен. При такой трактовке можно было предполагать, что основ­ное лекарственное обеспечение требует каких-то дополнительных усилий, т. е. не является оптимальным. Впоследствии он был заменен на "обеспечение необходимыми лекарственными средствами" (ОНЛС), что не изменило принципиальных подходов к формированию программы.

Недостаточно сформированная правовая база обусловила серьез­ные проблемы при практическом воплощении программы. Наиболее существенные из них следующие:

1) возможность замены лекарственной составляющей деньгами у лиц, признанных инвалидами, т. е. по определению не способных со­хранить качество жизни без лекарственной поддержки;

2) выбор уполномоченных фармацевтических организаций на фе­деральном уровне без проведения конкурсных процедур;

3) закрытость подготовки перечня лекарственных средств со сто­роны Минздравсоцразвития России;

4) частые необоснованные изменения перечня лекарственных средств;

5) отсутствие продуманного механизма обеспечения доставки ле­карственного средства до конечного потребителя;

6) отсутствие компьютерного программного обеспечения, гаранти­рующего финансовую и организационную "прозрачность" всей техноло­гической цепи программы.

В связи с необходимостью углубленного анализа остановимся более подробно на каждой из обозначенных проблем.

1. Возможность замены лекарственной составляющей деньга­ми у лиц, признанных инвалидами. В ходе реализации программы выяснилось, что наличие права на замену льгот денежными компенса­циями - недостаток программы ДЛО. Это вызывает большую озабочен­ность, так как льготниками являются ветераны и инвалиды, и этим людям необходима социальная поддержка. В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной со­циальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, мо­гут по заявлению отказаться от медицинской составляющей набора социальных услуг в пользу денежной компенсации. Возобновить льготы можно будет только через год.

Таким образом, важнейшая государственная задача - обеспечение современными лекарственными препаратами всех льготных категорий граждан субъекта - зависит от уровня общественной ответственности конкретного пациента. Невысокий жизненный уровень большинства больных и возможность получения вместо лекарств пусть небольших, но "живых" денег заставляет их делать выбор в пользу денег.

Так, в 2006 г. в Архангельской области от получения соцпакета от­казалось около 43% льготников; в 2007 г. - 42%, а в 2008 г. число "от­казников" составило более 50%.

Это нарушает принцип солидарного страхования. Министерство финансов РФ автоматически пропорционально снизило финансирование бесплатных лекарств. На 2006 г. вместо 50,8 млрд руб., выделенных в 2005 г., Федеральный фонд ОМС получил только 29,6 млрд (плюс 4,5 млрд руб. переходящего остатка с 2005 г.). В то же время "стоимость" одного рецепта возросла более чем в два раза и составила 549 руб. Несмотря на то что по итогам работы программы ДЛО в 2006 г. было выписано на 15,5% рецептов меньше, чем в 2005 г., их общая стоимость составила более 70 млрд руб.

В 2007 г. некоторые регионы не справились с ДЛО, израсходовав не только бюджет 2007 г., но и средства на покрытие долга за 2006 г. Это крайне осложнило развитие системы ДЛО. Государству пришлось принять срочные меры для погашения долга перед поставщиками ле­карств. Система ДЛО продолжила свое существование в модернизиро­ванном виде. При этом существенно изменился список лекарственных препаратов.

Среди онкологических больных Архангельской области тенденция отказа от набора социальных услуг (НСУ) сохранялась с 2006 по 2008 г., а в 2009 г. наметилась тенденция к увеличению числа больных, пользую­щихся соцпакетом. Так, по данным программы " R+", в 2006 г. число фе­деральных льготников составило 689 чел., им было выписано 3227 рецеп­тов; в 2007 г. - соответственно 619 чел. (-10%) и 1990 рецептов; в 2008 г. -594 чел. (-4%) и 2062 рецепта; в 2009 г. - 822 чел. (+12%) и 3336 рецептов.

