Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения: деятельность в новом правовом поле

5356
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения: деятельность в новом правовом поле

«… Проблема неэффективности организационно-правовой формы бюджетного учреждения обсуждалась на протяжении многих лет…

… с целью изменения положения бюджетных учреждений в 2006 г. была предложена новая форма государственного и муниципального учреждения – автономное учреждение...

Следующим этапом реформы по оптимизации системы бюджетных учреждений стало принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Закон № 83-ФЗ).

Изменения, вносимые Законом № 83-ФЗ, можно условно разделить на две основные группы. Первая группа изменений касается выделения нового типа государственного (муниципального) учреждения – казенного и определения его организационно-правового статуса. Вторая группа вносимых в законодательство изменений затрагивает положение существующих бюджетных учреждений.

Таким образом, как и в случае с принятием Закона об автономных учреждениях, были введены новые типы учреждений, а не создана новая организационно-правовая форма юридического лица…

… Согласно поправкам, внесенным Законом № 83-ФЗ, Закон о некоммерческих организациях становится одним и основополагающих нормативно-правовых актов, определяющих положение бюджетных учреждений.

Положения же БК РФ, определявшие основные принципы деятельности бюджетных учреждений до вступления в силу вышеупомянутых изменений, только косвенно касаются бюджетных и автономных учреждений в части отнесения денежных средств, выделяемых данным типам учреждений в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, к бюджетным ассигнованиям. Основным типом государственного (муниципального) учреждения, являющимся предметом регулирования Бюджетного кодекса РФ, стало казенное учреждение…

Таким образом, если ориентироваться на название, то новым типом учреждения можно назвать казенное учреждение. Но, по сути, действительно новым в этом смысле стало бюджетное учреждение. Под прежним названием появляется совершенно иная форма с новыми правовыми и экономическими характеристиками.

Бюджетное и автономное учреждения

…Бюджетному учреждению предоставляется право самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает учредитель соответствующего учреждения.

Закон № 83-ФЗ изменяет и механизм финансирования бюджетных учреждений. Планируется перевести бюджетные учреждения со сметного финансирования на субсидии, выделяемые на выполнение государственного задания…

В связи с этим особенно важно разработать механизм расчета финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий для автономных учреждений и бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав)…

Перечислим основные отличия бюджетного учреждения от автономного.

1. Для автономного учреждения предусмотрена многоуровневая система органов управления: наблюдательный совет (высший коллегиальный орган управления) и руководитель автономного учреждения (исполнительный орган управления). Для бюджетного учреждения – только руководитель бюджетного учреждения.

2. У этих типов учреждений разный объем прав по распоряжению имуществом и объем ответственности. Бюджетному учреждению предоставляется право самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества. В объеме этого имущества бюджетное учреждение и отвечает по своим обязательствам. Автономное же учреждение самостоятельно распоряжается и движимым, и недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, за исключением особо ценного имущества, и отвечает по обязательствам.

3. Бюджетные учреждения размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг исключительно в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ). Автономные учреждения размещают заказы подобным образом только в случае распоряжения бюджетными средствами…

Казенные учреждения

… Основное отличие от бюджетных учреждений (в прежнем статусе) заключается в том, что все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат зачислению в соответствующий бюджет, а не поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

В помощь государственным (муниципальным) учреждениям, решившим изменить свой статус, были разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р).

В Рекомендациях предложены следующие группы критериев:

1. Критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

2. Дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.

Вышеуказанные критерии введены для всех учреждений без учета специфики той или иной отрасли. В свою очередь, на их основе применительно к сфере здравоохранения разные авторы предлагают дополнительные критерии выбора типа государственного (муниципального) учреждения:

— социальная значимость медицинской помощи;

— обеспеченность населения медицинской помощью конкретных направлений (доступность);

— удельный вес приносящей доход деятельности;

— риски, связанные с приносящей доход деятельностью…

Принятие Закона № 83-ФЗ не оставило возможности учреждениям здравоохранения сохраниться в неизменном виде, поскольку казенный тип учреждения имеет достаточно узкую область применения. Фактически, учитывая дополнения, внесенные в Закон № 83-ФЗ (в ч. 19 ст. 31), о том, что государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений, им приходится делать выбор между двумя типами учреждений – автономным и бюджетным». 

Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ", №6/2012



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×