Роль медицинского персонала в коррекции самостигматизации психически больных

4747

Всемирная психиатрическая ассоциация на протяжении многих лет выполняет международную программу борьбы со стигматизацией и дискриминацией психически больных.

«Стигма» (греч. – клеймо, отметина) – это понятие, которое определяется как социальный атрибут, дискредитирующий носителя болезни, в данном случае – психического расстройства (ПР).

Большинство исследователей основным источником стигматизации считают средства массовой информации, которые способствуют формированию и закреплению стереотипных представлений о психически больных. В обществе сложился миф о неизлечимости ПР, опасности психически больных людей, непредсказуемости их поведения. Ясно, что страдают от такого отношения больше всего сами больные. Это, в свою очередь, становится причиной дискриминации, ущемления прав и интересов, социальной изоляции психически больного. Кроме того, такой больной испытывает стыд перед обществом, перед окружающими за свое заболевание.

Понятие «самостигматизация» отражает различные индивидуальные переживания больного человека, его реакцию на проявления психической болезни и статус психически больного в обществе, а также на проводимое лечение.

Перед тем как приступить к реабилитации, необходимо определить уровень самостигматизации больных и отношение их к лечению. Для преодоления самостигматизации необходимо разработать соответствующие комплексные мероприятия. Это может быть достигнуто организацией сестринского процесса, который включает квалифицированную медицинскую помощь и специализированный уход за психически больными.Целью исследования являлось изучение самостигматизации психически больных и разработка протоколов сестринского наблюдения и ухода для ее коррекции.Материалы и методы. Обследованы 50 пациентов (25 женщин и 25 мужчин) в возрасте от 19 до 60 лет (средний – 38 лет), находящихся на лечении в Республиканской психиатрической больнице г. Чебоксары. Среди них 30 чел. были с диагнозом «шизофрения» и 20 – с органическим поражением головного мозга.

В исследовании были использованы: методика для определения «внутренней стигмы» (самостигматизации) ПР; тест удовлетворенности проводимым лечением психотропными препаратами; лист сестринского наблюдения для оценки побочных эффектов психофармакотерапии. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью корреляционного анализа и расчета t-критерия Стьюдента для относительных величин (%).Результаты и их обсуждение. Мужчины в момент опроса вели себя спокойно, сдержанно. Отвечали на вопросы самостоятельно. Они не задавали вопросов, не относящихся к исследованию, не видели никакой выгоды или угрозы по отношению к себе. Создавалось впечатление, что ПР их мало беспокоит, они примирились со своим настоящим положением.

Обследование больных женского отделения проходило более живо и эмоционально. Женщин исследование интересовало намного меньше, чем общение. Они задавали вопросы, касающиеся их внешнего вида, отношения к себе, делились переживаниями, связанными с ПР. Не все ответили на вопросы анкет за один раз, приходилось проводить исследование в несколько этапов.

Все опрошенные больные соглашались с теми или иными утверждениями анкеты, что свидетельствовало об их самостигматизации и низкой стигмаустойчивости (табл. 1). Максимальные показатели наблюдали по фактору «Подтверждение стигматизации», вопросы этого раздела затрагивали многие важные стороны жизни человека с ПР. Женщины по сравнению с мужчинами намного больше переживают в связи с ПР (статистические различия не случайны): больше разочарованы в себе вследствие болезни, чаще замечают проявления дискриминации по отношению к себе, чувствуют себя ниже психически здоровых людей, стараются избегать контактов, чтобы не обременять окружающих и не испытывать отторжения. Мужчины чаще отмечали, что психически здоровые не способны понять их.

Ощущения стигмы усиливались с возрастом и увеличением длительности ПР у больных из городской местности. Более высокий уровень образования повышал показатели стигмаустойчивости. Люди со средним специальным и высшим образованием верят в способность жить полноценной жизнью, несмотря на ПР, более успешно справляются с проблемами, связанными с болезнью, могут рационализировать их.

