Компьютерная программа восстановления когнитивных нарушений у детей

21361

Когнитивные нарушения – это собирательное обозначение различных нарушений высших мозговых функций вследствие расстройства процессов получения, переработки и анализа информации. Они обычно связаны с органическим поражением больших полушарий головного мозга. Расстройство функций может выражаться в нарушении памяти, внимания, психомоторной координации, речи, гнозиса, праксиса, счета, мышления, ориентации, планирования и контроля психической деятельности. Стойкое выраженное расстройство когнитивных функций лежит в основе деменции.

Инвалидизация ребенка происходит в результате значительного ограничения его жизнедеятельности в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Это приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка и накладывает ограничения не только на проявление личности ребенка-инвалида, но и на ее формирование.

Для детей с когнитивными нарушениями особое значение имеет система дополнительного образования, предоставляющая возможность войти в среду нормально развивающихся детей.

Когнитивные нарушения сопровождают следующие заболевания: детский церебральный паралич; гидроцефалия различной степени выраженности и этиологии; менингиты различной этиологии; энцефалиты различной этиологии; инсульты различной степени поражения; различные травмы головного и спинного мозга; расстройства психологического развития (специфические расстройства развития речи и языка; специфическое расстройство речевой артикуляции; умственная отсталость в сочетании с нарушением развития речевой функции (расстройство экспрессивной речи и рецептивной речи); детский аутизм; специфические расстройства развития учебных навыков; смешанные специфические расстройства психологического развития; легкое когнитивное расстройство); другие уточненные и не уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью; расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга; нарушение активности и внимания.

По определению Л.О. Бадалян и соавт. (1988) “детский церебральный паралич” (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу не прогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При ДЦП нарушается моторное развитие ребенка, возникает комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место занимает нарушение когнитивных функций (познания), перцепции (восприятия), могут быть поведенческие нарушения, эпилептические проявления. Все это обусловлено прежде всего неврологической симптоматикой – аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, что является следствием диффузного поражения ЦНС.

Рост числа детей с неврологической патологией и значительные социальные последствия этого ставят детский церебральный паралич в ряд серьезных медико-социальных проблем.

По данным разных авторов, в структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%, из них ДЦП – 24%, а заболеваемость ДЦП составляет от 1,9 до 3,1 случая на 1 тыс. детей.

В странах Европы частота ДЦП – два случая на 1 тыс. живорожденных детей.

По данным Научно-исследовательского фонда ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тыс. страдающих этим заболеванием; этот диагноз ставят ежегодно 9750 детям (из них 1,2–1,5 тыс. – дети дошкольного возраста).

Количество рождений больных с признаками ДЦП в США за десять лет возросло на 25%: с 1,5–1,8 на 1 тыс. младенцев, родившихся живыми, в 1990 г. до 2,0–2,5 в 2000 г. На данный момент в США насчитывается около 760 тыс. инвалидов с ДЦП, или 2,8 чел. на 1 тыс. населения.

Ранний детский аутизм встречается в 2–4 случаях на 10 тыс. на- селения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10 тыс. населения. Это расстройство чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, – соотношение 3–4 : 1. Ряд патологических процессов связан с нарушением эмоциональной когнитивной сферы, которая достаточно серьезно страдает у детей с расстройствами спектра аутизма. Это та сфера, которую часто не удается реабилитировать в полной мере. Дети с расстройствами спектра аутизма могут не понимать тонких эмоций, переносного смысла слов, того, что именуется контекстом ситуации. Даже если такие дети хорошо реабилитированы, со стороны они немного напоминают роботов, которые действуют формально, хотя и достаточно правильно.

Травмы головы у детей составляют 30–50% от всех травм, и еже- годно эта цифра увеличивается на 2%. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) относится к наиболее распространенным видам травматической патологии: ежегодно она регистрируется у 2–4 человек на 1 тыс. жителей. Среди получивших травму преобладают дети и лица молодого возраста. Социально-экономическое значение ЧМТ велико: по данным Минздрава России, в 2003 г. на каждых 200 работающих приходился один случай выдачи больничного листа в среднем на 9,6 дня. Однако наиболее важны в социальном и экономическом отношении последствия ЧМТ, по- скольку они могут приобретать хронический характер, ухудшая качество жизни пациента, снижая его трудоспособность и нередко приводя к стойкой инвалидизации.

В 2000 г. около 70 тыс. взрослых (или 4,7 на 10 тыс. соответствующего населения) и 17,6 тыс. детей (6,2 на 10 тыс. соответствующего населения) были признаны инвалидами вследствие травм всех локализаций. При этом в общей структуре травматизма на долю нарушения функций ЦНС приходится до 30–40%, а в структуре причин инвалидности – 25–30%.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Частота этого синдрома, по данным разных авторов, у детей школьного возраста варьирует от 2,2 до 18%. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данной проблемой.