Несмотря на то что в РФ число льготников, участвующих в про­грамме ДЛО (ОНЛС), в 2008 г. сократилось на 16% по сравнению с предыдущим годом, объемы финансирования программы не были умень­шены. Планируемый объем ДЛО на 2009 г. составил около 77 млрд руб. Из них примерно 28,3 млрд руб. должны были пойти на финансирование подпрограммы ОНЛС, 36,4 млрд руб. - на финансирование подпрограм­мы ВЗН (высокозатратные нозологии), около 12,2 млрд руб. - на меж­бюджетные трансферты.

За последние пять лет средняя цена инновационного препарата в России увеличилась более чем в четыре раза. Существуют возможности остаться в рамках лимита, используя для лечения больных более деше­вые дженерики. Однако этот путь зачастую неприемлем для лечения онкологических заболеваний - не существует отечественных аналогов инновационных импортных препаратов.

В 2008 г. в экспертном сообществе сформировалась вполне обо­снованная позиция: что от принципа солидарной ответственности, когда каждый участник программы самостоятельно принимает решение об участии/отказе, стоит перейти к принципу лекарственного страхования, когда финансовая составляющая не столь зависима от субъективных решений большого количества пациентов.

Предполагалось перейти к новому механизму с 1 января 2010 г., однако проблемы бюджета, обусловленные мировым финансовым кри­зисом, отсрочили принятие окончательного решения. В то же время представляется необходимым всесторонне обсудить следующий этап реализации программы ДЛО. Цель - выработать оптимальную модель лекарственного обеспечения граждан для сохранения их здоровья.

2. Выбор уполномоченных фармацевтических организаций на федеральном уровне без проведения конкурсных процедур. Феде­ральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" вступил в силу с 1 января 2006 г. Начало реа­лизации программы ДЛО осуществлялось через систему уполномочен­ных национальных фармацевтических организаций. Последние опреде­лялись без проведения публичных конкурсных процедур на основании лицензии Росздравнадзора.

В первом полугодии 2005 г. таких организаций было шесть: ЗАО фирма «Центр внедрения "Протек"», ООО "Биотэк", ЗАО "Шрея Корпо­рейшн", ЗАО "Интерлизинг-Фарм", ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД", ЗАО

"Аптека-Холдинг". Письмом Росздравнадзора от 27.06.2005 № 01И-297/05 список участников был увеличен на пять организаций: ЗАО

"РОСТА", ЗАО "Империя-Фарма", ОАО "Фармимэкс", ЗАО "Дина Интернейшнл", ФГУП "Московский эндокринный завод". Таким образом, 50,8 млрд руб. бюджетных средств были "распределены" между 11 фар­мацевтическими компаниями, которые поставляли лекарственные средства по программе ДЛО в регионы РФ.

В 2006 г. в связи с изменениями законодательной базы выбор по­ставщиков лекарственных средств проходил на конкурсной основе, однако был сохранен централизованный принцип, когда условия кон­курса определялись представителями Минздравсоцразвития России. Непосредственный расчет с поставщиками лекарств осуществлял Фе­деральный фонд обязательного медицинского страхования. Изначаль­но "непрозрачные" условия для выбора участников программы, отсут­ствие должного государственного контроля и несовершенство правовой базы привели к тому, что в середине 2006 г. разразился кризис про­граммы ДЛО.

С 2007 г. по решению Правительства РФ средства, предназначенные для приобретения лекарственных препаратов по программе ДЛО (ОНЛС), через межбюджетные трансферты передаются из федераль­ного бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. Профиль­ный орган региональной исполнительной власти организует и проводит конкурсные процедуры по обеспечению льготных категорий граждан согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94.

3. Закрытость подготовки Перечня лекарственных средств со стороны Минздравсоцразвития России. После пяти лет реализации программы ДЛО (ОНЛС) остается непонятным полное игнорирование мнения экспертного сообщества со стороны Минздравсоцразвития России в части определения Перечня лекарственных средств програм­мы ДЛО. В любой отрасли медицины есть специалисты, мнение которых является авторитетным и значимым. Как правило, это ученые, которые активно сотрудничают с государственными организациями по различным запросам и проектам. Есть такие представители и среди отечественных онкологов.

