Мнение жителей г. Омска о качестве и доступности медицинской помощи (по результатам анкетирования)

774
Мнение жителей г. Омска о качестве и доступности медицинской помощи (по результатам анкетирования)

Удовлетворенность пациентов медицинской помощью - важнейшее условие социальной приемлемости здравоохранения. При оценке качества медицинской помощи одним из наиболее значимых параметров является степень удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием. Представляется необходимым выяснить отношение населения к функционированию и эффективности здравоохранения, а также потребности в предоставлении медицинских услуг. Важно определить степень доступности медицинских услуг для разных социальных групп населения. Как правило, при ее изучении учитываются такие факторы, как межличностные взаимоотношения врача и пациента, квалификация врача, удобство и своевременность предоставления помощи, стоимость услуг, медицинская результативность, непрерывность, комфортабельность учреждений, обеспеченность персоналом и оборудованием и т. д.

Для получения достоверной информации по вопросам территориального медицинского обслуживания, его качества и доступности было проведено анонимное анкетирование городских жителей. В социологическом опросе, проведенном в октябре 2010 г. силами бюджетных учреждений здравоохранения Омской области (далее - БУЗОО) "Клинический диагностический центр" и "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева", участвовали 200 респондентов (жителей г. Омска). Респонденты ответили на 39 вопросов.

Характеристика участников опроса, проведенного в БУЗОО "Клинический диагностический центр", такова. Возраст 17% респондентов - 17-29 лет, 42% - 30-49 лет; 24% - 50-59 лет и 17% - 60 лет и старше. В опросе участвовали как мужчины (25%), так и женщины (75%). 53% респондентов имеют среднее и среднее специальное образование, 7% - неполное среднее и столько же - незаконченное высшее, 3% - медицинское; не ответили на вопрос 6%.

В группе респондентов 34% служащих, 30% рабочих, 21% пенсионеров, 7% безработных, 3% предпринимателей, 5% не указали своих данных. 94% респондентов не имеют льгот, 6% - на инвалидности.

Результаты анкетирования жителей г. Омска в консультативной поликлинике БУЗОО "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева" показали, что доля опрошенных пациентов в возрасте 17-29 лет составила 15%, в возрасте 30-49 лет - 16%, в возрасте 50-59 лет - 31%, в возрасте 60 лет и старше - 38%.

По многолетним статистическим наблюдениям в консультативной поликлинике доля пациентов в возрасте 55-60 лет и старше составляет более 60% в возрастной структуре принимаемого населения, включая детское. Удельный вес обращающихся к офтальмологу пациентов в возрасте 60 лет и старше в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Омска составляет менее 40%, тогда как большая часть обращений происходит в рамках профилактических осмотров и дополнительной диспансеризации работающего населения.

Распределение пациентов по месту постоянного жительства выделило Кировский и Ленинский административные округа г. Омска как наиболее проблемные по обеспечению населения названных округов врачами-офтальмологами.

Среди опрошенных преобладают пациенты в возрасте старше 60 лет (пенсионеры), на втором месте - служащие, на третьем - рабочие. Медицинских работников среди респондентов не было. 49% опрошенных имеют среднее и среднее специальное образование; 34% - высшее образование, 7% - незаконченное высшее, 6% - неполное среднее, 4% -начальное.

Согласно социологическим исследованиям по вопросам доступности и качества медицинской помощи выявлен ряд недостатков в организации медицинской помощи в поликлинических учреждениях здравоохранения г. Омска. Респонденты также жалуются на длительный срок ожидания оказания медицинской помощи, на низкий уровень технических возможностей поликлиник по детальному исследованию здоровья пациента.

В частности, по итогам анкетирования, проведенном в БУЗОО "Клинический диагностический центр", 35% респондентов имели серьезные проблемы в получении направлений на диагностические исследования в территориальных поликлиниках, получая немотивированный отказ на получение необходимого направления. Время ожидания очередности на обследование для большинства опрошенных лиц (37%) составило неделю, а для 26% респондентов - более 10 дней. Сложности при получении нужных талонов на обследования в муниципальных поликлиниках не испытывали лишь 2% лиц из числа опрошенных.

Труднее всего было получить направления на такие обследования, как биохимический анализ крови (так ответили 48% респондентов), УЗИ (50%) и фиброгастродуоденоскопию (ФГДС) (33%). Характерно и то, что режим работы медицинского учреждения по месту жительства (в основном из-за наличия очередей) не устраивает 72% лиц из числа всех опрошенных. Удовлетворенность работой своего участкового врача выразили 68% опрошенных. Самой распространенной причиной отрицательной оценки (32%) работы участкового врача является его невнимательное отношение к пациенту.