В последнее время количество детей с СДВГ существенно возросло. Нарушение эмоций и поведения, импульсивность, неспособность сосредоточиться, трудности с обучением – подобные жалобы все чаще и чаще слышат врачи-неврологи от встревоженных родителей. Доля страдающих СДВГ среди всех детей дошкольного и школьного возраста – 4–9%.

Необходимость ранней диагностики признаков задержки развития ребенка совершенно очевидна. Первичную диагностику проводят психологи, невропатологи, психиатры. Психологическое обследование заключается в изучении состояния умственных способностей и эмоционально- волевого развития и в выборе путей и методов коррекции.

Психологическая помощь детям с психомоторными поражениями опирается на знание общих закономерностей развития высших психических функций, на знание возрастных этапов развития здоровых детей и учитывает своеобразие психических особенностей больного ребенка. Психолог помогает ребенку улучшить такие психические функции, как внимание, восприятие, память, мышление, произвольное действие и др., превращая их в более осознанную, целенаправленную психическую деятельность. Таким образом, психолог осуществляет первичную подготовку, активируя психическую деятельность ребенка, что необходимо для перехода к будущим учебным и логопедическим занятиям.

Один из основных методов восстановления речи – логопедический массаж. Массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В логопедической практике применяются несколько видов массажа, основным из которых является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого используются такие его виды, как массаж биологически активных точек, массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т. д.), а также элементы самомассажа.

В клинической картине нарушения речи всегда присутствует расстройство дыхания, и необходимо обучить ребенка правильному речевому дыханию. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У ребенка при моторных нарушениях эта координация часто нарушена даже в процессе плавной речи.

Значимое место в восстановлении и коррекции когнитивных нарушений занимает медикаментозная терапия, но, к сожалению, эффективного медикаментозного решения этой проблемы не существует. Даже нейрометаболическая терапия и ноотропные препараты, к которым часто обращаются врачи, согласно принципам доказательной медицины, при задержке психомоторного развития малоэффективны.

Для постановки диагноза и для терапевтического вмешательства не разработана какая-то стандартная тестовая система. Выбор тестов определяется возрастом ребенка, значимостью методик для имеющихся проблем, индивидуальными предпочтениями психолога и и зависит от времени, отведенного на обследование.

Различные специалисты работают по разным направлениям, но во всем мире применяется комплексная реабилитация – специализированные, четко расписанные тренинги. Они позволяют стимулировать развитие пострадавших психических процессов, развивать формирование функций правильного отражения окружающей действительности у ребенка. Очень часто задержка развития происходит вследствие нарушения сенсорных процессов.

Детям с нарушениями речевого развития помогают специальные тренинги по развитию мелкой моторики. Это связано с тем, что определенные центры в коре головного мозга созревают синхронно и в определенной последовательности. Когнитивные или познавательные тренинги нацелены на правильное отражение манипуляций с символами, об- разами, на развитие абстрактного мышления.

Подобная система упражнений очень важна: если начать работу с ребенком своевременно, многие проблемы удается решить.

Для реабилитации детей с нарушением психомоторного развития в нашей стране предусмотрена помощь, оказываемая в специализированных стационарах, специальных школах-интернатах, реабилитационных центрах, однако слабо развита амбулаторная система помощи и практически отсутствуют специальные государственные реабилитационные центры амбулаторного типа.

По официальным данным ВОЗ, примерно каждый двадцатый ребенок в общей популяции детей имеет нарушения психомоторного развития и нуждается в специализированной помощи. В странах Европы главный принцип организации реабилитации – нахождение ребенка в семье, оказание ему помощи в максимально естественных, привычных условиях, при активном участии в восстановительных мероприятиях родителей и других членов семьи. Таким образом, акцент делается не на госпитализацию детей, а на оказание амбулаторной помощи и на работе различных дневных реабилитационных центров.

В связи с высокой социальной значимостью проблемы требуется разработка новых эффективных методик восстановительного лечения и реабилитации детей с когнитивными нарушениями.

Прием “интеграции пациентов в среду здорового населения” пока не отвечает предъявлявшимся к нему ранее надеждам и ожиданиям. Много говорилось о насущной потребности ребенка и его семьи в психологической помощи в связи с повышенной уязвимостью к эмоциональному стрессу и личностной проблематикой, отражающей низкую самооценку ребенка и чувство собственной несостоятельности. Предлагались различные методики терапии. Некоторые из этих технических приемов направлены на изменение поведения в целом и в процессе обучения в частности, другие имеют целью изменить стиль взаимодействия и отношений ребенка с членами его семьи. Представляется очевидной необходимость интенсифицировать программы ранней диагностики расстройства и обеспечить доступность систем многостороннего раннего вмешательства и поддержки детей и родителей.