Было бы вполне естественным создать рабочую группу (комитет) при Минздравсоцразвития России из представителей тех клинических направлений, на которые рассчитана программа ДЛО (ОНЛС), с целью подготовки предложений по формированию Перечня. Эти предложения могли бы объяснить, почему именно эти препараты включаются в на­циональный список наиболее эффективных лекарств, и снять множество вопросов, которые и сейчас не имеют ответа.

Это особенно актуально в связи с тем, что представители фармин­дустрии давно разработали технологию давления на всех участников процесса лекарственного обеспечения по продвижению "нужных" пре­паратов.

Авторы Перечня не определили четкие критерии выбора препара­тов, поэтому реальной стала следующая проблема.

4. Частые необоснованные изменения Перечня лекарственных средств. Впервые Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, был утверж­ден приказом Минздравсоцразвития России от 02.12.2004 № 296. Уже через три недели приказом от 24.12.2004 № 321 в него были внесены изменения.

Эта первая правка Перечня была технической, список препаратов существенно не менялся. Разделы противоопухолевых и сопутствующих им средств не претерпели изменений. Дополнением стал раздел XXXII "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержден­ному главным врачом лечебно-профилактического учреждения".

Вторая корректировка Перечня была проведена в соответствии с приказом от 31.03.2005 № 245: были внесены изменения по 39 позици­ям лекарственных средств. Часть Перечня, содержащая препараты для лечения онкологических заболеваний, пополнилась 15 препаратами и стала содержать 53 наименования. Третья корректировка Перечня была проведена согласно приказу от 10.08.2005 № 497. Она не была столь масштабной, как предыдущая. В части препаратов для лечения онколо­гических заболеваний изменения коснулись формы выпуска цитарабина и эпирубицина.

В четвертый раз приказом Минздравсоцразвития России от 28.09.2005 № 601 был утвержден новый Перечень, который должен был вступить в силу с 1 января 2006 г. Приказы Минздравсоцразвития Рос­сии № 296, № 321, № 245, № 497 признаются утратившими силу. Что касается интересующих нас препаратов для лечения онкологических заболеваний - появляются 17 новых наименований.

Пятый раз изменения в Перечень были внесены приказом от 30.12.2005 № 811. Срок действия приказа - до 1 апреля 2006 г. Раздел онкологических и сопутствующих препаратов этим приказом не затра­гивается, он включает 70 наименований. Следует подчеркнуть, что все упомянутые изменения касались увеличения числа наименований пре­паратов для лечения онкологических заболеваний. Таким образом, только за год (с декабря 2004 г. по декабрь 2005 г.) Перечень менялся пять раз.

Следующая (шестая) редакция Перечня увидела свет с изданием приказа от 02.05.2006 № 324. В разделе онкологических и сопутствую­щих препаратов изменений не было. При этом остается неясным, чем регламентировалась работа по выписыванию льготных рецептов с 1 апреля по 1 мая 2006 г., так как приказ № 811 действовал по 31 мар­та 2006 г. включительно, а приказ № 324 был подписан 2 мая.

Новый Перечень (седьмая редакция) был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665, который вступил в силу с 1 ноября 2006 г. Были изменены нумерация и названия разделов. Впервые из Перечня исключены 27 препаратов для лечения онкологи­ческих заболеваний. Это решение серьезно осложнило работу врачей-онкологов. На момент выхода приказа уже более полутора лет програм­ма работала, и многие сотни пациентов получали лечение по опреде­ленным лекарственным схемам. Врачам безальтернативно предлагалось в течение месяца изменить терапию, что для большинства протоколов лечения онкологических больных невозможно.

Трудности усугублялись тем, что из списка были удалены тради­ционные препараты (препараты платины, противоопухолевые анти­биотики), очень широко используемые и не имеющие адекватной замены остававшимися в Перечне препаратами. Сложившийся алго­ритм выписывания и применения препаратов был нарушен. Заложни­ками ситуации стали и врачи, и пациенты. Первые ломали головы, как, не ухудшая состояния больных, продолжать химиотерапию, а последние, начав современные эффективные лекарственные программы, могли их не закончить.

В таком виде Перечень просуществовал более года - рекордный срок для первых двух лет реализации программы.

