Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения

1423
Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения

Эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценивают на основе официальных данных, содержащихся в ежегодных докладах о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации, представляемых руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". В докладах содержатся официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, ведомственной статистики и результаты социологических опросов населения.

По результатам оценки формируются:

1) доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации об оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации по итогам отчетного года;

2) предложения по распределению грантов субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.2008 № 608 "Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения производится на основе анализа и сопоставления нескольких показателей.

1. Так, под конечными результатами деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимаются показатели здоровья населения (младенческая смертность, смертность населения трудоспособного возраста), уровень реализации основных целей деятельности региональных властей (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (отношение к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона), удовлетворенность населения медицинской помощью.

2. Эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации в сфере здравоохранения. Объем неэффективных расходов региональных бюджетов определяется на основе показателей (в соответствии с нормативными или среднероссийскими значениями), характеризующих бюджетную сеть в регионе и ее использование.

3. Ход реализации институциональных реформ в субъекте Российской Федерации в сфере здравоохранения характеризует внедрение новых механизмов управления в различных сферах и их эффективность.

Все три показателя взаимосвязаны между собой и рассматриваются в едином контексте.

Анализ показателей проводится на основании достигнутого уровня и динамики за период нескольких лет, предшествующих отчетному году. Кроме того, проводится сравнение значений ряда показателей со среднероссийским уровнем, с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

Объем неэффективных расходов региональных бюджетов определяют в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"».

В сфере здравоохранения расчет неэффективных расходов включает в себя оценку объема неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами, на управление объемами стационарной медицинской помощи и скорой медицинской помощи.

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами определяется отдельно в отношении врачей, среднего медицинского персонала, прочего персонала, в том числе младшего медицинского персонала.

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами врачей определяется при условии, что численность врачей на 10 тыс. населения в субъекте Российской Федерации превышает среднероссийское значение (2009 г. - 35,7 на 10 тыс. чел.).

В 2009 г. в 25 регионах обеспеченность врачами была выше среднероссийских показателей (в 2008 г. - в 27 регионах) (с учетом коэффициентов расселения и транспортной доступности). Максимальные объемы неэффективных расходов при "избыточной" численности врачей выявлены в г. Москве (48,9 на 10 тыс. населения), г. Санкт-Петербурге (50,7), в Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах (соответственно 66,6 и 49,2 на 10 тыс. чел.).

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами среднего медицинского персонала в 2009 г. не определялся из-за низкого соотношения числа врачей и среднего медицинского персонала. В целях снижения данных неэффективных расходов регионы вынуждены были бы сокращать численность среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, что привело бы к значительному снижению качества медицинских услуг и усугублению кадрового дисбаланса.

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала, в том числе младшего медицинского персонала, определяется, если численность прочего персонала превышает 40% от общей среднероссийской численности врачей и среднего медицинского персонала.

В 2008-2009 гг. только в г. Москве и Республике Ингушетия численность прочего персонала не превышала установленный норматив. В 11 регионах отмечено снижение неэффективных расходов на прочий персонал (в 2008 г. - в двух регионах). Это те регионы, где активно используется механизм передачи на аутсорсинг немедицинских функций (Вологодская, Калининградская, Томская, Свердловская области, Пермский, Красноярский края, Республика Чувашия, Ямало-Ненецкий АО и др.)

Максимальные объемы неэффективных расходов при "избыточной" численности прочего персонала определены в Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском автономных округах, в Республике Тыва, в Магаданской, Сахалинской областях.

Объем неэффективных расходов на управление объемами стационарной медицинской помощи определяется в том случае, когда фактический объем стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя (койко-дней) превышает норматив объема стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (2009 г. - 2,812 койко-дня).

Неэффективные расходы на управление объемами стационарной медицинской помощи не определены в 47 регионах (в 2008 г. - в 44 регионах), из них впервые - в Орловской, Вологодской, Оренбургской, Свердловской областях, в Чукотском автономном округе.

Объем неэффективных расходов на управление объемами скорой медицинской помощи определяется, если фактический объем оказанной скорой медицинской помощи (вызовов) в расчете на одного жителя превышает норматив объема скорой медицинской помощи в расчете на одного жителя в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (в 2009 г. - 0,318 вызова).

