Планирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

4094

Планирование объема медицинской помощи в регионах осуществляется в последнее десятилетие на основе показателей ежегодно утверждаемой Правительством РФ Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в дальнейшем – Программа госгарантий). В этом документе устанавливаются следующие показатели, рассчитанные на одного жителя в год:

 – число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений;
 – число койко-дней в круглосуточных стационарах;
 – число пациенто-дней в дневных стационарах;
 – число вызовов скорой медицинской помощи.

В документе определяются также финансовые показатели каждой из указанных единиц оказания медицинской помощи.

В Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации, оформляемых в последние годы в виде писем (совместные письма Минздравсоцразвития России и федерального фонда ОМС, информационные письма Минздравсоцразвития России), устанавливается алгоритм расчета показателей в регионе. Определяется следующая дифференциация планово-нормативных данных:
 – по профилям отделений стационаров и специальностям врачей амбулаторного приема;
 – по возрастному составу населения (взрослые, дети);
 – по амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, а в последнее время – и по дневным стационарам.

Эти данные служат ориентиром при планировании объема медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ региона.

В то же время не решены следующие вопросы:
  – в документах отсутствует дифференциация показателей для городских и для сельских жителей, хотя общеизвестно, что объем и структура медицинской помощи этим контингентам населения различаются;
 – различия в потреблении медицинской помощи населением разных возрастно-половых групп определяют необходимость в дифференциации планово-нормативных показателей не только для взрослых и детей, но и для более мелких групп. Попытка дифференцировать эти показатели предпринята в последней (по дате утверждения) Программе госгарантий (постановление Правительства РФ от 05.12.2008 № 913). В этом документе приводятся коэффициенты удорожания медицинской помощи для детей от 0 до лет и для лиц старше 60 лет;
 – представленный в Методических рекомендациях алгоритм расчета нормативных данных по амбулаторно-поликлинической и больничной помощи на основе показателей объема помощи взрослым и детям и удельного веса указанного контингента в структуре населения территории приемлем не по всем видам оказываемой помощи. В частности, при применении этой методики расчета число планируемых акушерских коек в регионах с высоким уровнем рождаемости оказывается меньшим, чем в территориях с меньшей рождаемостью;
 – представленные в Методических рекомендациях изменения показателей по отдельным видам медицинской помощи, отражающие, по-видимому, изменения в характере патологии и обращаемости населения, не сопровождаются пересмотром штатных нормативов. так, например, показатели посещаемости по специальности “венерология” увеличены за период действия Программ госгарантий в 2,7 раза: с 6,8 до 127,6 посещения на 1 тыс. населения, а нормативная численность врачей-дерматовенерологов, планируемая согласно приказу Минздрава СССР от 1 .09.1973 № 730, не изменилась;
 – представленные в информационном письме Минздравсоцразвития России от 31.12.2008 № 10 07-ТГ (приложение 6) нормативные показатели по труду для медицинского персонала больничных учреждений не соответствуют теории и практике нормирования труда в здравоохранении.

Для решения этих и других вопросов, касающихся совершенствования планирования медицинской помощи в сети ЛПУ регионов, проведено научное исследование в Липецкой области. Проанализированы медико-демографические данные в динамике, размещение сети и деятельность ЛПУ; проведена оценка оказания медицинской помощи как населением, так и организаторами здравоохранения

По медико-демографическим показателям, развитию сети ЛПУ Липецкая область – типичный представитель центрального федерального округа. По характеру расселения населения (низкая плотность, малочисленность районов, отсутствие крупных городов на периферии) область относится к моноцентрической системе расселения. Общий объем потребления медицинской помощи населением Липецкой области выше, чем планируемый по Программе госгарантий (табл. 1). Потребление медицинской помощи выражено в эквивалентных единицах. За одну эквивалентную единицу принята стоимость койко-дня.

Общее число эквивалентных единиц потребления медицинской помощи, рассчитанное по Программе госгарантий на 2008 г., составляет ,87, а фактически выполненное в Липецкой области – 5,96 (превышение – 22%; при этом наибольшее – на 32% – по больничной помощи).