Таблица 1. Факторы стигмации и утвердительные ответы психически больных, %
Вопрос Оба пола Женщины Мужчины
Отчужденность
Я не нахожу места в мире, потому что психически болен (больна) 58 56 60
ПР испортило мне жизнь 24 32 16
Психически здоровые  не способны меня понять 38 24 52*
Я стыжусь своей болезни 24 28 20
Я разочарован(а) в себе вследствие болезни 40 60* 20
Я чувствую себя ниже психически здоровых людей 60 76* 44
Средний показатель 40,7 46 35,3
Подтверждение стигматизации
Стереотипы о больных с психическими расстройствами применимы ко мне 66 64 68
Люди определяют мою болезнь по моему внешнему виду 70 64 76
Психически больные имеют тенденцию к насилию 58 48 68
Вследствие болезни нужно, чтобы большинство решений за меня принимали другие 68 56 80
Психически больные не могут жить полноценной жизнью 56 52 60
Психически больные не должны жениться 56 56 56
Вследствие болезни я не могу внести вклад в общество 50 44 56
Средний показатель 60,6 54,9 66,3
Дискомфорт
Из-за того, что я психически больной(ая), я подвергаюсь дискриминации 66 80* 52
Люди думают, что я не могу добиться многого в жизни 44 60* 28
Окружающие игнорируют меня 52 40 64
Люди часто опекают меня 52 56 48
Никто не хочет сближаться со мной 74 76 52
Средний показатель 57,6 62,4 48,8
Социальная изоляция
Я обычно не говорю о себе, чтобы не обременять других 50 68* 32
Я общаюсь так же, как прежде 34 32 36
Отрицательные стереотипы о ПР изолируют меня от психически здоровых людей 44 44 44
Я избегаю контактов, чтобы не смущать близких мне людей 52 40 64
В кругу здоровых людей я ощущаю свою неуместность 56 56 56
Я не сближаюсь со здоровыми людьми, чтобы избежать отторжения 56 84 60
Средний показатель 48,7 54 48,7
Стигмаустойчивость
Я чувствую себя комфортно,  когда вижу среди окружающих другого человека с явными признаками ПР 80 68 92*
В целом я могу жить той жизнью, которой хочу 14 12 16
Я могу иметь полноценную жизнь, несмотря на ПР 18 12 24
Психически больные вносят существенный вклад в общество 40 16 64*
Жизнь с ПР сделала  меня стойким(ой) к невзгодам 46 36 56
Средний показатель 39,6 28,8 50,4
*  Здесь и далее различия между мужчинами и женщинами не случайны.

В табл. 2 представлено отношение больных к проводимому лечению. Почти половина больных не хотели принимать лекарства, желали изменить дозу назначенных препаратов. Две трети респондентов были удовлетворены вниманием специалистов к побочным эффектам препаратов, т. к. подобные последствия приема лекарственных средств препятствуют выполнению повседневных обязанностей. Более негативное отношение к проводимому лечению наблюдалось у женщин: они были не удовлетворены результатами последней беседы с врачом, хотели изменить дозу препаратов, недооценивали серьезность последствий несоблюдения режима психофармакотерапии.

Роль медицинского персонала в коррекции самостигматизации психически больных

Только 5% больных из сельской местности стеснялись при других людях принимать психотропные препараты, тогда как из городской – 36,8%.

Побочные эффекты психофармакотерапии, взятые из сестринского листа наблюдений, представлены в табл. 3. Они значительно чаще наблюдались у мужчин, в частности неестественное положение тела, тремор языка, проблемы с пищеварительным трактом, мочеиспусканием; а также грудные боли, появление одышки, болезненное глотание. У женщин на фоне приема лекарственных препаратов чаще появлялись проблемы с памятью, энергией, концентрацией внимания.

Роль медицинского персонала в коррекции самостигматизации психически больных

Проведенное исследование позволило конкретизировать проявления стигмы у стационарных психически больных. Они наблюдались у всех опрошенных и затрагивали одновременно многие сферы жизни. Выявленные закономерности стигматизации, связанные с полом, возрастом, длительностью ПР, местом жительства и образованием можно связать, с одной стороны, с лучшим прогнозом ПР, осознанием его последствий у женщин, больных молодого возраста, лиц с более высоким уровнем образования, с другой – толерантностью, которая, как правило, выше у жителей сельской местности.

Обнаруженные закономерности в целом соответствуют литературным данным. Больные шизофренией считаются самыми стигматизированными среди всех пациентов с ПР. Однако наше исследование позволяет отнести к ним и пациентов с органическими ПР. Проводимое лечение психотропными средствами является одним из существенных факторов стигмы, т. к. довольно часто сопровождается различными побочными эффектами, которые заметны для окружающих. Многие больные знают об этом, поэтому отказываются от психофармакотерапии, желают снизить дозу препаратов, изменить режим лечения. Недостаточная приверженность к терапии, безусловно, отражается на развитии повторных обострений и госпитализаций, прогрессировании течения ПР и ухудшения его прогноза. С этой целью нами были разработаны три протокола сестринского наблюдения и ухода: «Неврологические побочные эффекты психофармакотерапии», «Соматические побочные эффекты психофармакотерапии», «Отказ от приема психотропных средств». Учет побочных эффектов психофармакотерапии является важнейшим условием добровольного и неукоснительного выполнения пациентом лекарственного режима. Определенную роль в этом могут сыграть и медицинские работники.