Неэффективные расходы на управление скорой медицинской помощи не определены в 32 регионах (в 2008 г. - в 29 регионах), из них впервые - в Архангельской, Калининградской, Омской областях, в Краснодарском крае и Республике Башкортостан.

В целом объем неэффективных расходов в сфере здравоохранения за 2007-2009 гг. вырос в 1,6 раза; доля неэффективных расходов составляет соответственно 5,3 и 7,6% от общего объема. Основная причина неэффективных расходов - избыточная численность персонала, на которую приходится 83% от всех неэффективных расходов (в 2007 г. -72%). На неэффективное управление объемами стационарной медицинской помощи приходится 14% (в 2007 г. - 24,3%), скорой медицинской помощи - 3,2% (в 2007 г. - 4%).

Таким образом, если значение показателей численности тех или иных работников в системе здравоохранения выше среднероссийского, то это указывает на необходимость проведения оптимизации кадрового состава. Если значения объемов стационарной и скорой медицинской помощи выше нормативных значений Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, то это указывает на необходимость привести объемы оказываемой медицинской помощи населению в существующей сети лечебных учреждений к оптимальным с повышением значимости амбулаторной медицинской помощи.

При расчетах величины неэффективных расходов по конкретному субъекту Российской Федерации нормативные и (или) среднероссийские значения умножают на коэффициенты расселения населения и транспортной доступности (в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670). Цель - создать возможность для сравнения регионов с различной плотностью населения и транспортной доступностью территорий. В результате использования коэффициентов нормативные значения показателей для конкретного субъекта Российской Федерации могут превышать среднероссийские на величину до 10%.

Распределение грантов субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, производится в соответствии с рейтингом субъектов РФ.

Формирование рейтингов регионов России по достигнутому общему уровню эффективности и по достигнутой динамике эффективности в сфере здравоохранения производится в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2008 № 608 "Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ № 608).

Оценка показателей за 2007-2008 гг. проводилась по достигнутому уровню эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ. В 2009 г. оценка проводилась по достигнутой динамике показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Эта динамика указывает на эффективность осуществления структурных реформ на уровне региона и внедрения современных инструментов управления.

Уровень результативности в сфере здравоохранения определяется по показателям смертности населения, по тенденциям изменения заработной платы работников данной сферы, по удовлетворенности медицинской помощью, а также по эффективности внедрения новых механизмов управления в сфере здравоохранения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 608 в отношении результатов оценки значения показателей деятельности органов исполнительной власти осуществляется экспертиза. Она основывается на степени достижения критериев оценки эффективности деятельности.

Итак, оценивают:

- долю государственных (муниципальных) учреждений, объем одноканального финансирования которых через систему обязательного медицинского страхования составляет не менее 70% общего объема финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования, в общем числе государственных (муниципальных) учреждений субъекта Российской Федерации, работающих в системе обязательного медицинского страхования;

- долю государственных (муниципальных) учреждений, применяющих стандарты оказания медицинской помощи, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений субъекта Российской Федерации;

- долю государственных (муниципальных) учреждений, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений субъекта Российской Федерации;

- дефицит Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В ходе экспертизы проводится дополнительная оценка низких значений доли неэффективных расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на предмет выявления случаев, когда такие значения обусловлены отсутствием сети соответствующих бюджетных учреждений в субъекте Российской Федерации.

Объектами экспертизы являются правовые акты субъектов Российской Федерации по соответствующим сферам.

По результатам экспертизы экспертная группа вправе изменить оценку значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по уровню эффективности, но не более чем на 0,2 ед. (максимальное значение - 1). Оценка значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации корректируется на величину, соответствующую разнице оценок значений показателей их деятельности по уровню эффективности до и после проведения экспертизы.

Субъект Российской Федерации может быть исключен из числа претендующих на получение грантов, если отсутствие данных не позволяет сделать обоснованную оценку значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо если были представлены недостоверные данные.

Для выделения грантов субъекты Российской Федерации распределяют в соответствии с оценкой значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по динамике уровня эффективности (с учетом корректировки по результатам экспертизы). При этом субъекту Российской Федерации, имеющему наибольшую оценку, присваивается категория 1.

Гранты выделяют 20 субъектам Российской Федерации, которым с учетом оценки значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации присвоены категории с 1-й по 20-ю.

Формирование рейтингов регионов за 2010 г. планируется проводить на основании комплексной оценки с учетом достигнутого общего уровня эффективности и по достигнутой динамике эффективности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×