Таблица 1 Объем и структура потребления медицинской помощи в липецкой областиПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Данные, представленные в табл. 1 по Липецкой области, имеют большой размах колебаний по отдельным территориям: общий объем помощи, выраженный в эквивалентных единицах, различается по районам примерно в 1,3–1, раза. Удельный вес больничной помощи в общем объеме потребления колеблется по районам области от 2,5 до 66,5%, амбулаторно-поликлинической – от 17,9 до 0, %. Характерно, что в районах, наиболее удаленных от областного центра, объем больничной помощи значительно выше, чем в районах, расположенных ближе к нему.

Методические подходы к планированию сети ЛПУ были разработаны и опубликованы в 70–80-х годах прошлого века.

Основные положения этих подходов состоят в следующем:
 – поэтапное планирование, начиная с низшего и заканчивая высшим иерархическим уровнем;
 – использование минимальной функциональной единицы при планировании: одна врачебная должность для организации того или иного приема и отделение не менее 30 коек для планирования больничной помощи.

Численность населения районов Липецкой области составляет в среднем 31 тыс. человек. В 1 районах из 18 численность населения не превышает 0 тыс. человек, из них в 6 районах проживает менее 20 тыс. человек в каждом.

Анализ штатных нормативов медицинского персонала амбулаторно- поликлинических учреждений показывает, что практически в каждом районе могут быть установлены должности таких врачей-специалистов для амбулаторного приема: невролога, оториноларинголога, офтальмолога. В ряде районов с численностью населения до 20 тыс. человек эти должности могут быть введены в штатное расписание ЛПУ лишь при организации совместного приема взрослых и детей. В 8 из 18 районов может быть установлена должность врача-кардиолога.

На организацию амбулаторного приема по специальностям “эндокринология” и “урология” могут рассчитывать жители лишь одного района, где проживает более 70 тыс. человек. По другим специализированным видам организация полноценного амбулаторного приема с числом должностей не менее 1,0 невозможна из-за небольшой численности населения. При этом не исключается ситуация, когда характер патологии населения или другие причины определят необходимость введения того или иного специализированного приема.

Расчет числа коек на основании показателей, представленных в упомянутых выше Методических рекомендациях, показывает, что лишь в одном районе области может быть развернуто специализированное неврологическое отделение. Организация других специализированных видов больничной помощи ни в этом, ни тем более в других (с меньшей численностью населения) районах невозможна.

Если следовать общепринятым методическим подходам к планированию и развитию сети ЛПУ, то планируемые посещения по тем специальностям, прием по которым невозможно организовать в ЛПУ района, а также планово-нормативное число койко-дней по специализированным видам помощи, указанным в Методических рекомендациях, но не представленным в структуре коечного фонда ЛПУ района, должны быть перенесены в учреждения более высокого иерархического уровня (в региональные или федеральные ЛПУ). Однако такой механический перенос не всегда возможен. Возрастной состав сельских жителей, состояние дорог, наличие, регулярность и интенсивность движения общественного транспорта делают менее доступными специализированные виды медицинской помощи, представленные в ЛПУ областного центра.

Мы предлагаем учитывать этот фактор при планировании объема помощи по сети ЛПУ региона. так, если численность населения и объем работы в ЛПУ муниципального образования не позволяют организовать специализированную помощь, то планово-нормативное число посещений или койко-дней перераспределяют между врачами или отделениями более широкого профиля в данном ЛПУ и врачами-специалистами и специализированными профилями отделений ЛПУ более высокого иерархического уровня по коэффициенту рассеивания*.

Пример установления величины этого коэффициента по отдельным районам области с разной численностью населения, удельным весом лиц старше трудоспособного возраста, а также с разной удаленностью от областного центра представлен в табл. 2.

Таблица 2 Коэффициент рассеиванияПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Такое распределение числа посещений по районам на примере специальности “урология” представлено в табл. 3. В информационном письме указано, что при определении размера установленных нормативов принято следующее соотношение детей (в возрасте от 0 до 17 лет включительно) и взрослых: 22% (коэффициент 0,22) и 78% (коэффициент 0,78) соответственно. Для определения общего числа посещений по специальности “урология” поправочные коэффициенты могут быть рассчитаны путем деления удельного веса численности детей и взрослых в структуре населения районов на соответствующие показатели по Российской федерации. Расчеты могут быть проведены и путем непосредственного умножения расчетного показателя посещаемости на соответствующую численность определенного контингента населения (взрослых или детей).