Для коррекции явлений самостигматизации нами разработаны шесть протоколов сестринского наблюдения и ухода за психически больными (приложение). Кроме продолжительной и неформальной работы со стигматизированным пациентом требуется повышение уровня знаний по стигме и дискриминации психически больных среди медицинских работников. Особого рассмотрения и программы действий требует повышение толерантности медицинских сестер и врачей психиатрических учреждений.Приложение

ПРОТОКОЛЫ сестринского наблюдения и ухода за психически больными с самостигматизацией

Проблема пациента Виды сестринских мероприятий
1. Высокий риск насилия, направленного на себя Поддерживать минимальное количество раздражителей в окружающей пациента обстановке.
Максимально тактично спросить пациента: “У вас были мысли о самоубийстве? Если да, что вы планировали предпринять?
У вас были средства, чтобы осуществить этот план?”
Создать пациенту безопасную окружающую обстановку. Устранить все потенциально опасные для него предметы.
Сформулировать краткосрочный словесный контракт, что пациент не будет наносить себе повреждений в течение 24 ч. По истечении срока заключить новый контракт.
Стимулировать высказывания пациента о своих истинных переживаниях.
Позволять больному выражать свой гнев в пределах общепринятых границ.
Проводить с пациентом как можно больше времени
2. Риск одиночества Войти в психологический контакт с пациентом. Представить пациента соседям по палате. Принимать пациента таким, какой он есть.
Демонстрировать пациенту, что вам интересны его рассказы о себе. Размещать пациентов в палате с учетом их возраста,  социокультурных факторов  и ПР.
Создать максимально благополучное пребывание пациента в отделении, условия, приближенные к домашним. Организовывать отдых пациента: вовлекать в игры, творчество совместно с другими пациентами
3. Депрессия, обусловленная стрессом, проявляющаяся в виде чувства отчаяния и безысходности Установить психологический контакт с пациентом.
Выделить для разговора с пациентом достаточное количество времени, чтобы он смог выразить свои чувства, страхи и беспокойство.
Обсудить с пациентом вопросы, которые вызвали у него озабоченность.
Отвлекать пациента от мрачных мыслей, привлекая его к деятельности в той мере, в которой он на это способен. Обеспечить пациенту возможность принимать участие в играх и художественном творчестве.
Стараться выявить круг интересов пациента и изучить его возможности.
Выявить суицидальные мысли.
В беседе  с пациентом делать акцент на его сильные стороны и положительные качества.
Попытаться повысить самооценку пациента, позитивно оценив его личность в конце беседы
4. Социальная изоляция Войти в психологический контакт с пациентом. Выслушать рассказы  пациента о себе, проявляя интерес. Вовлекать пациента в трудотерапию, если позволяет его состояние. Давать пациенту задания, которые он способен выполнить. Развивать у пациента чувство принадлежности к социальной группе.
Обучить навыкам коммуникации, которые больной может использовать при общении с другими людьми.
Организовать отдых пациента: вовлекать в игры, творчество совместно с другими пациентами.
Создавать терапевтические отношения с пациентами. Показывать не ограниченное никакими условиями положительное отношение к ним
5. Нарушенная самооценка, проявляющаяся в виде сниженного настроения Войти в психологический контакт с пациентом.
Относиться благосклонно к больному и его возможным негативным реакциям.
Проявить интерес к пациенту как к личности. Выделить для разговора с пациентом достаточное количество времени, чтобы он смог выразить свои чувства, страхи и беспокойство.
Поощрять желание пациента открыто говорить с медицинской сестрой о своих переживаниях.
В беседе  с пациентом делать акцент на его сильных сторонах и положительных качествах.
Стимулировать участие в групповых видах деятельности. Помочь больному найти черты, которые он хотел бы изменить в себе.
Давать пациенту задания, которые он способен выполнить. Выявить приоритетные ценности пациента и делать на них акцент при уходе.
Вести мониторинг эмоционально-волевой сферы, фиксируя
в дневнике наблюдений характер высказываний и эмоциональный фон больного.
Организовать отдых пациента: вовлекать в игры, художественное творчество с другими больными
6. Риск неправильного применения лекарств Пациентам, уходящим в лечебный отпуск, объяснить правила приема препарата, дозировку, частоту приема.
Лекарственные препараты выдавать раздельно в разных упаковках. Подписать упаковки разборчивым почерком.
При необходимости лекарственные препараты выдать родственникам пациентов, уходящих в лечебный отпуск.
При необходимости разъяснить пациенту возможные побочные действия препарата.
Внимательно выполнять назначения лекарственных препаратов, указанных в истории болезни. В случае ошибки немедленно сообщить врачу


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×