Следующие изменения (восьмая редакция) были внесены приказом от 19.10.2007 № 651, который вступал в действие с 1 января 2008 г. Из Перечня были удалены еще четыре препарата для лечения онкологиче­ских заболеваний: бортезомиб, микофеноловая кислота, микофенолята мофетил и флударабин. На начало 2008 г. список противоопухолевых и сопутствующих препаратов включал 44 наименования.

Девятая редакция Перечня была утверждена приказом от 27.08.2008 № 451н, который вступил в силу с 1 января 2009 г. Из раздела "Проти­воопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства" был исключен аминоглутетимид. Список онкологических и сопутствующих препаратов сокращен до 43 наименований.

Согласно приказу от 01.12.2008 № 690н (десятая редакция Переч­ня) три противоопухолевых препарата - бикалутамид, гранисетрон, капецитабин - были перенесены в раздел "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения".

Одиннадцатый раз Перечень был изменен приказом от 23.12.2008 № 760н (три препарата, влияющие на сердечно-сосудистую систему, были перенесены из одного раздела Перечня в другой).

Таким образом, за пять лет реализации программы ДЛО (ОНЛС) один из основных документов, обеспечивающих правовую основу вы­писывания препаратов - Перечень лекарственных средств - изменялся 11 раз. Наиболее драматическими были изменения, связанные с ис­ключением уже назначенных и требующих длительного применения лекарств.

5. Отсутствие продуманного механизма обеспечения доставки лекарственного средства до конечного потребителя. ГУЗ "Архангель­ский областной клинический онкологический диспансер" (ГУЗ "АОКОД") -единственное медицинское учреждение в регионе, оказывающее спе­циализированную онкологическую помощь населению. В клинике рабо­тают 52 онколога. Жители 22 муниципальных образований области, страдающие онкологической патологией, согласно индивидуальным планам наблюдаются у профильных специалистов и получают химиоте­рапию современными препаратами.

Необходимость ежемесячно получать новый рецепт на льготный препарат для этой категории больных стала серьезной проблемой. Осо­бенно остро это ощутили жители районов области. Удаленность ряда населенных пунктов и ограниченная транспортная доступность затруд­няли получение лекарственных препаратов в срок и вызывали справед­ливую критику населения.

Так, пациент должен был раз в месяц приезжать за лекарством в областной центр. Из-за этого искусственно возросла нагрузка на по­ликлинический прием химиотерапевта. Это не способствовало доступ­ности специализированной помощи. Кроме того, получив препарат, пациент сталкивался с трудностями - в других ЛПУ не было возмож­ности амбулаторного применения препарата, не было специалистов, способных контролировать процесс лечения цитостатиками. Введение цитостатиков зачастую сопровождается тягостными, а иногда и опасны­ми для жизни побочными токсическими эффектами. Это создает тяже­лую проблему как для врача территориального ЛПУ, который не может гарантировать безопасность лечения в амбулаторных условиях, так и для больного.

К началу 2006 г. для иногородних пациентов был найден механизм решения указанной проблемы. Прежде всего, в ГУЗ "АОКОД" были со­средоточены все основные условия для доставки лекарства пациенту: выписывание рецепта, получение препарата и его применение.

Рецепт выписывал химиотерапевт или врачебная комиссия в по­ликлинике. Здесь же уполномоченной фармацевтической организацией был открыт аптечный пункт для обеспечения этого рецепта лекарствен­ным средством. Полученный препарат можно было применять в дневном стационаре, который также относится к поликлинике.

У иногородних больных при длительных схемах монотерапии таблетированными препаратами была введена карта дистанционного осмотра, которая доставлялась по электронной почте или факсом в по­ликлинику ГУЗ "АОКОД" из муниципальных ЛПУ. На основании клини­ческих и лабораторных критериев, которые вносил в эту карту врач первичного звена, врач-химиотерапевт или врачебная комиссия при­нимали решение о прекращении или о продолжении лекарственной терапии. Выписывали рецепт и передавали его в аптечный пункт упол­номоченной фармацевтической организации, которая за счет своих средств доставляла лекарство до территориального ЛПУ по месту про­живания пациента.