В странах Европы и в США в школах внедряются специальные программы когнитивной реабилитации, включающие тренинг эмоциональной когнитивной сферы, направленные на профилактику и развитие высшей психоэмоциональной сферы ребенка. Так, национальным научным фондом и Департаментом здравоохранения США была разработана и широко применена на практике инновационная компьютерная программа “Космо” с компьютерной приставкой “Миссион Контрол”, позволяющей ребенку взаимодействовать с указанной программой и другими программными продуктами. Программа совместима с операционными системами Windows и Mac OS. Это первая программа в серии образовательных инструментов для развития и мотивации ребенка посредством игры.

Разработанная американскими специалистами программа повышает общую мотивацию ребенка, в том числе к углубленному освоению компьютера и других компьютерных программ. Программа “Космо” – это новый технологичный подход, который может оказать огромную помощь ребенку с отставаниями в речевом развитии, когнитивными дисфункциями или проблемами с концентрацией внимания. Она яркая, занимательная и творческая, поэтому может быстро заинтересовать любого ребенка. Она увлекательна и забавна, что идеально подходит для каждого ребенка. Поскольку данная программа достаточно гибкая, она может применяться для обучения и развития детей с различными нарушениями и разного возраста.

Программа может использоваться как изолированно, так и в сочетании с логопедическими занятиями, психологическими тренингами и различными методиками ЛФК и физиотерапии.

Программа состоит из 18 модулей, разделенных на шесть уровней. Вместо клавиатуры используется легкая в применении установка, на которой на безопасной платформе горизонтально расположены четырехцветные переключатели или активаторы (кнопки). Активаторы программируются в соответствии с навыками и возможностями ребенка и могут воспринимать даже самые легкие нажатия пользователя, который не может нажать сильнее. Функциональный встроенный микрофон позволяет ребенку управлять программой с помощью голоса.

Программа имеет инновационный дизайн, способствующий развитию мелкой моторики, координации и языковых навыков.

При разработке программного обеспечения использована инновационная система подсказок для поддержки ребенка во время приобретения познавательного опыта. Системные стандартные настройки регулируются, чтобы настроить программу для каждого ребенка, подстроить под его индивидуальный уровень физического и когнитивного развития. Предусмотрено сохранение данных каждого ребенка для последующего использования. Содержание программы и все ее процессы созданы с использованием развивающего образовательного курса.

Программа помогает приобрести следующие навыки, знания и умения: распознавание цвета, определение количества и размера, умение ориентироваться, умение работать с предлогами, ознакомление с числами и формами, умение владеть собой, концентрация внимания, непрерывный игровой и исследовательский процесс, умение решать поставленные задачи.

Программа включает в себя специально созданное подробное руководство: это и справочник по программе, и руководство для проведения обучения. Оно также служит для усиления образовательного эффекта программного обеспечения до и после работы с программой.

Данная программа позволяет провести раннюю диагностику и освоить познавательные навыки широкому кругу детей с различными потребностями. Программа является инновационной системой по обучению и развитию детей и детей-инвалидов в возрасте от двух лет. Использование программы способствует: коррекции когнитивных нарушений, развитию мелкой моторики и развитию мотивации.

Восстановление когнитивных возможностей развивается как за счет работы с программой, так и за счет развития мелкой моторики. В программе есть большой раздел, направленный на восстановление речи, что особенно важно – сделанный в виде игры. С ребенком играет мультипликационный робот по имени Космо. При этом выявлена прямая корреляция темпов развития двигательных и речевых функций, в частности мелкой моторики и экспрессивной речи.

Программа обучает детей ориентироваться в типовых ситуациях, что способствует совершенствованию адаптационных механизмов. У детей происходит оптимизация процесса принятия решений в условиях изменяющейся внешней ситуации. Развивается способность к концентрации внимания, повышается резистентность к утомлению – как физическому, так и интеллектуальному. Происходят развитие эмоциональной сферы, в частности контроля эмоций, стимуляция коммуникативной способности (появляются общие интересы с членами семьи и с членами детского коллектива). Повышается самооценка пациента (“я умею это лучше, чем другие”, “я умею пользоваться компьютером”).

Принципиальные отличия данной программы от других роботизированных реабилитационных программ, использующих принцип биологически обратной связи, – этапность и простота освоения навыков управления (в отличие от клавиатуры персонального компьютера); возможность выбора способа управления в зависимости от характера поражения двигательной и когнитивной сфер, возможность использования одной или двух рук (в отличие от компьютерной мыши), что позволяет развивать координацию визуальной и звуковой информации с мелкой и средней моторикой.

Таким образом, очевидна актуальность дифференцированного подхода к применению средств восстановительного лечения инвалидов с нарушениями когнитивных функций, формирования новых возможностей их восстановления. Вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация с помощью средств образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, корригировать уже имеющиеся нарушения и значительно снижать степень социальной недостаточности, достигать максимально возможного для каждого ребенка уровня социальной интеграции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×