По результатам анкетирования, проведенного в БУЗОО "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева", 40% посещений консультативной поликлиники связано с отсутствием необходимой диагностической и аппаратуры для осуществления лечебных методик; еще 40% - с необходимостью получить консультацию врача-офтальмолога консультативной поликлиники по направлению врача-офтальмолога территориальной поликлиники. Причина еще 20% посещений - отсутствие врача-офтальмолога в территориальной поликлинике.

Ожидают приема врача-офтальмолога в медицинских учреждениях г. Омска от двух до четырех недель 51% опрошенных, до 10 дней - 32%, попадают на прием в день обращения 17%. Талон к врачу-офтальмологу получают непосредственно в регистратуре 68% опрошенных, по звонку в регистратуру - 31 %, только один человек воспользовался терминалом электронной регистратуры.

При рассмотрении ответов на вопросы о качестве офтальмологической помощи выяснилось, что профилактическими осмотрами были охвачены 42% опрошенных. Качество профилактических осмотров устраивает 26% осмотренных, не устраивает - 16%.

Профилактические осмотры населения старше 50 лет связаны с измерением внутриглазного давления. Внутриглазное давление измерялось: один раз в год - у 31% респондентов, один раз в два года - у 24%, один раз в три года - у 2%, более трех лет назад - у 7%, никогда - у 23%, не ответили 13%. Возможно, отсутствие ответов связано с диагнозом "глаукома", при которой производится регулярное измерение внутриглазного давления, - тогда оно не измеряется при проведении профилактического осмотра.

Таким образом, 34,5% из числа подлежащих измерению внутриглазного давления никогда не измеряли его или измеряли более трех лет назад (данный вид исследования должен проводиться пациентам в возрасте 40 лет и старше один раз в год).

Из 16 пациентов, проходивших дополнительную диспансеризацию работающих граждан, удовлетворенность качеством осмотра отметили 81,3% респондентов, остальные не удовлетворены качеством осмотра.

На диспансерном учете у врача-офтальмолога состоят 28% респондентов, не состоят - 72%. Из данных дополнительного опроса следует, что респонденты сами "сняли" себя с учета из-за сложности попасть на прием (нет талонов, большие очереди).

Удовлетворены диспансерным наблюдением у врача-офтальмолога 14% респондентов, скорее да, чем нет - 8%, скорее нет, чем да - 6%, нет - 15%, не ответили 58%.

На вопрос о возможности лечения в дневном стационаре по поводу глазного заболевания в территориальных поликлиниках положительно ответили 7% респондентов, отрицательно - 78%.

Подбор очков для пациентов в офтальмологическом кабинете территориальной поликлиники был осуществлен 21% респондентов, в салоне "Оптика" - 51%, в частных медицинских центрах - 8%, в миопическом центре БУЗОО "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева" - 3%, не ответили 17% (возможно, они не нуждались в подборе очков),

Наиболее часто пациенты получают платные услуги в БУЗОО "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева" (33%), реже - в частных учреждениях здравоохранения (18%); наиболее редко -в офтальмологических кабинетах территориальных поликлиник (15%).

Удовлетворенность работой территориальных муниципальных медицинских учреждений отметили 19% респондентов, отрицательную оценку дали 13%. Как основные причины неудовлетворенности были указаны недостаточная укомплектованность врачами "узких" специальностей и большие очереди на прием. Изменение к лучшему в плане доступности медицинской помощи в последние три года отметил 31% респондентов, 37% не заметили изменения, 15% отметили ухудшение, не ответили 17%.

Доступность офтальмологической помощи в последние три года, по мнению части респондентов, изменилась к лучшему (так ответили 16%); 17% сочли, что к худшему, 33% - что осталась без изменений; 34% затруднились ответить. Таким образом, можно сказать, что медицинское обслуживание граждан, его качество и доступность в течение последних трех лет остаются без изменений.

Результаты проведенного анкетирования обсуждены в Министерстве здравоохранения Омской области со всеми руководителями учреждений здравоохранения области. В целях повышения качества и доступности медицинской помощи систематизированная аналитическая информация направлена в адрес Департамента здравоохранения администрации г. Омска и руководителей муниципальных учреждений здравоохранения г. Омска.

Предлагается принять меры по улучшению материально-технической базы в ЛПУ г. Омска; пересмотреть режим работы ЛПУ и некоторых врачей-специалистов с учетом предложений и пожеланий населения; улучшить работу по кадровому обеспечению, обратив особое внимание на укомплектованность лечебных учреждений врачами-урологами, пульмонологами, эндокринологами, маммологами, гастроэнтерологами, окулистами.

Необходимо также обеспечить население доступной информацией о порядке получения медицинских услуг, включая высокотехнологичную медицинскую помощь федерального и межрегионального уровня; принять меры к созданию условий для оказания лечебной помощи врачами-офтальмологами в территориальных поликлиниках г. Омска, в том числе в условиях дневного стационара при поликлиниках, а также для оказания неотложной офтальмологической помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×