6. Отсутствие компьютерного программного обеспечения, га­рантирующего финансовую и организационную "прозрачность" всей технологической цепи программы. Нельзя сказать, что не было никакого программного обеспечения. Федеральный фонд обязательно­го медицинского страхования через территориальные фонды ОМС ак­тивно распространял и обновлял программу "R+", которая по персони­фицированным данным льготников позволяла работать с выписанными рецептами, анализировать ошибки и проводить экспертизу. Был еще ряд программ, которые решали мелкие задачи, в той или иной степени относившиеся к ДЛО. Вместе с тем в настоящий момент нет глобальной информационной системы, которая могла бы обеспечить "видимость" и контроль всех звеньев, участвующих в программе ДЛО.

Обеспечение онкологических больных лекарственными средствами
за счет средств регионального бюджета

Региональной льготой сегодня пользуются около 85 тыс. чел., про­живающих на территории Архангельской области. Это те лица, которые не имеют права на набор социальных услуг, но страдают определенны­ми хроническими заболеваниями (сахарный диабет, бронхиальная астма, туберкулез, онкологические заболевания, ревматизм, ревмато­идный артрит, инфаркт миокарда - первые 6 месяцев после наступле­ния клинического случая, ряд других заболеваний - всего 39 наимено­ваний).

В 2006 г. в Архангельской области число региональных льготников, страдающих онкологическими заболеваниями и проходящих лечение в ГУЗ "АОКОД", составило 328 чел.; им было выписано 1011 рецептов; в 2007 г. - соответственно 345 чел. и 1110 рецептов; в 2008 г. - 334 чел. и 1028 рецептов.

С 2008 г. лекарственное обеспечение льготников осуществляется в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 № 159 "О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необхо­димыми лекарственными средствами" и от 12.02.2007 № 110 "О поряд­ке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий меди­цинского назначения и специализированных продуктов лечебного пита­ния".

Разъяснения для руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения и территориальных фондов обязательного медицинского страхования были даны в информационном письме Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 5922-ВС "О фор­мировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 г.".

Заявка на лекарственные средства формируется согласно распоря­жениям министерства здравоохранения и социального развития Архан­гельской области в строго установленном формате обмена данными. В ГУЗ "АОКОД" заявка на противоопухолевые лекарственные средства формируется на основании потребности с учетом остатков и расхода, а также имеющихся лимитов.

Заявку диспансера рассматривают на комиссии с участием заве­дующей химиотерапевтическим отделением, врача-химиотерапевта поликлиники, других необходимых специалистов; ее утверждает главный врач. Затем заявку в установленный срок представляют в отдел лекар­ственного обеспечения министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области на бумажном и электронном носителях. В министерстве заявку рассматривают (очная защита) по утвержденно­му графику, утверждают и направляют в ГУПАО "Фармация".

Для более строгого учета и контроля за выписыванием препаратов, зачастую дорогостоящих, для лечения онкологических заболеваний рецепты на препараты для федеральной льготной категории больных выписывают исключительно в диспансере, где онколог имеет возмож­ность лично с необходимой периодичностью осматривать больного и принимать обоснованные решения о выборе лекарственных средств.

В ГУЗ "АОКОД" действует следующая схема организации льготно­го обеспечения препаратами для амбулаторной химиотерапии граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Решение о необходимом лечении и выписывании рецепта при наличии медицинских показаний принимает врач-онколог в диспансерном от­делении ГУЗ "АОКОД". При этом пациент должен состоять в регистре граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В медицинской карте амбулаторного больного врач указывает названия препаратов, дозировку, кратность приема.

Если больной находится на стационарном лечении, то консультация в диспансерном отделении не производится и льготный рецепт больно­му не выписывают.

За последние три года в диспансере была проведена большая ра­бота по информатизации системы первичного звена. Рабочее место врача и медицинской сестры автоматизированы, врач или медсестра выписывают рецепты с помощью компьютерной программы. При вве­дении системы дополнительного лекарственного обеспечения на вы­писывание рецептов вручную затрачивалось до 10-15 мин рабочего времени врача. В результате автоматизации рабочих мест врача-онколога и медсестры врача-химиотерапевта эти затраты значительно сократились.