В соответствии с информационным письмом на 2008 г. было предусмотрено 99,8 посещения по специальности “урология” на 1 тыс. жителей, в том числе 96,2 посещения для взрослых и 3,5 посещения для детей. В пересчете на 1 тыс. взрослых это 123,3 посещения (96,2 × 100 : 78), а на 1 тыс. детей – 15,9 посещения (3,5 × 100 : 22). Общее число посещений по специальности “урология”, предусмотренных информационным письмом, представлено в табл. 3. Распределение этого числа посещений по ЛПУ разных этапов оказания медицинской помощи с учетом коэффициента рассеивания представлено в табл. .

Таблица 3 Расчет числа посещений по специальности “урология” для жителей районовПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Таблица 4 Распределение посещений по специальности “урология” по ЛПУ разного иерархического уровняПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Таким образом, из общего нормативного числа посещений по специальности “урология” лишь четвертая часть ((120 + 395) : 6309 × 100 = = 25,3) будет приходиться на врачей-урологов в региональных и федеральных ЛПУ, а остальные посещения – на врачей-хирургов в муниципальных ЛПУ. Следовательно, 6309 посещений по специальности “урология” должны быть суммированы с числом посещений, предусмотренных для врачей-хирургов по специальности “хирургия”.

В результате такого распределения посещений, а затем – расчета численности должностей (через плановую функцию врачебной должности) в муниципальных ЛПУ сельских районов стало больше врачей общего профиля (терапевтов, педиатров, хирургов) по сравнению с предусмотренной численностью врачей общего профиля и с численностью врачей в ЛПУ городов Елец и Липецк.

Аналогичным образом было проведено перераспределение планово-нормативного числа койко-дней, а затем и расчетного числа коек по уровням оказания медицинской помощи. В результате произошло уменьшение коечного фонда в ЛПУ районов области, что связано прежде всего с принятием решения о нецелесообразности функционирования специализированных отделений с числом коек менее 30. В то же время произошло сосредоточение коечного фонда, предусмотренного для оказания специализированной медицинской помощи в г. Липецк, как в городских, так и в областных учреждениях. При этом по ряду узкоспециализированных профилей отделений планируется оказание медицинской помощи и городским, и сельским жителям, независимо от подчиненности учреждения.

Таким образом, проведенные расчеты по предложенной методике с использованием традиционных подходов планирования сети ЛПУ региона, а также впервые – с применением коэффициента рассеивания позволили усилить первичное звено в оказании амбулаторно-поликлинической помощи населению районов, сосредоточить специализированные виды больничной помощи в ЛПУ областного центра и сформулировать основные предложения по модернизации сети ЛПУ области.

Вот эти предложения:
 – укрепление первичного звена здравоохранения: доведение численности врачей-терапевтов и педиатров участковых, врачей общей практики (семейной медицины), врачей акушеров-гинекологов до нормативных значений с учетом фактического и планируемого объема работы;повышение квалификации этих врачей, прежде всего получение ими знаний по своевременной диагностике и ведению больных с заболеваниями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями, гепатитами, осложнениями беременности, родов и послеродового периода;
 – соблюдение принципа пропорциональности развития больничной и амбулаторно-поликлинической помощи в соответствии с заболеваемостью, расселением жителей, возрастно-половым составом, мобильностью пациентов и т.д. Сокращение коечного фонда актуально для развития здравоохранения области, но оно не должно стать самоцелью. Гораздо важнее создать в больничных учреждениях условия для применения современных технологий лечебно-диагностического процесса, улучшения оснащенности оборудованием, подготовки квалифицированных кадров. В ряде районов с учетом расселения жителей целесообразно и в перспективе сохранить участковые больницы для пациентов с ограниченной мобильностью, а также для проведения в них долечивания и восстановительного лечения после соответствующей кратковременной госпитализации или консультации в ЛПУ более высокого этапа оказания медицинской помощи.

Предложенные методические подходы распределения объема помощи по сети ЛПУ необходимо сочетать с постоянным изучением динамики и перспектив изменения демографической ситуации, заболеваемости, анализируя занятость медицинского персонала, рациональность использования коечного фонда с применением общепринятых в здравоохранении методик.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×