Главная задача информатизации - сокращение непроизводитель­ных потерь. При этом не преследуется цель сократить время приема. Задача заключается в том, чтобы врач как можно больше внимания уделял непосредственно пациенту.

При выписывании дорогостоящих препаратов решение об их на­значении принимается врачебной комиссией, действующей в соответ­ствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 № 513н. Функции комиссии - принятие решений по вопросам медикаментозного лечения, а также осуществление кон­троля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе - оценка обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств. Персональный состав врачебной комиссии утвержден руководителем учреждения. Председатель врачебной комис­сии ГУЗ "АОКОД" - главный врач диспансера, ее члены - постоянные участники консилиума ГУЗ "АОКОД".

Заседания комиссии происходят ежедневно в установленные часы. При необходимости в ее работе участвует врач, рекомендовавший со­ответствующее лечение. Решив вопрос и заверив решение подписями членов комиссии, амбулаторную карту возвращают в кабинет химиоте­рапевта.

Рецепты выписывают непосредственно в кабинете химиотерапевта с использованием программы "R+". Программное обеспечение "R+" предназначено для учета льготных рецептов, выписанных ЛПУ. Про­грамма позволяет вводить информацию о выписанных рецептах, фор­мировать необходимые файлы информационного обмена в рамках до­полнительного лекарственного обеспечения, импортировать справоч­ники, необходимые для работы. Информационно-техническое сопрово­ждение деятельности подразделений ГУЗ "АОКОД" по программе ДЛО обеспечивается отделом информатики диспансера.

С полученным рецептом больной направляется в аптечный пункт, расположенный в поликлинике. Это значительно улучшает взаимодей­ствие врача и аптечной сети и удобно для пациента. Кроме того, аптека еженедельно выдает информацию в письменном и в электронном виде о поступлении и об остатках лекарственных средств.

Перечень противоопухолевых препаратов, препаратов сопрово­ждения, назначаемых врачами диспансера по федеральной программе ДЛО (ОНЛС), а также препаратов, полагающихся региональным льгот­никам, утверждается приказом Министерства здравоохранения и со­циального развития области. Перечень препаратов ДЛО (ОНЛС) состо­ит из 42 наименований. Это противоопухолевые препараты - цитостатики, такие как паклитаксел, винорельбин, томудекс; таргетные препа­раты - авастин, герцептин; гормональные препараты для лечения рака молочной железы и урологических заболеваний, препараты сопрово­ждения - антиэметики, бисфосфонаты и эритропоэтины. Список пре­паратов ДЛО формируется приказами Минздравсоцразвития России; средства на них выделяются из федерального бюджета.

Перечень препаратов, полагающихся региональным льготникам, в 2009 г. состоял из 40 наименований. Он был составлен в ГУЗ "АОКОД" исходя из потребностей лечения онкологических больных. В него были включены самые эффективные и современные на текущий момент пре­параты. Список этих препаратов может изменяться с течением времени с учетом появления новых препаратов, изменением условий их приме­нения. Эти изменения возможны после согласования и утверждения отделом лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития области.

Предложения по включению дополнительных препаратов направ­ляются в Министерство здравоохранения и социального развития об­ласти с подробным обоснованием по следующим критериям:

1) обоснованность потребности в использовании данного лекар­ственного средства в амбулаторных условиях, достаточные основания считать этот препарат эффективным при определенном заболевании;

2) наличие похожих по своим клиническим эффектам лекарственных средств в действующем формулярном Перечне и целесообразность включения в Перечень нового лекарственного средства;

3) стоимость курсового лечения препаратом и сравнительная ха­рактеристика по ценовым параметрам с имеющимися в формулярном Перечне препаратами.

Средства на обеспечение региональных льготников выделяются из областного бюджета. Препараты для федеральных и областных льгот­ников предназначены для амбулаторного применения или для введения в условиях дневного стационара.

***

Новый этап реализации государственной политики, касающийся лекарственной помощи льготным категориям граждан, связанный с реализацией программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами, обеспечил качественно иной подход в лечении онкологи­ческих больных. Им стали доступны самые современные противоопухо­левые препараты, что, в свою очередь, позволило приблизить качество лечения к международным стандартам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль